думаете или чувствуете.
- Спросите самого себя, соответствует
сказанное вашим истинным желаниям, нуждам
или чувствам? Если не соответствует, то
ваши интересы могут остаться неудовлетворенными.
- Не оставляйте неясностей. Втолковывайте
то, что вы имеете в виду. Если вы не уверены,
что ваше сообщение понято, попросите
конфликтующую сторону повторить то, что
вы сказали, чтобы убедиться в точности
восприятия. Если же вы не можете что-то
понять с первого раза, не отрицайте этого.
Признавая, что вы чего-то не поняли, вы
сохраняете достоинство и доказываете
самому себе свою честность и желание
все делать правильно с самого начала.
- Научитесь слушать другого. Для этого
придерживайтесь следующего: слушать
с сочувствием; сосредоточиться на предмете
разговора; относится к говорящему уважительно; слушать внимательно, не делая оценок; высказывать мнение об услышанном. Чтобы показать человеку, что его действительно слушают; отметьте то, что вы не поняли или в чем не уверены; используйте для поддержания разговора неречевые средства (улыбайтесь, кивайте головой, смотрите в глаза).
Так как речь в курсовой работе идет о
подростковых конфликтах в классном коллективе,
учителю необходимо знать несколько правил
по их профилактике:
Помните, что конфликты гораздо
легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учите школьников защищать свои законные интересы без конфликтов.
Никогда не превращайте учеников
в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников. Таким
образом, вы и своих целей не
добьетесь, и мнение о себе со стороны
коллег и
учеников испортите.
Постоянно учитесь контролировать
свои негативные эмоции, учите этому школьников. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции. Донесите до детей, что негативные эмоции:
- оказывают разрушающее
влияние на здоровье того, кто
злится;
- ухудшают качество мышления;
- снижают объективность
оценки окружающих;
- по закону эмоционального
заражения вызывают ответную
неприязнь у партнера по общению.
Никогда не выясняйте отношения
с детьми, родителями школьников, коллегами
в присутствие учеников.
Не стремитесь радикально,
быстро, лобовыми методами переделывать
учеников. Перевоспитание и воспитание школьников – процесс длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
Оценивая результаты
учебы и поведение школьника, всегда сначала
обращайте внимание на то, что ему удалось
сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика. Опора на положительное в обучении и воспитании учащихся, во-первых, позволяет повысить эффективность работы учителя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогами и школьниками.
Никогда на своих
уроках не давайте негативных оценок деятельности
и личности других учителей, администрации
школы, родителей.
Помните, что хорошие
взаимоотношения с окружающими представляют
собой не только самостоятельную, но и
большую общественную ценность. Говорят, что хороший человек – не профессия. Это верно. Однако, если учитель-профессионал конфликтен, такой недостаток вполне сопоставим с достоинством, связанным с хорошим знанием предмета.
Постоянно учитесь без каких-либо
условий любить или, по крайней мере, уважать
всех, начиная с себя. Детей в школе любить и уважать гораздо легче,
чем взрослых людей. Ведь дети
успели принести намного меньше ущерба
окружающим и обществу по сравнению с
взрослыми.
По-своему социально-психологическому
статусу вы всегда выше любого ученика.
Однако не стоит злоупотреблять своим
учительским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать
авторитет, повышая качество преподавания
и создавая высоконравственную атмосферу
в классе.
Во все времена у всех народов
сложно было жить без чувства юмора. Смех
способен предотвратить многие конфликты.
В современной России, тем более в общеобразовательной
школе, без чувства юмора вообще прожить
невозможно. Учитель без чувства
юмора ограничено, профессионально пригоден.
Расширяйте временные
границы мировосприятия. Изучайте не только историю жизни своих предков, но и историю родного края, России, человечества, развития жизни на Земле. Все проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, уже много раз были у других людей. Они как-то с этими трудностями справились. Значит, справитесь и вы. Жизнь коротка. Тратить ее на конфликты не очень-то умно.
Расширяйте вероятностные
границы мировосприятия. Прогнозируйте развитие всех значимых событий. Учите этому школьников. Всегда прогнозируйте наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий.
Расширяйте содержательные
границы мировосприятия. Стремитесь понять движущие силы событий. В любом возрасте необходимо расширять кругозор, развивать ум.
Таким образом, предупреждение конфликтов является
одной из важнейших задач педагогического
коллектива школы, предупредить конфликт гораздо
легче, чем конструктивно разрешить его.
Подводя итоги теоретического исследования
по обоснованию необходимости работы
по профилактике конфликтов в классном
коллективе, можно сделать следующие выводы:
- специфика конфликтов между
школьниками определяется возрастной
психологией, поэтому необходимо
проводить диагностические обследования
подростков для выявления тех
или иных личностных особенностей
и строить профилактическую работу, опираясь
на результаты диагностики.
- конфликты негативно сказываются
на всех процессах жизнедеятельности
школы: трудности в учебе, замкнутость,
потеря мотивации, фрустрация и т.д.
- профилактика большинства видов
конфликтов в общеобразовательной
школе должна вестись педагогом
одновременно по всем направлениям.
- создание таких условий деятельности
и взаимодействия, которые приводят
к деструктивному развитию возникающих
противоречий.
ГЛАВА II. Социально-педагогическая
деятельность по профилактике конфликтов
2.1. Диагностика взаимоотношений
классного коллектива
Своевременная диагностика
подростковых конфликтов в классных коллективах
имеет важное значение, как для профилактики,
так и для их конструктивного разрешения.
Исследовательская работа проводилась
на базе МОУ СОШ №2 города Ростова.
В исследовании принимали участие 16 учеников
в возрасте 12-14 лет. Для изучения взаимоотношений
в классном коллективе были использованы
следующие методики:
1. Социометрия;
2. Тест К. Томаса «Стратегия поведения
в конфликтной ситуации» [23];
3. Диагностика типов межличностных
отношений Т. Лири [23];
4. Методика «Личностная
агрессивность и конфликтность».
Данные методики были выбраны
для проведения исследования, потому что
они не требуют специальной подготовки,
легко обрабатываются и соответствуют
исследуемой проблеме.
Методика 1. «Социометрия»
Социометрический метод - это
метод опроса, направленный на выявление
межличностных отношений путем фиксации
взаимных чувств симпатии и неприязни
среди членов группы (в учебном коллективе).
В основе лежат критерии, формулируемые
в виде вопросов, ответы на них и служат
основанием для установления структуры
взаимоотношений. Социометрия проводится
только в коллективах, имеющих опыт совместной
работы (учебы).
Цель: Выявить сплоченность группы,
а также “лидеров” и “отверженных”.
Инструкция: Возьмите небольшой лист бумаги.
Задание: “У вас через несколько дней
вечер в классе, с конкурсами и КВНом. С
кем из присутствующих в классе вы бы хотели
пойти на праздник?” Напишите последовательно
трех человек в зависимости от величины
вашего интереса к нему, то есть первым
вы напишите того, с кем хотели бы пойти
в первую очередь, затем под цифрой два
- во вторую очередь и только после этого
в третью очередь. Важно, чтобы каждый
из вас написал лично свое мнение, только
тогда можно уверенно говорить о положительных
результатах исследования.
Обработка результатов: Заполнение
таблицы результатов: по вертикали записываются
имена всех членов группы, которая изучается;
по горизонтали - только их номер. На соответствующих
пересечениях цифрами 1, 2, 3 обозначают
тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую,
вторую, третью очередь. После того выборы
будут занесены в таблицу, надо подсчитать
по вертикали алгебраическую сумму всех
полученных каждым членом группы выборов
(сумма выборов). Потом надо подсчитать
сумму баллов для каждого члена группы,
учитывая при этом, что выбор в первую
очередь равняется 3 баллам, во вторую
2, в третью 1. После этого подсчитывается
общая алгебраическая сумма, которая и
определяет статус в группе.
Вывод: Результаты социометрии (табл.1) позволяют
сделать вывод, что в исследуемой группе
большинство детей имеет более или менее
благоприятный статус. Средний уровень
благополучия взаимоотношений означает,
что большинство детей группы испытывают
удовлетворенность в общении, признание
сверстниками. На основании таблицы можно
сказать о характере межличностных отношений,
существующих в группе, то есть свидетельствует
о разобщенности группы на отдельные группировки.
В данной группе положение, как девочек,
так и мальчиков благоприятно в равной
степени. Выявлен такой характер связи
как взаимная симпатия. Мотивация выборов
в большинстве случаев определяется желанием
детей общаться, иметь общее дело, другие
причины выступают как второстепенные.
Среди популярных членов группы можно
выделить: ученика 6 и ученика 9. Нельзя
оставлять без внимания непопулярных
детей: ученика 10 и ученика 15. Следует
выявить и развить у них положительные
качества, поднять заниженную самооценку,
уровень притязаний, чтобы улучшить их
положение в системе межличностных отношений.
Также необходимо учителю пересмотреть
свое личное отношение к этим детям.
Таблица 1
Данные социометрического опроса
Ученики |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
1. Коля А. |
|
|
3 |
|
|
|
2 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
2. Юля В. |
|
|
|
2 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
3. Вова В. |
1 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
4. Даша Г. |
|
2 |
|
|
1 |
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
5. Аня И. |
|
1 |
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
6. Леша И. |
|
|
3 |
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
7. Саша К. |
|
|
2 |
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
8. Лена К. |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
2 |
|
|
1 |
|
|
|
|
9. Настя К. |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
3 |
|
|
10. Олег М. |
1 |
|
|
|
3 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. Таня П. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
3 |
2 |
12. Дима Р. |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
3 |
13. Катя С. |
|
|
|
|
|
1 |
|
2 |
|
3 |
|
|
|
|
|
|
14. Ксюша С. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
2 |
|
|
|
3 |
15. Аня Т. |
|
2 |
|
|
3 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
16. Юля Я. |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
2 |
|
1 |
|
|
Кол-во выборов |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Кол-во баллов |
6 |
7 |
4 |
6 |
8 |
9 |
6 |
6 |
9 |
4 |
6 |
7 |
5 |
6 |
3 |
4 |
Общая сумма |
8 |
10 |
7 |
9 |
12 |
13 |
9 |
9 |
13 |
6 |
8 |
10 |
8 |
9 |
6 |
7 |