Развитие ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:19, реферат

Описание работы

В процессе написания работы решались следующие задачи:
1) раскрыть понятие ассоциативного мышления в педагогике и психологии;
2) выявить особенности музыки как средства развития ассоциативного мышления;
3) изучить и отобрать в методической литературе приемы по развитию ассоциативного мышления младших школьников средствами музыки;
4) обобщить и представить собственный педагогический опыт по развитию ассоциативного мышления младших школьников средствами музыки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ
1.1. Понятие «ассоциативное мышление»
1.2. Музыка как средство развития ассоциативного мышления
1.3. Методические приемы по развитию ассоциативного мышления младших школьников средствами музыки
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ
2.1. Система заданий по развитию ассоциативного мышления младших школьников средствами музыки
2.2. Результаты диагностики по развитию ассоциативного мышления младших школьников средствами музыки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

assotsiativnoe_myshlenie_na_urokakh_muzyki.doc

— 807.50 Кб (Скачать файл)

Задания «Цветные квадраты» и «Палитра» активизирует процесс слушания музыки на основе развития ассоциативного мышления, способствует более тонкому эмоциональному и цветовому восприятию музыки.

2.1. Задание «Цветные квадраты» - подбор цветового ряда к звучащей музыке. На доске выставлены карточки с цветными квадратами разных цветов и оттенков (не менее трех каждого основного цвета). В процессе слушания музыки дети по очереди подходят к доске и выбирают карточку с оттенком, созвучным музыке в данный момент. Важно участие каждого ребенка, желательно использовать в 1 классе.

2.2. Задание «Палитра» представляет собой усложненную модификацию задания «Цветные квадраты». На доске вывешивается «палитра», сделанная из половины ватмана, с кармашками у каждого цвета. Перед палитрой на подставке раскладываются карточки самых с цветными квадратами разных цветов и оттенков (не менее трех каждого основного цвета). В процессе слушания музыки дети по очереди подходят к «палитре» и ставят в кармашек карточку оттенка, созвучного его ощущению в данный момент. В заключение дети прослушивают произведение еще раз, вглядываясь в свое «полотно», желательно использовать во 2 классе.

2.3. Задание «Музыкальная линия» строится на основе графического моделирования и подбора графических знаков и линий под музыку. Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные - под медленную и спокойную музыку; прямые, изогнутые - под решительную музыку; прерывные - под легкую, отрывистую музыку. Линии могут быть того цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента, желательно использовать в 3 и 4 классах [21, с. 48].

2.4. Задание «Волшебные бусы» направлено на развитие чувства музыкальной формы на основе ассоциативного мышления. При прослушивании музыкального произведения надо найти геометрическую форму определённого цвета, созвучную настроению в данный момент. Во время прослушивания характер музыки, а, следовательно, и геометрические формы, могут меняться несколько раз. По окончании прослушивания предложить детям объяснить выбор цвета и формы геометрических фигур, подобранных к данному музыкальному произведению. Получившаяся схема может отражать характер пьесы, повторяющиеся части музыкального произведения и ассоциации соответствующие ощущению каждого ребенка.

Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. в методике музыкального образования предлагают использовать два противоположных приема для развития ассоциативного мышления в процессе восприятия музыки: задание «Музыкальная живопись» и «Живописная музыка».

2.5. Задание «Музыкальная живопись». Дети, глядя на картину художника, анализируя событие, изображенное на ней, краски, использованные при написании картины, пытаются услышать музыку и описать ее.

2.6. Задание «Живописная музыка». Дети изображают образ прослушанного музыкального произведения в цветовых пятнах или рисунке на основе свободных ассоциаций [6, с. 132].

2.7. «Какую линию выбрать»? Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные — под медленную и спокойную музыку; прямые, изогнутые — под решительную музыку; прерывные — под легкую, отрывистую музыку. Линии могут быть того цвета, который, по мнению ребенка, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента.

2.8. «Времена года в цвете и звуке». Это интересное задание для развития у детей творчества и воображения предлагает педагог Е.И. Юдина. Заключается оно в следующем. Нужно нарисовать четыре крупных прямоугольника, озаглавить их «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», затем акварелью закрасить каждый прямоугольник одним цветом или сочетанием цветов, подходящими к данному времени года. Может, это будут разноцветные линии, черточки, круги, цветовые пятна. Теперь, глядя на свое творение, ребенок, проявив фантазию, должен спеть «зимний», «летний», «весенний » и «осенний» напевы. Неважно, со словами они будут или без слов, - при этом можно аккомпанировать себе на чем угодно (барабанить, щелкать пальцами, хлопать в ладоши и т. д.).

2.9. «Волшебники». После прослушивания музыкальной характеристики феи Сирени и феи Карабосс детям предлагаются шаблоны «волшебниц». Затем дается задание дорисовать эти фигуры, превратив одну в «добрую», а другую в «злую» волшебниц, повторно прослушивая вышеназванные отрывки. В качестве домашнего задания можно предложить придумать другую историю о том, что совершила плохого «злая» волшебница и как ее победила «добрая». Целесообразно сделать выставку детских рисунков и отметить старание учеников [29].

3. Подбор  музыкальных ассоциаций, связанных  с передачей движений, или пластическое  интонирование.

Б.В. Асафьев утверждал, что музыкальное искусство постоянно испытывает на себе «воздействие «немой интонации» пластики и движений человека (включая язык руки)». Музыкальная интонация, по его мнению, никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) человеческого тела» [22, с. 97].

Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка - движение». Известный швейцарский педагог XX века Э. Жак-Далькроз разработал целую систему ритмического воспитания, основой которой является развитие музыкальности слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой. Отечественные исследователи этой проблемы – Н.Г. Александрова, Н.П. Збруева, Е.В. Конорова, М.А. Румер, В.Е. Яновская разрабатывали методические основы музыкально-ритмического воспитания еще в 20-30-е годы, на этой базе сложились различные методики музыкально-ритмического воспитания детей [3, с.23].

Если рассматривать урок музыки как урок искусства и исходить из целевой установки массового музыкального воспитания и образования, формирования музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры, то акцент в разработке проблемы взаимодействия музыки и движения необходимо поставить на развитии природной музыкальности детей, их эмоционального отклика на музыку с помощью двигательных реакций, способности осмысленно, осознанно воспринимать и исполнять музыкальные произведения.

Такой обязательный вид музыкально-практической деятельности учащихся как пластическое интонирование основан на ассоциативных связях «музыка - движение». При восприятии музыки у детей возникает двигательная ассоциация в соответствии с характером музыки, характером мелодии, эмоциональными настроениями, ритмическими особенностями и т.д. Поэтому этот вид деятельности учащихся можно активно использовать на уроке музыки для развития ассоциативного мышления.

    1. Свободное дирижирование - передача в дирижерских жестах фразировки, динамики, логических ударений, кульминации прослушанной музыки.
    2. Имитация игры на музыкальных инструментах: смена движений рук должна быть связана с определением детьми на слух различных тембровых, динамических, темповых особенностей прослушанной музыки (особенно применимо в произведениях вариационного склада).
    3. Подбор танцевальных движений в различных жанрах в соответствии с характером музыки.
    4. Пластические этюды - изображение с помощью пластики рук и тела музыкальных образов (образы природы: море, непогода, рассвета; образы животных и птиц, образы персонажей – волшебника Черномора, Царя-Гороха, передача характера музыкальных персонажей - образ кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»).
    5. Свободные пластические импровизации, направленные на создание пластических образов под программную музыку в развитии, например, станцуй «бабочку», «кошку», «лошадку», «цветок», «конфету», «виноград», «тесто» и т. д., можно изобразить с помощью пластики «Чай», «Кофе», и т. д. из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» [22, с.34].

4.Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с жизненным опытом детей.

Педагогическая практика показывает, что в условиях информационно-ориентированного общества, когда одной из важнейших ценностей является информация, знание, организовывать обучение следует с позиций самого ребенка, его опыта и ценностных ориентации. Жизненный опыт школьников может использоваться для иллюстрации изучаемого материала, для создания проблемной ситуации и поиска путей для ее разрешения, для корректировки имеющихся представлений и понятий.

4.1. «Звуковая картина» - направлено на расширение слуховых представлений детей: «Утро в деревне», «В зимнем лесу», «Ярмарка».

Например, звуковая картина «В зимнем лесу» (1,2 класс).

«Идём по снегу» - дети  равномерно хрустят целлофаном.

«Бежим» - хрустят в быстром темпе.

«Остановились, прислушались» - пауза.

«Завыл ветер» - голосом изобразить вой ветра.

«Зашумели ветви деревьев» - дети шуршат листами бумаги.

«Сосульки» - звучит  треугольник или металлофон.

«Дятел стучит»  - карандашами по столу. Можно сочинить мелодию к песенке дятла: «День за днём стучу, стучу:

Тук-тук-тук-тук-тук.

Все деревья я лечу,

Тук-тук-тук-тук-тук» […].

Например, звуковая картина «Ярмарка» (3-4 класс).

Сначала создаём звуковую картину «Собирайся, народ, на ярмарку!»: слышен топот лошадей (карандаши, ложки); звенят бубенцы на сбруе (колокольчики, бубны); народ собирается (гул голосов), снег хрустит под ногами (целлофан).

Затем – картина «Вот она, весёлая ярмарка!»: смех, слышны обрывки песен, где-то звучит  балалайка (дети разделены на микрогруппы, каждая из которых озвучивает свой элемент). Потом самое интересное: на фоне всего этого веселья начинают звучать голоса ярмарочных зазывал (дети-солисты): «Пирожки горячие, вкусные - налетай, не зевай!»; «А кому пряников медовых?! Подходите – не пропустите!»;  «А сейчас кукольное представление всем на удивление!» и т.д.  После такой яркой картины очень уместно будет слушание вступления к балету И.Стравинского «Петрушка» [27].

4.2. Задание «Музыкальный портрет» представляет собой подбор учащимися такого музыкального произведения, которое в наибольшей степени соответствует образу одноклассника, учителя, мамы, дедушки и т.д.

4.3. Задание «Если это...» активизирует знания и опыт учащихся, учит ребенка уходить от стереотипов. Учащиеся вытаскивают из коробки карточку с изображением какого-либо объекта. Это могут быть уже пройденные на уроках музыкальные инструменты, название темпа или динамического оттенка. Учащимся предстоит под одну и ту же звучащую для всех музыку пофантазировать на тему: если это будет виолончель, то, как изменится данное музыкальное произведение, что оно будет напоминать, и т.д. [11].

4.4. «Сочинение сочиненного» - метод, направленный на повышение активного деятельностного освоения музыкальных произведений через развитие умений по применению выразительных средств в творческой деятельности.

Метод «сочинение сочиненного» заключается в том, что ребенок принимает позицию человека, который ищет идею для сочинения. В качестве идеи может выступать слово, образ которого подтолкнет школьника к созданию вербального или музыкального высказывания. Импульсом к сочинению может выступать конкретное музыкальное произведение, под которое педагогом выстраивается весь ход творческого процесса.

Таким образом, все вышеизложенное доказывает, что ассоциативное мышление – важнейшая сторона художественного, в том числе и музыкального мышления. А использование приёма ассоциаций - это один из действенных методов развития музыкального мышления ребенка.

В современной педагогике существуют отдельные приемы работ по развитию ассоциативного мышления средствами музыки, рассчитанными на разные способы восприятия информации:

  1. связанных с вербальным рядом;
  2. связанных с визуальным рядом;
  3. связанных с пластической передачей движений;
  4. связанных с жизненным опытом детей.

Важно, чтобы все эти приемы систематически и последовательно использовались педагогом на уроках музыки.  Ведь, полноценное восприятие музыкального искусства детьми невозможно без развития ассоциативного мышления. Следовательно, в методической копилке каждого преподавателя музыки должны быть подобраны приемы и формы работы, являющиеся наиболее продуктивными в развитии ассоциативного мышления школьников. Систематическое использование этих приемов и форм работы позволит разбудить фантазию ученика, вызвать его эмоциональный отклик, помогающий глубже осмыслить содержание музыки.

 

 

Глава 2. Методические рекомендации по Развитию ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки

 

2.1. Система заданий  по развитию ассоциативного мышления  младших школьников средствами  музыки

 

Авторы программы по музыке - Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина - предлагают задания, направленные на развитие ассоциативного мышления, но, на наш взгляд, таких заданий в этом УМК мало, поэтому нами была внедрена и апробирована система заданий, которые я использую на уроках музыки в начальной школе. В приложении 1 представлены рабочие программы по музыке, в которые включены творческие задания.

 


 

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Подбор  музыкальных ассоциаций, связанных  с вербальным рядом.

Музыка аналогична речи, точнее — речевой интонации, где внутреннее состояние человека и его эмоциональное отношение к миру выражаются с помощью изменений высоты и других характеристик звучания голоса при высказывании. Данная аналогичность позволяет широко использовать вербальные возможности ученика при развитии ассоциативного мышления на уроках музыки. Это особенно актуально на занятиях с учащимися младших классов, так как их словарный запас еще не так развит, как у старшеклассников.

Информация о работе Развитие ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки