Работа учителя - дефектолога и воспитателя с дошкольниками с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:48, практическая работа

Описание работы

Актуальность выбранной проблемы обусловлена несколькими факторами:
- увеличением количества детей с задержанным развитием церебрально-органического генеза;
- развитием новых форм интегрированного обучения п введением инклюзивной практики в ОУ;
- вариативностью проявлений и усложнением структуры нарушений при ЗПР различных видов;
- ориентированностью содержания существующих программ коррекционно-развивающего обучения на общие психофизиологические особенности детей с ЗПР без учета вида, степени и структуры нарушения.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1.
Условия организации коррекционно-развивающей работы.................11
Глава 2.
Содержание коррекционно-развивающей работы
с детьми с задержкой психического развития 6-7 лет...........................18
Раздел I.
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи .................18
Раздел 2.
Формирование элементарных математических представлений
и сенсорных эталонов........................................................................44
Раздел 3.
Формирование звуковой культуры речи
и подготовка к обучению грамоте....................................................62
Раздел 4.
Развитие связной речи.......................................................................74
Раздел 5.
Коррекционная ритмика....................................................................85

Файлы: 1 файл

программа авторская.docx

— 290.18 Кб (Скачать файл)

 

 

Условные обозначения

Дидактические игры (1). Упражнения (2). Оборудование (3). Физкультминутки (4).

Литература

1. Белошистая,  А.В.   Развивающие  занятия  с  детьми   1-й   и   2-й коррекционной     подготовительной     группы     (на     математическом

материале)   (статья) А.В. Белошистая //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003.- № 4. - с. 12.

2.  Волина, В.В. Праздник числа /В.В.Волина. - М.: Знание, 1993.

3.  Давайте     вместе      поиграем.      Методические      советы     по использованию   дидактических   игр   с   блоками   Дъснеша.    Авторы: Н.О.Лелявина, Б.Б. Финкельштейн. - СП-б.: 2003.

4.  Давайте поиграем.  Математические  игры для детей  5-6 лет. Книга для воспитателей /Н.И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А. А.Столяр, Т.М.    Чеботаревская;   Под.   Ред.   А.А.    Столяра.-   2-е   изд.   -   М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.

5.  Перепетайло, Н. Знакомим детей с цифрами (средняя группа): (статья) / Н. Перепетайло //Дошкольное воспитание.  - 2003. - № 10, № 11  — <• 91

11.  — С.   ^,-1 .

6.  Касицына, М.А.  Дошкольная математика 1-й год обучения /М.А. Касицыиа, В.Д.Смирнова. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

7.  Касицына, М.А. Дошкольная математика 2-й год обучения /М.А. Касицына, - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

8.  Колесникова,   Е.В.   Математика   для   дошкольников   5-6   лет: Сценарии    занятий    по    развитию    математических    представлений /Е.В.Колесникова.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

9.  Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников    с    отклонениями    в    развитии    А.А.    Катаева,    Е.А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2001.

10.   Лебеденко   Е.Н.   Формирование   представлений   о   времени. Методическое пособие /Е.Н. Лебеденко. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2003.

11.   Лопухина, И.С.  Логопедия — речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей /И.С.Лопухина. - СП-б.: Дельта, 1997.

12.    Математика   от   3-х   до   семи   /Автор   -   составитель   З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе. - СПб.: Детство - пресс, 2001.

13.    Петерсон, Л.Г.  Игралочка. /Е.Е. Кочемасова.  - М.:  Баланс, 1998.

14.    Петерсон, Л.Г. Раз ступенька, два - ступенька части 1-2 /Л.Г. Петерсон.   -М.: «Баланс», 2001.

15.    Федин, С.Н. Как научить ребенка считать /О.В.Федина. —М.: Айрис - пресс, 2004.

16.    Фидлер, М. Математика уже в детском саду /М. Фидлер. - М.: Просвещение, 1981.

17.    Яиелъ, О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР /О.С.Яцель.  - М.: ГНОМ н Д, 2005.

 

 

 

 

 

Раздел 3. Формирование звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте

(1 занятие в неделю, всего 36 занятий)

,ель:

Подготовка дошкольников к обучению грамоте. Задачи:

1 .Учить   различать   на   слух   звуки   речи,   последовательно выделять звуки без опоры на условно - графическую схему.

2. Учить обозначать гласные звуки буквами.

3.   Развивать умение различать группы звуков русского языка гласных   и   согласных,   опираясь   на   особенности   звучания    и артикуляции,   использовать   условные   обозначения   гласных   и согласных звуков.

4. Учить различать твердые и мягкие согласные.

5. Учить выделять предложения из устной речи.

6.  Учить выделять из предложения слова.

7.   Развивать умение правильно использовать термины: звук, гласный звук, согласный звук, слово, предложение.

8. Учить практически, делить слова на слоги.

9. Продолжать формировать звукового анализа и синтеза.

10. Расширять словарный запас детей.

11. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков: Для решения данной задачи детям предлагаются следующие

этапы работы:

I этап.

1.  Зарисовка по точкам и готовому контуру.

2.  Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий.

3.  Штриховка   прямыми   линиями   геометрических   фигур   и предметных изображений.

II этап.

1.  Зарисовка наклонных линий.

2.  Обводка и штриховка фигур косыми линиями.

3.  Письмо прямых и наклонных палочек в тетради в клетку.

4.  Зарисовка по образцу фигур, состоящих из прямых и косых линий (домики, флажки и т.д.).

 

 

Содержание работы

Дидактические игры (1),

упражнения (2) и физкультминутки (3)

Сентябрь

I неделя.

Диагностика детей

 

2 неделя.

Диагностика детей

 

3  неделя.

«Понятие «Звук. Слово»

I .Познакомить с неречевыми и речевыми звуками. 2.Сформировать понятие о гласных звуках, привлечь внимание детей к их артикуляции и научить четко, произносить гласные звуки.

3.  Познакомить детей с понятием «слово».

4.  Учить дифференцировать понятия

«звук - слово»

1. «Песенки гласных звуков» (с помощью символов гласных звуков);

2.  «Сундучок» (15), с. 26, упражнения из сборника (5), с.14.

3.  Пантомима «Прогулка в лее» (15), с. 22.

Стихотворение «Разные звуки» (15), с. 22

4 неделя, Звук «А»

I .Учить детей интонационному выделению звука «А». 2.Учить детей отличать звук «а» от прочих гласных.

3.  Развивать произвольное внимание.

4.  Закрепить зрительные и слуховые символы гласных звуков

1.  «Как гласные поют». «Хлопни, если услышишь звук «А»». Составление буквы из палочек, пуговиц, фасоли.

2. «Выдели первый звук».

3. Пантомима «В саду» (15), с.36 - 37

1 неделя. Звук «У»

1 .Познакомить со звучанием, артикуляцией, отнесением к гласным. 2. Учить узнавать звук «У» на фоне других звуков, слогов и слов. 3.Познакомить с особенностями артикуляции и звучанием звука, с условным обозначением гласного звука фишкой красного цвета. 4.Учить запоминать короткие тексты

1.  «Утка - утюг - ушки».

2.  «Пропой слово». «Услышишь звук «У», покажи букву из пальчиков».

«Обведи».

«Рассказ про уточку» (18), с. 11

(работа с демонстрационным

материалом).

3.  По выбору педагога

2неделя.

Звук «И»

1 .Учить интонационному выделению звука «И».

2. Учить детей отличать звук «И» от

других гласных.

3.Закреплять графический образ

буквы.

4.Развивать ассоциативную память.

5.Учить детей при помощи палочек

преобразовывать одну букву  в

другую

1.  «Назови картинки со звуком «И»». «Построй букву».

2. «Как мы произносим звуки» (артикуляционное положение).

«Посчитай звуки и выложи столько

же кружков».

«Хлопни, если услышишь...».

«Расположи правильно».

Упражнения из сборника (12), с. 19-

20.

3. «Лиса» (11), с. 86-87

3 неделя. Звук «Ы»

1 .Закрепить навык четкого

произношения звука Ы  в слогах;

словах.

2. Развивать фонематический слух.

3.Учить различать окончания

существительных в ед.ч. и  мн.ч.

4. Учить выделять последний звук в словах.

5. Познакомить с буквой Ы.

6.  Развитие памяти, внимания, мышления

1.  «Повтори слоги». «Один - много».

2. «Цепочка слов». «Услышишь звук Ы и подними зрительный символ звука». Печатание буквы «Ы» в тетради. Прописывание буквы в воздухе. Заучивание стихотворения «Буква Ы»; (10), стр. 28.

3. «Вырастим цветок» (11), с.130-132

Ноябрь

1 неделя Звук «О»

1.Закреплять навыки четкого различения и произношения звука «О» в слогах, словах, фразах. 2. Развивать фонематический слух. 3.Учить выделять звук в начале, середине и конце слова.

4.  Познакомить с понятием «Предлог».

5.  Закрепить графический образ буквы О.

6.  Развитие памяти, внимания, мышления

1. «Запомни и назови». «Много - один».

Д/и «Телефон».

«Найди звук в слове».

«Найди картинку со звуком «О».

2. «Придумай слова со звуком А, И». «Опиши звук».

«Выдели звук из ряда других звуков». «Где слово, а где звук».

3. «Кошка» (11), с. 88-90

2 неделя. Звук «П., Пь»

1. Закрепить графический образ

буквы.

2.Продолжать знакомить с

характеристикой звука «П».

3.  Обогащать словарь словами -действиями.

4.  Учить составлять предложения по вопросам.

5.Научить детей четко

артикулировать слоги - слияния  с

буквой «П» и читать их.

6.Учить запоминать короткие тексты

1. «Зеркальце»; (18), с. 20.

Игра на внимание «Пенек —  птица -

погремушка».

«Как учился рыжий АП и  его

команда» (18), с. 21.

2. «Построй букву из ладошек». Упражнения из сборника (12), с. 156 -160.

«Составь  предложение по картинкам».

3. «Петух» (11), с. 84-85

6.Учить запоминать короткие тексты

3 неделя. Звук «Б, Бь»

I .Закрепить звук «Б» в слогах,

словах.

2.Познакомить с графическим

изображением буквы «Б».

3.Учить детей соединять согласный

«Б» с гласными и читать слоги -

слияния.

4.Развитие фонематического слуха.

5.Повторить понятия «гласный» и

«согласный» звуки_______________

4 педеля. Звуки «3, Зь»

I .Закреплять графический образ

буквы «3».

2.Учить различать твердые и мягкие

согласные.

3.Учить отличать звук «3» от «С, Ц,

ш, ж, ч,».

4.Учить самостоятельно, характеризовать звук «3» по артикуляционным и акустическим

5.  Развитие фонематического восприятия.

6.  Отработать с детьми произношение звуков «3, Зь» в словах и словосочетаниях

5 неделя.

Дифференциация  звуков «3 - С»

I .Учить различать на слух звуки «С»,

«3».

2.Учить находить предметы - слова

со звуком «С», «3».

3.Учить давать характеристику этим

звукам.

4.Закрепить графический образ букв.

5.Развитие фонематического

восприятия.

6.Учить слиянию и чтению слогов

открытых и закрытых со звуком и

буквой «3» с гласными «А, О, У, И»

Декабрь

1 неделя. Звук «Т, Ть»

1. Формировать умение определять

характеристику звука (звонкий  —

глухой, гласный - согласный,

твердый - мягкий).

2.Учить составлять и правильно

слиять открытые и закрытые слоги со

звуком.

3. Продолжать учить определять наличие звука в слове и определять место звука в слове.

4. Развитие фонематического слуха.

5. Развитие зрительного внимания и абстрактного мышления.

6. Развитие мелкой моторики________

2 неделя. Звук «Д, Дь»

1.Учить детей самостоятельно характеризовать звуки «Д, Дь». 2.Учить определять наличие звука в слове, находить место звука в словах. 3.Учить составлять и читать открытые и закрытые слоги. 4.Развитие фонематического слуха. 5.Развитие зрительного внимания

3 неделя.

Дифференциация  звуков «Т,Ть, Д,

Дь»

1.Развивать навыки различения звуков в слогах, словах, фразах. 2.Учить делению слова на слоги. 3.Продолжать развивать навык чтения слогов открытых и закрытых. 4.Развивать фонематический слух,

внимание, память, мышление_______

1. «Разложи по группам». Игра «Составь и прочитай».

2. «Как произносится звук?». «Нарисуй в воздухе букву». «Угадай, что звучит?». Упражнения из сборника (12), с.140-146.

3. «Сильные ручки» (11), с. 138-140

1. «Зайчонок Зая» (18), с. 50.

Игра с кубиком «Придумай  слова со звуками «3»».

2. Отгадывание загадок - слов со звуком «3».

Работа в тетради. «Нарисуй предметы». Чтение слогов со звуком «3». Упражнения из сборника (12), с.209.

3. «В лесу» (18), с.51

1. «Пчелы и комары» (по

подражанию).

«Разложи по группам».

2.«Найди игрушку, предмет»

(бассейн с горохом).

 

 

 

 

«Прочитай слог» (работа с  кассой букв).

Упражнение с зубными  щетками (самомассаж). «Позвени, посвисти». Работа в тетради (обводка букв). Упражнения из сборника (12), с.216-218. 3. «Комары» (18), с.51

1.  «Поймай звук». «Звуковая зарядка».

2.  «Какие звуки к нам пришли?». «Где спряталась буква «Т»». «Разложи картинки».

Работа с кассами букв. Составление буквы из различного материала (ракушки, пуговицы). Упражнения из сборника (12), с.76-78.

3. «Буги-вуги

1. Игра с Домовенком (14), с. 97-98. «Поймай звук».

2. Работа с кассами букв. «Где спрятался звук?». «Сложи и прочитай». Упражнения из сборника (12), с. 87 -90.

3. «Домовой» (15), с. 99

1. Речевая зарядка. Д/и» Назови имя». «Разложи по полочкам». Д/и «Закончи предложение».

2. «Расскажи про звук». Упражнения из сборника (12), с.95 99.

3. По выбору педагога.

4 неделя.

Звуки «Г, Гь»

1 .Учить детей определять

характеристику звуков «Г, Гь».

2.Учить составлять и произносить

открытые и закрытые слоги.

3.Продолжать учить определять

наличие звука в слове  и место звука.

4.Развитие фонематического слуха.

5. Развитие мышления, зрительного и

слухового внимания.

6.Воспитывать умение слушать и

помогать другим________

Январь

1 педеля.

Звуки «Ф., Фь»

I. Закрепить навыки произношения и

различения звуков «Ф., Фь» в слогах,

словах и фразах.

2.Упражнять в подборе родственных

слов, работа над предложением.

3.  Познакомить с графическим образом буквы.

4,  Развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление

2 неделя. «Деление слов на слоги»

1.  Научить детей делить слова на слоги практическим путем.

2.  Закреплять и дифференцировать понятия (гласный и согласный звуки).

3.Учить детей составлять схему слова с помощью зрительных символов. 4.Повторить пройденные звуки. 5.1 [родолжать учить различать твердые и мягкие согласные_________

3 неделя.

«Деление слов на слоги»

1.  Продолжать учить делить слова на СЛОГИ.

2.  Развитие фонематического слуха.

3.Учить образовывать предложения в

ед. ч. во мн.ч.

4.Развитие графических навыков____

1. «Поймай звук».

2.   «Речевая зарядка». «Определи, где звук?». «Найди букву». Работа с кассами букв. Упражнения из сборника (12), с. 57-61.

3.  «Веселые ладошки» (11), с. 141 -143

1. Речевая зарядка.

Д/и «Светофор».

Д/и «Измени слово».

Д/и «Исправь ошибку».

2.«Какой звук?».

«Подбери слово».

Упражнения из сборника (12), с. 131

- 135.

3. По выбору педагога

1.«Смотри не ошибись» (18), с.47. «Переплыви» (18), с. 47.

2.  «Сколько в слове слогов?». «Составь схему»,

Слушание стихотворения  «Лимон» (18), с. 46. «Твердый - мягкий».

3.  «Гимнастика» (11), с. 153 — 155

1.  «Помоги кукле». «Расскажи про много». «Поймай в ладошки».

2. «Буква замерзла». «Буква замерзла». «Спой песенку».

3. «Штанга»

Февраль

I неделя. Звуки «В, Вь»

1. Учить детей различать звуки «В, Вь» по твердости - мягкости.

2. Закрепить графический образ буквы.

3.  Учить подбирать родственные слова.

4. Упражнять в пересказывании текста.

5. Продолжать развивать навык чтения открытых и закрытых слогов.

6. Развивать фонематических слух, психические процессы_____________

2 неделя. Звуки «X, Хь»

1. Закрепить навыки произношения и различения звуков «X, Хь» в слогах, словах и фразах.

2. Учить давать характеристику звукам «X, Хь» по артикуляционным и акустическим признакам.

3. Познакомить с графическим образом буквы.

4.  Развивать фонематический слух, память, внимание, логическое мышление

3 неделя. Звук «Ж»

1. Закрепить навык произношения звука «Ж» в слогах, словах, фразах.

2. Упражнять в употреблении названий животных и их детенышей в ед. и мн.ч.

3.Упражнять в пересказывании

текста.

4. Развивать фонематический слух,

память, внимание, мышление

Март

1 неделя. «Звук Ж»

1. «Поиграем с Вовой» (18), с. 52. Игра «Сердитые - веселые» (18), с.53.

2. Чтение слогов со звуком «В». Упражнения из сборника (12), с.114 119.

Пересказ рассказа «Волк» (18), с.53.

3. По выбору педагога

1. Речевая зарядка. «Расскажи про звук». Д/и «Исправь ошибку». «Сердитые и веселые человечки» (15),с.42.

2. «Выделения звука из стихотворения».

Задания из сборника (15), с. 66 - 68. Упражнения из сборника (12), с. 108 -109.

3. «Хомячок» (15), с. 68

1. «У кого кто?». «Дополни слог» (15), с. 144.

2. «Расскажи про звук». «Повтори слоги».

Пересказ рассказа «Рыжик» (18), с.57. Слушание стихотворения «Я жук» (18), с.57. Упражнения из сборника (12), с.241.

3. «Жук (5), с. 113

1. Игра в прятки «Звук потерялся». «Детеныши животных». 2. «Жук жужжит».  

I. Закреплять умение детей давать характеристику звуку «Ж». 2.Учить правильному произношению звука в слогах, словах, фразах. 3.Учить составлению сложных слов с окончаниями (-их -, -онок-). 4. Развитие фонематического восприятия, зрительного внимания _ 2 неделя. «Звук Ш»

I .Учить детей отличать звук «Ш» от других звуков. 2.Дать характеристику звука. 3.Уточнить произношение в слогах, словах, словах, предложениях. 4. Развитие фонематического восприятия.

5.Упражнять в правильном употреблении сущ-х мн.ч. в Р.п. (>. Развитие внимания, памяти, логического мышления

3 педеля. Дифференциация звуков «Ж-Ш»

1 .Учить сравнивать звуки, давая им

характеристику,

2.Учить правильному произношению

звуков в словах, фразах.

3. Развитие фонематического

восприятия и представлений.

4.Учить слушать и отхлопывать ритм.

5. Развитие всех психических

процессов_______________________

Апрель

I педеля. «Звуки Н, Нь»

I.  11родолжать знакомить со звуками

I1,  11ь (звучание, характеристика, отнесение те согласным).

2.Учить выделять звук из слов, находить картинки — слова с заданным звуком. 3. I (ознакомить с условными обозначениями: твердость- синей фишкой, мягкость — зеленой фишкой.

4. Развитие фонематического  слуха.

5.Учить слиянию звуков

Задание «Дополни слог». «Обводка, выкладывание из разного материала  буквы». Упражнения из сборника (12), с.241. 3. По выбору педагога

1. «Запомни слова». «Дополни слово». «Чего не стало?».

2. «Послушай и подними синий кружок».

Выклад.ывание из палочек буквы

«Ш».

Обводка по точкам.

Упражнения из сборникам (12), с.

229-223,

3. «Шипучка» (18), с.31

1. Психогимнастика «Животные заболели».

«Звуковое эхо».

2. «Поймай звук» (15), с. 146. «Сравни звуки».

«1 (ослушай и повтори». «Хлопни столько же раз, сколько я». Упражнения из сборника (12), с. 243 -245.

3. «Медвежата» (15), с. 147

1. Д/и «Наоборот». «Закончи слово».

2. «Опиши звук». «Повтори слоги».

«Если услышишь звук «Н» в  слове, хлопни в ладоши». Работа с  кассой букв.

3. «Пальчик» (11), с. 181 - 183

2 неделя. «Звук Ц»

1. Познакомить детей со звуком и буквой «Ц» (характеристика, обозначение цветовым символом). 2.Учить произносить звук «Ц» в слогах.

3.Учить детей звуко-слоговому анализу простых слов (кот, вода). 4.Развитие психических процессов

3 неделя. «Звук Ч»

1.Учить правильному произношению

звука «Ч» слогах, словах.

2.Учить образовывать

существительные с уменьшительно -

ласкательными суффиксами.

3.Формировать навыки

словообразования.

4.Познакомить с буквой «Ч».

5.Учить составлять слова из кассы

букв.

6.Развивать фонематический слух,

память, внимание, мышление_______

4 неделя. Звук «Л, Ль»

1. Познакомить детей с

характеристикой звука «Л»  но

артикуляционным и акустическим

признакам.

2.Учить правильно, произносить звук

в слогах.

3. Развитие фонематического восприятия.

4.  Развитие чувства ритма.

5.  Усвоение приставочных глаголов.

6. Познакомить с буквенным обозначением звука «Л»

Май

1 неделя.

«Звук Л, Ль» (продолжение)

1.Закрепить навыки различения и произношения звуков «Л, Ль» в слогах, словах.

2.Учить образовывать притяжательные прилагательные.

3. Работать над предлогами.

4. Упражнять в пересказывании текста.

5.Учить звукослоговому анализу

слов.

6.Формировать умение печатать с

помощью кассы букв короткие слова

па звук «Л».

7.Развивать фонематический слух

2 педеля. «Звук Р»

1 .Познакомить со звуком и буквой

«Р». 2.Учить определять слог по

счету.

3.Учить согласовывать числительные

с существительными.

4.Проводить звукослоговой анализ

слов.

5.Продолжать работать над

предложением.

6. Развивать фонематический слух.

7.Развитие внимания, памяти,

мышления

1. Психогимнастика «Цыпленок» (15), с. 190;

«Хлопни в ладоши, если услышишь звук «Ц»» (18), с.74.

2. «Расскажи про звук». «Закончи слово»,

Упражнения из сборника (12), с.220

224.

3.«Курица и цыплята» (15), с. ] 92

1. «Опиши звук». Речевая зарядка.

Д/и «Скажи ласково».

Д/и «Измени слово».

Д/и «Закончи предложение».

2. «Составь слово». «Найди букву в кассе». «Напиши букву в воздухе». «Составь букву из пуговиц, ракушек».

Упражнения из сборника (12), с.256 261.

3. «Тик - так» (10), с. 85

1. Речевая зарядка. «Загадки со звуком «Л, Ль»». «Послушай и повтори».

2. «Какой это звук?». «Придумай слова со звуком «Л»». Упражнения из сборника (12), с. 276 - 294.

3. «Толстяк» (11), с. 153 - 155

1. «Опиши звук». Речевая зарядка. Д/и «Измени слово».

Д/и «Продолжи предложение». «Звуковое эхо».

2. «Подбери слово к предмету».

 

«Найди буквы в кассе».

«Собери слово».

3. По выбору педагога

1. «Речевая зарядка». «Собери слово».

«Придумай предложение».

2. «Отгадай звук по описанию». «Вставь подходящий звук в слово после первого звука звук «Р»». «Что это за звук?».

«Какой слог по счету». «Составь слово».

Упражнения из сборника (12), с. 296 -310.

3.  «Две лягушки» (10), с. 73

1. Речевая зарядка. «Хлопни в ладоши». Д/и «Измени слово».

2. «Продолжи слово». «Придумай слова, используя слоги Ри, Ра, Ру, Ря».

«Составь предложение». Упражнения из сборника (12), с. 312 -319.

3. По выбору педагога

1. «Путешествие по реке».

2.  «Это гласный, или согласный». «Опиши звуки».

3 неделя. Диагностика

 

4неделя. Диагностика

 

Июнь

1 неделя.

Дифференциация  звуков «Р. - Рь»

I .Закрепить навык различения звуков

«Р-Рь» в слогах, словах.

2.Учить образовывать относительные

прилагательные.

3,Учить подбирать родственные

слова.

4.Продолжать работать над

предложением.

5.Развивать фонематический слух,

вин мание, память_________________

70

 

2 неделя. «Зкуки и буквы»

1. 11оиторить изученные звуки и буквы. 2.

2.Закреплять умение проводить

звуковой анализ слов.

3.  Закрепить знания об условных обозначениях гласных и согласных звуков.

4. Закреплять знания о буквенных обозначениях пройденных звуков. 5.Закреплять умения составлять предложения в соответствии с условно — графическими схемами

Работа с рисунком 1  (5), (с. 59).

«Отгадай загадку».

«Найди буквы на рисунке».

«Составь предложение».

«Найди букву».

3. «Буквы» (5), с. 123


 

Условные обозначения

Дидактические игры (1). Упражнения (2). Физкультминутки (3).

Литература

1.  Беззубцева, Г.В. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму для детей 5-7 лет /Г.В. Беззубцева, Т.Н. Андриевская.   - М.: ГНОМ и Д, 2003.

2.  Бондаренко,  А.К.   Дидактические  игры  в  детском  саду./ А.К. Бондаренко. -М.: Просвещение, 1991.

3.  Баренцева,       Н.С.Развитие       фонематического       слуха       у дошкольников/Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова -М.:АКАЛИС 1995.

4.  Дурова, Н.В. Фонематика /Н.В. Дурова.- М.: Мозаика - Синтез, 2002.

5.   По дороге, к-азбуке /под ред. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - М.: Баланс, 1999.

6.  Козырева,  Л.М.   Развитие  речи.  Дети  от рождения  до   5   лет /Козырева Л.М.   - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.

7.  Колесникова, Е.В. Раз словечко - два словечко / Е.В.Колесникова Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. - М.: Ювента, 2005.

8.  Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет /Е.В. Колесникова. - М.: Ювента, 2004.

9.  Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лот /Е.В. Колесникова.   - М.: ГНОМ и Д, 2004.

10.   Кузнецова, Е.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи /Е.В. Кузнецова, И.А.Тихонова.   - М.: ТТД Сфера,

2000,

11.  Лопухина,   И.С.   Логопедия   -   речь,   ритм,   движение   /И.С. Лопухина.- СПб.: Дельта, 1997.

12.   Лопухина,  И.С.  Логопедия, упражнения для развития речи / И.С.Лопухина. -СПб.: Дельта, 1997.

13.   Новотворцева,    Н.В.   Учимся   писать:   обучение   грамоте   в детском  саду /Н.В.   Новотворцева.  - Ярославль:  Академия развития: Академия Холдинг, 2000.

14.   Повалясва, М.А. Дидактический материал по логопедии. Сказки

0  Веселом язычке /М.А. Поваляева.- Ростов н/ Д.: Феникс, 2003.

15.   Ножипенко,    Е.А.    Волшебный   мир   звуков    и    слов   /Е.А.

1 [ожнлепко. - М.: ВЛАДОС, 2001.

16.   Ткачеико,       Т.А.       Формирование      лексико-грамматических представлений. /Т. А. Ткачснко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

17.   Т\;.макова,    Г.А.    Ознакомление   дошкольника   со    звучащим снопом /Г.Л. Тумакова. -М.: Просвещение, 1991.

18.   Юрчишина, В.Д.  Вижу - Читаю - Пишу.  Система обучения грамоте детей дошкольников логопедической подготовительной группы ДОУ /В.Д. Юрчишина. -М.: ГНОМ и Д, 2005.

19.  Яцелъ,  О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи /О.С.Яцсль. - М.: ГНОМ и Д, 2005.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Развитие связной речи

(1 занятие в неделю, всего 36 часов)

Основные цели:

1.  Формировать способность к целостному смысловому высказыванию.

2.  Развивать речевое творчество детей, выразительность речи. Задачи:

1.  Продолжать    учить    распространять    предложения    путем введения однородных членов (прилагательных, глаголов);

2.  Учить детей вести диалог, самостоятельно задавать вопросы;

3.  Учить детей составлять небольшие рассказы по  картине, серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов);

4.  Продолжать учить пересказывать текст по плану, опорным картинкам;

5.  Развивать умение составлять описательный рассказ;

6.  Продолжать учить  составлять  предложения  по  вопросам, демонстрируемому действию, картине, опорным словам;

7.  Учить использовать элементы творческого рассказывания; При      составлении     раздела      использовались      следующие

методические рекомендации:

Содержание работы (задачи)

Оборудование, дидактические  _____игры и упражнения

Сентябрь 1 неделя.

Диагностика

 

2 неделя.

Диагностика

 

Октябрь 1 неделя.

Тема «Овощи». Составление описательного рассказа по плану.

1.Учить детей составлять

описательный рассказ  об овощах с

использованием плана.

2.Учить связно, непрерывно, логично

высказывать свою мысль.

3.У нить контролировать

произношение  в самостоятельной речи.

4.Учить подбирать слова — признаки

к существительным_______________

- Игра «Угадай, что в корзине» (8).

- Физкультминутка «Помидор»(8).

- Штриховка контуров овощей.

- Гимнастика для глаз «Ослик» (8).

- Рассказ - описание по плану -картинке

2 неделя.

Тема «Пересказ  текста «Как мы

ходили в  лес за грибами».

I .Учить детей пересказывать

прослушанный текст с

использованием в качестве опоры

серий сюжетных картинок.

2.Связно, непрерывно, логично

высказывать свою мысль.

3.Активизировать словарь по теме

«1 'рибы».

4. Учить составлять предложения с

союзом «а».

5.Развивать мышление, слуховое

внимание, память, общую моторику

3 педеля.

Тема «Как хлеб на стол пришел».

I .Учить составлять связный рассказ с

опорой на картинки, отражающие

последовательность событий.

2.Учить подбирать слова - признаки

к существительным.

3.Учить связно, непрерывно, логично

высказывать свою мысль.

4.Контролировать произношение в

самостоятельной речи.

5.Развивать мелкую моторику,

внимание, память, мышление,

слуховое восприятие_______________

4 неделя.

Тема «Составление предложений по

картинке  и вопросу».

I .Учить детей составлять

предложения по картинке и  вопросу.

2.Учить сравнивать предметы.

3.Учить подбирать слова — признаки

к существительным.

4.Контролировать произношение в

самостоятельной речи.

.V Активизировать словарь по теме

«Домашние животные».

(). Развивать психические процессы

- Игра «Слушай и отвечай!».

- Игра «Найди отличия».

- чтение рассказа «Как мы в лес за грибами» (8).

- «Послушай и ответь».

- «Составь предложение».

- Зрительная гимнастика «Грибы» (8).

- Игра с мячом «Что сначала, что потом?».

- Физкультминутка «Мы шли, шли» (8).

- Игра «Расскажи про себя».

- Пересказ рассказа

- Игра «Почему?».

- Беседа по теме (вопросы).

- Составление рассказа по опорным картинкам.

- Игра «Скажи, какой?».

- Упражнение «Раскрась картинку».

- Физкультминутка «Зернышки» (8)

- «Загадки и отгадки».

- Игра «Кто, где живет?» (8).

- Игра «Кто что кушает?» (8).

- Игра, «Какую пользу приносит животное?».

- Игра «Волк» (8).

- Игра «Кто как проводит зиму?».

- Игра «Кому что нравится?».

- Игра «Звери заблудились».

- Зрительная гимнастика «Лес» (8).

- Физкультминутка «Волк» (8)

Ноябрь 1 неделя.

Тема «Осень».

1.Учить детей составлять

описательный рассказ.

2.Активизировать словарь по теме

«Осень». 3.Учить грамматически

правильно, оформлять предложения.

4. Обогащать речь детей образными

сравнениями.

5.Развивать мышление, память,

зрительное  восприятие_____________

2 неделя.

Тема «Перелетные  птицы».

1.Учить составлять описательный

рассказ по графическому плану.

2.Учить связно, непрерывно, логично

высказывать свою мысль.

3.Активизировать словарь по теме

«птицы».

4.Учить сравнивать предметы.

5.Контролировать произношение в

самостоятельной речи.

6. Учить употреблять

существительные с прилагательными

в уменьшительно-ласкательной

форме___________________________

3 неделя.

Тема «Дикие животные».

1.Составлять описательные рассказы

о животных с использованием плана.

2.Учить связно, непрерывно, логично

высказывать свою мысль.

3.Контролировать произношение в

самостоятельной речи.

4,Учить сравнивать предметы с

использованием сложносочиненных

предложений.

5.Развивать внимание,

наблюдательность, мелкую моторику

4 неделя.

Тема «Составление рассказа по опорным символам «Как животные готовятся к зиме». [.Учить  составлять рассказ по заданному началу.

2.Учить связно, непрерывно, логично

высказывать свою мысль.

3. Учить составлять рассказы -

загадки по картинному плану  и

отгадывать их.

4.11одбирать прилагательные и

глаголи к существительным.

5.Развивать все психические

процессы_________________________

Декабрь 1 неделя.

Тема: «Домашние  животные».

I .Закреплять знания детей о домашних животных, их особенностях, частях тела. 2.Закреплять умение дифференцировать домашних животных от диких. З.Учи'п> составлять описательный рассказ по графическому плану. 4. Развивать умение согласовывать слова в предложении___________

2 неделя.

Тема «Зимующие  птицы». Пересказ

но серии  картинок «Синичка».

1 .Учить детей пересказывать

прослушанный текст.

2.Учить связно, непрерывно, логично

высказывать свою мысль.

3.Учить детей отвечать на вопросы,

грамматически правильно  строить

предложения.

4. Развивать все психические

процессы________________________

3 неделя.

Тема «Щенок Бимка».

I .Учить детей отвечать на вопросы

полным ответом.

2.Учить пересказывать короткий

текст,

3.11родолжать учить согласовывать слова в предложении и предложения между собой. 4.Ввести в словарь: тронул, пестрый,

- «Пересказ по цепочке».

- «Вопросы и ответы».

- Физкультминутка «Листопад» (8).

- Игра с мячом «Продолжи».

- Игра «Обведи лист и раскрась».

- Зрительная гимнастика «Осенний лес» (8).

- Задание «Картинки обиделись»

 

 

 

- Игра «Четвертый лишний».

- Игра «Сравни птиц».

- Загадка про ласточку.

- Обсуждение графического плана «Перелетные птицы».

- Игра с мячом «Скажи ласково».

- Физкультминутка «Хочу быть птичкой» (1), с.39.

- Упражнение «Кого нет?»

 

 

 

- Игра «Сравни животных» (8);

- «Расскажи про животное» (8);

- Игра с мячом «Скажи, какой?» (8);

- «Заштрихуй картинку»;

- Зрительная гимнастика «Мишка» (8);

- «Составь рассказ» (8)

 

 

 

- Пальчиковая гимнастика «Мальчик

- пальчик».

- «Отгадай загадки».

- «Послушай начало рассказа».

- Игра с мячом «Найди слово» (8).

 

 

 

- Игра с мячом «Кто как передвигается?» (8).

- Игра «Образные перевоплощения» (8).

- «Составь загадку» (8).

- Игра - драматизация «Как животные готовятся к зиме» (8)

 

 

 

- Игра «Кто, чем питается?».

- «Угадай животного».

- Игра «Кто спрятался?» (8).

- Игра «Где живет?» (8).

- «Разложи по группам».

- «Придумай предложение».

- Игра «Расскажи о животном» (8).

- «Четвертый лишний»

 

 

 

- Загадки о птицах.

- Игра «Что сначала, что потом?».

- Рассказ «Синичка».

- Зрительная гимнастика «Прилетела птичка».

- Игра с мячом «Скажи, какой?».

- Игра «Что делают птицы?»

 

 

 

- Рассказывание истории «Щенок Бимка» (14), с.12.

- Упражнение «Ответь на вопросы» (14), с. 12.

- Физкультминутка по выбору педагога.

- Игра «Волшебные хлопки».

- Упражнение «Найди ошибку»


 

воздушный, суша, за пазуху. 5. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.

 

Январь 1 неделя.

Тема «Пересказ рассказа с наглядной

- Слушание рассказа «Попугай Петруша» (14), с. 15. - Беседа по теме (вопросы) (14). - Упражнение «Что может делать?» (14), с. 16. - Упражнение «Угадай, кто, это?» (14),с.16. - Физкультминутка «Красная Шапочка» (под музыку «Песенка Красной Шапочки»)

опорой».

 

1 .Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок, отображающих последовательность событий. 2. Учить подбирать слова-определения к существительным. 3. Активизировать глагольный словарь. 4. Развивать психические процессы

 

2 неделя.

Тема «Пересказ рассказа с наглядной

- Слушание рассказа «Петя и волк» (14), с. 16- 17. - Игра «Послушай и ответь» (14), с. 17. -Упражнение «Откуда, Где и почему?» (14), с. 17. - Физкультминутка «Мы ребята, мастера»

опорой».

 

1 .Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. 2. Учить составлять цепочки предложений по начальному предложению и опорным вопросам. 3. Учить отвечать на вопросы полным предложением. 4. Развивать слуховое внимание, память, логическое мышление

 

3 неделя.

Тема «Пересказ рассказа «Про

- Слушание рассказа «Про девочку Машу и куклу Наташу» (14), с. 20. - Упражнение «Ответь на вопросы» (14), с.21. -Упражнение «Придумай предложение» (14), с.21. - «Что сказал герой?» (14), с.21

девочку Машу и куклу Наташу»».

 

1 .Учить пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. 2. Учить детей отвечать. полным ответом на вопросы. 3. Учить составлять цепочки предложений по начальному предложению и опорным вопросам. 4.Учить составлять высказывания для героев рассказа. 5. Развивать внимание, память, мышление, воображение

 

Февраль

- Рассказ - образец «Как Алеша хотел


 

I неделя.

Г сма «Пересказ рассказа с наглядной

опорой».

I .Учить пересказывать текст с

наглядной опорой в виде серии

сюжетных картинок. 2.Учить

о:печать на вопросы полным

отпетом.

3.Учить составлять предложения по

опорным глаголам.

4.11родсшжать составлять цепочки

предложений по начальному

предложению и опорным  вопросам.

5.Развивать все психические

I фОЦСССЫ________________________________

белку испугать» (14), с.18.

- Игра «Вопросы и ответы» (14), с.18. -Упражнение «Составь предложение» (14), с.19.

- Упражнение «Где, когда и почему?» (14), с.19

2 неделяТема «Составление рассказа но серии

картинок».

I .Учить детей составлять рассказ по

серии сюжетных картин.

1.прододжать учить составлять

фразы с опорой на картинку и вопрос.

3.Развивать фонематический слух.

4. Развивать все психические

1ф.1>ЦСССЫ_

- Игра «Ответь на вопросы» (14), с.19.

-Упражнение «Составь предложение» (14), с. 19.

- Рассказ - образец «Незнайкин подарок» (14), с.19.

- Физкультминутка по выбору педагога

3 неделя.

Тема «Одежда».

I .Учить детей составлять

описательный рассказ  об одежде.

2.Учить связно, непрерывно, логично

высказывать свою мысль.

3.Согласовывать существительные с

прилагательными_________________

Март I неделя.

Тема «Составление рассказа по серии

с к шетиых картинок».

I .Учить составлять предложения по

опорным словам.

2.Учить отвечать на вопросы полным

ответом.

3.Учить составлять цепочки

предложений по опорным вопросам.

4.Учить составлять связный рассказ с

1шглядной опорой в виде серии______ сюжетных картинок

- Игра «Моя одежда».

- Игра «Сравни одежду».

- «Составь рассказ».

- Физкультминутка «Портной».

- Игра «Шейте сами».

-Упражнение «Составь предложение» (14), с. 21.

- Рассказ - образец «Страшный зверь» (14), с.21.

- Игра «Хоровод».

- «Послушай и ответь» (14), с.21

 

2 неделя.

Тема «Составление рассказа по серии

сюжетных  картинок».

1.Учить детей составлять связный

рассказ по серии сюжетных картинок.

2.Учить отвечать на вопросы

полными предложениями.

3.Учить подбирать существительные,

измененные по падежам.

4.Учить составлять предложения по

опорным словам___________________

3 неделя.

Тема «Пересказ  рассказа «Заботливая

сестра».

1.Учить внимательно, слушать

рассказ и отвечать на вопросы  по

тексту.

2.Учить подбирать определения и

включать их в предложение.

3.Учить составлять предложения по

опорным словам.

4.Развивать внимание, память,

мышление

4 неделя.

Тема «Весна наступила».

1 .Учить составлять описательный

рассказ о весне с опорой на картину.

2.Учить связно, непрерывно, логично

высказывать свою мысль.

3.Учить контролировать

произношение в самостоятельной

речи.

4.Развивать память, внимание,

мышление

Апрель 1 неделя.

Тема «Пересказ  рассказа «Это я

виноват»».

1 .Учить детей пересказывать текст с

наглядной опорой в виде одной

сюжетной картины.

2.Учить слушать внимательно текст и

отвечать на вопросы по

прочитанному

3.Развивать грамматический строй

речи, правильное

звукопроизношение.

4.Развивать слуховую и зрительную

память, внимание, логическое

мышление.

- Упражнение «Ответы и вопросы» (14), с.22.

- «Подбери слово» (14), с.22. -Упражнение «Составь предложение» (14), с.22.

- Рассказ - образец «Надежный помощник» (14), с.22

 

 

- Слушание рассказа «Заботливая сестра» (14), с. 23.

- «Послушай и ответь» (14), с.23. -Упражнение «Посмотри и составь предложение»(14), с.23.

- «Задай вопрос по картинке» (14), с.23

 

 

 

- Упражнение «Повтори цепочку слов».

- Игра «Верно или нет?».

- Игра «Продолжи предложение».

- Физкультминутка «Солнышко»

 

 

 

- «Послушай и ответь» (14), с.25. -Упражнение «Придумай окончание слову» (14), с.25.

- «Правильно назови предмет»(14), с.25.

- Физкультминутка «Игра с мячом»

2 неделя.

Тема «Составление рассказа».

I .Учить детей составлять рассказ по

одной сюжетной картине.

2.Учить отвечать полным ответом на

попроси по картине.

3.Воспитывать усидчивость, умение

слупит, товарища.

4.Развивать зрительную и слуховую

память, восприятие, внимание,

логическое мышление

3 неделя.

Тема «Составление рассказа».

I .Учить детей составлять рассказ по

одной сюжетной картине,

изображение на которой события -

конечный результат действия.

2.Продолжать учить детей отвечать

на вопросы со словами: почему,

отчего, зачем.

3.Учить детей строить фразы с

включением нескольких

определений.

4.Развивать все психические

процессы._______________________

4 неделя.

Тема «Транспорт».

1. Учить составлять описательный рассказ с опорой на план.

2. Продолжать учить связно, непрерывно, логично высказывать свою мысль.

3.Учить строить грамматически

правильные предложения.

4.Контролировать произношение в

собственной речи.

5.Согласовывать существительные с

прилагательными.

6. Активизировать словарь по теме__

- Рассказ - образец «Случай в лесу».

- Физкультминутка «Поиграем в мяч».

- Игра «Послушай и ответь».

- Упражнение «Случай в лесу».

- Мимическое упражнение «Покажи настроение»

 

 

- Упражнение «Вопросы и ответы» (14), с.24.

- Игра «Какой, какая, какие?» (14), с.24.

- Рассказ - образец «Друзья» (24), с. 24.

-Рассматривание сюжетной картины «Друзья» (14), с.24

 

- «Ответы на вопросы».

- «Сравнение предметов».

- Игра «Составь рассказ».

- Игра с мячом «Подбери слова».

- Игра «Для чего нужен транспорт?».

- «Заштрихуй картинку».

- «Перескажи рассказ».

Информация о работе Работа учителя - дефектолога и воспитателя с дошкольниками с задержкой психического развития