Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:19, реферат
В процессе написания работы решались следующие задачи:
1) раскрыть понятие ассоциативного мышления в педагогике и психологии;
2) выявить особенности музыки как средства развития ассоциативного мышления;
3) изучить и отобрать в методической литературе приемы по развитию ассоциативного мышления младших школьников средствами музыки;
4) обобщить и представить собственный педагогический опыт по развитию ассоциативного мышления младших школьников средствами музыки.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ
1.1. Понятие «ассоциативное мышление»
1.2. Музыка как средство развития ассоциативного мышления
1.3. Методические приемы по развитию ассоциативного мышления младших школьников средствами музыки
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКЕ МУЗЫКИ
2.1. Система заданий по развитию ассоциативного мышления младших школьников средствами музыки
2.2. Результаты диагностики по развитию ассоциативного мышления младших школьников средствами музыки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
2. Путем вычеркивания повторяющихся эпитетов, определить количество оригинальных ассоциаций;
3. Подсчитать число
Критериальная база.
Класс |
Длина ассоциативного ряда |
Количество оригинальных ассоциаций |
Число семантических гнезд | |||||||||
Отлично 5 баллов |
Хорошо 4 балла |
Удовлетворит. 3 балла |
Отлично 5 баллов |
Хорошо 4 балла |
Удовлетворит. 3 балла |
Отлично 5 баллов |
Хорошо 4 балла |
Удовлетворит. 3 балла | ||||
1 класс |
Больше 3 |
2-3 |
1 |
Больше 1 |
1 |
0 |
Больше 1 |
1 |
0 | |||
2 класс |
Больше 4 |
3-5 |
2 |
Больше 2 |
2 |
1 |
Больше 2 |
1 |
0 | |||
3 класс |
Больше 6 |
4-5 |
0-3 |
Больше 2 |
2 |
1 |
Больше 2 |
2 |
1 | |||
4 класс |
Больше 8 |
5-6 |
1-4 |
Больше 3 |
3 |
1-2 |
Больше 3 |
2-3 |
1-2 |
Приложение 3.
Методика «Музыкально-жизненные ассоциации»
Она выявляет уровень восприятия школьниками музыки: дает возможность судить о направленности музыкально-жизненных ассоциаций, степени их соответствия музыкально-жизненному содержанию, эмоциональной отзывчивости на услышанную музыку, опоры восприятия на музыкальные закономерности. В качестве стимулирующего материала выбрана «Маленькая ночная серенада» В.А. Моцарта, первые 2-3 фрагмента с меняющейся музыкой.
Звучание музыки предваряется доверительным разговором экспериментатора с детьми с целью настроить их восприятие. Это разговор о том, что музыка сопровождает всю жизнь человека, она может напомнить события, которые происходили раньше, вызвать чувства, которые мы уже испытывали, помочь человеку в жизненной ситуации — успокоить, поддержать, ободрить. Далее предлагается послушать музыку и ответить на такие вопросы:
- Какие воспоминания вызвала у тебя эта музыка, с какими событиями в твоей жизни она могла быть связана?
- При каких жизненных
обстоятельствах могла бы
- Что в музыке позволило тебе прийти к таким выводам?
Для того чтобы исследование было плодотворным, нужно предлагать детям разных возрастов одну и ту же музыку. Это дополнительно позволит выявить, что дети определенного возраста ищут в музыке, на что опираются в своих ассоциациях.
Обработка результатов ведется по следующим параметрам:
Параметры оценки результатов диагностики «Музыкально-жизненные ассоциации».
3 б – характер не указан или указан ошибочно
4 б - характер указан неточно.
5б – характер указан верно,
3б – ассоциации односложные, примитивные;
3б – ответ эмоционально беден;
4б – ответ недостаточно
эмоционален или эмоции
5б – ответ яркий, красочный;
Уровни развития ассоциативного мышления
Низкий – 9-10баллов
Средний -11-13баллов
Высокий- 14-15 баллов
Информация о работе Развитие ассоциативного мышления младших школьников на уроке музыки