Развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – показать влияние продуктивной деятельности на развитие детей дошкольного возраста.
Анализ последних исследований и публикаций показал, что продуктивная деятельность тесно связанно с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познания связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатление от окружающего мира.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
1.1. Понятия развития детей. Продуктивная деятельность психолого - педагогической литературы…
1.2. Особенности развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
1.3. Принципы развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
2.1. Диагностика уровня формирования развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
2.2. Реализация педагогических принципов в развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
Заключения…
Список литературы…

Файлы: 1 файл

диплом-2.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

г) регуляция  силы нажима:

  • ребёнок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
  • ребёнок не всегда регулирует силу нажима и размах;
  • ребёнок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

2.Регуляция  деятельности (в этом критерии выделены три группы показателей для более детальной характеристики отношения детей к деятельности):

а) отношение  к оценке взрослого:

  • адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности;
  • эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при критике – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается);
  • безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б) оценка ребёнком созданного им изображения:

  • адекватна;
  • неадекватна (завышенная, заниженная);
  • отсутствует;

в) эмоциональное  отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребёнок относится:

  • к предложенному заданию;
  • к процессу деятельности;
  • к продукту собственной деятельности.

     3.Уровень самостоятельности:

  • выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами;
  • требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко;
  • необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

     4.Творчество:

а) самостоятельность  замысла;

б) оригинальность изображения;

в) стремление к  наиболее полному раскрытию замысла.

   Оценка  детских работ по критерию  «творчество» и названным в  нём показателям носит не количественный, а качественный характер и  даётся в описательной форме.

     По всем критериям, имеющим одну или две и три группы показателей, оценка даётся по трехбалльной системе: 1-й – 3 балла; 2-й – 2 балла; 3-й – 1 балл.

     Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребёнку суммируются. Наивысшее число баллов, которое может получить ребёнок, - 45, низшее – 15 баллов. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения навыками изобразительной деятельности. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от высшего числа набранных ребёнком баллов к низшему (Прил.2). Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию отдельно. Ранговый ряд условно можно разделить на три части. Так, если в группе диагностировалось 20 человек, то в каждой подгруппе может в среднем получиться 6 – 7 детей, но могут быть и резкие различия. Каждая из этих подгрупп будет отнесена к высшему, среднему и низшему уровню (по числу набранных балов).

     Следующее диагностическое обследование, проведённое после целенаправленных занятий с детьми, должно изменить количество детей в каждой подгруппе за счёт увеличения дошкольников  в подгруппах высокого и среднего уровня и сокращения числа тех, кто выполнял изображение на низком уровне, что будет свидетельствовать об эффективности работы воспитателя.

     Для текущей диагностики можно ограничиться первой группой критериев, построенной на анализе продуктов деятельности и позволяющей определить уровень овладения детьми навыками рисования, лепки, аппликации (опуская те критерии, которые не характерны для некоторых видов деятельности, как, например, цвет для лепки). Для определения уровня развития творчества к этим показателям следует присоединить диагностику с дорисовыванием кругов.

     Можно составить сводную таблицу, в которой будут представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю. Возьмём за основу данные показателей анализа продукта деятельности (их восемь). (Прил.1)

     С целью выявления результатов опытно – экспериментальной работы  и уровня развития художественно – творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста в конце учебного года можно провести следующее диагностическое обследование.

     Всем детям предлагается задание на дорисовывание шести кругов: детям выдаётся стандартный альбомный лист бумаги с нарисованными на нём в два ряда ( по три в каждом) кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагается рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать  и раскрасить их.

     Выполнение этого задания оценивается следующим образом: по критерию «продуктивность» - количество кругов, оформленных ребёнком в образы, и составляется количество баллов, полученных ребёнком. Так, если в образы оформляются все шесть кругов, по выставляется оценка 6, если 5, то оценка 5 и т.д.     Все баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания воспитанниками всей группы.

      Результаты выполнения детьми задания по критерию «оригинальность» оцениваются по трехбалльной системе. Оценка «3» – высокий уровень – ставится тем детям, которые наделили предмет оригинальным образным содержанием преимущественно без повторов (например, яблоко или мордочки зверюшек). Оценка «2» – средний уровень – ставится детям, которые наделяют образным значением все или почти все круги, но допускают практически  буквальное повторение (например, мордочка) или оформляют круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мячик и т.п.). Оценка «1» – низкий балл – ставится тем детям, которые не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнили не до конца и небрежно.

     Оценивается не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения: нарисованы характерные детали или ребёнок ограничивался лишь передачей общей формы, а также техника рисования и закрашивания). Подсчитывается общее количество баллов, полученное детьми каждой группы (суммарный балл), затем выводится средний балл для группы (общее число баллов, полученное группой, делиться на количество детей в ней).

    

    

 

 

 

 

 

 

2.2. Реализация  педагогических принципов  в  развитие детей старшего дошкольного  возраста продуктивной деятельности

 

     По результатам проведенного диагностического исследования нами было выявлено, что уровень развития художественно-творческих способностей дошкольников в среднем находиться на низком и среднем уровне.

     Данный факт нацелил нас на создание дополнительной образовательной программы по изобразительной деятельности.

     Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени изучения материала. Занятия построены таким образом, чтобы как дети, так и педагог имели возможность выбрать приемлемые способы изобразительно-выразительных средств.

     Дополнительная образовательная программа «Краски в ладошке» рассчитана на обучение всех желающих без предварительного отбора детей от 5-х до 7-ти лет и является интегрированным курсом, который включает в себя три вида изобразительного творчества: рисование, аппликацию, лепку из пластилина. Перечисленные виды изобразительной деятельности тесно связаны между собой и должны дополнять друг друга в течение всего учебного года. Данная программа рассчитана сроком на 1 год, занятия проходят 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия - 30 минут.

     Целью программы является - развитие художественно-творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности.

     Основными принципами обучения программы являются:

1. Принцип развивающего  взаимодействия педагога, родителей  и ребёнка, как содействия развитию  другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего  обучения. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие художественно-творческих способностей детей.

3. Принцип развивающего  обучения заключается в правильном  определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4. Принцип гуманизации,  сотрудничества, партнерства, предполагает  уважительное отношение к мнению  ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного  партнера.

5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности, создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

     Для наиболее эффективного освоения программы используются: игровые технологии в дошкольный период. Их использование включено в программу, поскольку в процессе ролевых игр воспитанник знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки и культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

     Технология проблемного обучения решает задачу создания условий, при которых воспитанники открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.

     Технология личностно-ориентированного развивающего обучения дает возможность максимального развития индивидуальных познавательных и творческих способностей ребенка, на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

     При реализации программы используются следующие формы организации деятельности детей (по способу объединения детей): фронтальное, индивидуальное, индивидуализированное.

    Особенностью содержания данного года обучения является чередование на каждом занятии видов деятельности, отраженных в разделах. Это обусловлено возрастными особенностями детей 5-7 лет, и частая смена деятельности необходима для поддержания интереса к предмету. Кроме того, занятие выстраиваются по принципу «1 занятие - 1 продукт», малыши не могут выполнять одну работу в течение нескольких занятий, действуя одними теми же материалами. В конце каждого занятия, освоив технику, дети получают конечный результат.

     Каждое из занятий дифференцировалось нами по виду, в зависимости от критерия:

- по содержанию изображения:  рисование по представлению, по  памяти, с натуры, а также предметное, сюжетное и декоративное;

- по источнику замыслов, тем. Тема, предложенная педагогом  (литературные темы, по музыкальным  произведениям), тема, выбранная детьми, свободная тема;

- комплексные занятия,  объединение под одним тематическим  содержанием разных видов художественной  деятельности: рисование, лепка,  аппликация;

- интегрированные занятия,  в основе интеграции выступает  не только тема, но и задача развития творчества в восприятии и создании художественных образов;

- занимательные занятия,  цель которых в создании устойчивой  мотивации к художественно-творческой  деятельности.

     Кроме этого занятия дифференцируются по характеру познавательной деятельности детей:

1. Занятия по сообщению  детям новых знаний и ознакомлению  их с новыми способами изображения.

2. Занятия по упражнению  детей в применении знаний  и способов действия, направленные  на репродуктивный способ познания  и формирование при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений.

3. Занятия творческие, на которых дети включались  в поисковую деятельность, были  свободны и самостоятельны в  разработке и реализации замыслов.

     Степень самостоятельности и творчества в освоении детьми художественного опыта была различной на разных этапах реализации программы.

     Так к первому типу мы относим занятия, на которых сами демонстрировали образец творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей), а также занятия, направленные на овладение детьми собственно изобразительными действиями.

     Второй тип занятий реализовывался в темах: «Жуки на цветочной клумбе», «Зайка серенький стал беленьким», «Перчатки и котятки», «Быстрокрылые самолеты», «Мышонок моряк».

     Планирование третьего, творческого типа занятий осуществлялось с учетом индивидуального опыта детей. В системе работы творческое занятие могло не только заключать, но и предшествовать всем остальным. В этом случае у нас была возможность выявить наличный уровень представлений детей о предмете и способах его изображения. Творческими были также занятия на темы: «Храбрый петушок» (рисование по представлению), «Крючка, Злючка и Закорючка» (рисование фантазирование по мотивам шуточной песенки), «Живые облака» (аппликация по замыслу), «Путаница-перепутаница» (рисование фантазирование по замыслу).

Информация о работе Развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности