Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:18, курсовая работа
Цель работы - предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе.
Объект исследования - подростковые конфликты в классном коллективе.
Предмет исследования - направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе.
В ходе исследования ставились следующие задачи:
рассмотреть сущность и виды конфликтов;
дать характеристику подростковым конфликтам в классном коллективе;
предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...........
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВЫХ КОНФЛИКТОВ В КЛАССЕ………………………………………………..
5
1.1. Сущность и виды конфликтов……………………………………
5
1.2. Особенности подростковых конфликтов в классе……………….
13
1.3. Возможные профилактические мероприятия предупреждения и устранения подростковых конфликтов в классе……………………...
20
ГЛАВА II. Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов…..........................................................
26
2.1. Диагностика взаимоотношений классного коллектива………….
26
2.2.Направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе…..
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 | |
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВЫХ КОНФЛИКТОВ В КЛАССЕ……………………………………………….. |
5 | |
1.1. Сущность и виды конфликтов…………………………………… |
5 | |
1.2. Особенности подростковых конфликтов в классе………………. |
13 | |
1.3. Возможные профилактические
мероприятия предупреждения и
устранения подростковых |
20 | |
ГЛАВА II. Социально-педагогическая деятельность по
профилактике конфликтов…................... |
26 | |
2.1. Диагностика взаимоотношений классного коллектива…………. |
26 | |
2.2.Направления социально- |
37 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
46 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… |
48 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
50 |
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.
Конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. В классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д. Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.
Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.
Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.
В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека [5].
В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы, создание в школе системы
профилактики конфликтов улучшит качество воспитательного процесса.
Цель работы - предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе.
Объект исследования - подростковые конфликты в классном коллективе.
В ходе исследования использовались разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по психологии, конфликтологии и социологии, проведено исследование по данной проблеме.
Исследование проводилась на базе МОУ СОШ №2 города Ростова. Для изучения взаимоотношений в классном коллективе были использованы следующие методики:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВЫХ КОНФЛИКТОВ В КЛАССЕ
1.1. Сущность и виды конфликтов
Более краткое определение мы находим в словаре Ожегова С. И. и Шведовой Н. Ю.: конфликт - столкновение, серьезное разногласие, спор [21].
Предмет конфликта - это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.