Работа социального педагога по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе.
Объект исследования - подростковые конфликты в классном коллективе.
Предмет исследования - направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе.
В ходе исследования ставились следующие задачи:
рассмотреть сущность и виды конфликтов;
дать характеристику подростковым конфликтам в классном коллективе;
предложить направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...........
3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВЫХ КОНФЛИКТОВ В КЛАССЕ………………………………………………..
5

1.1. Сущность и виды конфликтов……………………………………
5

1.2. Особенности подростковых конфликтов в классе……………….
13

1.3. Возможные профилактические мероприятия предупреждения и устранения подростковых конфликтов в классе……………………...
20
ГЛАВА II. Социально-педагогическая деятельность по профилактике конфликтов…..........................................................
26

2.1. Диагностика взаимоотношений классного коллектива………….
26

2.2.Направления социально-педагогической деятельности по профилактике подростковых конфликтов в классном коллективе…..
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 126.00 Кб (Скачать файл)

4)  использование насильственных  методов;

5)  материальные и моральные  потери;

6)  угроза жизни и  здоровью.

Рассмотрим виды конфликтов. В зависимости от основания можно выделить несколько классификаций конфликтов.

По отношению к проблеме:

  1. Деструктивный - препятствующий эффективному взаимодействию и принятию решений, он не касается важных рабочих проблем, разделяет коллектив на группы и т.д.
  2. Конструктивный - способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений.

По своей направленности конфликты делятся на следующие виды [11]:

  1. социально-педагогические - они проявляются как в отношениях между группами, так и с отдельными людьми. В основе лежат конфликты - нарушения в области взаимоотношений. Причины нарушения взаимоотношений могут быть следующими: психологическая несовместимость, т.е. неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывающего у одной из сторон или одновременно у каждой из них неприятные эмоциональные состояния;
  2. психолого-педагогические - в их основе лежат противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе в условиях дефицита гармонизации складывающихся в нем отношений;
  3. социальный конфликт - ситуативные конфликты от случая к случаю;
  4. психологический конфликт - происходит вне общения с людьми, внутри

личности;

  1. педагогический конфликт – происходит в условиях учебной деятельности.

Выделяют конфликты по степени их реакции на происходящее:

  1. быстротекущие конфликты - отличаются большой эмоциональной окрашенностью, крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих. Иногда такого рода конфликты заканчиваются тяжелыми и трагическими исходами. В основе таких конфликтов чаще всего лежат особенности характера, психического здоровья личности;
  2. острые длительные конфликты - возникают в тех случаях, когда противоречия достаточно устойчивые, глубокие, труднопримиримые. Конфликтующие стороны контролируют свои реакции и поступки. Разрешать такие конфликты непросто;
  3. слабовыраженные вялотекущие конфликты - характерны для противоречий, носящих не очень острый характер, либо для столкновений, в которых активна только одна из сторон; вторая стремится обнаружить четко свою позицию или избегает, по мере возможности, открытой конфронтации. Разрешение такого рода конфликтов сложно, многое зависит от инициатора конфликта.
  4. слабовыраженные быстропротекающие конфликты - наиболее благоприятная форма столкновения противоречий, однако легко спрогнозировать конфликт можно только в том случае, если он был единственный. Если после этого появляются подобные конфликты, внешне протекающие мягко, то прогноз может быть неблагоприятным.

По отношению к личности конфликты делятся на следующие виды:

  1. внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Или: начальник цеха дал мастеру указание выпустить определенное количество деталей, а технический руководитель в то же самое время — произвести технический осмотр оборудования.
  2. межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.
  3. конфликт между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем.
  4. межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

Теперь рассмотрим самые распространенные причины конфликтов. У всех конфликтов есть несколько причин. Каждый из нас припомнит что-то своё, ситуации, в которых он сам был или свидетелем, или потерпевшим. Больно и обидно бывает, когда:

  • достаётся за то, за что ты не несешь ответственности;
  • тебя не спрашивают при решении вопросов, в которых ты компетентен;
  • награды за то, что сделал ты, достаются другим. Что происходит?
  • тебя считают неспособным что-то сделать самостоятельно. Задание достается другому. И он, другой, становится свидетелем того, как низко тебя

ценят. Как реагировать на унижение собственного достоинства?

  • ты выдвигаешь идеи и предложения, кто-то выдает их за свои собственные. Как выйти из этой роли?
  • перед тобой рисуют заманчивые перспективы, чтобы привлечь к этой работе, а в итоге, когда ты соглашаешься, выясняется, работа выглядит совсем иначе. Появляется чувство досады, которое является почвой для недовольства и сопротивления.
  • за свою готовность выполнить несвойственную или дополнительную работу тебе тоже приходиться расплачиваться.

Подобные примеры можно продолжать до бесконечности. Но именно так возникают интриги, и рушится взаимное доверие, этому подвержен практически каждый.

Конфликт это процесс, даже, несмотря на наличие положительных и отрицательных сторон, его необходимо решать. Различают два подхода в подготовке к разрешению конфликтов:

– изучение имеющегося передового педагогического опыта;

– овладение знанием закономерностей развития конфликтов и способами их

предупреждения и преодоления (путь более трудоемкий, но более эффективный).

В.М. Афонькова утверждает, что успешность педагогического вмешательства в конфликты учащихся зависит от позиции педагога. Таких

 позиций может быть, как минимум, четыре [6]:

- позиция авторитарного вмешательства в конфликт - педагог, не будучи убежден, что конфликт - это всегда плохо и что с ним надо бороться, старается подавить его;

- позиция нейтралитета - педагог старается не замечать и не вмешиваться в столкновения, возникающие среди воспитанников;

- позиция избежания конфликта - педагог убежден, что конфликт – показатель

его неудач в воспитательной работе с детьми и возникает из-за незнания, как

выйти из создавшейся ситуации;

- позиция целесообразного вмешательства в конфликт - педагог, опираясь на хорошее знание коллектива воспитанников, соответствующие знания и умения, анализирует причины возникновения конфликта, принимает решение либо подавить его, либо дать возможность развиться до определенного предела.

К. Томас выделил пять способов урегулирования конфликтов:

1.  Конкуренция - соперничество, основанное на стремлении личности добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку или группе лиц; при таком поведении только одна из сторон, участвующих в конфликте, оказывается в выигрыше.

2. Приспособление - противовес конкуренции, готовность человека ради другого пожертвовать своими интересами, вследствие чего он оказывается в проигрыше.

3.  Компромисс - готовность к взаимным уступкам; в этом случае обе стороны проигрывают, так как добровольно отказываются от своих интересов.

4. Избегание - отсутствие стремления, как к сотрудничеству, так и к достижению собственных целей; при таком поведении ни одна из сторон не достигает успеха.

5. Сотрудничество - кооперация, основанная на полном удовлетворении интересов всех участников конфликта; в этом случае обе стороны оказываются в выигрыше.

Резюмируя содержание данного параграфа, отметим, что в конфликте есть не только отрицательные, но и положительные стороны. Несмотря на наличие в конфликте положительных сторон, его необходимо предупреждать. В рамках курсовой работы мы будем руководствоваться правилом: «Конфликт легче предупредить, чем завершить».

 

 

 

1.2. Особенности подростковых конфликтов в классе

 

Подростковый возраст - это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение. Из психологического словаря: «Подростковый возраст (отрочество) — период онтогенеза (от 10–11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности» [24].

Основная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Начало подросткового периода связано с физиологическими изменениями. И это неизбежно сказывается на поведении и взаимодействии с окружающими. Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода. Общение со сверстниками — особая сфера жизни подростка. Известно, какую большую роль в жизни подростка играют друзья. Также подростковый возраст характеризуется появлением нового уровня самосознания, условно названного психологами чувством взрослости. Выражается оно в стремлении быть и считаться взрослым [3].

Большую часть времени у подростков занимает учебная деятельность, хотя она и не является ведущей для этого возраста. Именно в школе закладываются основы поведения человека в будущих предконфликтных и конфликтных ситуациях. Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины. Как для любого социального института, для школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на формирование личности, ее цель - передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо

создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие

душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.

В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, можно выделить следующие виды конфликтов: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор.

Рассмотрим один из наиболее распространенных в учебной деятельности конфликт – конфликт между учениками, а именно между подростками.

Как отмечается в обзоре школьных конфликтов наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба двух - трех лидеров и их группировок за первенство в классе. В средних классах часто конфликтует группа мальчиков и группа девочек. Может обозначиться конфликт трех - четырех подростков с целым классом или противостояние одного школьника и класса. По наблюдениям психологов, путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности [14]. Детская жестокость - явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок в большей степени, чем взрослый, подвержен чувству стадности, склонен к немотивированной жестокости, к травле себе подобных.

Возникновение агрессивного поведения школьников связано с дефектами социализации личности. Так, обнаружена положительная связь между количеством агрессивных действий у школьников и частотой их наказания, применяемого родителями. Кроме того, было подтверждено, что конфликтные мальчики воспитывались, как правило, родителями, применявшими по отношению к ним физическое насилие. Поэтому ряд исследователей считают наказание моделью конфликтного поведения личности.

На ранних этапах социализации агрессивность может возникать и случайно, но при успешном достижении цели агрессивным способом может появиться стремление вновь использовать агрессию для выхода из различных трудных ситуаций. При наличии соответствующей личностной основы важной становиться не агрессия как способ достижения, а агрессия как самоцель, она

становиться самостоятельным мотивом поведения, обуславливая враждебность

по отношению к другим на более низком уровне самоконтроля.

Кроме того, конфликты подростка в отношениях с одноклассниками обусловлены особенностью возраста - формированием морально - этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требований к его поведению.

Информация о работе Работа социального педагога по профилактике подростковых конфликтов, возникающих в классном коллективе