Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:15, курсовая работа
Цель данной дипломной работы – показать влияние продуктивной деятельности на развитие детей дошкольного возраста.
Анализ последних исследований и публикаций показал, что продуктивная деятельность тесно связанно с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познания связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатление от окружающего мира.
Глава 1. Теоретические основы развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
1.1. Понятия развития детей. Продуктивная деятельность психолого - педагогической литературы…
1.2. Особенности развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
1.3. Принципы развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
2.1. Диагностика уровня формирования развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
2.2. Реализация педагогических принципов в развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
Заключения…
Список литературы…
12. Венгер Л., Дьяченко
О. Дошкольное обучение: программа,
направленная на развитие
13. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание.
1982.-№11.-С. 32-38.
14. Венгер Л. Педагогика способностей. - М.,1973.
15. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990. - №4. - С. 5-9.
16. Веселова Л. Кольское Заполярье в рисунках детей. // Дошкольное воспитание. № 2. 2004. С. 78.
17. Воскресенская В.
Создаем развивающую среду
18. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. -СПб.:Союз, 1997. - 92с.
19. Горелова Г.,Степанова В.И вырастет талант… // Народное образование. 1996 г. № 8. С. 20.
20. Григорьева Г.Г.
21. Дополнительное образование детей / Под.ред. О.Е. Лебедева. - М., 2000.
22. Дранков В.О природе художественного таланта. // Искусство в школе. 1992. №1.
23. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. - М., 1996. - 275с.
24. Дьяченко О.М. Возможности
образовательной работы с
25. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: «Владос», 2004.-349 с.
26. Ефремов В.И. Творческое
воспитание и образование
27. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 54-58.
28. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. 64 с.
29. Изучение воображения и мышления дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации к лабораторным занятиям по курсу «Детская психология» / МГПИ. Сост. А.Е Вохмянина, Т Н Джумагулова и др. Магнитогорск,1992.
30. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами. // Дошкольное воспитание. № 2. 2004. С. 48.
31. Интеллект, творчество, личность // Творчество в искусстве - искусство творчества. - М., 2000.
32. Казакова Т.Т. Развитие творчества у дошкольников. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.
33. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение,1980.
34. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.В. Квач; Науч. ред. Безруких М.Н. М.: ВЛАДОС, 2001.
35. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1981.
36. Комарова Т.С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
37. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -1995. - № 9. - С. 52-59.
38. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. - Вопросы психологии. -1995. - № 10. С. 62-67.
39. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975. – 41–55 с.
40. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М.: Просвещение, 1984 г.
41. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом / Библиотека программы «Детство». - СПб.: Изд-во «Детство пресс», 1999.
42. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. - 56 с.
43. Лепская Н.А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков». - М.: Научно-практический центр непрерывного художественного образования, 1995
44. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978. - 125 с.
45. Мананникова Ю.А. Психолого-педагогические условия развития чувства композиции у детей 6 г.ж. средствами живописи (пейзаж) и рисования. Квалификационная работа. Науч. рук. Лопатина Е.Г. МаГУ. - Магнитогорск, 2003.
46. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия. - М., 1985.
47. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности: Метод. указания / МГПИ.- Магнитогорск: МГПИ,1994.
48. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1997. - 483 с.
49. Мясищев В.Н. Проблема способностей в Советской психологии и ее ближайшие задачи // Психология отношений. - М; Воронеж, 1995.
50. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1990.
51. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
52. Требования к образовательным программам дополнительного образования детей. - М., 2006.
53. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студ. сред. пед учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: «Академия», 1999.
54. Учреждения дополнительного образования детей как воспитательная организация (опыт работы). - Красноярск, 2004.
55. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сводная таблица оценок, полученных детьми
по каждому критерию и показателю.
№ |
Ф.И. ребёнка |
фор- ма |
строе ние |
пропо рции |
Компози ция |
передача движения |
цвет |
Общее кол-во баллов | ||
Итого бал- лов по кри- тери-ям |
||||||||||
возмо жное выс- шее число |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Ранговый ряд, построенный на основе полученной детьми суммы баллов
(от высшего числа к низшему).
№ п/п |
Фамилия, имя ребёнка |
Общее число баллов |
1. |
Петров Иван |
18 |
20. |
Иванов Коля |
10 |
Наивысшее число баллов |
21 | |
Низшее число баллов |
7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Методика «Солнце в комнате»
Авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев
Основание. Реализация воображения.
Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.
Инструкция к проведению
Педагог, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку.
Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) педагог дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для «исправления» картинки.
Обработка данных
В ходе обследовании педагог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить», «Картинку исправлять не нужно») - 1 балл.
2. Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) - 2 балла.
3. Содержательное устранение несоответствия:
а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - «Солнышко на улице») - 3 балла.
б) сложный ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнышка лампу») - 4 балла.
4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т.д.) -5 баллов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Методика «Диалектические истории», Н. Е. Веракса
Первое задание: «Буратино».
Задание состоит из трех картинок, на которых изображен Буратино на рыбалке. Экспериментатор располагает картинки в следующем порядке, и предлагает ребенку рассказать по ним историю.
Затем порядок картинок изменяется и ребенка снова просят рассказать историю о рыбалке Буратино.
Идея задания состоит в том, что при втором раскладывании содержание средней картинки меняется на противоположное: в первом случае это закат, во втором - рассвет.
Второе задание: «Ёжики».
Задание состоит из трех картинок, на которых изображена встреча двух ёжиков, один из которых угощает другого яблоками. Экспериментатор предлагает ребенку рассказать по ним историю. Затем экспериментатор изменяет порядок картинок и предлагает ребенку снова рассказать историю.
Как и в предыдущем задании, содержание средней картинки (кто кому отдает яблоки) изменилось на противоположное. В последующих заданиях экспериментатор раскладывает перед испытуемым картинки и рассказывает по ним историю, формулируя в ее конце вопрос, на который предлагает ребенку ответить, продолжив (или завершив) тем самым историю.
Третье задание: «Шпага Гулливера».
«Как-то Гулливер собрался в путешествие. Долго шел он, устал и прилег отдохнуть. Задремал…Вдруг просыпается и видит, что его шпага куда-то «убегает»! Глянул, а это трое маленьких человечков ее тащат. Отобрал у них Гулливер шпагу и думает: «Вот у меня какая шпага - трое человек еле ее тащили!» Идет он дальше. Вдруг смотрит - перед ним сапоги громадные стоят, а над сапогами - человек возвышается.
Попробовал Гулливер его отогнать своей большущей шпагой, да только погнул ее об эти сапоги. «Что же это шпага у меня маленькая такая - ни на что не годится!» - думает Гулливер. И вдруг задумался: «Так какая же у меня шпага - большая, или маленькая?...»
Информация о работе Развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности