Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:19, реферат
В процессе написания работы решались следующие задачи:
1) раскрыть понятие ассоциативного мышления в педагогике и психологии;
2) выявить особенности музыки как средства развития ассоциативного мышления;
3) изучить и отобрать в методической литературе приемы по развитию ассоциативного мышления младших школьников средствами музыки;
4) обобщить и представить собственный педагогический опыт по развитию ассоциативного мышления младших школьников средствами музыки.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ
1.1. Понятие «ассоциативное мышление»
1.2. Музыка как средство развития ассоциативного мышления
1.3. Методические приемы по развитию ассоциативного мышления младших школьников средствами музыки
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ
2.1. Система заданий по развитию ассоциативного мышления младших школьников средствами музыки
2.2. Результаты диагностики по развитию ассоциативного мышления младших школьников средствами музыки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Дубны Московской области»
Развитие ассоциативного мышления
младших школьников
на уроке музыки
Методическая разработка
Автор: учитель музыки
Угарова Ю.А.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
||
Глава 1. Теоретические АСПЕКТЫ Развития ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки |
||
1.1. |
Понятие «ассоциативное мышление» |
|
1.2. |
Музыка как средство развития ассоциативного мышления |
|
1.3. |
Методические приемы по развитию ассоциативного мышления младших школьников средствами музыки |
|
Глава 2. Методические рекомендации по Развитию ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки |
||
2.1. |
Система заданий по развитию ассоциативного мышления младших школьников средствами музыки |
|
2.2. |
Результаты диагностики по развитию ассоциативного мышления младших школьников средствами музыки |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
||
ЛИТЕРАТУРА |
||
Приложение |
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития общества, характеризующийся стремительным научно-техническим прогрессом, глобальной информатизацией и компьютеризацией, повышением роли интеллектуального труда, ставит перед системой образования ряд проблем, важнейшей из которых является развитие мыслительной деятельности учащихся.
Сложившаяся система образования в России большое внимание уделяла развитию рационально-логического мышления учащихся, нередко противопоставляя его мышлению образному и отводя последнему второстепенную роль в учебном процессе. Однако в свете новой концепции образования, актуализировавшей идеи гуманизации и гуманитаризации, провозгласившей приоритет культурных ценностей, главенство духовного развития личности, огромное значение в структуре учебно-познавательной деятельности приобретает художественно-образное мышление, обеспечивающее целостность восприятия объектов познания, обогащающее духовную сферу человека.
Именно познание музыки как художественно-образного процесса рассматривается нами как наиболее перспективное средство в развитии интеллекта ребенка, в частности его эмоциональной и рациональной сфер в единстве.
Язык музыки отличается от языка других видов искусства высокой степенью обобщенности и абстрактности, поэтому при восприятии музыкального произведения (в любом виде музыкальной деятельности) возникает широкий диапазон образов и ассоциативных представлений. «Музыка - это осмысленное интонирование, то есть интонация, несущая мысль. Организация звуков происходит таким образом, чтобы они вызывали у исполнителей, слушателей определенные ассоциации и представления» [10, с. 36]. Художественные образы обладают знаковыми особенностями и рождают в сознании воспринимающего субъекта ассоциации, благодаря которым этот образ приобретает индивидуальный смысл. При этом возникающие ассоциации приобретают едва ли не центральное значение.
Актуальность данной работы заключается в том, что представленная в ней система музыкальных занятий помогает развить у учащихся ассоциативное мышление, которое, в свою очередь, позволяет непосредственно вовлечь самого ребенка в процесс открытия новых граней своей жизнедеятельности, способствует пониманию множественности проявлений мира.
В соответствии с вышесказанным целью методической разработки является обобщение педагогического опыта по развитию ассоциативного мышления младших школьников на уроках музыки.
В процессе написания методической разработки решались следующие задачи:
Тема работы предполагала обращение к весьма обширному и разнообразному кругу материалов по вопросам: психологические аспекты понятия «ассоциативное мышление»; определения потенциальных возможностей музыки для развития ассоциативного мышления; изучение методической литературы на предмет отбора приемов, направленных на развитие ассоциативного мышления средствами музыки.
В раскрытии психологических аспектов понятия «ассоциативное мышление» использовались теоретические разработки Выготского Л.С., Гальтона Ф., Кирнарской Д.К., Леонтьева A.H., Немова Р..С.. Павлова И.П., Тарасовой К.В., Тороповой А.В. [4; 5; 9; 12; 14; 16; 25; 26]. По вопросам определения потенциальных возможностей музыки для развития ассоциативного мышления изучались работы Вендровой Т., Дмитриевой Л.Г. и Черноиваненко Н.М., Кошминой И.В., Медушевского В.В., Петрушина В.И., Ражникова В.Г., Школяр Л.В. и других [3; 6; 10; 13; 18; 19; 28]. В процессе изучения методической литературы использовались труды Анисимова В.П., Карамзиной Ж.Б., Лакоцениной Т.П., Сандаковой С.С., Сергеевой Г.П., Юдиной Е.И. и других [1; 8; 11; 21, 22; 30].
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанные методические рекомендации представляют интерес для учителей музыки общеобразовательных школ.
Структура работы – работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические АСПЕКТЫ Развития ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки
§1.1. Понятие «ассоциативное мышление»
Ассоциация (от лат. associatio – соединение) – связь, возникающая в процессе мышления между элементами психики, в результате которой появление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, связанного с ним; субъективный образ объективной связи между элементами, предметами или явлениями [2, с. 42].
В психологии под «ассоциацией» понимают связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Если аналогия - это сходство, анализ - это расчленение, то ассоциация - это связывание каких-либо свойств, качеств, может быть, и очень далеких. Благодаря ассоциациям новый опыт человека соединяется с прошлым. Ассоциациями объясняется появление новых знаний, умений, отображение в сознании человека предметов и явлений действительности в форме связей прошлого и настоящего, старого и нового, известного и неизвестного [15, с. 28].
С понятием ассоциации психических явлений мы встречаемся на протяжении всей истории философии, впервые его связывают с именами Аристотеля и Платона. Так, Платон уже упоминал о случаях припоминания по сходству и смежности. Аристотель говорил, что образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктами ассоциации.
Аристотель различал следующие виды ассоциаций:
Ассоциативное мышление (associative thinking) – это мышление, основанное на ассоциациях. Данное понятие отражает факт использования в мышлении закона ассоциации: любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу.
Основателем ассоциативной психологии является английский врач Д. Гартли. Именно ему принадлежит открытие, что в основе ассоциативного мышления лежит способность выделять общие признаки вещей - обобщать, не проводя логического анализа.
В психологической науке существовало две противоположные точки зрения на механизмы действия ассоциативного мышления:
Продолжателем гартлианской линии стал И.М. Сеченов. В своей книге «Рефлексы головного мозга» он описал психологические основы ассоциации и ввел это понятие в систему материалистически ориентированного психологического знания [23, с. 176].
Физиологические механизмы ассоциации исследовались в школе И.П. Павлова, который объяснял ассоциации по смежности во времени и пространстве образованием условных рефлексов, а ассоциации по сходству их генерализацией. «...Постоянную связь внешнего агента с ответной на него деятельностью организма законно назвать безусловным рефлексом, а временную - условным рефлексом... Временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же - и психическое - то, что психологи называют ассоциацией, будет ли это образование соединений из всевозможных действий, впечатлений, или из букв, слов и мыслей» [16, с. 322]. И.П. Павлов также ввел понятие «подкрепления» для объяснения избирательного образования ассоциации и представление о сложных системах ассоциаций, обладающих динамическими характеристиками. Он считал, что основой всех видов ассоциаций являются временные нервные связи. И.П. Павлов экспериментально установил, что ассоциации легко затормаживаются и угасают, если нет соответствующей биологической или социальной опоры условно-рефлекторной связи.
В современной психологии к вопросу ассоциативности обращались многие ученые: Р.С. Немов описывает ассоциацию как основу памяти и рассматривает приёмы запоминания, которые основаны на ассоциациях: «память - сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости» [14, с. 233].
Л.С. Выготский использовал понятие ассоциации в своей теории развития мышления, ассоциативный комплекс рассматривался им как этап онтогенеза мышления, предшествующий становлению научных понятий. Ассоциативный комплекс образуется ребёнком дошкольного возраста посредством объединения явлений по принципу сходства отдельных элементов соседствующих явлений и развивается в дальнейшем в младшем школьном возрасте [4, с. 174].
Ю.А. Самарин рассматривал умственную деятельность как процесс образования сложных систем ассоциаций и перехода от механических ассоциаций к смысловым [20, с. 213].
По мнению Ю.А. Самарина, усвоение знаний – процесс установления связей между представлениями и понятиями, имеющимися в прежнем опыте ребенка и вновь усваиваемыми, посредством установления сходства и различия между ними. Процесс обучения расценивается им как отбор существенных ассоциаций и торможение несущественных. Использование закона ассоциаций может быть полезно при решении различных задач. Ассоциация связывает исходную задачу со сходными признаками других объектов: образами и символами, воспоминаниями, запахами, звуками, ощущениями и т.п. Сила связи ассоциаций зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).
Решению многих проблем мыслительной деятельности мешает, по мнению психологов, ограниченный круг ассоциаций. На первый взгляд, каждый пользуется таким кругом, какой он собрал на протяжении своей жизни. Однако на самом деле человек использует лишь незначительную часть своего запаса знаний. Чтобы устранить проблему ограниченного круга ассоциаций, необходима тренировка ассоциативного мышления. В идеальном варианте человек должен в нужный момент мгновенно найти нужную ассоциацию. Еще лучше, если человек умеет постоянно расширять круг своих ассоциаций, тогда нужные ассоциации будут всегда.
Таким образом, можно выделить следующие существенные характеристики ассоциативного мышления.
1.2. Музыка как
средство развития
Информация о работе Развитие ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки