Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:15, курсовая работа
Цель данной дипломной работы – показать влияние продуктивной деятельности на развитие детей дошкольного возраста.
Анализ последних исследований и публикаций показал, что продуктивная деятельность тесно связанно с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познания связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатление от окружающего мира.
Глава 1. Теоретические основы развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
1.1. Понятия развития детей. Продуктивная деятельность психолого - педагогической литературы…
1.2. Особенности развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
1.3. Принципы развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
2.1. Диагностика уровня формирования развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
2.2. Реализация педагогических принципов в развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
Заключения…
Список литературы…
В современной литературе ориентация на освоение продуктивных (творческих) способов деятельности, отражена в работах В.В.Давыдова, В.П. Зинченко, В.Т. Кудрявцева, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, Г.П. Щедровицкого и др.
В словарной статье Б.Г. Мещеряков [2, С.139] определил понятие продуктивной деятельности (детской) как деятельности ребенка с целью получения продукта, обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. Продуктивная деятельность формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка, так как необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием его когнитивных процессов, эмоционально-волевой сферы, умений и навыков. Развитие продуктивной деятельности определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла. Особенности процесса детской деятельности и ее продуктов могут быть использованы в диагностике развития умений, навыков ребенка, развития его когнитивных процессов, сформированности умения планировать свою деятельность и т.д.
В.П. Зинченко отмечает важную роль продуктивной деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста, т.к. необходимость создания продукта теснейшим образом связана с развитием познавательных процессов. Созданный им продукт в значительной мере отражает его представления об окружающем и эмоциональное отношение к миру [28].
Вместе с тем любой вид деятельности предполагает целенаправленность и может считаться полным, законченным лишь в том случае, если продуктивен, то есть, это такая деятельность, в процессе которой получен продукт. Кудрявцев Т.В. считает, что в фундаменте развивающейся системы творческих способностей человека лежит его способность к продуктивному воображению «…нацеленному на вычленение и идеальное прослеживание («опробование») возможных траекторий развития и функционирования объектов культуры, на полноценное воспроизведение их общественной сущности, которая никогда не представлена в них эмпирически-налично» [39].
Дискуссия о продуктивности как о характеристике деятельности отражает позиции авторов о соотношении репродуктивного и продуктивного, отождествлении продуктивного и творческого характера деятельности. «Репродуктивная деятельность понимается как процесс воспроизводства существующего. Или как такая разновидность человеческой деятельности, которая осуществляется по определенному алгоритму или технологии, но при этом не создается ничего принципиально нового. В то время как именно в продуктивной деятельности происходит созидание неких принципиально новых материальных и духовных ценностей. С подобным подходом трудно согласиться» (А.Н. Лощилин, Е.А. Тихомирова).
По мнению Данилова Д. А., Товарищевой Ф.Д., Николаева А.М. связанные между собой репродуктивная и продуктивная деятельности представляют собой различные ступени одного и того же процесса освоения.
Категория «освоение»: в психолого-педагогической
литературе существует несколько созначных категорий,
выражаемых одним термином: «учение»,
«усвоение», «осознание», «присвоение»,
«владение» и др. а также используются
сочетания, например, «осознанное освоение». Термином
«освоение» оказывается охвачен и представлен
целый категориальный ряд не различенных
в достаточной мере, но и не тождественных
понятий, связанных между собой родовидовыми
Использование категории «освоение» по отношению к организации продуктивной деятельности акцентирует на процессе получения личностно значимого образовательного продукта и подчеркивает динамичность двустороннего характера, детерминированности процесса внешними и внутренними факторами.
К внутренним факторам детерминации творчества можно отнести мотивацию, установки, идеалы, способности и другие личностные характеристики, а также влияние возраста на реализацию личности в творческой деятельности. Оценка ситуации, выбор способов ее решения и принятие творческого решения обуславливают необходимость формирования эмоциональной устойчивости личности в творческой деятельности. Вместе с тем существует и обратная связь: на характер эмоциональной устойчивости влияют также факторы, связанные с особенностями интеллектуальной деятельности личности. «Развитые интеллектуальные возможности сдерживают крайнюю импульсивность и крайнюю осторожность» (В.И. Долгова).
Специфика творчества школьников отражается, прежде всего, в уровне значимости, осознанности получаемого творческого продукта, а также возрастными особенностями, ограниченным опытом принятия решения в ситуации высокой степени неопределенности.
Таким образом, к видам продуктивной деятельности относятся виды деятельности, направленные на получение продукта познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, ресурсов личности. Каждый из которых может быть представлен исследовательской или изобретательской проблемой.
Результатом – продуктом этой деятельности является промежуточный или конечный результат – решение, исследование, идея, идеализация, ресурс, противоречие, постановка задачи, модель, образ, разрешение противоречия, метафора и др., осознаваемые когнитивные и личностные изменения.
Критерии продуктивной деятельности отражают процессуальные и результативные характеристики, определены их уровни проявления: количественные (многовариантность способов изображения, подбора аналогий, оригинальных ответов, определения функций и др.), качественные (новизна, оригинальность, идеальность, убедительность, гуманность, использование методов творчества и др.).
1.2. Особенности
развитие детей старшего
В
старшем дошкольном возрасте
происходит интенсивное
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. [15]
Развитию
самостоятельности
Высшей
формой самостоятельности
Серьезное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение. [26]
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группе. Интерес к школе развивается естественным путем: в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового. Воспитатель стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Такие игры ежедневно проводятся с ребенком или с подгруппой старших дошкольников.
Организованное
обучение осуществляется у
Условием
полноценного развития старших
дошкольников является
Воспитатель старается разнообразить практику общения с каждым ребенком. Вступая в общение и сотрудничество, он проявляет доверие, любовь и уважение к дошкольнику. При этом он использует несколько моделей взаимодействия: по типу прямой передачи опыта, когда воспитатель учит ребенка новым умениям, способам действия; по типу равного партнерства, когда воспитатель – равноправный участник детской деятельности, и по типу «опекаемый взрослый», когда педагог специально обращается к детям за помощью в разрешении проблем, когда дети исправляют ошибки, «допущенные» взрослым, дают советы и т.п.
Важным показателем самосознания детей 5–7 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника, так или иначе, соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. Выступая активнодействующим лицом в процессе взаимодействия с внешним миром, дошкольник познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей. [34]
Анализ проблемы развития детей продуктивной деятельности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании продуктивная деятельность отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку.
Информация о работе Развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности