Работа учителя - дефектолога и воспитателя с дошкольниками с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:48, практическая работа

Описание работы

Актуальность выбранной проблемы обусловлена несколькими факторами:
- увеличением количества детей с задержанным развитием церебрально-органического генеза;
- развитием новых форм интегрированного обучения п введением инклюзивной практики в ОУ;
- вариативностью проявлений и усложнением структуры нарушений при ЗПР различных видов;
- ориентированностью содержания существующих программ коррекционно-развивающего обучения на общие психофизиологические особенности детей с ЗПР без учета вида, степени и структуры нарушения.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1.
Условия организации коррекционно-развивающей работы.................11
Глава 2.
Содержание коррекционно-развивающей работы
с детьми с задержкой психического развития 6-7 лет...........................18
Раздел I.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи .................18
Раздел 2.
Формирование элементарных математических представлений
и сенсорных эталонов........................................................................44
Раздел 3.
Формирование звуковой культуры речи
и подготовка к обучению грамоте....................................................62
Раздел 4.
Развитие связной речи.......................................................................74
Раздел 5.
Коррекционная ритмика....................................................................85

Файлы: 1 файл

программа авторская.docx

— 290.18 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение Республики Карелия дополнительного  профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов «Институт повышения квалификации работников образования»

Работа учителя - дефектолога

и воспитателя с дошкольниками

с задержкой психического развития

Практическое руководство  к планированию

Петрозаводск 2011

 

 

 

1.КК74.1 УДК 37.0 Р13

Утверждено редакционно-издательоким советом ГОУ РК «ИПКР<)» 14 октября 2010 г.

Составитель: Гаврилова Татьяна Игоревна,

методист отдела коррекционной  педагогики и специальной психологии ГОУ РК ИПКРО

Рецензенты: Макарова Е.Д.,

к.п.н., заведующая отделом  дошкольного и начального образования

ГОУ РК «ИПКРО»;

Мокина Г.А.,

учитель-дефектолог высшей категории МДОУ «Детский сад компенсирующего  вида №11 «Буратино» г. Петрозаводска

Г 13              Работа учителя - дефектолога и воспитателя с дошкольниками

с чадержкой психического развития. Практическое руководство к планированию /Составитель Гаврилова Т.И. — Петрозаводск: Издательский дом «ПИП», 2011,100с.

 

Практическое руководство  к планированию предназначено дли  учителей - дефектологов, работающих в  специальных (коррекцией и их) дошкольных образовательных учреждениях и  воспитателей дошкольных образовательных  учреждений, реализующих программы  интегрированного или инклюзивного образования.

© ГОУ РК «ИПКРО», 201 I

 

 

 

Оглавление

Введение                                                                                            4

Глава 1.

Условия организации коррекционно-развивающей  работы.................11

Глава 2.

Содержание коррекционно-развивающей  работы

с детьми с задержкой психического развития 6-7 лет...........................18

Раздел I.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи .................18

Раздел 2.

Формирование элементарных математических представлений

и сенсорных эталонов........................................................................44

Раздел 3.

Формирование звуковой культуры речи

и подготовка к обучению грамоте....................................................62

Раздел 4.

Развитие связной речи.......................................................................74

Раздел 5.

Коррекционная ритмика....................................................................85

 

 

Введение

Практическое руководство  к планированию коррекционно развивающей работы с дошкольниками с задержкой психическою развития 6-7 лет составлено на основе программно - методических материалов ИКП РАО (Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий /Под общей ред. С.Г.Шевченко - М.: Школьная пресса, 2004.), системы работы с дошкольниками 6-7 лет с ЗПР в условиях образовательного учреждения (Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. /Под общей редакцией Т.Г. Нсретиной. - М.: Баласс, Дом РАО, 2004), на основе содержания типовой российской программы по дошкольному образованию (Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой - М.: Просвещение. 1987.).

Данное руководство предназначено  для учителей дефектологов, работающих в специальных (коррекционных) муниципальных  дошкольных образовательных учреждениях  и воспитателей дошкольных образовательных  учреждений, реализующих программы  интегрированного или инклюзивного образования.

Актуальность выбранной  проблемы обусловлена несколькими  факторами:

-   увеличением  количества детей  с  задержанным  развитием церебрально-органического генеза;

-    развитием    новых    форм    интегрированного    обучения    п введением инклюзивной практики в ОУ;

-    вариативностью   проявлений    и   усложнением   структуры нарушений при ЗПР различных видов;

-   ориентированностью содержания существующих программ коррекционно-развивающего           обучения           на           общие психофизиологические особенности детей с ЗПР без учета вида, степени и структуры нарушения.

В связи с этим специалисты  испытывают затруднения в процессе разработки рабочих индивидуальных программ, воспитатели МДОУ общеразвивающсго вида оказываются не готовыми к планированию и организации коррскционно-развивающего обучения с учетом типологических и индивидуальных особенностей дошкольников с ЗПР. Назрела необходимость к организации методического сопровождения процесса обучения и воспитания детей дошкольного возраста с замедленным темпом развития в условиях МДОУ. Данное руководство позволит предупредить многие из заявленных проблем.

Целью данного руководства  является методическое обеспечение  планирования коррекционно - развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического развития 6-7 лет.

Исследование проводилось  на базе МДОУ № 11 компенсирующего вида «Буратино» г. Петрозаводска в течение  трех лет с тремя группами детей 6-7 летнего возраста в количестве 36 человек, имеющих задержку психического развития различного генеза. Из них 16 детей  с диагнозом «задержка психического развития на резидуально - органическом фоне»

Целью опытно - экспериментальной  работы явилась апробация программы  коррекционно-развивающего обучения и  определение ее эффективности.

Для выполнения опытно - экспериментальной работы были поставлены следующие задачи:

1.    Обобщить   особенности   выполнения   тестовых   заданий дошкольниками с ЗПР 6-7 лет и определить проблемное поле для планирования и организации коррекционно-развивающей работы

2.  Разработать и представить содержание рабочей программы учителя- дефектолога по коррекционно - развивающей работе с детьми с ЗПР 6-7 лет.

3.  Составить адресные рекомендации по созданию условий для организации          коррекционно     -     развивающей     работы     с дошкольниками с ЗПР 6-7.

В начале учебного года у  большинства детей наблюдались  следующие трудности:

- низкая познавательная активность;

недостаточный запас знаний об окружающем мире, отрывочность и  бессистемность знаний; наличие ограниченных представлений, касающихся, в - основном, привлекательных для ребенка  областей или базирующихся на приобретенном  ранее опыте;

недостаточная сформированность 'мц'мгпырнич математических представлений (неосознанный прямом и опр.мт.т счет в пределах 10, знание цифр и соотнесение их с количо пп.м предметов, понимание пространственных и вргмпшыч представлений, состав числа и т.д.);

-  снижение способности к запоминанию и удержанию к нами I и ранее пройденного учебного материала;

-   у   некоторых   детей   чрезмерная   двигательная   активность, неусидчивость;

-   недостаточная   сформированность   слуховой  и   зрительной памяти;

- недостаточное развитие наглядно - образного мышления;

- ограниченность мыслительных операций;

-  низкая способность к абстрактному мышлению (нарушение причинно - следственных связей);

сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, отсутствие распределения внимания, проблемы с переключением внимания;

быстрая      умственная      утомляемость      и      сниженная работоспособность;

неполная        сформированность         зрительно—моторной координации;

- фрагментарность, недифференцированность восприятия;

- ограниченный словарный запас;

- недостаточная развернутость речевого высказывания;

нарушение грамматического  структурирования речи (морфологические  и синтаксические аграмматизмы, обилие неправильно или примитивно построенных  конструкций);

-  трудности планирования и развертывания самостоятельного связного речевого сообщения;

- недостаточная сформированность мелкой моторики;

В течение года проводилась  коррекционно - развивающая работа, которая дала позитивные результаты:

В конце учебного года мы смогли выявить положительную динамику психического развития детей:

- повышение уровня познавательного интереса у детей;

-  расширение и совершенствование знаний об окружающем мире;

- повышение уровня подготовки к обучению грамоте;

-  положительные изменения в эмоционально — волевой сфере: дети стали более организованы, дисциплинированы, готовы помочь друг другу, появилось желание самостоятельно объединяться для совместной игры и труда;

- повышение уровня формирования учебной деятельности: дети стали   более   внимательно   слушать   педагогов,   действовать   по предложенному  плану, самостоятельно  выполнять поставленную умственную    задачу;     отвечать    более    полным    ответом    на поставленные    вопросы,    научились    дополнять    высказывание товарища, правильно оценивать результаты своей деятельности;

-  повышение уровня знаний по формированию элементарных математических представлений: дети научились считать в пределах 10,  называть  числа в  прямом и обратном порядке,  находить и называть   цифры   в   пределах   10;   соотносить   цифру   и   число предметов,   решать   задачи   в   одно   действие   на   сложение   и вычитание,   пользоваться   арифметическими   знаками   действий, ориентироваться на листе клетчатой   бумаги, научились составлять числа первого десятка (из отдельных единиц) и из 2 меньших, называть последовательность дней недели, текущий месяц и т.д.

-  изменения в развитии связной речи: дети научились вести диалог, самостоятельно задавать вопросы, составлять предложения по   вопросам,   демонстрируемому   действию,   картине,   опорным словам,      составлять   небольшие   рассказы   по   картине,   серии сюжетных   картинок,   пересказывать   текст   по   плану,   опорным картинкам, составлять небольшой описательный рассказ;

- увеличение запаса видовых понятий;

- повышение уровня развития учебной мотивации;

- положительные изменения в развитии наглядно — образного и словесно  — логического  мышления,   в   развитии  мыслительных операций;

улучшение      объема,      концентрации,      распределения, переключения, устойчивости внимания;

- улучшение уровня произвольной памяти и внимания;

- повышение объема кратковременной памяти.

Вместе с тем возникали  трудности при реализации данной работы: 1. Не все дети систематически посещали коррекционные занятия  в связи с ослабленным соматическим здоровьем.

Ь-

2.  Отмечалось    недостаточно    активное    участие родителей в коррекционно - развивающем процессе.

3.  Ограниченность развивающей базы МДОУ

У 6 детей экспериментальной  группы значительной динамики не наблюдалось, в связи с ярко выраженной стспсш.ю проявлений интеллектуальной недостаточности и более сложи о Л структурой нарушения (пограничные формы умственной отсталости).

На       основе       результатов       экспериментальной       работы планировалось содержание коррекционной  программы.

Специфика содержания представленной программы коррекционно-развивающей  работы состоит в следующем

-  Дифференцированы и дополнены лексические темы по всем разделам     коррекционной     работы     с     учетом     региональных особенностей   Республики   Карелии   (животный   и   растительный мир),    речевых и познавательных возможностей дошкольников с ЗПР осложненной структуры, возраста детей.

-    Предусмотрена    пошаговая    тактика    изучения    разделок (дробление познавательного материала на отдельные микротемы, последовательная  отработка каждой   и   обобщение материала с установлением логических взаимосвязей и зависимостей).

-   Введены   новые   разделы   обучения,   а   именно:   «Развитие связной речи», «Коррекционная ритмика» (в объеме 36 часов с календарным    планированием    по    темам).    Необходимость    их введения     обусловлена     сложностью     структуры     нарушения, длительностью и сложностью коррекциейно-развивающей работы.

Учебный план учителя  — дефектолога для детей с  задержкой психического развития 6-7 лет

 

№ п/п

Названия разделов обучения

Количество занятий в  неделю

Количество занятий в  год

1.

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

2 занятия в неделю

12

2.

Формирование элементарных

математических представлений

2 занятия в неделю

12

3.

Подготовка к обучению грамоте

1 занятие в неделю

36

4.

Развитие связной речи

1 занятие в неделю

36

5.

Коррекционная ритмика

1 занятие в педелю

36


 

Предусмотрено вариативное  перераспределение коррекционных  занятий между специалистами  и воспитателями. Допускается гибкое планирование сетки занятий с  учетом реализуемой в ДОУ основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Содержание коррекционно-развивающей  программк спланировано с учетом психофизических особенностей дошкольников с ЗПР осложненной структуры, а именно:

о В связи с ограниченностью  аналитико-синтетическог деятельности мозга при ЗПР особое внимание предусматривалось единство работы по обогащении: сенсорного, речевого опыта и развитию мыслительны.* операций дошкольников с ЗПР (в процессе моделировани? наглядно — практических ситуаций и анализа, обобщенш языковых явлений и явлений окружающего мира), о Для дошкольников с ЗПР характерны быстрая истощаемость, замедление темпа, неполноценность произвольной регуляции и системной организации всех психических функций, недостаточная           познавательная           активность           и

работоспособность,         ограниченность                 аналитико-интетической деятельности мозга и трудности актуализации знаний. В соответствие с выделенными особенностями планировалось замедление темпа коррекционной работы, увеличение количества часов на изучение трудных тем и введение подготовительных периодов обучения. о Незрелость эмоционально — волевой сферы, несформированность произвольной регуляции поведения, аффективная неустойчивость детей с ЗПР предопределяли важное условие коррекционно-развивающей работы -создание мотивационной базы познавательной деятельности. С этой целью осуществлялось создание ситуаций «успеха» и С      -

Информация о работе Работа учителя - дефектолога и воспитателя с дошкольниками с задержкой психического развития