Работа социального педагога по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе.
Объект исследования - подростковые конфликты в классном коллективе.
Предмет исследования - направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе.
В ходе исследования ставились следующие задачи:
рассмотреть сущность и виды конфликтов;
дать характеристику подростковым конфликтам в классном коллективе;
предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...........
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВЫХ КОНФЛИКТОВ В КЛАССЕ………………………………………………..
5

1.1. Сущность и виды конфликтов……………………………………
5

1.2. Особенности подростковых конфликтов в классе……………….
13

1.3. Возможные профилактические мероприятия предупреждения и устранения подростковых конфликтов в классе……………………...
20
ГЛАВА II. Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов…..........................................................
26

2.1. Диагностика взаимоотношений классного коллектива………….
26

2.2.Направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе…..
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 126.00 Кб (Скачать файл)

ЗАНЯТИЕ № 3

Упражнение "Анабиоз" (переход от отчуждённости к контакту)

Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли "замороженного" и "реаниматора". По сигналу "замороженный" застывает в неподвижности, изображая погруженное в анабиоз существо - с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача "реаниматора", на которую отводится одна минута, - вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. "Реаниматор" не имеет права ни прикасаться к "замороженному", ни обращаться к нему с какими-либо словами. Все, чем он располагает, это взгляд, мимика, жест и пантомима.

Признаками успешной работы "реаниматора" можно считать непроизвольные реплики "замороженного", его смех, улыбку и другие проявления эмоциональной жизни. Критерии выхода из анабиоза, которые могут варьировать от явных нарушений молчания и неподвижности до едва заметных изменений в выражении лица, устанавливаются самими участниками в зависимости от уровня их "квалификации". Наверное, каждому знакомо чувство отчуждения, незримой стеной встающее между двумя людьми: партнеры как бы деревенеют друг перед другом, перестают чувствовать и понимать друг друга. Вероятно, знакомо и противоположное ощущение: между людьми возникает абсолютное взаимопонимание, и, словно по незримому каналу, переживания и намерения свободно перетекают от одного к другому. В предложенном упражнении в миниатюре решается задача перехода от отчуждения к контакту. Работая в роли "реаниматоров", участники осваивают различные способы разрушения взаимной изоляции.

Упражнение "Компакт - опросы" (повышение уровня общительности)

Цель игры - совершенствовать уровень общительности (научиться ограничивать себя крайним экстравертам и раскрываться интровертам). 
Ход игры: 3 ученика выбирают себе социальную роль (директор лицея, домохозяйка, бомж и др.) и садятся в центр круга. Остальные участники игры задают всем трём один и тот же вопрос. Каждый из сидящих в центре должен ответить на этот вопрос в соответствии со своей социальной ролью (через 3 секунды после конца вопроса). Причём, каждый из отвечающих предварительно определяет объём своего высказывания (1, 3, 10 предложений). За точностью выполнения задания следит "хранитель времени".

ЗАНЯТИЕ № 4

 Упражнение "Стыковка" (понимание друг друга)

Игра проводится в четверках. Двое участников садятся друг против друга так, чтобы их колени соприкасались, и закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук - "космические станции" - они вытягивают навстречу друг другу. Двое других игроков становятся позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих участников начинает с помощью словесных команд или прикосновений управлять движениями правой руки сидящего перед ним. Цель стоящих за креслами игроков - свести концы указательных пальцев своих партнеров. Возможен и конкурентный вариант игры: один из игроков стремится увести свою "мишень" - ладонь сидящего перед собой человека от преследующей его "ракеты" - от указательного пальца сидящего напротив. При этом ладонь должна, конечно, всегда оставаться в пределах досягаемости пальца, а лицо из соображений безопасности - вне ее пределов.

Упражнение "Каким я тебя вижу" (умение выслушать собеседника)

Игра способствует возникновению интереса к другим людям. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно передвигаться по помещению. Объясните участникам, что благодаря этой игре каждый получит возможность лучше узнать кого-нибудь из членов группы и позже должен будет представить его всем остальным.

Игроки объединяются по двое и разговаривают друг с другом в течение 3 минут. Цель беседы - произвести некоторое впечатление на партнера.

После этого участники снова собираются вместе. Ведущий говорит: "Когда мы встречаем нового человека и обмениваемся с ним хотя бы парой слов, то получаем первое впечатление о его личности. Я предлагаю вам представить группе своего партнера. Но это должно быть сделано необычным образом. Еще раз подумайте о человеке, с которым вы сейчас беседовали. Теперь припомните какой-нибудь образ, который передавал бы ваше впечатление от этого человека. Представьте своего партнера группе, назвав его имя и тот образ, который, на ваш взгляд, ассоциируется с ним. Можно, например, сказать: "Карл напоминает мне плюшевого медведя, поскольку излучает дружелюбие. Во время беседы с Карлом я получил большое удовольствие!"

ЗАНЯТИЕ № 5

Упражнение "Нахал" (способы отработки поведения)

Цель игры - совершенствовать умение выстраивать своё речевое поведение в экстремальной ситуации.

Ход игры. Ну бывает же так: вы стоите в очереди и вдруг перед вами кто-то "влезает". Ситуация очень жизненная, а ведь частенько и слов не находится, чтобы выразить своё возмущение и негодование. Да и не всяким словом легко отбить охоту на будущее такому нахалу. А тем не менее, как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи должны быть неизбежны. Давайте попробуем разобрать такую ситуацию. Разбейтесь на пары. В каждой паре сидящий слева - добросовестно стоит в очереди. Нахал заходит справа. Отреагируйте экспромтом на его появление, да так, чтобы было неповадно. Затем каждая пара меняется ролями, и игра продолжается. В конце игры группа обсуждает, какой ответ был самым удачным.

Упражнение "Случай в лифте"

Это упражнение прекрасно подойдет для иллюстрации того, как проявляются наши чувства. В силу убеждений и воспитания, направленного на подавление чувств, люди либо не проявляют чувства, либо испытывают угрызения совести по поводу того, что "не сдержались". В игре они смогут выразить то, что запрещается и это станет поводом для дальнейшего разговора о роли чувств в жизни.

Цель: Исследовать поведенческие проявления различных чувств и состояний. Организация: Восемь человек занимают центр комнаты. Вокруг них выставляются стулья, спинками внутрь - это имитирует лифт. Остальные участники становятся наблюдателями.

Предложите желающим выйти в центр. Остальным участникам объясните, что они становятся наблюдателями. Участникам объясняют сюжет игры: "Вы все - жильцы одного дома. И вот однажды, утром отправляясь на работу, вы застреваете в лифте. При этом у вас возникают разные чувства. Какие именно - вы узнаете, когда вытащите карточку". Раздайте карточки с перечисленными на них названиями чувств и состояний. Варианты карточек: радость, восторг; удовольствие; интерес, волнение; возбуждение; горе, страдание, печаль; депрессия; злость, раздражение, негодование; возмущение; страх, тревога; опасение; презрение, высокомерие; пренебрежение; стыд, самоуничижение; неловкость; удивление; изумление.

Ваше поведение должно быть продиктовано тем состоянием, которое написано на карточке. Называть словом его нельзя. Участники разыгрывают ситуацию в течение 10-15 минут. Наблюдатели высказывают свои предположения, какие чувства кто демонстрировал.

Наблюдая за учащимися в процессе проведения занятий, было отрадно видеть, как дети раскрываются на глазах, как учатся понимать, слушать и слышать не только себя, но и тех, кто вокруг них. Как искренне рассказывают о своих переживаниях, как ответственно относятся к выполнению командных заданий. Подростки сами проговорили проблемы, которые мешают им общаться, принимать окружающих такими, какие они есть, видеть недостатки, но не стараться их высмеять, а помочь преодолеть трудности, стеснения, комплексы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблема подростковых конфликтов в классном коллективе является чрезвычайно актуальной, как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики.

В нашем исследовании мы выполнили следующие задачи:

  1. Рассмотрели сущность и виды конфликтов
  2. Дали характеристику подростковым конфликтам в классном коллективе
  3. Предложили направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе, способствующие самопознанию школьников, развивающих навыки социального поведения, формирующие умения не только конструктивно разрешать конфликтные ситуации, но и предвидеть и прогнозировать те или иные последствия действий окружающих.

В ходе исследования мы показали, что профилактика подростковых конфликтов помогает поддерживать благоприятную социально-психологическую обстановку в классном коллективе способствует выработке таких качеств личности учащихся как ответственность за себя и товарища, стремление придти на помощь в трудной ситуации, проявлять участие, уметь слушать других, уважительно относиться к чувствам, проблемам тех, кто рядом, не высмеивать недостатки, а помогать их преодолевать, в классе в процессе проведения упражнений по профилактике подростковых конфликтов постепенно складывается дух сотрудничества и взаимоответственности.

Изучение природы подростковых отношений непростая задача. В своей работе мы попытались решить одну достаточно важную задачу – процесс влияния взаимоотношений между подростками, в их повседневной, обыденной форме, а именно, те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между подростками, в совместной деятельности разнопланового характера, на формирование уровня самооценки школьника, а соответственно и на формирования уровня его притязаний.

Усвоив методы групповой работы, подростки смогут успешно управлять собой и находить правильный стиль в отношениях с окружающими и в решении непростых проблем, которых так много - именно у подростков.

Правило, которое мы еще раз подтвердили данной работой – конфликт легче предупредить, чем завершить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аллахвердова О.В. Конфликтология. – СПб.: Лань, 1999. – 314 с.
  2. Андреев В.И. Основы педагогической психологии / В.И. Андреев. – М., 1995. – 128 с.
  3. Андреева А.Д., Воронова А.Д. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.
  4. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – M.: Юнити, 1999. – 551 с.
  5. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., - 2003. – 208 с.
  6. Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе / В.М. Афонькова // Общение как педагогическая проблема. – М., 1974. – 280 с.
  7. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М., Просвещение, 1979. – 386с.
  8. Гришина Н.В. Психология социального конфликта. – СПб., 2000. – 236с.
  9. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций / О.Н. Громов. – М.: Изд-во ЭКМОС, 2000. – 320 с.
  10. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Альфа-М, 2003. – 332 с.
  11. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 184 с.
  12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 1999. – 244с.
  1. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: Учеб. пособие. – М., 1999. – 142с.

  1. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. – М.,1992. – 128с.

  1. Кривцова С.В. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / С.В. Кривцов. – М., 1986. – 180 с.
  2. Крутецкий В.А. Психология подростка / В.А. Крутецкий. – М., 1965. – 210 с.
  3. Кулагина И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2003. – 199 с.
  4. Левитов Н.Д. Психологические особенности подростков / Н.Д. Левитов. – М., 1999. – 58с.
  5. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997. – 320с.
  6. Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения: метод. Пособие / Н.Н.Обозов. – СПб: МАЛИ, 1993. – 46 с.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. М., АЗЪ, 1993.
  8. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика: кн. для учащихся ст. классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  9. Психодиагностика: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования / Н. С. Глуханюк, Д. Е. Щипанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 240 с.
  10. Психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, – М., 1990. – 494 с.
  11. Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991. – 118 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


Информация о работе Работа социального педагога по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе