Работа социального педагога по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе.
Объект исследования - подростковые конфликты в классном коллективе.
Предмет исследования - направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе.
В ходе исследования ставились следующие задачи:
рассмотреть сущность и виды конфликтов;
дать характеристику подростковым конфликтам в классном коллективе;
предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...........
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВЫХ КОНФЛИКТОВ В КЛАССЕ………………………………………………..
5

1.1. Сущность и виды конфликтов……………………………………
5

1.2. Особенности подростковых конфликтов в классе……………….
13

1.3. Возможные профилактические мероприятия предупреждения и устранения подростковых конфликтов в классе……………………...
20
ГЛАВА II. Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов…..........................................................
26

2.1. Диагностика взаимоотношений классного коллектива………….
26

2.2.Направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе…..
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 126.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Методика 4. «Личностная агрессивность и конфликтность»

Цель: Выявить склонности субъекта к конфликтности и агрессивности.

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений (Приложение 3). Поставьте на

бланке ответов знак «+» («Да») при согласии с утверждением, при несогласии – знак «-» («Нет»). 

Обработка результатов: Ответы на вопросы соответствуют 8 шкалам: «вспыльчивость», «наступательность», «обидчивость», «неуступчивость», «бескомпромиссность», «мстительность», «нетерпимость к мнению других», «подозрительность». За каждый ответ «да» или «нет» в соответствии с ключом к каждой шкале начисляется 1 балл. По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.

Ключ к тесту:

Вспыльчивость  
• Ответы «Да» по позициям: 1, 9, 17, 65;  
• Ответы «Нет» по позициям: 25, 33, 41, 49, 57, 73.  
Наступательность, напористость 
• Ответы «Да» по позициям: 2, 10, 18, 42, 50, 58, 66, 74;  
• Ответы «Нет» по позициям: 26, 34.  
Обидчивость  
• Ответы «Да» по позициям: 3, 11, 19, 27, 35, 59;  
• Ответы «Нет» по позициям: 43, 51, 67, 75.  
Неуступчивость  
• Ответы «Да» по позициям: 4, 12, 20, 28, 36, 60, 76;  
• Ответы «Нет» по позициям: 44, 52, 68.  
Бескомпромиссность  
• Ответы «Да» по позициям: 5, 13, 21, 29, 37, 45, 53;  
• Ответы «Нет» по позициям: 61, 69, 77  
Мстительность  
• Ответы «Да» по позициям: 6, 22, 38, 62, 70;  
• Ответы «Нет» по позициям: 14, 30, 46, 54, 78.  
Нетерпимость к мнению других  
• Ответы «Да» по позициям: 7, 23, 39, 55, 63;  
• Ответы «Нет» по позициям: 15, 31, 47, 71, 79.  
Подозрительность  
• Ответы «Да» по позициям: 8, 24, 32, 48, 56, 64, 72;  
• Ответы «Нет» по позициям: 16, 40, 80. 

          Сумма баллов по шкалам «наступательность (напористость)» и «неуступчивость» дает суммарный показатель позитивной агрессивности субъекта.  
          Сумма баллов, набранная по шкалам «нетерпимость к мнению других» и «мстительность», дает показатель негативной агрессивности субъекта. 
          Сумма баллов по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость», «обидчивость», «подозрительность» дает обобщенный показатель конфликтности. 
Вывод:  Результаты личностной агрессивности и конфликтности (табл.4) позволяют сделать вывод, что в классе велико количество учеников, склонных к конфликтности и агрессивности. Показатель негативной агрессивности превышает показатель позитивной агрессивности. Показатель конфликтности очень высок. Дети нетерпимы к критике и мнению других людей, вспыльчивы, неуступчивы и наступательны.

Таблица 4

Результаты личностной агрессивности и конфликтности

 

Шкала/

ученик

Вспыльчивость

Наступательность

Обидчивость

Неуступчивость

Бескомпромиссность

Мстительность

Нетерпимость к мнению других

Подозрительность

 

1

 

2

8

5

   

5

2

 

2

7

3

3

4

9

6

1

5

 

3

7

5

 

4

 

4

6

   

4

8

3

 

3

 

3

 

2

 

5

6

2

6

2

8

6

4

5

 

6

6

4

 

2

 

7

7

   

7

8

5

 

6

 

4

6

   

8

7

6

7

3

5

5

4

7

 

9

7

4

7

2

9

2

5

8

 

10

8

6

4

5

 

3

6

   

11

5

7

5

4

4

4

5

4

 

12

5

2

 

3

3

3

 

5

 

13

7

3

     

3

5

3

 

14

   

5

6

4

 

4

   

15

5

7

 

4

 

2

6

   

16

4

 

5

3

6

 

8

8

 

Позитивная агрессивность

 

59

 

56

       

115

Негативная агрессивность

         

52

72

 

124

Показатель конфликтности

90

 

50

 

48

   

49

237


 

 

Таким образом, проведя диагностическое исследование, мы выяснили, что в классе складывается неблагоприятная эмоциональная обстановка, подростки склонны к агрессии и конфликтам, не терпят критику и мнение других людей, вспыльчивы, стремятся добиться своего, во что бы то ни стало. Мы определили те проблемы, на которые нужно обратить внимание при подборе упражнений и построении работы по предупреждению подростковых конфликтов в классе и преодолению трудностей во взаимоотношениях между подростками.

 

2.2. Направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе

 

Для преодоления трудностей во взаимоотношениях, наша работа была направлена в первую очередь на то, чтобы:

  • расширить представления подростков о собственном «Я»

  • формировать адекватную позитивную самооценку и самоуважение

  • развивать гибкость в межличностных отношениях

  • формировать адекватные поведенческие стратегии

Организационные условия: Занятия проводились в изолированном помещении. Длительность занятия – 30-40 минут один раз в неделю. Общее количество занятий = 5.

ЗАНЯТИЕ № 1

Упражнение "Рукопожатие или поклон" (толерантность, уважительное отношение друг к другу)

Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах. Расскажите группе о жестах приветствия, принятых у разных народов. Заранее предупредите участников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу. Вот несколько вариантов приветствия:

  1. объятие и троекратный поцелуй поочередно в обе щеки (Россия);
  2. легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
  3. рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
  4. легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);
  5. легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
  6. поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
  7. простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
  8. мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
  9. потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).

Предложите группе образовать круг. Один из участников начинает "круг знакомств": выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы. 
Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и т. д.

В ходе игры поддерживается атмосфера толерантности, уважительное отношение друг к другу. Кроме того, участникам наверняка будет интересно

по-разному знакомиться с людьми.

Упражнение "Лабиринт" (чувство доверия)

Группа разбивается на пары. В каждой паре один из участников с помощью устных указаний-команд "заводит" своего партнера в воображаемый лабиринт, схему которого в виде ломаной линии с прямыми углами он держит перед собой, но не показывает своему "ведомому".

Всего используется три команды. Первая, обозначающая вход в лабиринт, - "Прямо!". Далее, в зависимости от формы лабиринта, следуют команды "Направо!" или "Налево!", после которых идущий по воображаемому лабиринту должен повернуть соответственно в правую или левую сторону.

 Пройдя лабиринт, "ведомый" должен развернуться на 180 градусов и мысленно выйти из него, вслух сообщая обо всех своих перемещениях (посредством тех же трех команд).

 В это время "заводящий" по своей схеме контролирует  путь партнера. Если "ведомый" справился с заданием успешно, то ему предлагается лабиринт  с большим количеством поворотов  и так далее. Затем напарники  меняются ролями.

В некоторых случаях с "Лабиринтом" лучше работать не парами, а всей группой. При этом часть сидящих в кругу участников (четные) будет заводить в лабиринт, а оставшаяся часть - выводить из лабиринта. Тогда каждому как из "заводящих", так и из "выводящих" достается лишь часть общего пути.

В ходе обсуждения результатов тренеру следует обратить особое внимание на то, каким образом каждый спортсмен в качестве "ведомого" справлялся со своим заданием. Участники, у которых преобладает зрительная ориентировка в пространстве, используют обычно воображаемого человечка, который, послушно выполняя команды, идет по лабиринту. Тем же, у кого преобладает двигательный тип, этого бывает недостаточно. Для того чтобы определить, где же это "налево", а где "направо", они вынуждены каждый раз представлять себя самого на месте "человечка", мысленно влезать внутрь лабиринта и проделывать там воображаемые повороты. Представляя себе различные движения, люди с двигательным типом ориентировки не столько видят эти движения, сколько чувствуют их своим телом, ощущают себя выполняющими их.

ЗАНЯТИЕ № 2

Упражнение "Я на твоём месте" (эмпатия)

 

  Одним из фундаментальных механизмов человеческого взаимопонимания является рефлексия - способность представлять себя на месте другого человека, мысленно видеть и "проигрывать" ситуацию за него.

Потерявшие друг друга в незнакомом городе люди встречаются на центральной площади. Преступник оставляет драгоценности на самом видном месте в надежде, что все бросятся на поиски тайников, и лишь видавшие виды детективы находят их там, где искать никому не приходило в голову. Соперники сверлят друг друга глазами - каждый понимает, чего хочет другой, но понимает также и то, что другой понимает это. Вам это знакомо? 
            Умение ставить себя на место соперника или партнера, принимать за него наиболее вероятные решения и согласовывать с ним свои собственные действия, учитывать его попытки "думать за тебя" и действовать с поправкой на это думанье - все это необходимо.

Участники упражнения делятся на пары. Один из пары вспоминает случай из жизни или литературную историю (выдавая за свою - игровая ситуация), второй участник начинает разговор со слов "Я на твоём месте…" и продолжает, как бы он поступил в данном случае. В конце упражнения проходит рефлексия.

Упражнение "Зеркало" (развитие психологического климата)

 

  Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого - в точности копировать все движения напарника, быть его "зеркальным отражением". В каждой паре участники самостоятельно подбирают нужную сложность движений и их темп.

В ходе игры участники, работающие за "отражение", довольно быстро научаются чувствовать тело партнера, и схватывают логику его движений. От раза к разу следить за "оригиналом" и копировать его движения становится все легче, и все чаще возникают ситуации не только предвосхищения, но и опережения его движений. Освоив навыки двигательного подражания, участники могут попробовать свои силы и в более сложной игре: задача та же, но роли "отражения" и "оригинала", ведомого и лидера, не определены. Гибко подстраиваясь друг под друга, играющие стремятся двигаться в унисон.

Это упражнение - очень хорошее средство развития психологического контакта. Наблюдая за ходом его выполнения, тренер может выявить "естественного" лидера в каждой паре. Трудности в достижении двигательного согласия нередко бывают связаны с наличием напряженных отношений между партнерами.

Информация о работе Работа социального педагога по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе