Работа социального педагога по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе.
Объект исследования - подростковые конфликты в классном коллективе.
Предмет исследования - направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе.
В ходе исследования ставились следующие задачи:
рассмотреть сущность и виды конфликтов;
дать характеристику подростковым конфликтам в классном коллективе;
предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...........
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВЫХ КОНФЛИКТОВ В КЛАССЕ………………………………………………..
5

1.1. Сущность и виды конфликтов……………………………………
5

1.2. Особенности подростковых конфликтов в классе……………….
13

1.3. Возможные профилактические мероприятия предупреждения и устранения подростковых конфликтов в классе……………………...
20
ГЛАВА II. Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов…..........................................................
26

2.1. Диагностика взаимоотношений классного коллектива………….
26

2.2.Направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе…..
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 126.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Основные концепции социальной педагогики»

на тему: «Работа социального педагога по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе»

 

 

 

Выполнила: студентка III курса

направление 050400.62

Психолого-педагогическое образование

Профиль Психология и социальная педагогика

Каракова Екатерина Валерьевна

Проверила: Лебедева Т. С.

_____________________________

(Оценка и подпись преподавателя)

 

 

 

 

Ярославль

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...........

3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВЫХ КОНФЛИКТОВ В КЛАССЕ………………………………………………..

5

 

1.1. Сущность и виды конфликтов……………………………………

5

 

1.2. Особенности подростковых  конфликтов в классе……………….

13

 

1.3. Возможные профилактические  мероприятия предупреждения и  устранения подростковых конфликтов  в классе……………………...

20

ГЛАВА II. Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов…..........................................................

26

 

2.1. Диагностика взаимоотношений  классного коллектива………….

26

 

2.2.Направления социально-педагогической  деятельности по профилактике  подростковых конфликтов в классном  коллективе…..

37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….

46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………

48

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

50


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В своей жизни я испытал множество

 неприятностей. Некоторые из них 

произошли на самом деле.

Марк Твен

 

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Конфликты между детьми и подростками в пределах школы, класса чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни. Конфликт обостряется и охватывает все больше людей.

Конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. В классе, где сложился неблагоприятный социально-психологический климат, дети плохо усваивают программный материал, простая обида может, в конечном счете, привести к проявлению жестокости в отношении своих противников и т.д. Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.

Во-первых, профилактика конфликтов, несомненно, будет способствовать повышению качества учебного процесса. Ученики и учителя станут тратить интеллектуальные и нравственные силы не на борьбу с оппонентами, а на свою основную деятельность.

Во-вторых, конфликты оказывают заметное отрицательное влияние на психическое состояние и настроение конфликтующих. Стресс, возникающий в ходе конфликтов, может быть причиной десятков серьезных заболеваний. Поэтому своевременные профилактические меры должны положительно влиять на психологическое и физическое здоровье учеников и учителей.

В-третьих, именно в школе у ребенка, подростка формируются навыки разрешения противоречий в межличностном взаимодействии, которые случаются в жизни каждого человека [5].

В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь, в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы, создание в школе системы

профилактики конфликтов улучшит качество воспитательного процесса.

Цель работы - предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе.

Объект исследования - подростковые конфликты в классном коллективе.

Предмет исследования - направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе.

В ходе исследования ставились следующие задачи:

  1. рассмотреть сущность и виды конфликтов;
  2. дать характеристику подростковым конфликтам в классном коллективе;
  3. предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе.

В ходе исследования использовались разнообразные методы: изучение и теоретический анализ литературы по психологии, конфликтологии и социологии, проведено исследование по данной проблеме.

Исследование проводилась на базе МОУ СОШ №2 города Ростова. Для изучения взаимоотношений в классном коллективе были использованы следующие методики:

1. Социометрия;

2. Тест К. Томаса «Стратегия поведения в конфликтной ситуации»;

3. Диагностика типов межличностных  отношений Т. Лири;

4. Методика «Личностная  агрессивность и конфликтность».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВЫХ КОНФЛИКТОВ В КЛАССЕ

 

 

1.1. Сущность и виды конфликтов

 

Само понятие конфликт берет свое начало от латинского слова “conflictus” - столкновение. Существует множество определений понятия «конфликт».

Конфликт (по Э. Гидденсу) - реальная борьба между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон.

Конфликт — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме [24].

Конфликт (по К. Левину) - это ситуация, обусловленная необходимостью выбора между силами равной величины, действующими на личность.

Более краткое определение мы находим в словаре Ожегова С. И. и Шведовой Н. Ю.: конфликт - столкновение, серьезное разногласие, спор [21].

Несмотря на множество определений «конфликта», на протяжении всей работы мы будем оперировать одним: конфликт - столкновение, серьезное разногласие, спор. Мы думаем, оно в полной мере раскрывает суть конфликта.

В современной науке есть понятия, непосредственно связанные с конфликтом, но не тождественные ему. Рассмотрим их:

Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу,  стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, не совпадению интересов, желаний и т.д. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой – либо мелочи: не удачно сказанного слова, мнения, то есть инцидента – и конфликт может начаться.

Инцидент - повод, когда одна из сторон начинает действовать (пусть даже не умышленно), ущемляя интересы другой стороны.

Субъект конфликта – это те участники, которые затронуты непосредственно (конфликтующие стороны).

Объект конфликта – это то, на что претендуют конфликтующие стороны.

Предмет конфликта - это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

База конфликта – это те требования, бездействия, поступки, которые проявляются в конфликте.

Результат конфликта – это то, что получают конфликтующие стороны после разрешения конфликта и снятия эмоционального напряжения.

Рассмотренные категории помогут специалисту разобраться в конфликте и найти его способы разрешения.

80% конфликтов возникает  помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей  нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены.

Конфликтогены – это слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту.

Большая опасность проистекает из игнорирования очень важной закономерности – эскалации конфликтогенов. Состоит она в следующем: на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Очень важно знать формулу конфликта и эффективно ею владеть. Она выглядит следующим образом:

КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ

Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, т.е. ни одно из них не является следствием или проявлением другого.

Разрешить конфликт – значит, устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент. Понятно, что первое сделать сложнее, но и более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента. Но часто также мы используем прием - подавление - уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.

Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей. При этом она носит социальный характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию, и с этого момента начинается социальный конфликт.

Многие считают, что конфликт имеет только отрицательные стороны, но это далеко не так. В конфликте присутствуют как отрицательные, так и положительные стороны.

Положительные стороны:

1) вскрывает существенные  противоречия, а, следовательно, способствует  общественному развитию;

2)  предупреждает более  серьезные конфликты, в том случае, если он был сразу выделен;

3)  стабилизирует, интегрирует  внутригрупповые и межгрупповые  отношения, снижает социальную напряженность;

4) повышает интенсивность  связей и отношений, стимулирует  развитие, придает динамичность, поощряет  творчество и инициативу, способствует  прогрессу;

5) способствует получению  информации об окружающей среде, а также повышению силового  потенциала конкурентов;

6) способствует интеграции, укрепляет единство группы, мобилизирует внутренние ресурсы;

7)  способствует сбалансированному  решению важнейших проблем.

Отрицательные стороны:

1)  затрудняет принятие  решений;

2)  ведет к беспорядку  и нестабильности в обществе;

3) при крупных конфликтах  общество не в состоянии обеспечить  мир и порядок;

Информация о работе Работа социального педагога по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе