Работа социального педагога по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе.
Объект исследования - подростковые конфликты в классном коллективе.
Предмет исследования - направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе.
В ходе исследования ставились следующие задачи:
рассмотреть сущность и виды конфликтов;
дать характеристику подростковым конфликтам в классном коллективе;
предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...........
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВЫХ КОНФЛИКТОВ В КЛАССЕ………………………………………………..
5

1.1. Сущность и виды конфликтов……………………………………
5

1.2. Особенности подростковых конфликтов в классе……………….
13

1.3. Возможные профилактические мероприятия предупреждения и устранения подростковых конфликтов в классе……………………...
20
ГЛАВА II. Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов…..........................................................
26

2.1. Диагностика взаимоотношений классного коллектива………….
26

2.2.Направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе…..
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что конфликты в классе изучены педагогами, психологами, социологами и представителями других наук явно недостаточно, поэтому нет и целостного представления об их причинах и особенностях. Об этом говорит тот факт, что пока практически нет работ, предназначенных для учителей, директоров, в которых бы содержались понятные и проверенные рекомендации по предупреждению и конструктивному разрешению  конфликтов в школе. А ведь для того, чтобы управлять конфликтами, как и любым другим явлением, необходимо сначала основательно их изучить.

В педагогической конфликтологии, специалистами выявлены основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками [4].

Во-первых, специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией. Возраст ученика оказывает значительное влияние, как на причины возникновения конфликтов, так и на особенности их развития и способы завершения. Мы знаем, что на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Школа охватывает значительную часть детства. И здесь основным фактором, определяющим особенности конфликтов между учениками, является процесс социализации учащихся. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения активного воспроизводства индивидом социального опыта, проявляемого в общении и деятельности. Социализация школьников происходит естественным образом в обычной жизни и деятельности, а также целенаправленно - в результате педагогического воздействия на учащихся в школе. Одним из способов и проявлений социализации у школьников выступает конфликт. В ходе конфликтов с окружающими школьник осознает, как можно и как нельзя поступать по отношению к сверстникам, учителям, родителям.

Во-вторых, особенности конфликтов между школьниками определяются характером их деятельности в школе, содержанием которой является учеба.

В-третьих, специфика конфликтов между учащимися в современных условиях определяются нынешним укладом жизни, изменениями в социально-экономической обстановке, и как следствие неравенство в материальном обеспечении семьи.

Возраст - определенная качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Именно в подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает огромное значение. Отношения с товарищами находятся в самом центре личной жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности, в том числе и учебной. Для подростков важно не только общаться со сверстниками в школе, а занять удовлетворяющее их положение среди одноклассников. Это положение, способное удовлетворить стремление подростка к самоуважению, является разным для каждого школьника. Одни стремятся занять в группе положение лидера, другие - получить признание и уважение от товарищей, третьи - стать непререкаемым авторитетом в каком-либо деле и т.п. В любом случае потребность в определенном положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, который сказывается на результативности и эффективности процесса обучения.

Исследования социометрической структуры классных коллективов,

проведенные среди подростков, показывают, что многие ученики (16,3%) стремятся занять лидирующие позиции в классе. Причем лидеров-девочек - больше (58,7%) по сравнению с лидерами-мальчиками (41,3%). Занять лидерское положение в классе подростку помогают его психологические особенности: высокая потребность в освоении окружающей действительности, стремление к умственному напряжению и физическому труду, разнообразным формам деятельности.

Лидеры оценивают себя как более активных, общительных, смелых и решительных, выше отзываются о своих организаторских способностях и умении ладить с людьми, считают себя влиятельными, с высоким уровнем развития силы воли и чувства юмора. Самооценка подростков-нелидеров не столь высока. Они не так уверены в своих силах и практически не мотивированы на соперничество. Однако отсутствие напористости и активности во взаимоотношениях с одноклассниками, абсолютно не означает, что кто-нибудь из подростков-нелидеров не хочет занять более высокое положение в классе.

Неумение или невозможность добиться положения, удовлетворяющего подростка, в силу каких-либо обстоятельств, приводит к различным нарушениям в учебной деятельности, снижению успеваемости, проявлению недисциплинированности, вплоть до совершения правонарушений. Такое влияние социометрического статуса подростка в классе на его школьную жизнь определяется, прежде всего, особенностями личного развития в этот возрастной период, которое сопровождается повышенной конформностью ребенка по отношению к сверстникам.

Исследование основных трудностей общения у школьников средних классов выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях среди одноклассников вызваны отсутствием у них коммуникативных умений. Подростки используют неадекватные способы убеждения (давление, протест, противопоставление и т.п.), стремятся к непосредственному «натуральному» общению, недооценивая его технический аспект, связанный с умением слушать, ориентироваться в ситуациях, использовать различные вербальные

и невербальные способы общения. Кроме того, особое значение в установлении эффективных взаимоотношений с одноклассниками имеют и индивидуально-психологические особенности личности подростка. Большинство из тех, кто испытывает затруднения в общении, отличаются качествами, блокирующими

успешное  межличностное  взаимодействие. Эти качества представляют собой

следующие группы, которые обусловлены:

- природно-генотипическими свойствами (импульсивность, застенчивость, ригидность, неуравновешенность);

- семейной ориентацией по отношению  к окружающим (несформированность

коммуникативных умений на основе плохо развитой рефлексии);

- характерологическими особенностями (неуверенность, нерешительность, конфликтность, замкнутость, закрытость, цинизм, напористость, равнодушие).

Обычно конфликтная ситуация становится поводом для того, чтобы учителя обратили внимание на какие-то нарушения во взаимодействии  классного коллектива. На виду оказывается даже не сам конфликт, который очень часто выходит за пределы педагогического анализа, а способ реагирования на него, особенно если он носит не пассивный, а агрессивный характер. Между тем агрессивное реагирование всего лишь защитная реакция подростка на коммуникативно-сложную для него ситуацию, цель которой сберечь самооценку на принятом уровне.

Выявлены некоторые особенности конфликтов и связанных с ними явлений во взаимоотношениях учащихся. Конфликты «ученик-ученик» возникают в таких ситуациях [11]:

· из-за оскорблений, сплетен, зависти, доносов - 11%;

· из-за отсутствия взаимопонимания - 7%;

· в связи с борьбой за лидерство - 7%;

· из-за противопоставления личности ученика коллективу - 7%;

· в связи с общественной работой - 6%;

· у девочек из-за парня - 5%.

Считают, что конфликтов у них не было - 11% учеников, испытывали чувство ненависти к одноклассникам - 61% школьников. Эти данные свидетельствуют о том, что во взаимоотношениях одноклассников в школе не все благополучно.

Основные причины ненависти к сверстникам:

  • подлость и предательство – 30%;

  • подхалимство, «липовые» отличники и любимчики учителей – 27%;

  • личная обида – 15%;

  • ложь и высокомерие – 12%;

  • соперничество между одноклассниками – 9%.

На конфликтность учеников заметное влияние оказывает также агрессивность. Наличие в классе агрессивных учеников повышает вероятность конфликтов не только с их участием, но и без них - между другими членами классного коллектива. Мнения школьников о причинах агрессии и возникновения конфликтов таковы:

· причина агрессии: желание выделится среди сверстников - 12%;

· источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых - 11%;

· все зависит от взаимоотношений в классе - 9,5%;

· в агрессивности ученика виновата семья - 8%;

· агрессивные школьники, дети с психическими отклонениями - 4%;

· агрессивность - явление возрастное, связанное с избытком энергии - 1%;

· агрессивность - плохая черта характера - 1%;

· в классе всегда были агрессивные ученики - 12%;

· в классе нет агрессивных учеников - 34, 5 %.

Конфликты между учениками в школе возникают, в том числе из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников. Нормы поведения учащихся в школе выработаны в интересах всех школьников и учителей. При их соблюдении подразумевается снижение до минимума противоречий в школьных коллективах. Нарушение этих норм, как правило, приводит к ущемлению чьих-то интересов. Столкновение же интересов является основой для конфликта. Школьники по их собственному мнению, чаще всего допускают следующие нарушения норм поведения в школе:

· курение - 50%;

· употребление спиртных напитков - 44%;

· грубость, хамство в общении - 31%;

· употребление в речи нецензурных выражений - 26,5%;

· ложь - 15%;

· неуважение учеников друг к другу - 13%;

· распущенность в половой жизни - 10%;

· мелкие кражи - 10%;

· драки - 10%;

· хулиганство - 10%;

· наркомания - 6%;

· издевательства над младшими, слабыми - 6%;

· азартные игры (на деньги) - 3%.

Таким образом, особенности конфликтов между учениками школы определяются, прежде всего, спецификой возрастной психологии детей, подростков. На возникновение, развитие и завершение конфликтов заметное влияние оказывает характер учебно-воспитательного процесса, его организация в конкретном общеобразовательном учреждении. Третьим фактором, воздействующим на конфликты во взаимоотношениях учащихся, является жизненный уклад и существующая социально-экономическая ситуация.

 

1.3. Возможные профилактические мероприятия предупреждения и устранения подростковых конфликтов в классе

 

Профилактика конфликтов - это их предупреждение.

Цель профилактики конфликтов - создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий.

Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно важна, она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт [5].

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами

ученики и учителя, руководители школ и органы управления ими, школьные психологи. Работа может проводиться по четырем основным направлениям:

  • создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций, (доброжелательное, теплое, заботливое, внимательное отношение к своим подопечным со стороны учителей, шефская поддержка старшеклассников, личный пример педагогов и родителей). Данная модель будет работать, если работа будет выстроена как с педагогами, так и с родителями, например - тренинг «Толерантности» - его можно проводить и с учителями и с родителями и с учащимися.
  • оптимизация организационно-управленческих условий работы школы. Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди

учителей и учеников. Создание «ситуации успеха». Не скупиться на похвалы,

одобрение, награды, поощрения в виде грамот и премий.

    • устранение социально - психологических причин возникновения конфликтов. На данном этапе можно разработать правила, процедуры решения каких-либо спорных вопросов, создать действующий орган при школе, куда за поддержкой и советом могут обращаться дети, их родители и учителя.
    • блокирование личностных причин возникновения конфликтов. Примерная тематика тренингов, циклов классных часов, методических объединений учителей: «Тренинг общения», «Все цвета, кроме черного», «Я глазами других», «Я и мы», «Чужой среди своих» и т.д.

Профилактика большинства видов конфликтов в общеобразовательной школе должна вестись одновременно по всем направлениям.

Несколько правил, которые можно использовать в работе как с детьми, так и со взрослыми:

  1. Уделяйте внимание неречевым свидетельствам, так как слова говорящего расходятся с его мыслями и чувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение.
  2. Следите за тем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых ложных предположений или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы

ошибки можно было исправить.

  1. Старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что

Информация о работе Работа социального педагога по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе