Развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – показать влияние продуктивной деятельности на развитие детей дошкольного возраста.
Анализ последних исследований и публикаций показал, что продуктивная деятельность тесно связанно с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познания связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатление от окружающего мира.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
1.1. Понятия развития детей. Продуктивная деятельность психолого - педагогической литературы…
1.2. Особенности развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
1.3. Принципы развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
2.1. Диагностика уровня формирования развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
2.2. Реализация педагогических принципов в развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
Заключения…
Список литературы…

Файлы: 1 файл

диплом-2.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

     Учитывая факторы развития художественно-творческих способностей, мы осуществляли практическую работу по нескольким направлениям:

     Обогащение впечатлениями и расширение представлений:

1) Проведение экскурсий,  наблюдений, процесса восприятия; опыта  художественных впечатлений образов  искусства

2) Организация интересной  содержательной жизни ребенка  в Центре развития и семье;  обеспечение эмоционально-интеллектуального  опыта, являющегося основой для возникновения замыслов и материалом, необходимым для работы воображения.

3) Создание предметно-развивающей  среды, условий, стимулирующих  и обеспечивающих художественно-творческую  деятельность детей.

     II. Разработка занятий с использованием нетрадиционной техники рисования, включающих систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих творческое воображение.

     Реализация дополнительной образовательной программы «Краски в ладошке» проходило в Центре развития ребенка «Сказка», в специально оборудованном и оснащенном всеми необходимыми современными изобразительными материалами кабинете. Экспериментом по реализации программы были охвачены 22 ребенка, в возрасте от 5 до 7 лет.

     В процессе занятий мы ненавязчиво, как бы для себя, демонстрировали процесс творчества, рассуждая, размышляя вслух. Дети проявляли заинтересованность и внимание, когда на их глазах демонстрировались приемы замасливания образа, поиска его вариантов, способов действия, отказ от каких-то решений и нахождение новых. Мы старались создавать оригинальные работы, нестандартно использовать художественные материалы, комбинировали техники для создания более выразительного образа и показывали вариативность подходов при работе над одной и той же темой. После того как дети заинтересовались, следовали практические задания в игровой форме как упражняющего, так и творческого характера.

     Например, на занятии «Листопад» дети превращались в деревья (хрупкую белоствольную березоньку, могучий дуб, стройный тополь, раскидистый каштан, задумчивую плакучую иву, беспечный кудрявый клен, тонкую рябину, пушистую красавицу ель). Мы побуждали детей передавать не только внешнее сходство, но и характер. В словесной форме от имени дерева дети описывали свои ощущения, делились мыслями (ива: «мне грустно, и я все время думаю, чтобы дети не сломали мои ветки»; клен: «у меня пожелтели листочки и мне щекотно, потому что они опадают»; дуб: «я самый главный в лесу, слежу за порядком и чтобы зверей не обижали»).

     Такие упражнения - вчувствования способствовали образному восприятию, развитию фантазии и развитию детей в целом.

     Следующим шагом на занятие «Листопад» было - выполнение работ в разной технике и широкое использование бросового и природного материала. Опираясь на полученный опыт творческой деятельности, дети с удовольствием изображали пейзажи и натюрморты на осеннюю тематику, передавали впечатление и свое видение окружающей действительности.

     В процесс поисковой деятельности на уровне предварительного замысливания, исполнительства и дальнейшего при этом развития замысла мы постепенно подключали кого-то из детей. Сомневаясь в своих решениях, советуясь с детьми, демонстрируя радость, удовлетворение от их участия, подхватывая и развивая их идеи, постепенно раскрывали им сущность такой деятельности.

     На этапе совместного творчества детям предлагались в игровой форме интересные темы, вместе со взрослым ребята в процессе замысливания продумывали, обсуждали содержание образа (что и как будет изображено), способы (в какой технике и какими материалами будем работать, какой формат листа (если это рисунок) лучше взять, последовательность воплощения замысла.

     Дети учились выслушивать мнение другого, аргументировать свое, творчески общаться и сотрудничать. В процессе практической деятельности мы пришли к выводу, что коллективная художественная деятельность формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству.

      Коллективные картины и панно вызывали у детей живой интерес. Такие работы стали для детей хорошим примером, иллюстрирующим особенности многофигурных композиций, где одни предметы расположены ближе, другие - удалены на расстояние («Жуки на цветочной клумбе», «Прилетайте в гости», «чайный сервиз»).

     Сохраняя и поддерживая мотив игры, постепенно мы формировали стремление выполнить изображение, узнаваемое другими людьми, производящее впечатление на зрителей, то есть общественно-направленные мотивы, в основе которых потребность общения с людьми, со взрослыми и детьми. Становление общественно-направленных мотивов делали детскую деятельность подлинно художественной, близкой по смыслу и значению к зрелой деятельности.

     Мы также старались формировать мотив более высокого порядка - стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив - потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.

     На занятиях всегда царила творческая, непринужденная обстановка. При помощи сюрпризных моментов, атрибутов создавалось эмоционально-радостное настроение, атмосфера сказочной таинственности. Дети раскрепощались, проявляли активность и инициативу, предлагали смелые решения, интересные варианты исполнения, а мы в свою очередь побуждали их к созданию разнообразных и относительно неповторимых замыслов, учили обогащать замысел на основе наблюдения, чтения литературы, общения с произведениями изобразительного искусства.

     В процессе реализации программы вели детей от понимания, принятия, удерживания и достижения цели (выполнение задания), поставленной педагогом, к самостоятельной постановке, удержанию и выполнению тем - целей (со временем более разнообразных и адекватных опыту и оригинальных).

     В творческом типе занятий руководство взрослого выражалось: во-первых, в наблюдении, выяснении, а то и в предложении мотивов деятельности; во-вторых, в наблюдении за процессом замысливания (индивидуального и коллективного), распределения планирования последовательности работы, помощи в случае необходимости; в-третьих, в наблюдении реализации замысла, корректировке, согласовании действий на правах участника или заинтересованного зрителя; в-четвертых, в положительном принятии результата деятельности и его применении.

     Предоставив детям свободу выбора техники и материалов, нам сразу стало ясно, кто к чему тяготеет. Практически всем нравилось рисовать блопенами из-за их яркости, необычности и многофункциональности, тычками (отчасти из-за легкости применения и быстроты), восковыми мелками (детей привлекало их свойство - с нарисованной поверхности изображения краска «скатывается»). Комбинируя изобразительные материалы, многие дети были традиционны: основными выступали краски и кисти, но при этом дети активно пользовались палитрами, предпочитали готовым цветам смешивание красок. Некоторым очень нравилось рисовать углем, но многих не устраивала эта «грязная» работа, не нравилось, что изображение осыпается и так легко размазывается. Почти совсем забытыми оказались цветные карандаши, поскольку дети рисуют ими чаще всего дома. Всем детям нравилось работать в нетрадиционной технике («граттаж», «акватипия», «печать картофельными матрицами» и.д.), особый интерес вызывало применение природного и бросового материала, самоклеящейся пленки.

     Когда дети уже овладели достаточными умениями, мы предложили им темы: сюжетное рисование по сказке, сочиненной совместно с детьми «Кто-кто в рукавичке живет», «Снеговики в шапочках и шарфиках» (по представлению). В процессе исполнения продолжалась работа по обучению детей умению обогащать первоначальный замысел.

     На всех типах занятий присутствовал сюрпризный момент, в игровой форме создавались проблемно-поисковые ситуации, из которой дети с большей или меньшей долей самостоятельности должны были найти выход. Например, при рисовании елочки якобы закончилась бумага, и детям пришлось подумать, на чем еще можно рисовать. Были варианты: на доске, на стекле, а затем дети заметили рулон обоев с необычной фактурой (заранее приготавливаются варианты бумаги с разной фактурой) и были удивлены, что придется рисовать на такой неровной поверхности.

     Однако следует отметить, что даже после проведенной углубленной работы, дети все еще нуждались в руководстве взрослого. Они уже научились замысливать образ, отбирать технические материалы, но содержание рисунка во многих случаях требовало обогащения, уточнения и дополнения. А также необходимо было продолжать работу, направленную на развитие сенсомоторных способностей (ручной умелости) детей.

     Часто в самостоятельной изобразительной деятельности детское исполнение носило репродуктивный характер. Дети рисовали как бы «наизусть» то, что у них больше всего получалось, или повторяли тему и рисунок так, как рисовали на занятии. Иногда они хотели рисовать в какой-то определенной технике, но не могли придумать содержание композиции, иногда просто многократно повторяли какие-то приемы рисования. Это, конечно же, хорошо для закрепления, но требовалось вмешательство взрослого, чтобы направить процесс в творческое русло. Некоторые не могли удержаться от штампов (как общих - солнышко с лицом и лучиками - палочками, домик в виде квадрата - стен и треугольника - крыши; так и личных - например, рисование всех деревьев по одной и той же схеме, не обращая внимания на характерные особенности конкретного дерева).

     Иногда в самостоятельной деятельности дети рисовали небрежно, как бы наспех (если только не было личной заинтересованности в предмете изображения (себя и все что для него значимо ребенок рисовал очень тщательно и детально, а других участников композиции более схематично и небрежно). Дети могли считать свой рисунок законченным, хотя над ним еще надо было поработать: придать выразительность, исправить некоторые ошибки. Поэтому особое внимание мы уделяли анализу детских работ. Достижения ребенка оценивались с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировалась оценка, которой придавался позитивный характер. Поэтому часто на мини-выставках оказывались не только самые лучшие детские произведения (иначе это были бы рисунки одних и тех же детей, работы которых, даже не очень оригинальные, с исполнительской точки зрения оказывались более «сильными» по сравнению с работами «слабых» детей), но и рисунки, отличавшиеся своеобразием, личными переживаниями и самовыражением каждого ребенка, его «прорывы» и значимые достижения.

     Мы не практиковали сравнение детских работ между собой, а старались отмечать индивидуальную манеру выполнения. Этому приему анализа обучали родителей воспитанников. Привлекали к анализу детей, обращая их внимание на то, что рисунки других надо оценивать не с позиции: «мне нравится этот рисунок потому, что я дружу с Наташей», а с позиции их выразительности.

     Кроме этого, регулярно организовывали творческие выставки работ детей. Были интересные и оригинальные находки, свежие идеи. Дети увидели, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и другим педагогам, родителям, сотрудникам и гостям центра развития.

     Таким образом, в содержании данного параграфа нами был описан опыт реализации предложенной программы по развитию художественно-творческих способностей воспитанников Центра развития ребенка «Сказка».

     Для определения результативности разработанной и реализованной дополнительной образовательной программы по изобразительной деятельности «Краски в ладошке» была проведена вторичная диагностика уровня развития художественно-творческих способностей по следующим показателям: реализм воображения, умение видеть целое раньше частей, ассоциативность, диалектичность и системность мышления, техника исполнения, формообразующие движения, регуляция движений по ряду качеств.

     При проведении диагностического исследования нами был использован следующий ряд методик: методика «Солнце в комнате», «Складная картинка», Нелепицы», «Диалектические истории». Анализ продуктов деятельности воспитанников осуществлялся согласно «Критериям оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».

     Для оценки результативности предложенной дополнительной образовательной программы перейдем непосредственно к результатам диагностики уровня развития художественно-творческих способностей воспитанников Центра развития ребенка «Сказка», в исследовании приняли участие 22 ребенка, в возрасте от 5 до 7 лет.

     Для того, что бы проследить динамику развития реализма воображения после системы занятий по предложенной программе вновь обратимся к методике «Солнце комнате».

     Первоначально на высоком уровне развития находилось 23% воспитанников, после внедрения разработанной нами программы на высоком уровне развития реализма воображения оказалось 36% детей. Средний уровень был представлен 45% от общего количества, по результатам вторичной диагностики среднего уровня достигли 41% испытуемых. И 23% дошкольников находятся на низком уровне развития, изначально эта цифра достигала 32%.

     Анализируя результаты, следует отметить что из 100% испытуемых 14 % находятся ни низком уровне после внедрения программы, по результатам перичной диагностики их процент составлял 19%. На среднем уровне по результатам вторичной диагностики находятся 41% детей дошкольного возраста, по результатам первичной диагностики их процент составлял 45%. Высокого уровня развития способности видеть целое раньше частей достигли 45%, изначально их количество составляло 36%.

Информация о работе Развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности