Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:18, курсовая работа
Цель работы - предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе.
Объект исследования - подростковые конфликты в классном коллективе.
Предмет исследования - направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе.
В ходе исследования ставились следующие задачи:
рассмотреть сущность и виды конфликтов;
дать характеристику подростковым конфликтам в классном коллективе;
предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...........
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВЫХ КОНФЛИКТОВ В КЛАССЕ………………………………………………..
5
1.1. Сущность и виды конфликтов……………………………………
5
1.2. Особенности подростковых конфликтов в классе……………….
13
1.3. Возможные профилактические мероприятия предупреждения и устранения подростковых конфликтов в классе……………………...
20
ГЛАВА II. Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов…..........................................................
26
2.1. Диагностика взаимоотношений классного коллектива………….
26
2.2.Направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе…..
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
По своей направленности конфликты делятся на следующие виды [11]:
личности;
Выделяют конфликты по степени их реакции на происходящее:
Конфликт это процесс, даже, несмотря на наличие положительных и отрицательных сторон, его необходимо решать. Различают два подхода в подготовке к разрешению конфликтов:
– изучение имеющегося передового педагогического опыта;
– овладение знанием закономерностей развития конфликтов и способами их
предупреждения и преодоления (путь более трудоемкий, но более эффективный).
В.М. Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты учащихся зависит от позиции педагога. Таких
позиций может быть, как минимум, четыре [6]:
- позиция авторитарного вмешательства в конфликт - педагог, не будучи убежден, что конфликт - это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;
- позиция нейтралитета - педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников;
- позиция избежания конфликта - педагог убежден, что конфликт – показатель
его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как
выйти из создавшейся ситуации;
- позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела.
Резюмируя содержание данного параграфа, отметим, что в конфликте есть не только отрицательные, но и положительные стороны. Несмотря на наличие в конфликте положительных сторон, его необходимо предупреждать. В рамках курсовой работы мы будем руководствоваться правилом: «Конфликт легче предупредить, чем завершить».
1.2. Особенности подростковых конфликтов в классе
Подростковый возраст - это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст (отрочество) — период онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности» [24].
Основная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями. И это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Общение со сверстниками — особая сфера жизни подростка. Известно, какую большую роль в жизни подростка играют друзья. Также подростковый возраст характеризуется появлением нового уровня самосознания, условно названного психологами чувством взрослости. Выражается оно в стремлении быть и считаться взрослым [3].
Большую часть времени у подростков занимает учебная деятельность, хотя она и не является ведущей для этого возраста. Именно в школе закладываются основы поведения человека в будущих предконфликтных и конфликтных ситуациях. Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины. Как для любого социального института, для школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на формирование личности, ее цель - передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо
создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие
душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Рассмотрим один из наиболее распространенных в учебной деятельности конфликт – конфликт между учениками, а именно между подростками.
Как отмечается в обзоре школьных конфликтов наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух - трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтует группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех - четырех подростков с целым классом или противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов, путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности [14]. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости, к травле себе подобных.
Возникновение агрессивного поведения школьников связано с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у школьников и частотой их наказания, применяемого родителями. Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности.
На ранних этапах социализации агрессивность может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностной основы важной становиться не агрессия как способ достижения, а агрессия как самоцель, она
становиться самостоятельным мотивом поведения, обуславливая враждебность
по отношению к другим на более низком уровне самоконтроля.
Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста - формированием морально - этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.