Развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – показать влияние продуктивной деятельности на развитие детей дошкольного возраста.
Анализ последних исследований и публикаций показал, что продуктивная деятельность тесно связанно с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познания связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатление от окружающего мира.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
1.1. Понятия развития детей. Продуктивная деятельность психолого - педагогической литературы…
1.2. Особенности развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
1.3. Принципы развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
2.1. Диагностика уровня формирования развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
2.2. Реализация педагогических принципов в развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
Заключения…
Список литературы…

Файлы: 1 файл

диплом-2.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. 

Если  внимательно рассмотреть  поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. 

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как  элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо  говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических  творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. [32]

Говоря  не только о развитии способностей, но и о развитие в целом, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей продуктивной деятельности. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии. 

Дело  в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к  развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.    

Если  созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. 

Однако  возможности развития, достигнув максимума  в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей).  Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития каких-либо способностей. И малое количество в обществе людей с высоким потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их способностей [36]

С психологической  точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сенситивным периодом для развития воображения. [23]

Из  всего вышесказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Принципы  развития детей старшего дошкольного  возраста продуктивной деятельности

 

Продуктивные  виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Для изобразительной  деятельности характерно художественно-образное начало. В отличие от образов восприятия и памяти, художественный образ максимально  субъективен и несет в себе печать личности автора. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Их взаимосвязь прослеживается в средствах выразительности, используемых для создания продукта. К ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное - композиции.

В процессе конструирования  решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенное взаимное расположение предметов, их частей и элементов.

Итак, замысел продуктивной деятельности воплощается с помощью разных изобразительных средств. Ребенок, осваивая эту деятельность, учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином ее виде. Таким образом, признаки и качества изображаемых предметов выступают опорными точками ребенка в познании действительности. У дошкольника складывается умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, возникают обобщенные способы изображения объектов окружающего мира. [56]

 

 

Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию детей старшего дошкольного  возраста  продуктивной деятельности

 

 

2.1. Диагностика  уровня формирования развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности

    

     Как уже упоминалось выше, одним из направлений продуктивной деятельностей является изобразительная деятельность. 

     Рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, оставляет положительные эмоции и материальный результат (рисунок, поделка).  
Дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало интерес.  
     Изобразительная деятельность  служит прекрасным средством для закрепления знаний и проверки их усвоения. Ребенок, рисуя сюжетную композицию на тему «Лиса», нарисовал лисят с тонкими хвостиками, а в зубах лисицы – мышь. Педагогу это скажет о том, что ребенок отлично усвоил новый материал и отразил его в рисунке (хвосты лисят становятся пушистыми не сразу, самая распространенная пища лис – мышь полевка). Другой ребенок, выполняя аппликацию «В глубинах Черного моря», увлекся наклеиванием водорослей. Воспитатель обратил внимание ребенка на то, что водорослей уже достаточно. На что ребенок с искренним убеждением ответил: «Но здесь рядом – морской конек. Он ведь не умеет быстро плавать, так хоть в водорослях спрячется. Ему никак нельзя хищнику попадаться – деток надо растить».  
     Эти слова ребенка свидетельствуют не только о полном усвоении материала, но и о глубоких эмоциях, им вызванных. Никогда не станет этот ребенок ловить на сувениры морских коньков, и своим близким не даст. А ведь именно в этом и заключается смысл природоведческой работы: знание родной природы, устойчивый интерес к ней и основы экологического мировоззрения.  
Воспитатели и родители могут и должны использовать естественную тягу детей к получению новой информации. Если ребенку интересно, то он получает и закрепляет в памяти больший объем знаний и на более продолжительный срок. Есть довольно много методик, позволяющих использовать познавательный интерес малышей к какому-то объекту или явлению для усвоения ими целого комплекса информации. Для этого воспитатели, родители или педагоги стараются комбинировать темы, проводя интегрированные занятия. Например: при устойчивом интересе ребенка к природе практикуется включать элементы занятия по изобразительной деятельности (или развитию речи) в занятия по ознакомлению с природой. Возможностей, примеров и способов такого комплексного интегрирования очень много, педагог-практик всегда найдет предмет наибольшего интереса у ребенка и использует этот предмет для развития речи, мелкой моторики пальцев, развития памяти и еще многих других качеств и способностей ребенка.  
      Таким образом, сам интерес ребенка к рисованию, аппликации, лепке или конструированию из бумаги и подручных материалов (то есть всему арсеналу изобразительной деятельности) стоит развивать и поддерживать в общем комплексе его интересов, непрерывно подтягивая его слабые стороны, используя сильные. 

     В  данной дипломной работе проведена  диагностика изодеятельности, на примере МДОУ №2, старшей группы (от 5 до 7 лет).

     Известно, что детский рисунок может использоваться в качестве средства диагностики интеллектуального и эстетического развития ребёнка, степени его подготовленности к школе. В связи с этим важно знать критерии оценки уровня овладения ребёнком навыками изобразительной деятельности.

     Для выявления степени овладения ребёнком навыками изобразительной деятельностью предлагается методика диагностирования детей перед поступлением в первый класс.

     Полный набор соответствующих критериев и показателей можно использовать для более глубокой характеристики уровня овладения детьми навыками изобразительной деятельности; для более оперативного диагностирования следует отобрать некоторые из них.

     Выделенные критерии объединены в две группы:

  • первая применяется при анализе продуктов деятельности;
  • вторая – при анализе процесса деятельности.

     Анализ продуктов изобразительной деятельности.

     1.Содержание изображения (полнота изображения образа)

Анализ детских  работ представляет собой краткое  описание созданного каждым ребёнком изображения.

     2.Передача формы:

  • форма передана точно;
  • есть незначительные искажения;
  • искажения значительные, форма не удалась.

     3.Строение предмета:

  • части расположены верно;
  • есть незначительные искажения;
  • части предмета расположены неверно.

     4.Передача пропорции предмета в изображении:

  • пропорции предмета соблюдаются;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорции предмета переданы неверно.

     5.Композиция (для более полной и точной характеристики овладения детьми композицией выделены две группы показателей):

а)расположение изображений на листе;

  • по всему листу;
  • на полосе листа;
  • не продумана, носит случайный характер;

б) соотношение  по величине разных изображений, составляющих картину:

  • соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
  • есть незначительные искажения;
  • пропорциональность разных предметов передана неверно.

     6.Передача движения:

  • движение передано достаточно чётко;
  • движение передано неопределённо, неумело;
  • изображение статичное.

     7.Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей: первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая – творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом):

а)цветовое решение  изображения:

  • передан реальный цвет предметов;
  • есть отступления от реальной окраски;
  • цвет предметов передан неверно;

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  • многоцветная или ограниченная гамма – цветовое решение соответствует замыслу и характеристики изображаемого;
  • преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно;
  • безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

        Анализ процесса изобразительной деятельности.

     1.Характер линии (в соответствии с проведённым исследованием по формированию у детей ручной умелости этот критерий включает четыре группы показателей):

а) характер линии:

  • слитная;
  • линия прерывистая;
  • дрожащая (жесткая, грубая);

б) нажим:

  • средний;
  • сильный, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
  • слабый (иногда еле видный);

в) раскрашивание (размах):

  • мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
  • крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
  • беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура;

Информация о работе Развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности