Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:15, курсовая работа
Цель данной дипломной работы – показать влияние продуктивной деятельности на развитие детей дошкольного возраста.
Анализ последних исследований и публикаций показал, что продуктивная деятельность тесно связанно с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познания связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатление от окружающего мира.
Глава 1. Теоретические основы развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
1.1. Понятия развития детей. Продуктивная деятельность психолого - педагогической литературы…
1.2. Особенности развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
1.3. Принципы развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
2.1. Диагностика уровня формирования развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
2.2. Реализация педагогических принципов в развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
Заключения…
Список литературы…
Следующая методика «Диалектические истории», позволяет нам определить уровень развития диалектичности мышления.
Как видим, на высоком уровне развития находятся 27% дошкольников, изначально их количество составляло 14%. Среднего уровня в результате освоения программы достигли 50%, по результатам первичной диагностики на среднем уровне находилось 45%. К сожалению 23% воспитанников центра находятся на низком уровне развития диалектичности мышления после освоения программы.
Перейдем к результатам, полученным по методике «Нелепицы», позволяющей нам определить уровень развития системности мышления детей дошкольного возраста.
Таким образом, по результатам первичной диагностики уровень развития системности мышления у 27% дошкольников находился на высоком уровне, в процессе реализации программы высокого уровня удалось добиться у 36% воспитанников. 45% из 100% достигли среднего уровня, изначально их количество составляло 41%. На низком уровне находиться 19% воспитанников, до внедрения программы их количество составляло 32%.
Сравнивая результаты, полученные в процессе анализа продуктов деятельности до и после внедрения предложенной программы необходимо отметить следующее: по показателю техника исполнения на высоком уровне находилось 36% испытуемых, по результатам вторичного анализа продуктов деятельности их количество стало составлять 41%. Средний уровень представлен 41% и 45% до и после реализации программы соответственно. Низкий уровень техники исполнения присутствует у 14% воспитанников, изначально их процент составлял 23%.
Формообразующие движения после внедрения дополнительной образовательной программы в практику представлены на высоком уровне 45% испытуемых. Среднего уровня достигли 32% испытуемых и 23% остаются на низком уровне.
Улучшилась и регуляция движений, низкий уровень развития представлен лишь 14%, средний уровень занимают 41 % испытуемых и 45% из 100% способны регулировать движения на высоком уровне.
Анализ детских работ показывает, что у дошкольников возросло умение находить различные способы для передачи своего замысла: в образах рисунков появляется выразительность, маленькими художниками даны разные композиционные решения. Дети легко владеют различными нетрадиционными техниками рисования, способны нестандартно мыслить, работать с разными материалами, выстраивая творческие замыслы и реализуя их.
Таким образом, результаты диагностики развития художественно-творческих способностей детей свидетельствуют о положительной динамике.
Развивающий эффект обучения просматривается в динамике проявления творческих способностей детей во всех видах художественно-творческой деятельности. У наших воспитанников возросла скорость порождения образных, символических, семантических идей, их оригинальность и разнообразность. У детей сформировалось устойчивое стремление к исследовательской деятельности, возросла познавательная активность, уровень интеллектуального развития и творческого воображения. Дети стали более склонны к решению проблемных ситуаций, использованию элементов волшебства и символизма. Дети стали способны принимать надситуативные решения, связанные с преобразованием наличного материала, как средства наиболее оптимального решения.
Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:
- дети приобрели ценный
опыт творческого воплощения
замыслов, опыт партнерских отношений,
активного взаимодействия на
основе изобразительной
- дети научились помогать
друг другу, выстраивать
-дошкольники использовали
элементы декора в своих рисунк
- дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;
- дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.
И так результаты проведенного исследования позволяют нам сделать вывод о том, что предложенная дополнительная образовательная программа является эффективным средством в развитии художественно-творческих способностей дошкольников.
Заключение
Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, конструированию, аппликации способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
В ходе
написания данной дипломной
В процессе продуктивной деятельности
уточняются и углубляются зрительные
представления детей об окружающих предметах.
Детский рисунок иногда говорит о неверном
представлении ребенка о предмете, но
по рисунку не всегда можно судить о правильности
детских представлений. Замысел ребенка
шире и богаче его изобразительных возможностей,
так как развитие представлений опережает
развитие изобразительных умений и навыков.
Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать
умения, приобретенные при рисовании одного
объекта, в изображении ряда однородных
он должен уметь обобщать, оперировать
понятиями. В настоящее время довольно
глубоко исследован вопрос особенностей
развития мышления ребенка в процессе
различных видов деятельности. В дошкольном
возрасте, кроме наглядно-действенной
формы мышления, связанной непосредственно
с процессом практической работы, возможен
и более высокий уровень развития мышления
– наглядно-образный. Ребенок на основе
умственных операций может представить
результат своей ра6оты и затем начать
действовать.
Развитие наглядно-образного мышления
происходит в процессе обучения. Исследования
Н.П.Сакулиной показали, что успешное овладение
приемами изображения и создание выразительного
образа требуют не только ясных представлений
об отдельных предметах, но и установления
связей внешнего вида предмета с его назначением
в ряду предметов или явлений.
Продуктивная деятельность
тесно связана с решением
В процессе продуктивной
деятельности формируются
Продуктивная деятельность имеет большое
значение в решении задач эстетического
воспитания, так как по своему характеру
является художественной деятельностью.
Продуктивная деятельность играет большую
роль в воспитании эстетических чувств
дошкольника. Специфика занятий рисованием
дает широкие возможности для познания
прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического
отношения к действительности. Продуктивная
деятельность показывает человеку мир
реально существующей красоты, формирует
его убеждения, влияет на поведение, содействует
развитию творческих способностей детей,
которое возможно лишь в процессе усвоения
дошкольниками и практического применения
ими знаний, умений и навыков.
Занятия продуктивной деятельностью
при правильной организации положительно
влияют на физическое развитие ребенка,
способствуют поднятию общего жизненного
тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного
настроения.
Большое значение для рисования имеет
зрение. Для того чтобы нарисовать предмет,
недостаточно только увидеть его и узнать.
Изображение предмета тре6ует четкого
представления о его цвете, форме, конструкции,
которое рисующий может получить в результате
предварительно целенаправленных наблюдений.
В этой работе особенно важна роль зрительного
аппарата.
В процессе продуктивной деятельности
активно формируется зрительная память
ребенка.
Во время занятий вырабатывается правильная
учебная посадка, так как продуктивная
деятельность почти всегда связана со
статичным положением и определенной
позой.
Занятия рисованием в значительной мере
способствуют и подготовке к дальнейшей
учебной деятельности, в частности к овладению
письмом, математикой, трудовыми навыками.
Процессы письма и рисования имеют внешнее
сходство: в обоих случаях это графическая
деятельность с орудиями, оставляющими
на бумаге следы в виде линий. При этом
требуется определенное положение корпуса
и рук, навык правильного держания карандаша,
ручки (карандаш или ручка лежат на среднем
пальце, сверху придерживаются указательным,
сбоку большим пальцем, кисть руки опирается
на мизинец; пальцы сжаты без напряжения).
В письме необходимо овладеть написанием
элементов букв с учетом каллиграфии,
т.е. правильного их расположения на линейках
и клеточках, пропорционального соотношения,
соответствующего нажима, соединения
букв. Письмо в большей степени, чем рисование,
требует ограничения движении рук в определенном
пространстве линеек, точного выполнения
задания.
При рисовании дети изображают предмет,
проводя линии в различных направлениях,
различной длины и толщины. Движение руки
при этом контролируются зрительно и ограничиваются
плоскостью листа бумаги, но такое ограничение
не требует особого внимания и усилия
воли, как в письме. Перед рисующим стоит
задача – использовать разнообразие линий
для передачи пространственных свойств
изображаемых предметов. Такое сопоставление
письма и рисования показывает, что обучение
рисованию создает необходимые предпосылки
для успешного овладения письмом.
Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творческой деятельностью. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком.
Именно по этой причине мы в своей работе заострили внимание на развитии художественно-творческих способностей дошкольников в условиях центра раннего развития ребенка.
В свете проблемы развития художественно-творческих способностей дошкольников нами было проведено исследование в учреждение дошкольного образования детей №2, второй старшей группы. Исследование было направленно на оценку эффективности предложенной программы по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Для определения уровня развития художественно-творческих способностей воспитанников нами был проведен ряд диагностических методик, результаты которых говорят о недостаточной работе по данной проблеме.
Результаты проведенного исследования подтолкнули нас к созданию вариативной дополнительной образовательной программы художественной направленности «Краски в ладошке». Цикл занятий в рамках предложенной программы направлен на учет индивидуальных особенностей и потребностей детей дошкольного возраста. В процессе реализации программы мы ориентировались на создание открытой образовательной среды.
Внедрение в практику предложенной нами дополнительной образовательной программы дало положительную динамику в развитии художественно-творческих способностей дошкольников.
Именно этот факт позволяет говорить нам о том, что гипотеза исследования находит подтверждение на практике. Мы можем с уверенностью утверждать, что центр раннего развития системы дополнительного образования может оказать существенное влияние на процесс развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста при наличии соответствующих педагогических условий:
- создание и реализация вариативных дополнительных программ художественной направленности;
- ориентация на
- создание открытой
эстетической образовательной
- развитие художественно-
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2005. - 702 с.
2. Белова Е. Потенциальные возможности наших детей. // Дошкольное воспитание. 1994. № 6. С. 6.
3. Белова М. Одаренные люди в детстве. // Дошкольное воспитание. 1996. № 9. С. 109.
4. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов СЮ. Детство творческой личности. - СПб.: Издательство Буковского, 1994. - 60с.
5. Берсенева Л. Третьякова Н. Научите детей рисовать. Дошкольное воспитание. № 2. 2004. С. 70.
6. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. - 1994. - №1. - С. 17-19.
7. Богданова Т.Г. Корнилова
Т.В. Диагностика
8. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании. // Дошкольное воспитание. 2002. № 2. С. 2.
9. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. - М.: Педагогическое общество России, 1998.
10. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в УДО (методические рекомендации). М., 2001.
11. Варкки Н.,Калинина Р. Ребенок в мире творчества. // Дошкольное воспитание. № 6. 2003. - 57с.
Информация о работе Развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности