Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:48, практическая работа
Актуальность выбранной проблемы обусловлена несколькими факторами:
- увеличением количества детей с задержанным развитием церебрально-органического генеза;
- развитием новых форм интегрированного обучения п введением инклюзивной практики в ОУ;
- вариативностью проявлений и усложнением структуры нарушений при ЗПР различных видов;
- ориентированностью содержания существующих программ коррекционно-развивающего обучения на общие психофизиологические особенности детей с ЗПР без учета вида, степени и структуры нарушения.
Введение 4
Глава 1.
Условия организации коррекционно-развивающей работы.................11
Глава 2.
Содержание коррекционно-развивающей работы
с детьми с задержкой психического развития 6-7 лет...........................18
Раздел I.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи .................18
Раздел 2.
Формирование элементарных математических представлений
и сенсорных эталонов........................................................................44
Раздел 3.
Формирование звуковой культуры речи
и подготовка к обучению грамоте....................................................62
Раздел 4.
Развитие связной речи.......................................................................74
Раздел 5.
Коррекционная ритмика....................................................................85
положительное гзмоциональное подкрепление деятельное!и детей;
о Реализация содержания программы предполагает оптимизацию познавательной и речемыслителышй деятельности. Исследования Н.А.Никашиной,
Ю.А.Кулагиной, У.В.Ульснковой доказывают, что качество и результат деятельности во многом зависит от полноценности ее осознания и регуляции. В связи с этим в содержание всех разделов программы включены задания по формированию навыка самоконтроля и развитию регуляции познавательной и речемыслительной деятельности дошкольников с ЗПР. Структура практического руководства включает в себя пояснительную записку, тематическое и календарное планирование по каждому разделу коррекционно-развивающей работы, а также различные методические приемы (дидактические игры, упражнения, пальчиковые гимнастики, физкультминутки). Представленная система может быть адаптирована к условиям детского сада и особенностям развития детей.
Оптимальное число участников коррскционно-развивающих занятий - 5-6 детей. Состав детей с ЗПР сложен и неоднороден по структуре и степени интеллектуальной недостаточности. В связи с этим коррекционно-развивающие занятия проводятся на основе дифференцированного подхода. Группа комплектуется с учетом уровня развития познавательной сферы.
Способами контроля результативности
коррекционно-развивающей
- наблюдение за детьми на занятиях;
- итоговое тестирование 3 раза год (сентябрь, январь, май);
- отслеживание и анализ уровня усвоения знаний детьми.
Глава 1.
Условия организации коррекционно - развивающей
работы
/. Соблюдение принципов развивающего обучения:
- принцип развития;
- принцип системности;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип онтогенетического подхода;
- принцип комплексности;
- принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании;
- принцип учета возрастных особенностей;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода;
- принцип поэтапного формирования умственных действий.
Соблюдение общедидактических принципов:
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип сознательности;
- принцип активности;
- от простого к сложному и т.д.
2. Планирование и организация педагогической работы по следующим направлениям:
I. Диагностика-консультативное направление:
- сбор анамнестических данных (дефектолог, логопед);
уровень сформированности познавательного развития (дефектолог);
- блок развития моторики (дефектолог, логопед);
- особенности речевого развития (логопед);
- анализ результатов диагностики (дефектолог, логопед);
- составление рабочих и индивидуальных коррекционно — развивающих программ (дефектолог, логопед).
Сроки проведения диагностических обследований детей 6-7 лет с ЗПР: 3 раза в год (сентябрь, январь, май).
Комплексное междисциплинарное
изучение и динамическое наблюдение
за развитием ребенка реализуется
психолого-медико-
ю
11
Результатом обследования является всесторонняя оценка степени сформированное™ высших психических функций, определение психологических механизмов и структуры нарушений развития, уровня обученности каждого ребенка. Данное направление позволяет выстроить уровневые программы коррекции и развития, как для всех детей группы, так и для каждого ребенка в отдельности с учетом его индивидуальных возрастных и психофизиологических особенностей, определить динамику продвижения и прогноз развития ребенка («круглые столы»).
II. Коррекциейно-развивающее направление Предполагает комплекс мер, воздействующих на ребенка и
целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Реализуется взаимодействием в работе всех специалистов в ДОУ. Блоки:
- ознакомление с окружающим миром и развитие речи (дефектолог);
- формирование элементарных математических представлений (дефектолог);
- сенсорное развитие (дефектолог);
- подготовка к обучению грамоте (дефектолог);
- обучение игре (дефектолог);
- развитие звуковой культуры речи и воспитание правильного звукопроизношения (логопед);
- развитие фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматических категорий (логопед).
III. Воспитательно-образовательное направление (воспитатель, дефектолог, логопед, психолог).
В данное направление входит подготовка детей к школе, социальная адаптация дошкольников с нарушениями развития и обществе. Это достигается в процессе специально организованных занятий (индивидуальных и подгрупповых), проводимых с учетом ведущего вида деятельности, а также в ходе осуществления всех режимных моментов и в свободной деятельности детей.
В ходе обучения и воспитания идет постоянное наблюдение за продвижением дошкольников. Это, в свою очередь, позволяет корригировать составленные индивидуальные планы развития каждого ребенка.
IV. Социально - педагогическое направление
(воспитатель, дефектолог, логопед, психолог, родители).
Сюда входит анкетирование родителей с целью выявления проблемных вопросов и трудностей, возникающих у них в процессе воспитания ребенка с нарушениями развития, консультирование родителей специалистами в соответствии с полученными результатами опроса, практическое знакомство родителей с конкретными приемами обучения дошкольников различным умениями и навыкам, посещение родителями открытых мероприятий и т.д.
V. Лечебно - профилактическое направление
- стимуляция и коррекция развития личности ребенка в целом, психомоторики, возможности и желания учиться.
Блоки:
- общеобразовательные мероприятия;
- водные процедуры;
- массаж; -ЛФК;
- физиотерапия и т.д.
3. Планирование поэтапной структуры коррекционного занятия.
Первый этап (организационный).
Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя на общение детей друг с другом и с взрослым, активизация интереса к предстоящей деятельности, коррекция особенностей психофизического развития дошкольников.
На первом этапе целесообразно использовать мимические и пантомимические упражнения, различные этюды,
психогимнастику. Хорошо проводить занятие на данном этапе на ковре, в кругу с детьми. Наряду с вышеперечисленными могут быть применены игры на развитие неречевых психических процессов («На что похоже?», «Чего не хватает?», «Что изменилось?» и т.д.).
Второй этап.
Цель: сообщение темы занятия через стихи, загадки, введение игровых персонажей и пр. (также на ковре в кругу с детьми).
Третий этап (основной).
Цель: проведение коррскционно—развивающей работы с учетом имеющихся у детей нарушений и содержания перспективного планирования работы в группе на основе программного материала.
Дети сидят за столами.
13
Четвертый этап (физкультминутка).
Цель: снятие напряжения, усталости у детей. Мо/к<л использоваться музыка, ритмические движения, элементы подвижных игр, упражнения на совершенствование пантомимических движений (крадется лиса, летит комар и т.д.), мелкой моторики.
Пятый этап (индивидуальная работа с детьми и самокоррекция).
Цель: восполнение у дошкольников пробелов в усвоении программы и выполнение индивидуальных заданий. Перед проведением работы по самокоррекции детям дается установка на выполнение заданий и индивидуально выясняется степень понимания предлагаемых заданий.
Шестой этап.
Цель: подведение итогов занятия.
4. Использование комплекса методов обучения с преобладанием игровых и практических методов.
5. Использование коррекционных приемов обучения! о Поэлементная инструкция.
о Повтор инструкции.
о Планы - алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).
о Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)
о Речевой образец
о Демонстрация действий.
о Опора на рифму.
о Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)
о Подбор по аналогии.
о Подбор по противопоставлению.
о Чередование легких и трудных заданий (вопросов)
о Совместные или имитационные действия.
о Начало действия.
о Сопряженная или отраженная речь.
о Начало фразы.
о Создание проблемных ситуаций.
о Сравнение (чем похожи и чем отличаются).
о Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)
14
о Найди ошибку.
о Группировка по общности признаков, о Исключение лишнего.
о Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.
6. Педагоги, работающие с дошкольниками с ЗПР, должны уметь оказывать им различные виды помощи: стимулирующую, направляющую, обучающую.
Стимулирующая помощь используется в ситуации, когда ребенок не включается в работу после получения задания или когда работа выполнена неверно. В первом случае педагог подходит к ребенку и помогает ему сконцентрировать внимание, нацелить на решение задачи (ободряет, успокаивает, вселяет уверенность, спрашивает, понял ли задание, если нет - то разъясняет его). Во втором случае педагог указывает на наличие ошибки и необходимость проверки решения.
В моменты выполнения заданий,
когда у ребенка возникают
затруднения в определении
Когда указанные виды помощи не эффективны, то используется обучающая помощь. Педагог может непосредственно показать ребенку последовательность и образец выполнения задания.
7. Осуществление преемственности в работе специалистов образовательного учреждения и преемственности в работе МДОУ и школы.
8. Оптимальное сочетание индивидуальных и подгрупповых форм обучения. Проведение подгрупповых занятий в первой половине дня (подгруппы организуются на основе комплексной диагностики с учетом актуального уровня развития детей и имеют подвижный состав). Занятие по «Коррекционной ритмике» проводится один раз в неделю во второй половине дня.
9. Вариативность сроков освоения программы (в каждой подгруппе могут быть различными, т.е. темп «прохождения» программы может быть разным).
15
10. Создание полисенсорной развивающей среди к.1к основы коррекционного обучения.
11. Щадящий режим дня. Выполнение режима дня имсп важное значение для обеспечения всестороннего рачки шя и укрепления здоровья ребенка.
Составлен на основе примерного режима дня в детском саду «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития». Книга 1. Под ред. С.Г. Шевченко — М., 2003, с. 27.
Примерный режим дня в детском саду
Содержание деятельности |
Подготовительная группа |
Прием детей в группе (на участке), осмотр, индивидуальные занятия, утренняя гимнастика |
7.30-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.30-8.50 |
Подготовка к подгрупповьш и групповым занятиям со специалистами. (К прогулке) |
9.00-10.50 |
Прогулка |
11. 00 -12.30 |
Подготовка к обеду. Обед. |
12.40-13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон с применением фито и музыкотерапии |
13.00- 15.00 |
Подъем, туалет, свободная деятельность, игры, полдник. |
15.05-15.15 |
Подготовка к подгрупповым и групповым занятиям со специалистами. (К прогулке). Коррекционные часы, |
15.15-15.45 |
Свободная деятельность, игры, индивидуальные занятия |
16.00-16.40 |
Подготовка к ужину. Ужин. |
16.45-17.00 |
Подготовка к прогулке^ прогулки, игры, уход детей домой |
17.00-18.00 |
Рекомендации к проведению коррекционных занятий
•Формировать у детей уверенность возможности успешной деятельности
в своих силах, в в коррекционно-
развивающсм процессе.
16
"Помнить, что любое задание, предлагаемое детям, должно быть полезно и интересно каждому ребенку. Формы и способы постановки задания, определение продолжительности его выполнения, критерии оценивания всегда заранее продумываются педагогом.
"Стремиться к тому, чтобы каждое занятие включало упражнения на развитие и коррекцию высших психических функций.
•Выбирать такие приемы
и методы воспитания и обучения,
которые соответствуют
•При объяснении нового материала подчеркивать главное, существенное, возвращаясь к нему неоднократно.
•Не давать для усвоения в ограниченный отрезок времени большой и сложный материал.
•Помнить, что все даваемые детям инструкции должны быть четкими, логичными, завершенными.
•Не желательно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа. Нужно дать больше времени не обдумывание и подготовку.
• Целенаправленно развивать
у детей самоконтроль, предлагай
им самостоятельно находить ошибки в
своих и чужих работах
•Используемая наглядность должна соответствовав действительности, этапу занятия, решать определенную: дидактическую задачу.