Работа социального педагога по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:18, курсовая работа
Описание работы
Цель работы - предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе. Объект исследования - подростковые конфликты в классном коллективе. Предмет исследования - направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе. В ходе исследования ставились следующие задачи: рассмотреть сущность и виды конфликтов; дать характеристику подростковым конфликтам в классном коллективе; предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………........... 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВЫХ КОНФЛИКТОВ В КЛАССЕ……………………………………………….. 5
1.1. Сущность и виды конфликтов…………………………………… 5
1.2. Особенности подростковых конфликтов в классе………………. 13
1.3. Возможные профилактические мероприятия предупреждения и устранения подростковых конфликтов в классе……………………... 20 ГЛАВА II. Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов….......................................................... 26
2.2.Направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе….. 37 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Упражнение "Анабиоз" (переход от отчуждённости к
контакту)
Участники разбиваются на пары.
В каждой паре игроки распределяют между
собой роли "замороженного" и "реаниматора".
По сигналу "замороженный" застывает
в неподвижности, изображая погруженное
в анабиоз существо - с окаменевшим лицом
и пустым взглядом. Задача "реаниматора",
на которую отводится одна минута, - вызволить
партнера из анабиотического состояния,
оживить его. "Реаниматор" не имеет
права ни прикасаться к "замороженному",
ни обращаться к нему с какими-либо словами.
Все, чем он располагает, это взгляд, мимика,
жест и пантомима.
Признаками успешной работы
"реаниматора" можно считать непроизвольные
реплики "замороженного", его смех,
улыбку и другие проявления эмоциональной
жизни. Критерии выхода из анабиоза, которые
могут варьировать от явных нарушений
молчания и неподвижности до едва заметных
изменений в выражении лица, устанавливаются
самими участниками в зависимости от уровня
их "квалификации". Наверное, каждому
знакомо чувство отчуждения, незримой
стеной встающее между двумя людьми: партнеры
как бы деревенеют друг перед другом, перестают
чувствовать и понимать друг друга. Вероятно,
знакомо и противоположное ощущение: между
людьми возникает абсолютное взаимопонимание,
и, словно по незримому каналу, переживания
и намерения свободно перетекают от одного
к другому. В предложенном упражнении
в миниатюре решается задача перехода
от отчуждения к контакту. Работая в роли
"реаниматоров", участники осваивают
различные способы разрушения взаимной
изоляции.
Упражнение "Компакт
- опросы" (повышение уровня общительности)
Цель игры - совершенствовать
уровень общительности (научиться ограничивать
себя крайним экстравертам и раскрываться
интровертам).
Ход игры: 3 ученика выбирают себе социальную
роль (директор лицея, домохозяйка, бомж
и др.) и садятся в центр круга. Остальные
участники игры задают всем трём один
и тот же вопрос. Каждый из сидящих в центре
должен ответить на этот вопрос в соответствии
со своей социальной ролью (через 3 секунды
после конца вопроса). Причём, каждый из
отвечающих предварительно определяет
объём своего высказывания (1, 3, 10 предложений).
За точностью выполнения задания следит
"хранитель времени".
ЗАНЯТИЕ № 4
Упражнение "Стыковка" (понимание друг друга)
Игра проводится в четверках.
Двое участников садятся друг против друга
так, чтобы их колени соприкасались, и
закрывают глаза. Указательные пальцы
правых рук - "космические станции"
- они вытягивают навстречу друг другу.
Двое других игроков становятся позади
сидящих. По сигналу каждый из стоящих
участников начинает с помощью словесных
команд или прикосновений управлять движениями
правой руки сидящего перед ним. Цель стоящих
за креслами игроков - свести концы указательных
пальцев своих партнеров. Возможен и конкурентный
вариант игры: один из игроков стремится
увести свою "мишень" - ладонь сидящего
перед собой человека от преследующей
его "ракеты" - от указательного пальца
сидящего напротив. При этом ладонь должна,
конечно, всегда оставаться в пределах
досягаемости пальца, а лицо из соображений
безопасности - вне ее пределов.
Упражнение "Каким
я тебя вижу" (умение выслушать собеседника)
Игра способствует возникновению
интереса к другим людям. Отставьте в сторону
стулья и столы, чтобы участники могли
свободно передвигаться по помещению.
Объясните участникам, что благодаря этой
игре каждый получит возможность лучше
узнать кого-нибудь из членов группы и
позже должен будет представить его всем
остальным.
Игроки объединяются по двое
и разговаривают друг с другом в течение
3 минут. Цель беседы - произвести некоторое
впечатление на партнера.
После этого участники снова
собираются вместе. Ведущий говорит: "Когда
мы встречаем нового человека и обмениваемся
с ним хотя бы парой слов, то получаем первое
впечатление о его личности. Я предлагаю
вам представить группе своего партнера.
Но это должно быть сделано необычным
образом. Еще раз подумайте о человеке,
с которым вы сейчас беседовали. Теперь
припомните какой-нибудь образ, который
передавал бы ваше впечатление от этого
человека. Представьте своего партнера
группе, назвав его имя и тот образ, который,
на ваш взгляд, ассоциируется с ним. Можно,
например, сказать: "Карл напоминает
мне плюшевого медведя, поскольку излучает
дружелюбие. Во время беседы с Карлом я
получил большое удовольствие!"
ЗАНЯТИЕ № 5
Упражнение "Нахал" (способы отработки поведения)
Цель игры - совершенствовать
умение выстраивать своё речевое поведение
в экстремальной ситуации.
Ход игры. Ну бывает же так: вы
стоите в очереди и вдруг перед вами кто-то
"влезает". Ситуация очень жизненная,
а ведь частенько и слов не находится,
чтобы выразить своё возмущение и негодование.
Да и не всяким словом легко отбить охоту
на будущее такому нахалу. А тем не менее,
как же быть? Ведь не мириться же с тем,
что такие случаи должны быть неизбежны.
Давайте попробуем разобрать такую ситуацию.
Разбейтесь на пары. В каждой паре сидящий
слева - добросовестно стоит в очереди.
Нахал заходит справа. Отреагируйте экспромтом
на его появление, да так, чтобы было неповадно.
Затем каждая пара меняется ролями, и игра
продолжается. В конце игры группа обсуждает,
какой ответ был самым удачным.
Упражнение "Случай
в лифте"
Это упражнение прекрасно подойдет
для иллюстрации того, как проявляются
наши чувства. В силу убеждений и воспитания,
направленного на подавление чувств, люди
либо не проявляют чувства, либо испытывают
угрызения совести по поводу того, что
"не сдержались". В игре они смогут
выразить то, что запрещается и это станет
поводом для дальнейшего разговора о роли
чувств в жизни.
Цель: Исследовать поведенческие
проявления различных чувств и состояний. Организация: Восемь
человек занимают центр комнаты. Вокруг
них выставляются стулья, спинками внутрь
- это имитирует лифт. Остальные участники
становятся наблюдателями.
Предложите желающим выйти
в центр. Остальным участникам объясните,
что они становятся наблюдателями. Участникам
объясняют сюжет игры: "Вы все - жильцы
одного дома. И вот однажды, утром отправляясь
на работу, вы застреваете в лифте. При
этом у вас возникают разные чувства. Какие
именно - вы узнаете, когда вытащите карточку".
Раздайте карточки с перечисленными на
них названиями чувств и состояний. Варианты
карточек: радость, восторг; удовольствие;
интерес, волнение; возбуждение; горе,
страдание, печаль; депрессия; злость,
раздражение, негодование; возмущение;
страх, тревога; опасение; презрение, высокомерие;
пренебрежение; стыд, самоуничижение;
неловкость; удивление; изумление.
Ваше поведение должно быть
продиктовано тем состоянием, которое
написано на карточке. Называть словом
его нельзя. Участники разыгрывают ситуацию
в течение 10-15 минут. Наблюдатели высказывают
свои предположения, какие чувства кто
демонстрировал.
Наблюдая за учащимися в процессе
проведения занятий, было отрадно видеть,
как дети раскрываются на глазах, как учатся
понимать, слушать и слышать не только
себя, но и тех, кто вокруг них. Как искренне
рассказывают о своих переживаниях, как
ответственно относятся к выполнению
командных заданий. Подростки сами проговорили
проблемы, которые мешают им общаться,
принимать окружающих такими, какие они
есть, видеть недостатки, но не стараться
их высмеять, а помочь преодолеть трудности,
стеснения, комплексы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема подростковых конфликтов в
классном коллективе является чрезвычайно
актуальной, как с точки зрения науки,
так и с позиции социальной практики.
В нашем
исследовании мы выполнили следующие
задачи:
Рассмотрели сущность и виды конфликтов
Дали характеристику подростковым
конфликтам в классном коллективе
Предложили направления социально-педагогической
деятельности по профилактике подростковых
конфликтов в классном коллективе, способствующие самопознанию школьников, развивающих навыки социального поведения, формирующие умения не только конструктивно разрешать конфликтные ситуации, но и предвидеть и прогнозировать те или иные последствия действий окружающих.
В ходе исследования мы показали,
что профилактика подростковых конфликтов
помогает поддерживать благоприятную
социально-психологическую обстановку
в классном коллективе способствует выработке
таких качеств личности учащихся как ответственность
за себя и товарища, стремление придти
на помощь в трудной ситуации, проявлять
участие, уметь слушать других, уважительно
относиться к чувствам, проблемам тех,
кто рядом, не высмеивать недостатки, а
помогать их преодолевать, в классе в процессе
проведения упражнений по профилактике
подростковых конфликтов постепенно складывается
дух сотрудничества и взаимоответственности.
Изучение природы подростковых
отношений непростая задача. В своей работе
мы попытались решить одну достаточно
важную задачу – процесс влияния взаимоотношений
между подростками, в их повседневной,
обыденной форме, а именно, те его аспекты,
которые раскрываются в непосредственном
общении между подростками, в совместной
деятельности разнопланового характера,
на формирование уровня самооценки школьника,
а соответственно и на формирования уровня
его притязаний.
Усвоив методы групповой работы,
подростки смогут успешно управлять собой
и находить правильный стиль в отношениях
с окружающими и в решении непростых проблем,
которых так много - именно у подростков.
Правило, которое мы еще раз
подтвердили данной работой – конфликт легче предупредить,
чем завершить.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аллахвердова О.В. Конфликтология. – СПб.: Лань, 1999. – 314 с.
Андреев В.И. Основы педагогической
психологии / В.И. Андреев. – М., 1995. – 128
с.
Андреева А.Д., Воронова А.Д.
Практическая психология образования
/ под ред. И.В. Дубровиной: учебник для
студентов высших и средних специальных
учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
– 528 с.
Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – M.: Юнити, 1999. – 551 с.
Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М., - 2003. – 208 с.
Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе / В.М. Афонькова // Общение как педагогическая проблема. – М., 1974. – 280 с.
Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. институтов. - М., Просвещение, 1979. – 386с.
Гришина Н.В. Психология социального
конфликта. – СПб., 2000. – 236с.
Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций / О.Н. Громов. – М.: Изд-во ЭКМОС, 2000. – 320 с.
Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Альфа-М, 2003. – 332 с.
Журавлев В.И. Основы педагогической
конфликтологии. Учебник. М.: Российское
педагогическое агентство, 1995. – 184 с.
Зимняя И.А. Педагогическая
психология. – М., 1999. – 244с.
Козырев Г.И. Введение в конфликтологию:
Учеб. пособие. – М., 1999. – 142с.
Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. – М.,1992. – 128с.
Кривцова С.В. Конфликты в школьном
возрасте: пути их предупреждения и преодоления
/ С.В. Кривцов. – М., 1986. – 180 с.
Крутецкий В.А. Психология подростка / В.А. Крутецкий. – М., 1965. – 210 с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология
/ И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2003. – 199 с.
Левитов Н.Д. Психологические
особенности подростков / Н.Д. Левитов.
– М., 1999. – 58с.
Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997. – 320с.
Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения: метод. Пособие / Н.Н.Обозов. – СПб: МАЛИ, 1993. – 46 с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый
словарь русского языка / Российская академия
наук. М., АЗЪ, 1993.
Павлова Л.Г. Спор, дискуссия,
полемика: кн. для учащихся ст. классов
сред. шк. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
Психодиагностика: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования / Н. С. Глуханюк, Д. Е. Щипанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 240 с.
Психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского,
М.Г. Ярошевского, – М., 1990. – 494 с.
Рыбакова М.М. Конфликты и взаимодействие
в педагогическом процессе. – М.: Просвещение, 1991. – 118 с.