Методика 4. «Личностная агрессивность
и конфликтность»
Цель: Выявить склонности субъекта
к конфликтности и агрессивности.
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений
(Приложение 3). Поставьте на
бланке ответов знак «+» («Да»)
при согласии с утверждением, при несогласии
– знак «-» («Нет»).
Обработка результатов: Ответы на вопросы соответствуют
8 шкалам: «вспыльчивость», «наступательность»,
«обидчивость», «неуступчивость», «бескомпромиссность»,
«мстительность», «нетерпимость к мнению
других», «подозрительность». За каждый
ответ «да» или «нет» в соответствии с
ключом к каждой шкале начисляется 1 балл.
По каждой шкале испытуемые могут набрать от 0 до 10 баллов.
Ключ к тесту:
Вспыльчивость
• Ответы «Да» по позициям: 1, 9, 17, 65;
• Ответы «Нет» по позициям: 25, 33, 41, 49, 57,
73.
Наступательность,
напористость
• Ответы «Да» по позициям: 2, 10, 18, 42, 50,
58, 66, 74;
• Ответы «Нет» по позициям: 26, 34.
Обидчивость
• Ответы «Да» по позициям: 3, 11, 19, 27, 35,
59;
• Ответы «Нет» по позициям: 43, 51, 67, 75.
Неуступчивость
• Ответы «Да» по позициям: 4, 12, 20, 28, 36,
60, 76;
• Ответы «Нет» по позициям: 44, 52, 68.
Бескомпромиссность
• Ответы «Да» по позициям: 5, 13, 21, 29, 37,
45, 53;
• Ответы «Нет» по позициям: 61, 69, 77
Мстительность
• Ответы «Да» по позициям: 6, 22, 38, 62, 70;
• Ответы «Нет» по позициям: 14, 30, 46, 54, 78.
Нетерпимость к мнению
других
• Ответы «Да» по позициям: 7, 23, 39, 55, 63;
• Ответы «Нет» по позициям: 15, 31, 47, 71, 79.
Подозрительность
• Ответы «Да» по позициям: 8, 24, 32, 48,
56, 64, 72;
• Ответы «Нет» по позициям: 16, 40, 80.
Сумма баллов по шкалам «наступательность
(напористость)» и «неуступчивость» дает
суммарный показатель позитивной агрессивности
субъекта.
Сумма баллов,
набранная по шкалам «нетерпимость к мнению
других» и «мстительность», дает показатель
негативной агрессивности субъекта.
Сумма баллов
по шкалам «бескомпромиссность», «вспыльчивость»,
«обидчивость», «подозрительность» дает
обобщенный показатель конфликтности.
Вывод: Результаты
личностной агрессивности и конфликтности
(табл.4) позволяют сделать вывод, что в
классе велико количество учеников, склонных
к конфликтности и агрессивности. Показатель
негативной агрессивности превышает показатель
позитивной агрессивности. Показатель
конфликтности очень высок. Дети нетерпимы
к критике и мнению других людей, вспыльчивы,
неуступчивы и наступательны.
Таблица 4
Результаты личностной
агрессивности и конфликтности
Шкала/
ученик |
Вспыльчивость |
Наступательность |
Обидчивость |
Неуступчивость |
Бескомпромиссность |
Мстительность |
Нетерпимость к мнению других |
Подозрительность |
|
1 |
|
2 |
8 |
5 |
|
|
5 |
2 |
|
2 |
7 |
3 |
3 |
4 |
9 |
6 |
1 |
5 |
|
3 |
7 |
5 |
|
4 |
|
4 |
6 |
|
|
4 |
8 |
3 |
|
3 |
|
3 |
|
2 |
|
5 |
6 |
2 |
6 |
2 |
8 |
6 |
4 |
5 |
|
6 |
6 |
4 |
|
2 |
|
7 |
7 |
|
|
7 |
8 |
5 |
|
6 |
|
4 |
6 |
|
|
8 |
7 |
6 |
7 |
3 |
5 |
5 |
4 |
7 |
|
9 |
7 |
4 |
7 |
2 |
9 |
2 |
5 |
8 |
|
10 |
8 |
6 |
4 |
5 |
|
3 |
6 |
|
|
11 |
5 |
7 |
5 |
4 |
4 |
4 |
5 |
4 |
|
12 |
5 |
2 |
|
3 |
3 |
3 |
|
5 |
|
13 |
7 |
3 |
|
|
|
3 |
5 |
3 |
|
14 |
|
|
5 |
6 |
4 |
|
4 |
|
|
15 |
5 |
7 |
|
4 |
|
2 |
6 |
|
|
16 |
4 |
|
5 |
3 |
6 |
|
8 |
8 |
|
Позитивная агрессивность
|
|
59 |
|
56 |
|
|
|
|
115 |
Негативная агрессивность
|
|
|
|
|
|
52 |
72 |
|
124 |
Показатель конфликтности |
90 |
|
50 |
|
48 |
|
|
49 |
237 |
Таким образом, проведя диагностическое
исследование, мы выяснили, что в классе
складывается неблагоприятная эмоциональная
обстановка, подростки склонны к агрессии
и конфликтам, не терпят критику и мнение
других людей, вспыльчивы, стремятся добиться
своего, во что бы то ни стало. Мы определили
те проблемы, на которые нужно обратить
внимание при подборе упражнений и построении
работы по предупреждению подростковых
конфликтов в классе и преодолению трудностей
во взаимоотношениях между подростками.
2.2. Направления социально-педагогической
деятельности по профилактике подростковых
конфликтов в классном коллективе
Для преодоления трудностей
во взаимоотношениях, наша работа была
направлена в первую очередь на то, чтобы:
расширить представления подростков
о собственном «Я»
формировать адекватную позитивную
самооценку и самоуважение
развивать гибкость в межличностных
отношениях
формировать адекватные поведенческие
стратегии
Организационные условия: Занятия
проводились в изолированном помещении.
Длительность занятия – 30-40 минут один
раз в неделю. Общее количество занятий
= 5.
ЗАНЯТИЕ № 1
Упражнение "Рукопожатие
или поклон" (толерантность, уважительное
отношение друг к другу)
Участники здороваются друг
с другом, используя ритуалы приветствия,
принятые в разных культурах. Расскажите
группе о жестах приветствия, принятых
у разных народов. Заранее предупредите
участников о том, что они должны будут
использовать эти ритуалы, представляясь
друг другу. Вот несколько вариантов приветствия:
- объятие и троекратный поцелуй
поочередно в обе щеки (Россия);
- легкий поклон со скрещенными
на груди руками (Китай);
- рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
- легкий поклон, ладони сложены
перед лбом (Индия);
- легкий поклон, руки и ладони
вытянуты по бокам (Япония);
- поцелуй в щеки, ладони лежат
на предплечьях партнера (Испания);
- простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
- мягкое рукопожатие обеими
руками, касание только кончиками пальцев
(Малайзия);
- потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).
Предложите группе образовать
круг. Один из участников начинает "круг
знакомств": выступает на середину и
приветствует партнера, стоящего справа.
Потом идет по часовой стрелке и поочередно
приветствует всех членов группы.
Каждый раз участник должен приветствовать
своего визави новым жестом. При этом он
представляется, называя свое имя. Во втором
раунде в круг вступает другой участник,
стоящий справа от первого, и т. д.
В ходе игры поддерживается
атмосфера толерантности, уважительное
отношение друг к другу. Кроме того, участникам
наверняка будет интересно
по-разному знакомиться с людьми.
Упражнение "Лабиринт" (чувство доверия)
Группа разбивается на пары.
В каждой паре один из участников с помощью
устных указаний-команд "заводит"
своего партнера в воображаемый лабиринт,
схему которого в виде ломаной линии с
прямыми углами он держит перед собой,
но не показывает своему "ведомому".
Всего используется три команды. Первая,
обозначающая вход в лабиринт, - "Прямо!".
Далее, в зависимости от формы лабиринта,
следуют команды "Направо!" или "Налево!",
после которых идущий по воображаемому
лабиринту должен повернуть соответственно
в правую или левую сторону.
Пройдя лабиринт, "ведомый"
должен развернуться на 180 градусов и мысленно
выйти из него, вслух сообщая обо всех
своих перемещениях (посредством тех же
трех команд).
В это время "заводящий"
по своей схеме контролирует
путь партнера. Если "ведомый"
справился с заданием успешно,
то ему предлагается лабиринт
с большим количеством поворотов
и так далее. Затем напарники
меняются ролями.
В некоторых случаях с "Лабиринтом"
лучше работать не парами, а всей группой.
При этом часть сидящих в кругу участников
(четные) будет заводить в лабиринт, а оставшаяся
часть - выводить из лабиринта. Тогда каждому
как из "заводящих", так и из "выводящих"
достается лишь часть общего пути.
В ходе обсуждения результатов
тренеру следует обратить особое внимание
на то, каким образом каждый спортсмен
в качестве "ведомого" справлялся
со своим заданием. Участники, у которых
преобладает зрительная ориентировка
в пространстве, используют обычно воображаемого
человечка, который, послушно выполняя
команды, идет по лабиринту. Тем же, у кого
преобладает двигательный тип, этого бывает
недостаточно. Для того чтобы определить,
где же это "налево", а где "направо",
они вынуждены каждый раз представлять
себя самого на месте "человечка",
мысленно влезать внутрь лабиринта и проделывать
там воображаемые повороты. Представляя
себе различные движения, люди с двигательным
типом ориентировки не столько видят эти
движения, сколько чувствуют их своим
телом, ощущают себя выполняющими их.
ЗАНЯТИЕ № 2
Упражнение "Я
на твоём месте" (эмпатия)
Одним из фундаментальных механизмов
человеческого взаимопонимания является
рефлексия - способность представлять
себя на месте другого человека, мысленно
видеть и "проигрывать" ситуацию
за него.
Потерявшие друг друга в незнакомом
городе люди встречаются на центральной
площади. Преступник оставляет драгоценности
на самом видном месте в надежде, что все
бросятся на поиски тайников, и лишь видавшие
виды детективы находят их там, где искать
никому не приходило в голову. Соперники
сверлят друг друга глазами - каждый понимает,
чего хочет другой, но понимает также и
то, что другой понимает это. Вам это знакомо?
Умение ставить себя на место соперника
или партнера, принимать за него наиболее
вероятные решения и согласовывать с ним
свои собственные действия, учитывать
его попытки "думать за тебя" и действовать
с поправкой на это думанье - все это необходимо.
Участники упражнения делятся
на пары. Один из пары вспоминает случай
из жизни или литературную историю (выдавая
за свою - игровая ситуация), второй участник
начинает разговор со слов "Я на твоём
месте…" и продолжает, как бы он поступил
в данном случае. В конце упражнения проходит
рефлексия.
Упражнение "Зеркало" (развитие психологического
климата)
Участники разбиваются на пары,
становятся лицом друг к другу. Один из
играющих делает замедленные движения
руками, головой, всем телом. Задача другого
- в точности копировать все движения напарника,
быть его "зеркальным отражением".
В каждой паре участники самостоятельно
подбирают нужную сложность движений
и их темп.
В ходе игры участники, работающие
за "отражение", довольно быстро научаются
чувствовать тело партнера, и схватывают
логику его движений. От раза к разу следить
за "оригиналом" и копировать его
движения становится все легче, и все чаще
возникают ситуации не только предвосхищения,
но и опережения его движений. Освоив навыки
двигательного подражания, участники
могут попробовать свои силы и в более
сложной игре: задача та же, но роли "отражения"
и "оригинала", ведомого и лидера,
не определены. Гибко подстраиваясь друг
под друга, играющие стремятся двигаться
в унисон.
Это упражнение - очень хорошее
средство развития психологического контакта.
Наблюдая за ходом его выполнения, тренер
может выявить "естественного" лидера
в каждой паре. Трудности в достижении
двигательного согласия нередко бывают
связаны с наличием напряженных отношений
между партнерами.