Необходимо дать детям возможность поэкспериментировать
с этими двумя фразами в зависимости от
их состояния. Затем обсудить отдельные
«камушки».
2 игра: «Только вместе»
Цели: В ходе этой игры дети получают
возможность почувствовать то же что и
партнёр. Для этого им необходимо настроиться
друг на друга. Лучше, если у детей будет
возможность поиграть в эту игру с разными
партнёрами.
Инструкция:
Разбейтесь на пары и встаньте спина
к спине. Сможете ли вы медленно, не отрывая
своей спины от спины партнёра, сесть на
пол. А теперь сможете ли вы точно так же
встать? Постарайтесь определить с какой
силой вам нужно опираться на спину партнёра,
чтобы обоим было удобно.
Анализ:
С кем тебе вставать и садиться было легче
всего?
Что было самым трудным в этом упражнении?
3 игра «Не хочу манной
каши»
Цели:
Очень важно, чтобы дети научились отстаивать
свои интересы перед взрослыми. К такого
рода интересам относится право выбора
еды, одежды, причёски. При этом важно,
чтобы дети сообщали о своих желаниях
тактично, особенно если у них не очень
уверенные в себе родители. Эта игра даёт
возможность поучится выражать свои желания
вежливо и в то же время решительно.
Инструкция:
Разделитесь на пары. Я предлагаю вам
сыграть в небольшую ролевую игру. Один
из вас будет мамой или папой, а другой
– ребёнком. Мама или папа должны настаивать
на том, чтобы ребёнок что-нибудь подобное.
А ребёнок это блюдо терпеть не может.
Разыграйте, пожалуйста, два варианта
разговора. В одном случае пусть ребёнок
по-настоящему разозлит родителей, а во
втором покажите, что ребёнок говорит
с родителями настолько удачно, что они
готовы ему уступить.
Анализ:
Каким образом ты можешь разозлить родителей
так, чтобы они ещё больше захотели всё
за тебя решать?
Каким образом ты можешь так поговорить
с родителями, чтобы они были готовы тебе
уступить?
В каких вопросах дети должны иметь право
самим принимать решение?
2 Занятие.
Цель:
Стимулирование внутригруппового общения,
развитие памяти, внимания, логического
мышления, работа со словарным запасом
детей.
Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Рефлексия предыдущего занятия:
«Давайте вспомним, с какими играми мы
познакомились на предыдущем занятии?»
Если дети забывают назвать какую-нибудь
игру, то нужно им напомнить. Так же следует
вспомнить цель проводимых занятий.
1 игра «Закончи слово»
«Внимание! В этой игре мы будем пытаться
заканчивать слова, которые будут начинаться,
например на слог –ра-, -зем-, -го-, -па-.
Я буду кидать каждому из вас мяч и говорить
первый слог слова, вы должны будете поймать
мяч и, кинув мне его обратно, договорить
это слово (т.е. закончить слово). Сначала
все дети заканчивают слова, начинающееся
на слог –ра-, а потом можно каждому из
детей задавать разные слоги, с которых
начинаются слова.
2 игра «Штирлиц».
«Внимание! Пусть один из вас будет ведущим.
Остальные игроки, замрите в разных позах.
Ведущий запоминает позы играющих, их
одежду. А теперь ведущий выходит из комнаты.
Играющие сделайте пять изменений в своих
позах и одежде (имеется в виду всего пять).
Приглашаем ведущего, если ты нашел все
5 изменений, значит у тебя хорошая наблюдательность.
После игры выделяются самые наблюдательные.
3 игра «Гомеостат»
Внимание! Эта игра поможет нам узнать,
умеем ли мы работать вместе. Эта сложная
игра. Сразу она может не получиться.
Игра заключается в следующем. Вся группа
собирается в круг. По моей команде все
выбрасывают пальцы. Группа наша должна
стремиться к тому, чтобы все участники
выбросили одно количество пальцев. Участникам
игры запрещено договариваться. Нельзя
пытаться согласовать свои действия каким-либо
незаконным способом.
3 Занятие.
Цель:
Развитие наблюдательности, внимания,
памяти, произвольности движений, умения
объединять слова в группы по определённым
признакам, определять, к какой группе
относится к той или иное слово.
Инструментарий: мяч, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Рефлексия предыдущего занятия:
«Давайте вспомним, с какими играми мы
познакомились на предыдущем занятии?»
Если дети забывают назвать какую-нибудь
игру, то нужно им напомнить. Так же следует
вспомнить цель проводимых занятий.
1 игра «Переходы»
Встаньте в круг, лицом к центру круга.
Обратите внимание на цвет волос каждого
из вас. Сейчас по моей команде вам нужно
будет сесть таким образом, чтобы крайнее
правое место занял участник с самыми
тёмными волосами. Рядом с ним должен расположиться
тот у кого волосы немного светлей, а крайнее
левое место займёт тот, чьи волосы окажутся
самыми светлыми. По моей команде вам нужно
будет сесть на соответствующие места.
Тот, кто, нарушает порядок, выбывает из
игры. (Проводить не более 3-х раз)
2 игра «Кто есть кто?
Что есть что?»
Дети вспоминают, что некоторые слова
можно отнести к какому-либо классу, группе,
например, дикие и домашние животные, насекомые,
деревья, города, фрукты, овощи и т.д.
«Встаньте в круг, я буду называть слова
и бросать мяч, вы должны бросить его назад
мне и сказать слово относящееся к той
или иной группе. Необходимо как можно
быстрей назвать слова. Те ребята, которые
долго не смогут назвать слово или неправильно
назовут его, выбывают из игры»
3 игра «Запретное движение»
Звучит весёлая ритмичная музыка. Дети
стоят полукругом, в центре – ведущий.
Он показывает насколько движений, одно
из которых (например, приседание) – запретное.
Дети должны повторить все действия ведущего
кроме запретного. Тот, кто ошибся, выбывает,
а оставшиеся дольше всех становятся лучшими
игроками.
Приложение 9
Памятка для социального педагога
в работе с трудными подростками.
ДА
· Стремитесь к оптимальному общению
с трудными подростками.
· Вырабатывайте в себе потребность систематически
общаться с подростками в различных сферах
деятельности.
· Учитесь овладевать определенными
коммуникативными умениями и навыками.
· Старайтесь быть наблюдательными, всесторонне
изучайте своего воспитанника в повседневной
жизни и деятельности.
· Вырабатывайте в себе способность проникать
в мир чувств и переживаний учащегося.
· Старайтесь вырабатывать в себе бодрость
духа, оптимизм, расположенность к общению
с учащимися.
· Стремитесь вызвать в себе эмоциональный
настрой на общение с подростком в конкретной
ситуации.
· Старайтесь наладить контакты с учащимся
в обычных и сложных ситуациях.
· Старайтесь создать в общении с учащимися
творческую атмосферу, заставляющую его
думать, анализировать, находить ответы
на возникающие вопросы.
· Вырабатывайте в себе способность увлечь
учащегося интересным для него делом.
· Стремитесь вызвать у подростка
потребность анализировать себя и желание
стать лучше, заниматься самообразованием
и самовоспитанием.
· Старайтесь уважительно, тактично,
внимательно относиться к учащемуся, щадите
его самолюбие.
· Не уставайте верить в лучшее
в человеке, стремитесь развивать его.
· Неустанно одобряйте хорошие
проявления в характере, психологически
поддерживайте добрые поступки, труд души
подростка.
· Старайтесь вырабатывать в
учащемся бодрость духа, положительный
эмоциональный настрой, ощущение счастья
бытия.
· Помните, главный метод воспитания
– пример взрослого.
· Не уставайте совершенствоваться
как личность, являть собой нравственный
образец для воспитуемого.
· Вырабатывайте в себе умение
владеть собой, преодолевать раздражение,
вспыльчивость, нетерпеливость и т. д.
· Не уставайте любить своего
воспитанника, помогите ему стать счастливым.
НЕ
· Не унижайте достоинства подростка.
· Не угрожайте ему.
· Не допускайте непоследовательности
в требованиях.
· Не требуйте от учащегося немедленного
повиновения.
· Не морализуйте, не допускайте
назойливых назиданий.
· Не потакайте учащемуся.
· Не опекайте его излишне.
· Не вымогайте у него обещаний