Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:48, практическая работа
Актуальность выбранной проблемы обусловлена несколькими факторами:
- увеличением количества детей с задержанным развитием церебрально-органического генеза;
- развитием новых форм интегрированного обучения п введением инклюзивной практики в ОУ;
- вариативностью проявлений и усложнением структуры нарушений при ЗПР различных видов;
- ориентированностью содержания существующих программ коррекционно-развивающего обучения на общие психофизиологические особенности детей с ЗПР без учета вида, степени и структуры нарушения.
Введение 4
Глава 1.
Условия организации коррекционно-развивающей работы.................11
Глава 2.
Содержание коррекционно-развивающей работы
с детьми с задержкой психического развития 6-7 лет...........................18
Раздел I.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи .................18
Раздел 2.
Формирование элементарных математических представлений
и сенсорных эталонов........................................................................44
Раздел 3.
Формирование звуковой культуры речи
и подготовка к обучению грамоте....................................................62
Раздел 4.
Развитие связной речи.......................................................................74
Раздел 5.
Коррекционная ритмика....................................................................85
«Транспорт». |
|
Май 1 неделя. Тема «Пересказ по опорным |
- Физкультминутка «Тук, тук молотком» (8). - Чтение рассказа «Что у нас во дворе» (8). - «Составь предложение» (8). - «Перескажи по цепочке» (8). - «Заштрихуй по образцу». |
картинкам «Наш двор»». |
|
1 .Учить внимательно, слушать и пересказывать текст с использованием в качестве плана опорных картинок, отражающих последовательность высказывания. 2. Продолжать учить связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль. 3. Активизировать словарь по теме. 4. Развивать мелкую моторику, внимание и память. |
|
2 неделя. Тема «Пересказ рассказа «Майский |
- «Отгадай загадки» (8). - Игра «Найди отличия» (8). - Составление рассказа «Майский жук» (8). - Игра с мячом «Подбери слово» (8). - Физкультминутка «Пчела» (8). - «Дорисуй жука» (8). - Зрительная гимнастика «Птички летят» (8). - «Перескажи». |
жук»». 1 .Учить пересказывать известный текст по опорным картинкам. 2. Продолжать учить связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль. 3. Активизировать словарь по теме «Насекомые». 4.Развиватъ умение припоминать и систематизировать имеющуюся информацию, воображение, моторику. |
|
3 неделя. Диагностика |
|
4 неделя. Диагностика. |
|
Июнь 1 неделя. Тема «Составление рассказа Купание медвежат»». |
- Игра «Почемучка» (8). - Чтение рассказа В.Бианки «Купание медвежат» (8). - «Послушай и ответь» (8). -Зрительная гимнастика «Медведица» (8). - Игра с мячом «Скажи, какой?» (8). - Игра с мячом «Похожие слова» (8). - физкультминутка «Медведь» (8). - «Обведи медведя» (8) - «Составь рассказ». |
1 .Учить составлять план рассказа и строить по нему высказывания. 2. Учить отвечать на вопросы полным предложением. 3. Учить подбирать родственные слова, признаки и действия к слову. 4. Учить образовывать притяжательные прилагательные. 5.Продолжать учить связно, логично, непрерывно высказывать свою мысль. 6.Учить работать по плану |
|
2 неделя. Тема «Кот и цыплята». I .Учить составлять связный рассказ по серии картинок, изображающих начало и конец сюжетного действия. 2.1 [родолжать учить связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль. 3.Закреплять навыки словообразования и грамматически правильно оформлять высказывания. 4. Активизировать словарь |
- «Придумай предложение» (8). - Игра «Чья история интереснее?» (8). - Игра «Длинное предложение» (8). - Физкультминутка «Цыпленок» (8). - Зрительная гимнастика «Курица» (8). - Игра «Скажи иначе» (8). |
Литература
3
Алябьева, Е,А. Логоритмические упражнения без музыкального
сопровождения /Е.А.Алябьева. - М.: ТЦ. Сфера, 2005.
Белоусова, Е.Г. Путешествие по сказкам: рабочая тетрадь /Е.Г.
Белоусова. - Самара: Современные образовательные технологии;
М.: ТИД Русское слово - РС, 2009.
Глухое, В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи /В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2000.
4. Коноваленко, В.В. Развитие связной речи /В. В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: 2000.
5. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления /В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко. -М.: Гном и Д., 2001.
6. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию/Э.П. Короткова. - М.: 1983.
Лалаева, Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития /Л.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. - М.: ВЛАДОС, 2003.
X. Лапп, Е.А. Развитие связной речи у детей 5-7 лет с нарушениями зрения / Е.А. Лапп. - М.: Сфера, 2006,
9. Лопухина, И. С. Логопедия - речь, ритм, движение /И.С.Лопухина. -СПб.: Дельта, 1997.
10. Нищева, Н,В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи /Н.В. Нищева. -СПб., 2003.
11. Развитие связной речи у детей с задержкой психического развития: (статья) //Ребенок в детском саду. - 2002. - № 1. - с.74.
12. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми /В.И. Селиверстов. -М.:Владос, 1994.
13. Синицына, Е.И. Умные пальчики /Е.И. Синицына. - М.: Лист, 1998.
14. Слеповт, Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с ЗПР: (статья) /Е.С.Слепович //Дефектология. - 1987. -№ 1.
15. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи /Т.А.Ткаченко. - М.: Гном и Д, 2005.
16. Ткаченко, Т.Л. Формирование и развитие связной речи /Т.Л. Ткаченко. - СПб.: Детство- пресс, 1999.
17. Фшичева, Т.Е. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис - пресс, 2004.
18. Характеристика связной речи детей 6-7 лет /под ред. Т.А. Ладыженской. М.:1979.
Раздел 5. Коррекционная ритмика1
(1 занятие в неделю)
'Задержка психического развития у дошкольников характеризуется отставанием в развитии эмоционально — волевой с фгрс, высших психических функций, двигательной сферы, гпи/кспием знаний и представлений об окружающем мире: недостаточность сенсомоторной координации, общая моюрпая неловкость, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость;
- замедление приема и переработки сенсорной информации, снижение объема кратко — и долговременной памяти;
- недоразвитие зрительно - пространственной функции, обусловленное нарушениями интерсенсорной и сенсомоторной интеграции и координации;
- недостатки произвольной сферы;
- недостаточная сформированность и повышенная истощаемость высших корковых функций;
- нарушением связи между психомоторным и двигательным развитием.
Двигательная сфера детей
с ЗПР характеризуется
Таким образом, для работы с детьми с ЗПР необходимо разработать особую технологию - «Коррекционная ритмика» (КР).
Специфической особенностью занятий КР является то, что музыкально ритмическое содержание работы расширяется за счет применения психокорекционных технологий.
Цели: Коррекционные:
\. Преодоление основного двигательного нарушения. 2. Развитие дыхания, просодических компонентов речи.
3. Развитие и совершенствование основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы.
Оздороеител ьные:
1. Укрепление костно-мышечного аппарата.
2. Развитие дыхания.
3. Развитие сенсорных функций.
4. Развитие моторных функций.
5. Развитие чувства равновесия, осанки, походки, и грации движения.
Образовательные:
1. Знакомство с разнообразием движений.
2. Формирование двигательных навыков и умений.
3. Развитие физических качеств.
4. Развитие ориентировки в пространстве.
5. Развитие некоторых теоретических знаний.
Воспитательные:
1. Воспитание чувства ритма, способности различать и передавать ритмическую выразительность.
2. Развитие музыкальных способностей (звуковысотного слуха).
3. Развитие художественно - творческих способностей.
4. Развитие положительных качеств личности и произвольного поведения.
Тематическое планирование по коррекциоиной ритмике для детей 6-7 лет с ЗПР
О
4>
Октябрь |
Январь |
Апрель | |||
1 неделя: |
1 неделя: |
1 неделя: | |||
Фрукты. Овощи, |
Зимние забавы. |
Весеннее солнышко. | |||
2 неделя: |
2 неделя: |
2 неделя: | |||
«Спор грибов и ягод». |
Строим дом. |
Кем быть? | |||
3 неделя: |
3 неделя: |
3 неделя: | |||
Откуда хлеб пришел |
Посуда |
«Муха - Цокотуха». | |||
4 неделя: |
4 неделя: | ||||
«Пых» по мотивам |
Домашние птицы | ||||
белорусской народной |
|||||
скачки |
|||||
Ноябрь |
Февраль |
Май | |||
1 неделя: |
1 неделя: |
1 неделя: | |||
1';пвлечение «Праздник |
Рукавичка. |
Будем космонавтами! | |||
осени». |
2 неделя: |
2 неделя: | |||
2 педеля: |
Котята. |
Находчивый бобер. | |||
1 1ерелетные птицы. |
3 неделя: |
3 неделя: | |||
3 педеля: |
Откуда у носорога |
«Сказка о глупом | |||
Дикие животные. |
шкура (по сказке |
мышонке» | |||
4 педеля: |
Р.Киплинга). |
4 неделя: | |||
«У кошки новоселье». |
4 неделя: |
Праздник «Прощание с | |||
Развлечение |
Детским садом». | ||||
«Защитники |
|||||
Отечества». |
|||||
Декабрь |
Март |
||||
1 педеля: |
1 неделя: |
||||
Зимующие птицы. |
Транспорт |
||||
2 неделя: |
2 неделя: |
||||
Зима. |
Развлечение «8 марта». |
||||
3 неделя: |
3 неделя: |
||||
«Елка» по мотивам |
В гостях у бабушки. |
||||
сказки В. Сутеева. |
4 неделя: |
||||
4 педеля: |
Весна. |
||||
Развлечение «Встреча |
|||||
1 1опого годи». |
Календарное планирование работы по коррекционной ритмике
Содержание работы (задачи) |
Методические приемы. |
Октябрь 1 неделя. Фрукты. Овощи. 1 .Воспитывать эмоциональную отзывчивость, положительные эмоции. 2. Развивать речедвигательные навыки. 3.Учить слушать музыкальное произведение и отвечать на вопросы о прослушанном. 4.Вызвать у детей эмоциональный отклик, желание подпевать. 5 .Развивать целенаправленный речевой выдох. 6.Развивать динамическую координацию согласованных движений пальцев рук. 7.Развивать внимание, память, логическое мышление. 8.Развивать просодическую сторону речи. |
- Игра «Назови овощи». - Динамические упражнения «В деревне» (4), с. 155. - Речедвигательное упражнение «Огород» (8), с. 19. - Самомассаж «Овощи». - Слушание песни «Вот такие кочаны». - Речедвигательное упражнение «Урожай». - Дыхательная гимнастика -упражнение «Капельки». - Пальчиковая гимнастика «Капуста» (4), с. 30 - Пение «Едет урожай». |
2 неделя. Спор грибов и ягод. 1. Развивать мимику лица. 2. Развивать концентрацию, объем, переключение внимания. 3. Развивать динамическую сторону общения, эмпатию, эмоциональность и выразительность невербальных средств общения. 4. Развивать динамическую координацию, последовательных и согласованных движений пальцев рук. 5. Развивать плавность и выразительность речи. 6. Учить детей вставать на свои места с опорой на зрительный сигнал, словесную инструкцию. 7. Учить согласовывать движение и речь. |
- Пьеса «Октябрь» П.Чайковского. - «Марш», муз. М Роббера. - Упражнение «Прогулка в лес» (10), с. 75. - Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» (3), с. 9. - Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!» (3), с.9. - Массаж спины (песня «Дождик» Е.Попляновой) (3), с. 10. - Речедвигательное упражнение «Дождик, лей!» (3), с. 11. - Двигательные упражнения «Грибы» (3),с. 11. - Упражнение «Ну-ка, повтори!». - Игра «Гриб волнушка». - Пальчиковая гимнастика «С веток ягоды снимаю» (9), с. 146 - 148. |
3 неделя. от куда хлеб пришел. 1 Развивать певческие навыки. Развивать речедвигательные навыки, 3 учить детей двигаться медленно, быстро, с ускорением под музыку. 4 Развивать мелкую и общуюмоторику. 5. развивать координацию слуха, речи, движения. 6. продолжать (формировать навыки движения в коллективе. |
- Стихотворение «Ну-ка, деточки!» (11). - Русская народная песня «Петушок». - Игра со словом «Трактора». - Речедвигатсльное упражнение «Вышли мышки как-то раз» (муз. Сопровождение Барамыковой). - комплекс общеразвивающих упражнений «Каравай» (2), с. 122. - Танец с колосками. - Речедвигательное упражнение «Шоферы» (1), с. 18. - Игра «Мельница» (Тихо — громко, с ускорением). - Пальчиковая гимнастика «Месим тесто». - Подвижная игра «Барбос и птицы». |
4 неделя. «Пых» 1. развивать быстроту реакции. 2, Укреплять голосового аппарата. 3 развивать продолжительный речевой выдох 4 развивать певческие данные. 5 развивать плавность
и выразительность, речевого 6. продолжать формировать навык ритмичного и координированного движения в круге 7. равивать эмоциональную сферу, воображение и ассоциативно — образное мышление. 8 учить согласовывать движение и речь |
- Попевка «Кап - кап - кап» (3) с. 41. - Массаж спины (песня «Дождик» Е.Попляновой) (3), с.28. - Стихотворение «Осень» Г.Сычев (3), с. 27. - Танец с листьями (Вальс «Осенний сон» А. Джойса) (3), с.28. - Речедвигательное упражнение «Меж еловых лап» (3), с. 16. - Упражнение «Ветер» (3), с.29. - Стихотворение с движением «Малина» (3), с.29. - Хоровод «По малину» А.Филиппенко (3), с.29. - Пальчиковая игра «Варим суп» (3), с.ЗО. - Дыхательное упражнение «Звуковое дыхание» (по методу М.Лазарева) (3), с.31. - Игра «Ежик» (3), с.33.________ |
Ноябрь 1 неделя развлечение «Праздник осени». 1 учить вырабатывать у детей четкие координированные движения во взаимосвязи с речью2. Развивать общую и мелкую моторику. 3. Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты речи. 4. Развивать продолжительный речевой выдох. 5. Закреплять умения дифференцировать овощи и фрукты. 6. Закреплять умение, ритмично и координировано двигаться в кругу. |
- Танец с листьями (музыка на выбор педагога). - Песня «Осенний мотив». - Загадки про овощи. - Игра - соревнование «Собери картинку» - Хоровод «Собери урожай». - Пальчиковая гимнастика «Осенний букет». - Игра «Свои овощи ищи». - Танец «Разноцветные стекляшки». - Фонопедическое упражнение «Листики шуршат». - Упражнение «Ветер ветерок». - Динамическое упражнение «В осенний лес» (4), с.7. |
2 неделя. Перелетные птицы. 1. Развивать силу и направленность выдоха. 2. Развивать певческие навыки. 3. Развивать точность и координацию согласованных движений пальцев рук. 4. Активизировать словарь по теме «Перелетные птицы», 5. Развивать внимание, память, логическое мышление. 6. Закреплять умение детей сохранять пространство крута с опорой на зрительный ориентир и по словесной инструкции. 7. Развивать плавность и выразительность речи. 8. Развивать динамическую сторону общения, эмпатию, эмоциональность и выразительность невербальных средств общения.___________________ |
- Песня об осени. - Танец «Веселые сапожки» А. Филиппенко (3). - Физкультминутка «Клен». - Дыхательное упражнение «Ветер». - Упражнение «Перелетные птицы». - Игра «Птички». - Пальчиковая игра «Птички». - Танец «Все захлопали в ладоши». - Упражнение на развитие мышц лица. - Речедвигательное упражнение «Галка» (8), с. 35. |
3 неделя. Дикие животные. 1. Учить детей двигаться под музыку в разных направлениях, меняя виды ходьбы. 2. Развивать ритмический слух. 3. Учить детей имитировать диких животных. 4. Формировать умение чередовать движения в соответствие с музыкой. 5. Учить различать слова, близкие по звучанию.__ Развивать силу, точность, координацию и последовательность днижсиий пальцев рук._ |
- Упражнение «На автобусе». - Пальчиковая гимнастика «Сидит белка». - Упражнение «Превращение в животных». - Двигательное упражнение «Ежик» (8),с,41. - Слушание музыки «Мишка лапу поцарапал». - Игра с мышкой и мишкой. - Речедвигательное упражнение «Мишка». |
____________ 4 неделя. У кошки новоселье. 1 Развивать гонкие движения на льцен рук. .'.. Развивать общую моторику. (. Ироподить профилактику простудных заболеваний. 4. Развивать мимику лица, эмоциональную сферу, воображение. 5. Развивать ритмический слух. 6. Развивать силу и плавность дыхания. 7. У чип, детей самостоятельному спя I ню эмоционального и физического напряжения. X. Развивать плавность и ш,|рачительность речи, речевой слух и речевую память. '). Развивать мелодико- ннтомационныеи просодические компоненты речи
|
Стихотворение «Котята» (4), с.81. - Динамическое упражнение «Проснулись» (4), с.81. - Пальчиковая игра «Мячик» (4), с.82. - Подвижная игра «Веселый мячик» (4), с. 82. - Массаж лица «Носик, носик!» (4), с.82. - Мимическое упражнение «Угости котенка» (4), с.83. - Инсценировка «Кошкин дом» (4), с.83. - Массаж рук «Строим дом» (4), с.83. - Гимнастика для мышц шеи «Козлик» (4), с.85. - Речедвигательное упражнение «Васька - козел» (4), с.85. - Песня «Кошечка». - Ритмическая игра «Кот и скрипка» (4), с.86. - Дыхательное упражнение «Шарик» (4), с.87. - Упражнение на релаксацию (под колыбельную музыку) (4), с.88_______ |
Декабрь I педеля, зимующие птицы 1. 11родолжат1> проводить Профилактику простудных заболеваний. 2, Развивать тонкие движения пат.пси рук и общую моторику. ( Развивать мимические мышцы чипа, эмоциональную сферу, ноооражеппе. •I. Активизировать словарь детей по |смс «ЗимуЮЩИв птицы». 5, Развивать ритмический слух. I', 11родолжать развивать фонематический слух. /.Развивать плавность и выразительность речи, речевой слух и речевую память. 8. Развивать мелодико-интонационный и просодический компоненты речи. 9. Развитие внимания, памяти |
- Стихотворение «Белый узор». - Ритмическая игра «Строители» (4), с.88. - Игра «Назови всех птиц». - Игра со звуками «Синицы и снегири». - Игра «Птицы» (3), с.67. - Игра - массаж «Воробьи» (с помощью зубных щеток). - Игра «Повтори за мной» (ритмическое «эхо»). - Слушание музыки «Воробушки». - Песня «Воробей». - Подвижная игра «Воробьи и кот». - Пальчиковая гимнастика «Птичка» (9), с. 168-170 |
2 неделя. Зима. 1. Учить вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью. 2. Продолжать развивать тонкие движения пальцев рук и общую моторику. 3. Развивать ритмический слух. 4. Учить внимательно, слушать музыку и эмоционально откликаться на нее. 5. Развивать слуховое внимание, слуховое и зрительное восприятие, память. 6. Развивать навык правильного вдоха и выдоха. 7. Развивать мелодико-интонационные компоненты речи. 8. Развивать творческую фантазию |
- Песня о зиме (по выбору). - Динамическое упражнение «На дворе мороз и ветер» (4), с.56. - Игра «Катание на санках» (парами). - Стихотворение «Зимний лес». - Слушание музыки «Вальс» Д. Кабалевского. - Упражнение с лентами «Снежинки». - Ритмическое упражнение «Вы скачите палочки». - Дыхательное упражнение «Снежинки» (4), с.57. - Подвижная игра «Догонялки». - Пальчиковая игра «Снеговик» (3), с.71. - Хоровод «В лесу родилась елочка» (3), с. 75 |
3 неделя. «Елка» по мотивам сказки В. Сутеева. 1. Продолжать развивать тонкие дифференцированные движения пальцев рук. 2.Развивать воображение. 3. Развивать слуховое внимание, слуховое и зрительное восприятие, память. 4. Продолжать развивать ритмический слух. 5. Развивать мелодико-интонационные компоненты речи. 6. Учить внимательно, слушать музыку и эмоционально откликаться на нее. 7. Развивать навыки правильного речевого дыхания |
- Пальчиковая игра «Снеговик» (3), с.80. - Упражнение «Дорожка» (3), с.81. - Речедвигательное упражнение «Елка» (3), с.81. - Песня о зиме (по выбору). - Фонопедическос упражнение «В лесу» (3), с.81. - Игра «Ветер северный» (3), с.81. - Упражнение на внимание «Сорока» (3), с.83. - Дидактическое упражнение «Ты шагай» (3), с.83. - Танец под музыку «Вальс - шутка» Д.Шостаковича; (3), с.83. - Упражнение «Смелый наездник» (3),с.83. - Пальчиковая игра «Украшаем елочку» (3), с.83. - Ритмическое упражнение «Мороз» (3), с.84. - Игра «Заморожу» (3), с.84 |
Январь 1 неделя, '{импие забавы. I. Проводить профилактику • простудных заболеваний. Л Развивать общую моторику. .V Развивать эмоциональную сферу, воображение. 4. Учить детей самостоятельному снятию эмоционального и физического напряжения. 5. Развивать целенаправленный выдох. 6. Формировать фонематический компонент. 7. Развивать плавность и выразительность речи, речевой слух и речевую память. 8. Развивать мелодико-нптопациоппыс и просодические компоненты речи. '). 1'ачвива'П. двигательную сферу |
- Речедвигательное упражнение «Мы шагаем по сугробам». - Хоровод «Что нам нравится зимой». - Самомассаж «Снеговик» (4), с.72. - Дыхательное упражнение «Снежинки». - Упражнение «Снеговики» (медленно - быстро). - Игра «Ритмическое эхо». - Песня с движениями «В лесу родилась елочка» (3), с.67. - Слушание музыки «Сосульки». - Игра «Снежки» (эмоциональная разрядка) |
2 неделя. ( I |>оим дот. I I |ро.чоижа 11. приводи 11, ' •" .' профпиак гику проп удпых ^ • . капо 1> плит ' Га чинна 11. о(ицую моторику, тонкие П'.м .1 . им-1 пат,цен рук. I Га Ш1Ш.1 11. эмоциональную Сферу, П.МН'р.Ыч М1К- I Рачмпм.п I. мимические мышцы ища '' 11рчд.1)!ька 11. развивать ршмичсскпЛ слух. (| Формирование фонематического компшк'и ча. / Рачипна! I, плавность и иырачп и-'п.ноечъ речи, речевой слух п речевую память. х Ра шивать мслодико- ппюиацпопные и просодические к о м и с шеп'гы речи. 9. Развивать двигательную сферу детей |
- Песня «Строим дом» Б. Киселева (4), с.93. - Динамическое упражнение «Экскаватор» (4), с.93. - Упражнения с обручами «Самосвал» (4), с.94. - Речедвигательное упражнение «Кто как ходит» (4), с.94. - Игра «Пильщики» (4), с.95. - Ритмическая игра «Молоточки» (4), с.95. - Песня «Строим дом» (М Красева) (4), с.96. - Стихотворение «Гномы» Е.Карельской (4), с.96. - Мимическое упражнение «Подарки» (4), с.96. - Массаж тела и лица «Хозяин дома?» (4), с.96 - 97. - Игра - импровизация «Ровным кругом» (4), с.97. Массаж пальцев «Куличи» (4), с.97. Пальчиковая игра «Угощение гномов» (4), с. 97 |
3 неделя. Посуда. . Развивать логическое мышление, внимание, намять, зрительное и слуховое восприятие. 2. Развивать положительные эмоции. 3. Продолжать развивать ритмический слух. 4. Закреплять умение координировать речь с движением. 5. Развивать общую и мелкую моторику. 6. Учить внимательно, слушать музыку и эмоционально откликаться на нее. 7. Развивать правильного вдоха и выдоха. 8. Закреплять названия посуды. 9. Закреплять умения образовывать существительные в уменьшительно -ласкательной форме_______________ |
- Слушание музыки «Пых - пых самовар». - Дыхательное упражнение «Самовар пыхтит». - Упражнение на развитие положительных эмоций «Вкусный чай». - Ритмическая игра «Посуда». - Речедвигательное упражнение «К нам в гости пришли» (под песню М.И. Ивенсен, муз А.В. Александровой) (10), с. 38. - Игра «Самовар» (10), с.38. - Пальчиковая гимнастика «Помощники». - Упражнение на внимание «Чашки и ложки» |
Февраль педеля. Рукавичка. 1. Учить координации движения со словом. 2. Учить самостоятельно, выкладывать сложные орнаменты, придумывая узор. 3. Продолжать развивать чувство ритма. 4. Развивать тонкие дифференцированные движения пальцев рук и общую моторику. 5. Закреплять понятия величин. 6. Учить образно, превращаться в разных диких животных. 7. Развивать внимание, память. 8.Учить внимательно, слушать музыку и эмоционально откликаться на нее |
- Речедвигательное упражнение «Метелица». - Игра «Придумай узор». - Загадывание загадок о животных. - Слушание песни «Зайка». - Ритмическая игра «Два зайчика». - Игра «Превращение в животных». - Пальчиковая игра «Теремки» (12), с. 32 -33. - Танец «Из-под дуба». - Подвижная игра «Зайцы и волк» |
2 неделя. Котята. I. развивать звуковысотный слух. .'. Развивать тонкие движения п;ш|,цсг< рук и общую моторику. '. Учи и, внимательно, слушать музыку и эмоционально откликаться на нее. I. Учи 11, образно, превращаться в ра'1П1>|Х ДИКИХ ЖИВОТНЫХ. 5, Учип, самостоятельно, пыкиадывать сложные орнаменты, придумывая узор. (1. Продолжать проводить профилактику простудных ИНЮНСПаИИЙ С ПОМОЩЬЮ самомассажи. / 1'азпнпать певческие данные и праппт.мос речевое дыхание_______ 3 неделя. откуда у носорога шкура. По мотивам сказки Р.Киплинга. 1. 1[родилжать развивать чувство ритма у детей. .'. 11родч1|)кат1, развивать координацию речи с движением. ( Га пшнап. гонкие движения пат,цен рук. I Га нчтап, двигательную сферу у ДС1 141. 5, Гашпхап, певческие навыки. <> Га шпвап, внимание, память, поооражснпе Март I недоли. Транспорт. I. Закрепить названия частей самолета, вертолета. 2,Вырабатывать координацию при выполнении основных движений, дппжеппн пальцев рук. !. '(акрепить виды транспортам профессии. •I. 1'азиипнчъ силу, тембр и высоту I наоса. 5 У'пгп. внимательно, слушать музыку и эмоционально откликаться на нее. 6. Учить детей самостоятельному снятию эмоционального и физического напряжения. 7. Развивать певческие навыки, правильное речевое дыхание |
Игра «Превращение в котят». - Пальчиковая игра «Цап - царапки». - Загадывание загадок. - Упражнение «Кошка и котенок». - Слушание песни «Котик заболел» - Самомассаж «Кисонька» (4), с.78. - Пение - распевка «Мяу», «Киска к деткам». - Игра «Украсим мисочку для киски». - Подвижная игра «Веселый бубен» (4), с.80
- Упражнение «У моря» (3), с. 128. - Упражнение «Обезьяны» (3), с. 129. - Пальчиковая игра «Две мартышки» (3), с. 130. - Стихотворение с движением «Поедалочка» (3), с. 130. - Песня о солнце (по выбору педагога). - Двигательные упражнения «Кто как идет?» (3), с. 130. - Самомассаж «Черепаха» (3), с.131. - Игра на внимание «Купание» (3), с.131. - Игра «Звездочки» (3), с. 132________ - Песня «Паровоз». - Упражнение «Поезд» (темп и ритм). - Голосовое упражнение «Самолет летит». - Слушание музыки «Летчики на аэродром». - Дидактическая игра «Самолет и вертолет». - Подвижная игра «Летчики, следите за погодой» (4), с. 108. - Релаксация «Приземлились» - Массаж спины «Паровоз». - Двигательное упражнение«Велосипед» (8), с.46 |
2 неделя. У бабушки в гостях. 1. Закрепить основные цвета и их оттенки. 2. Вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук. 3. Учить выкладывать орнаментальные узоры. 4. Обучать детей игре на музыкальных инструментах. 5. Закреплять умение координировать движения со словом. 6. Продолжать развивать чувство ритма. 7. Развивать просодическую сторону речи. 8. Развивать память, внимание_______ 3 неделя. Весна. 1. Закреплять умение координировать речь с движением. 2. Вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук. 3. Развивать ритмический слух. 4. Учить внимательно, слушать музыку и эмоционально откликаться на нее. 5. Развивать слуховое внимание, зрительную и слуховую память. 6. Продолжать развивать навык правильного вдоха и выдоха. 7. Развивать мелодико-интонационные компоненты речи. 8. Развивать творческую фантазию Апрель 1 неделя. Весеннее солнышко. 1. Вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук. 2. Продолжать развивать ритмический слух. 3. Учить внимательно, слушать музыку и эмоционально откликаться на нее. 4. Развивать слуховое внимание, зрительную и слуховую память. 5. Продолжать развивать навык правильного вдоха и выдоха. 6.Развивать мелодико-интонационные компоненты речи. 7. Развивать творческую фантазию. 8. Продолжать проводить профилактику простудных заболеваний с помощью массажа ног. 9. Учить детей игре на музыкальных инструментах__________________ 2 неделя. Кем быть? 1.Закреплять навык координации речи с движением. 2. Вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук. 3. Закреплять умение отбивать ритмический рисунок на слух. 4. Развивать слуховое внимание, зрительную и слуховую память. 5. Продолжать развивать мелодико-интонационные компоненты речи. 6. Развивать творческую фантазию. 3 неделя. Муха - Цокотуха. 1 .Развивать выразительность невербальных средств общения. 2. Продолжать вырабатывать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук. 3. Развивать эмоциональную сферу детей, воображение.______________ 4. Продолжать развивать мимику мышц лица. 5. Автоматизировать звук «3» в речи. 6. Развивать целенаправленный выдох. 7. Формировать фонематический компонент. 8. Развивать плавность и выразительность речи, речевою слуха и речевой памяти. 9. Развивать мелодико-интонационный и просодический компонент речи. 10. Развивать двигательную сферу 4 неделя. Домашние нгнцы. 1. Учить детей образно имитировать домашних птиц. 2. Продолжать развивать тонкие движения пальцев рук. 3. Учить внимательно, слушать музыку и эмоционально откликаться на нее. 4. Развивать продолжительный речевой выдох. 5. Развивать певческие данные. 6. Закрепить в речи названия домашних птиц и их детенышей. 7. Учить координации речи с движением Май 1 неделя. Будем космонавтами! 1 .Развивать воображение. 2. Развивать общую и мелкую моторику. 3. Развивать слуховое внимание, слуховое и зрительное восприятие, память. 4. Продолжать развивать ритмический слух. 5. Развивать мелодико-интонациопные компоненты. |
- Дидактическое упражнение «В гости к бабушке». - Пальчиковая гимнастика «Бабушка и внуки». - Ритмическое упражнение «Ладушки». - Пение песни «Ладушки». - «Укрась мисочку для собачки». - Мимическое упражнение «грустная, веселая кошечка». - муз. Импровизация «Что ты хочешь кошечка». - Ритмическая игра «Оркестр». - Слушание песни «Про бабушку». - Подвижная игра «Кошка и мыши». - Речедвигательное упражнение «Поросята» (8), с.29
- Речедвигательное упражнение «Весна, весна красная!» (10), с.40 -41. - Игра с палочками «Солнечные зайчики». - Д/и «Сравни зиму и весну». - Пение «Воробей с березы на дорогу прыг». - Пальчиковая гимнастика «На блины» (10), с.44. - Игра «Воробышки и кот». - Дыхательная гимнастика «Теплый ветерок». - Слушание музыки «Здравствуй
- Речедвигательное упражнение «Солнышко». -1 [сихогимнастика «Солнышко» (10 с.41. - Песня «Солнышко». - Ритмическая игра «Вы скачите палочки». - Стихотворение «Медведь» (11), с. 92. - Дыхательное упражнение «Дует легкий ветерок». - «Все мы музыканты» (шумный оркестр). - Игра — массаж ног «Строители». - Подвижная игра «Скворушки и кот
- Слушание стихотворения «Золоты< руки» (3), с. 124. - Речедвигателыюе упражнение «Умелые руки» (3), с. 124. - Ритмическая игра «Молоток» (3), с. 124. - Игра «Иголка и нитка» (3), с. 125. - Пальчиковая гимнастика «Две мартышки» (3), с. 127. - Игра на развитие внимания «Наши кони чисты!» (3), с. 126. - Ритмический танец «Большая стирка» (под музыку «Макарены» или любой в стиле диско)._________ - Игра на внимание «Муха -цокотуха» (4), с. 1 77. - Мимическая гимнастика «Облака» (4), с. 177. - Динамическое упражнение «Тараканы», «Букашки», «Блошки». «Бабушка Пчела» (4), с. I 79 180. - Песня «Самовар» или по выбору педагога. - Дыхательное упражнение «Горячи чаи». - Пение «Бай - качи». - Пальчиковая гимнастика «Паук» (4), с.180-181. - ПрО1 сваривание чистоговорок (по выбору педагога). - Подвижная игра «Спрячься от паука!» (4), с. 181. - Коммуникативная игра «Фонарик» (4), с.181. - Танец — пляска (по выбору педагога)
Композиция «Ки - ко - ко» (кто как ходит). - Речедвигательное упражнение «Петух» (9), с.84. - Дыхательное упражнение «Перышко». - Пальчиковая гимнастика «Кря! Кря! Кря!»(4), с.156. - Пение «Петушок - золотой гребешок». - Слушание музыки «Курочки и петушок». - Подвижная игра «Воробьи и кот» (4), с. 159. - Речедвигательное упражнение «Серый гусь» (8), с.52
- Динамическое упражнение «Строим звездолет» (4), с. 149. - Общеразвивающие упражнения «Будем космонавтами» (4), с. 150. - Ритмическое упражнение «Космонавты» (4), с.151. - Голосовое упражнение «Радиоволны» (4), с. 152. - Игра «Кот и мыши» (4), с.153. - Массаж пальцев «Матрешки» (4), с.153. - Подвижная игра «Замри!» (4), с.154.
|
2 неделя. Находчивый бобер. 1. Развивать певческие данные. 2. Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью. 3. Учить дифференцировать ротовое и носовое дыхание. 4. Развивать координацию слуха, речи, движения. 5. Укреплять осанку спины у детей. 6. Продолжать развивать ритмический слух. 7. Продолжать развивать тонкие движения пальцев рук. 8. Закреплять умение ориентироваться в пространстве с опорой на слуховую инструкцию. 3 неделя. Сказка о глупом мышонке. 1. Продолжать развивать координацию слуха, речи, движения. 2. Развивать мелодико-интонационные компоненты. 3. Развивать двигательную сферу. 4.1 Гроводить профилактику простудных заболеваний. 5. Закреплять умение отбивать ритмический рисунок на слух. 6. Продолжать развивать навык правильного вдоха и выдоха. 7. Развивать слуховое внимание, зрительную и слуховую память. |
- Песня о весне (по выбору педагога). - Дыхательное упражнение «Ежик» (4), с. 162. - Речь с движением «Ежик» (4), с.162. - Упражнение для ног «Башмачки» (4), е. 162. - Динамическое упражнение «Поскакали» (4), с. 163. - Упражнение для осанки «У меня спина прямая» (4), с. 163. - Ритмическая игра «Капли» (4), с.164. - Массаж «Сорока» (4), с.164. - Подвижная игра «Будь внимательным!» (4), с. 165. - Хоровод «На лесной полянке» (4), с.165.
Речедвигательное упражнение «Раз, два, три, четыре, пять...» (4), с. 109. - Динамические упражнения «Ходьба на носках и пятках» (4), с. 110. - Ритмический танец «Веселая дудочка» (4), с. 111. - Дыхательное упражнение «Пузыри» (4), с.111. - Самомассаж «Свинка» (4), с. 112 -113. - Подвижная игра «Курочка, цыплята и коршун» (4), с.113. - Песня о кошке (по выбору педагога). |
Литература
1. Алябьева, Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения /Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить /Г.Г. Галкина, Т.Н. Дубинина. - М.: Гном и Д, 2005.
.?. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5 6 лет. /М.Ю. Картушина. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
99
4. Картушина, М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду /М.Ю. Картушина.- М.: ТЦ Сфера, 2003.
5. Касицына, М.А. Коррекциоиная ритмика./М.А. Касицына, И.Г.Бородина. - М.: ГНОМ и Д, 2005.
6. Косинова, Е. Гимнастика для пальчиков /Е. Косинова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
7. Катышева, Е.Н. Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями. /Е.Н. Котышева. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
8. Кулагина, И.Е. Художественное движение (метод Л.Н.Алексеевой) И.Е. Кулагина. - М.: Флинта, 1999.
9. Лопухина, И. С. Логопедия - речь, ритм, движение /И.С. Лопухина. - СПб.: Дельта, 1997.
10. Макарова, Н III Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмики. /Н.Ш. Макарова. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2009.
11. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР /Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2001.
12. Рузина, М.С. Страна пальчиковых игр. /М.С. Рузина, Афонькин С.Ю. - СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997.
Условные сокращения: Сущ. — существительное. Прил. — прилагательное. Глаг. — глагол.
Мн.ч. - множественное число. Ед.ч. — единственное число. И.п. — Именительный падеж. Р.п. - Родительный падеж. Т.п. - Творительный падеж.
.
100