Работа социального педагога по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе.
Объект исследования - подростковые конфликты в классном коллективе.
Предмет исследования - направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе.
В ходе исследования ставились следующие задачи:
рассмотреть сущность и виды конфликтов;
дать характеристику подростковым конфликтам в классном коллективе;
предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...........
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВЫХ КОНФЛИКТОВ В КЛАССЕ………………………………………………..
5

1.1. Сущность и виды конфликтов……………………………………
5

1.2. Особенности подростковых конфликтов в классе……………….
13

1.3. Возможные профилактические мероприятия предупреждения и устранения подростковых конфликтов в классе……………………...
20
ГЛАВА II. Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов…..........................................................
26

2.1. Диагностика взаимоотношений классного коллектива………….
26

2.2.Направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе…..
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 126.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Взаимный выбор: число взаимных выборов = 18

1. ученик 1 (3) – 1 (1);

2. ученик 1 (1) –10 (1);

3. ученик 2 (2) – 4 (2);

4. ученик 2 (1) – 5 (1);

5. ученик 2 (3) – 15 (2);

6. ученик 3 (3) – 7 (2);

7. ученик 4 (1) – 5 (2);

8. ученик 4 (3) – 9 (2);

9. ученик 5 (3) – 15 (3);

10. ученик 6 (1) – 7 (1);

11. ученик 6 (2) –13 (1);

12. ученик 8 (1) –12 (1);

13. ученик 9 (1) – 11 (1);

14. ученик 9 (3) – 14 (1);

15. ученик 11 (3) – 15 (1);

16. ученик 12 (2) – 14 (2);

17. ученик 12 (3) – 16 (2);

18. ученик 14 (3) – 16 (1);


 

Методика 2. Тест К. Томаса:

«Стратегия поведения в конфликтной ситуации»

Благодаря данному тесту можно определить насколько человек склонен к конфронтации или сотрудничеству, способен ли прогнозировать развитие конфликтной ситуации и избегать ее, или, напротив, склонен обострять противоречия, умеет ли идти на компромисс, имеет ли желание работать в коллективе. Благодаря этим знаниям можно наиболее оптимально подобрать микроколлектив, чтобы исключить внутренние противоречия. А в случае участия в одной совместной задаче - разрешения конфликтной ситуации, иметь возможность компенсировать недостатки друга и усилить достоинства.

Цель: Определить типичные способы реагирования личности на конфликтные ситуации.

Инструкция: Перед Вами ряд утверждений (Приложение 1), которые помогут определить некоторые особенности Вашего поведения. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных» Люди различны, и каждый может высказать свое мнение. Имеются два варианта утверждений (А, В), их которых Вам необходимо выбрать один, в большей степени соответствующий Вашим взглядам, Вашему мнению о себе.

Обработка результатов: Подсчитайте количество баллов по каждому столбику. Название столбика набравшего наибольшее количество баллов является вашей ведущей стратегией поведения в конфликтной ситуации. Оптимальной стратегией в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов.

Ключ к тесту:

соперничество

сотрудничество

компромисс

избегание

приспособление

1

     

А

В

2

 

В

А

   

3

А

     

В

4

   

А

 

В

5

 

А

 

В

 

6

В

   

А

 

7

   

В

А

 

8

А

В

     

9

В

   

А

 

10

А

 

В

   

11

 

А

   

В

12

   

В

А

 

13

В

 

А

   

14

В

А

     

15

     

В

А

16

В

     

А

17

А

   

В

 

18

   

В

 

А

19

 

А

 

В

 

20

 

А

В

   

21

 

В

   

А

22

В

 

А

   

23

 

А

 

В

 

24

   

В

 

А

25

А

     

В

26

 

В

А

   

27

     

А

В

28

А

В

     

29

   

А

В

 

30

 

В

   

А


 

 

Вывод: Рассмотрев результаты диагностики  (табл.2), мы выявили следующее:

большинство ответов выявили такой способ поведения в конфликте, как соперничество 7 учеников - т.е. эти ребята стремятся добиться своего, во что бы то ни стало, отстоять свою позицию, заставить окружающих принять свою точку зрения, мнение других их не интересует. На сотрудничество идут лишь 4 учеников - они признают право остальных на собственное мнение и готовы его понять, они не стараются добиться своей цели за счет других, а ищут решение проблемы. На компромисс способны лишь 2 ученика, т.е. они принимают точку зрения других, но лишь до определенной степени, они готовы идти на взаимные уступки. К избеганию прибегает 1 человек - он попросту уклоняется от решения конфликта, считает, что все когда-нибудь разрешится само собой. Приспособление 2 ученика - призывая к солидарности одноклассников, они, тем не менее, стараются держаться особняком от всех, в удобном для них случае поддерживая сторону сильнейшего.

Таблица 2

Результаты выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации

 

Стиль поведения/ ученики

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

 

«+»

     

2

       

«+»

3

«+»

       

4

 

«+»

     

5

   

«+»

   

6

«+»

       

7

 

«+»

     

8

«+»

       

9

   

«+»

   

10

       

«+»

11

«+»

       

12

«+»

       

13

«+»

       

14

     

«+»

 

15

 

«+»

     

16

«+»

       

Итого:

7

4

2

1

2


 

 

Методика 3. «Диагностика типов межличностных

отношений Т. Лири»

Методика Т. Лири предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

Цель: Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения.

Инструкция: Перед Вами опросник (Приложение 2), содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочитать каждую и подумать соответствует ли она Вашему представлению о себе. Поставьте в бланке ответов знак " + " напротив номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак " – " против номеров тех утверждений,

которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь отвечать

искренне. Если нет полной уверенности, знак " + " не ставьте.

Обработка результатов: Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Ключ:

  1. Авторитарный: 1 – 4, 33 – 36, 65 – 68, 97 – 100.

  1. Эгоистичный: 5 – 8, 37 – 40, 69 – 72, 101 – 104.

  1. Агрессивный: 9 – 12, 41 – 44, 73 – 76, 105 – 108.

  1. Подозрительный: 13 – 16, 45 – 48, 77 – 80, 109 – 112.

  1. Подчиняемый: 17 – 20, 49 – 52, 81 – 84, 113 – 116.

  1. Зависимый: 21 – 24, 53 – 56, 85 – 88, 117 – 120.

  1. Дружелюбный: 25 – 28, 57 – 60, 89 – 92, 121 – 124.

  1. Альтруистический: 29 – 32, 61 – 64, 93 – 96, 125 – 128.

Интерпретация результатов:

1. Авторитарный:

/0 - 8 баллов/ - уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойства  руководителя. Терпим к критике, не переоценивает собственных  возможностей;

/9 - 16 баллов/ - нетерпимость к критике, переоценка своих возможностей;

2. Эгоистичный:

/0 - 8 баллов/ - в межличностных отношениях - уверенный, независимый, соперничающий. Нет выраженного чувства превосходства над окружающими, не занимает обособленную позицию в группе;

/9 - 16 баллов/ - самодовольство, чувство  превосходства по отношению к  окружающим;

3. Агрессивный:

/0 - 8 баллов/ - искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в  достижении цели. Не присуще чрезмерное  упорство, недружелюбие, несдержанность  и вспыльчивость;

/9 - 16 баллов/ - чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и  вспыльчивость;

4. Подозрительный:

/0 - 8 баллов/ - реалистичность базы  поступков и суждений, скептицизм  и неконфомнорсть;

/9 - 16 баллов/ - обидчивость, недоверчивость, склонность к критицизму, недовольство  окружающими, подозрительность;

5. Подчиняемый:

/0 - 8 баллов/ - скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие  обязанности;

/9 - 16 баллов/ - полная покорность, повышенное чувство вины;

6. Зависимый:

/0 - 8 баллов/ - потребность в помощи  и доверии со стороны окружающих, в их признании;

/9 - 16 баллов/ - полная зависимость  от мнения окружающих;

7. Дружелюбный:

/0 - 8 баллов/ - показатель свойственный  людям, стремящимся к тесному  сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям к окружающим;

/9 - 16 баллов/ - компромиссное поведение, несдержанность в излиянии своего  дружелюбия;

8. Альтруистический:

/0 - 8 баллов/ - выраженная готовность  помогать окружающим, развитое чувство  ответственности;

/9 - 16 баллов/ - гиперсоциальные установки, альтруизм, мягкосердечность, сверхобязательность.

Вывод: Результаты диагностики типов межличностных отношений  (табл.3) позволяют сделать вывод, что в классе складывается напряженная эмоциональная обстановка, что приводит к частым конфликтам, которые дети предпочитают разрешать, наиболее выгодным для них способом - они не хотят сотрудничать, а наоборот, каждый отстаивает свою точку зрения, опирается на свое мнение и видение ситуации. Дети нетерпимы к критике, переоценивают собственные возможности, демонстрируют чувство превосходства над теми, кто более слаб, многие несдержанны, импульсивны, агрессивны. В классе немало подчиняемых детей. Но в то же время, дети непосредственны, настойчивы в достижении своих целей, дружелюбны.

Таблица 3

Результаты диагностики типов межличностных отношений 

 

Свойства/

ученик

Авторитарный

Эгоистичный

Агрессивный

Подозрительный

Подчиняемый

Зависимый

Дружелюбный

Альтруистический

1

 

5

 

4

7

4

 

5

2

5

4

11

9

5

5

8

8

3

6

7

9

3

   

9

4

4

8

 

9

3

 

7

   

5

8

5

8

8

9

7

12

12

6

10

 

9

 

12

5

 

5

7

 

3

 

8

9

6

 

6

8

 

5

10

 

9

5

 

7

9

9

5

5

6

5

5

9

8

10

12

6

11

 

10

 

7

 

11

8

5

8

9

 

4

5

2

12

9

 

10

 

11

 

9

7

13

 

6

9

4

 

2

 

7

14

   

9

7

10

 

9

4

15

 

7

 

7

12

9

9

6

16

12

8

10

8

 

3

6

3

Средний балл

5

4

7

5

6

4

5

5

Информация о работе Работа социального педагога по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе