Развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – показать влияние продуктивной деятельности на развитие детей дошкольного возраста.
Анализ последних исследований и публикаций показал, что продуктивная деятельность тесно связанно с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познания связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатление от окружающего мира.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
1.1. Понятия развития детей. Продуктивная деятельность психолого - педагогической литературы…
1.2. Особенности развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
1.3. Принципы развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
2.1. Диагностика уровня формирования развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
2.2. Реализация педагогических принципов в развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
Заключения…
Список литературы…

Файлы: 1 файл

диплом-2.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

12. Венгер Л., Дьяченко  О. Дошкольное обучение: программа,  направленная на развитие способностей. Дошкольное воспитание.- № 9-10. -1992.

13. Венгер Н.Ю. Путь  к развитию творчества. - Дошкольное  воспитание.

1982.-№11.-С. 32-38.

14. Венгер Л. Педагогика  способностей. - М.,1973.

15. Веракса Н.Е. Диалектическое  мышление и творчество. - Вопросы  психологии. - 1990. - №4. - С. 5-9.

16. Веселова Л. Кольское Заполярье в рисунках детей. // Дошкольное воспитание. № 2. 2004. С. 78.

17. Воскресенская В.  Создаем развивающую среду сами. // Дошкольное воспитание. № 1. 2004. С. 77.

18. Выготский Л.Н. Воображение  и творчество в дошкольном  возрасте. -СПб.:Союз, 1997. - 92с.

19. Горелова Г.,Степанова  В.И вырастет талант… // Народное  образование. 1996 г. № 8. С. 20.

20. Григорьева Г.Г. Изобразительная  деятельность дошкольников. - М.: Издательский  центр «Академия»,1998.

21. Дополнительное образование  детей / Под.ред. О.Е. Лебедева. - М., 2000.

22. Дранков В.О природе  художественного таланта. // Искусство  в школе. 1992. №1.

23. Дьяченко О.М. Развитие  воображения дошкольника. - М., 1996. - 275с.

24. Дьяченко О.М. Возможности  образовательной работы с умственно одаренными дошкольниками. // Дошкольное воспитание. 1995. № 3

25. Евладова Е.Б., Логинова  Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное  образование детей. - М.: «Владос», 2004.-349 с.

26. Ефремов В.И. Творческое  воспитание и образование детей  на базе ТРИЗ. Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001. - 236 с.

27. Заика Е.В. Комплекс  игр для развития воображения. // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 54-58.

28. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. 64 с.

29. Изучение воображения и мышления дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации к лабораторным занятиям по курсу «Детская психология» / МГПИ. Сост. А.Е Вохмянина, Т Н Джумагулова и др. Магнитогорск,1992.

30. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. № 2. 2004. С. 48.

31. Интеллект, творчество, личность // Творчество в искусстве - искусство творчества. - М., 2000.

32. Казакова Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

33. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение,1980.

34. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.В. Квач; Науч. ред. Безруких М.Н. М.: ВЛАДОС, 2001.

35. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1981.

36. Комарова Т.С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.

37. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -1995. - № 9. - С. 52-59.

38. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -1995. - № 10. С. 62-67.

 39. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975. – 41–55 с.

40. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М.: Просвещение, 1984 г.

41. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом / Библиотека программы «Детство». - СПб.: Изд-во «Детство пресс», 1999.

42. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. - 56 с.

43. Лепская Н.А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков». - М.: Научно-практический центр непрерывного художественного образования, 1995

44. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 125 с.

45. Мананникова Ю.А. Психолого-педагогические условия развития чувства композиции у детей 6 г.ж. средствами живописи (пейзаж) и рисования. Квалификационная работа. Науч. рук. Лопатина Е.Г. МаГУ. - Магнитогорск, 2003.

46. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия. - М., 1985.

47. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности: Метод. указания / МГПИ.- Магнитогорск: МГПИ,1994.

48. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1997. - 483 с.

49. Мясищев В.Н. Проблема способностей в Советской психологии и ее ближайшие задачи // Психология отношений. - М; Воронеж, 1995.

50. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1990.

51. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.

52. Требования к образовательным программам дополнительного образования детей. - М., 2006.

53. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. сред. пед учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 1999.

54. Учреждения дополнительного образования детей как воспитательная организация (опыт работы). - Красноярск, 2004.

55. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 

          

Сводная таблица  оценок, полученных детьми

по каждому  критерию и показателю.

 

Ф.И.

ребёнка

фор-

ма

строе

ние

пропо

рции

Компози

ция

передача

движения

цвет

Общее

кол-во

баллов

                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Итого

бал-

лов по кри- тери-ям

                   

возмо

жное выс-

шее число

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 

Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов

(от высшего  числа к низшему).

№ п/п

Фамилия, имя  ребёнка 

Общее число  баллов

1.

Петров Иван

18

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

20.

Иванов Коля

10

Наивысшее число  баллов

21

Низшее число  баллов

7


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

     Методика «Солнце в комнате»

     Авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев

     Основание. Реализация воображения.

     Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

     Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

     Инструкция к проведению

     Педагог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку.

     Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) педагог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».

     Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.

     Обработка данных

     В ходе обследовании педагог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

     1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») - 1 балл.

     2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) - 2 балла.

     3. Содержательное устранение несоответствия:

     а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - «Солнышко на улице») - 3 балла.

    б) сложный ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнышка лампу») - 4 балла.

  4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.) -5 баллов.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

     Методика «Диалектические истории», Н. Е. Веракса

     Первое задание: «Буратино».

     Задание состоит из трех картинок, на которых изображен Буратино на рыбалке. Экспериментатор располагает картинки в следующем порядке, и предлагает ребенку рассказать по ним историю.

     Затем порядок картинок изменяется и ребенка снова просят рассказать историю о рыбалке Буратино.

     Идея задания состоит в том, что при втором раскладывании содержание средней картинки меняется на противоположное: в первом случае это закат, во втором - рассвет.

     Второе задание: «Ёжики».

     Задание состоит из трех картинок, на которых изображена встреча двух ёжиков, один из которых угощает другого яблоками. Экспериментатор предлагает ребенку рассказать по ним историю. Затем экспериментатор изменяет порядок картинок и предлагает ребенку снова рассказать историю.

     Как и в предыдущем задании, содержание средней картинки (кто кому отдает яблоки) изменилось на противоположное. В последующих заданиях экспериментатор раскладывает перед испытуемым картинки и рассказывает по ним историю, формулируя в ее конце вопрос, на который предлагает ребенку ответить, продолжив (или завершив) тем самым историю.

     Третье задание: «Шпага Гулливера».

     «Как-то Гулливер собрался в путешествие. Долго шел он, устал и прилег отдохнуть. Задремал…Вдруг просыпается и видит, что его шпага куда-то «убегает»!    Глянул, а это трое маленьких человечков ее тащат. Отобрал у них Гулливер шпагу и думает: «Вот у меня какая шпага - трое человек еле ее тащили!» Идет он дальше. Вдруг смотрит - перед ним сапоги громадные стоят, а над сапогами - человек возвышается.

     Попробовал Гулливер его отогнать своей большущей шпагой, да только погнул ее об эти сапоги. «Что же это шпага у меня маленькая такая - ни на что не годится!» - думает Гулливер. И вдруг задумался: «Так какая же у меня шпага - большая, или маленькая?...»

Информация о работе Развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности