Развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной дипломной работы – показать влияние продуктивной деятельности на развитие детей дошкольного возраста.
Анализ последних исследований и публикаций показал, что продуктивная деятельность тесно связанно с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познания связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатление от окружающего мира.

Содержание работы

Глава 1. Теоретические основы развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
1.1. Понятия развития детей. Продуктивная деятельность психолого - педагогической литературы…
1.2. Особенности развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
1.3. Принципы развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
2.1. Диагностика уровня формирования развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
2.2. Реализация педагогических принципов в развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…
Заключения…
Список литературы…

Файлы: 1 файл

диплом-2.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Омский государственный  педагогический университет»

Факультет

Кафедра

 

                                                                                                  Допустить к защите

зав. кафедрой УРО

                                                                                       доцент, к.х. н.

                                                                                                                         


                                                                                                                                                2012 г.


 

Выпускная работа по специальности

Развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности

                                                                                                                Выполнил: слушатель                                                                                                                                              

                                                                                                        группы 

                                                                                                          ФИО                         

                                                                                                  _________ (подпись)                                                                                                 

                                                                                            Научный руководитель:

                                                                                           к.п.н., доцент кафедры УРО

ФИО

__________________( подпись) 

Дата защиты ________________ 2012 г.

Оценка ___________________________

Председатель  ГЭК __________________ 

 

 

Омск 2012

Содержание

 

Введение…

Глава 1. Теоретические основы развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…

1.1. Понятия развития  детей. Продуктивная деятельность психолого - педагогической литературы…

1.2. Особенности  развитие детей старшего дошкольного  возраста продуктивной деятельности…

1.3. Принципы  развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…

Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию детей старшего дошкольного возраста  продуктивной деятельности…

2.1. Диагностика  уровня формирования развития детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности…

2.2. Реализация  педагогических принципов  в  развитие детей старшего дошкольного  возраста продуктивной деятельности…

Заключения…

Список литературы…

Приложение…

 

 

 

Введение 

 

     Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, конструированию, аппликации способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

     Цель данной дипломной работы – показать влияние продуктивной деятельности на развитие детей дошкольного возраста.

     Анализ  последних исследований и публикаций  показал, что продуктивная деятельность  тесно связанно с познанием  окружающей жизни. Вначале это  непосредственное знакомство со  свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познания связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатление от окружающего мира.

     Чтобы  правильно изобразить предмет,  надо иметь четкое представление  о нем, т.е. видеть характерные  черты предмета, их соотношение  друг с другом, форму, цвет. Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющихся иногда не существенными. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.

     В  процессе продуктивной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисок иногда говорит о неверном представлении ребенка о предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков.

     Чтобы  ребенок мог самостоятельно использовать  умения, приобретенные при рисовании  одного объекта, в изображении ряда однородных предметов он должен уметь обобщать, оперировать понятиями. В настоящее время довольно глубоко исследован вопрос особенностей развития мышления ребенка в процессе различных видов деятельности. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенной формы мышления, связанной непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления – наглядно-образный. Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать.

     Развитие  наглядно-образного мышления происходит  в процессе обучения. Исследования  показали, что успешное овладение  приемами изображения и создания  выразительного образа требует  не только ясных представлений  об отдельных предметах, но  и установление связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавших у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.

     Продуктивная  деятельность тесно связанна с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, умение выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

     Окружающая  жизнь дает детям впечатления,  которые потом отражаются в  их рисунках. В процессе изображения  закрепляется отношение к изображаемому,  так как ребенок переживает  те чувства, которые испытывал  при восприятии этого явлении. Поэтому большое влияние на формирование личности ребенка оказывает содержание работы. Богатый материал для эстетических и этических переживаний дает природа: яркие сочетания цветов, разнообразие форм, величавая красота многих явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).

     В  процессе продуктивной деятельности  формируются такие важные качества  личности, как активность, самостоятельность,  инициатива, которые являются основными  компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести ее до конца.

     Продуктивная  деятельность имеет большое значение  в решении задач эстетического  воспитания, так как по своему  характеру является художественной  деятельностью. Важно у детей  воспитывать эстетическое отношение  к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Дошкольника привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к объекту, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей.

     Продуктивная  деятельность играет большую  роль в воспитании эстетических  чувств дошкольника. Специфика  занятий рисованием дает широкие  возможности для познания прекрасного,  для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков. 
Занятия продуктивной деятельностью при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка, способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. 
     Большое значение для рисования имеет зрение. Для того чтобы нарисовать предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета тре6ует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительно целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата.

     В  процессе продуктивной деятельности  активно формируется зрительная  память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению.

     Во  время занятий вырабатывается  правильная учебная посадка, так  как продуктивная деятельность  почти всегда связана со статичным  положением и определенной позой.

     Занятия  рисованием в значительной мере  способствуют и подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками.

     Процессы  письма и рисования имеют внешнее  сходство: в обоих случаях это  графическая деятельность с орудиями, оставляющими на бумаге следы  в виде линий. При этом требуется определенное положение корпуса и рук, навык правильного держания карандаша, ручки (карандаш или ручка лежат на среднем пальце, сверху придерживаются указательным, сбоку большим пальцем, кисть руки опирается на мизинец; пальцы сжаты без напряжения).

     В  письме необходимо овладеть написанием  элементов букв с учетом каллиграфии,  т.е. правильного их расположения  на линейках и клеточках, пропорционального  соотношения, соответствующего нажима, соединения букв. Письмо в большей  степени, чем рисование, требует ограничения движении рук в определенном пространстве линеек, точного выполнения задания.

     При  рисовании дети изображают предмет,  проводя линии в различных  направлениях, различной длины и  толщины. Движение руки при  этом контролируются зрительно и ограничиваются плоскостью листа бумаги, но такое ограничение не требует особого внимания и усилия воли, как в письме. Перед рисующим стоит задача – использовать разнообразие линий для передачи пространственных свойств изображаемых предметов. Такое сопоставление письма и рисования показывает, что обучение рисованию создает необходимые предпосылки для успешного овладения письмом.

     На  занятиях продуктивной деятельностью  дети приучаются аккуратно пользоваться  материалом, содержать его в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенной последовательности. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках, особенно на уроках труда.

     Цель данной дипломной  работы – показать влияние продуктивной деятельности на развитие детей старшего дошкольного возраста.

    Гипотеза – если в работе с детьми и с детьми старшего дошкольного возраста   использовать продуктивную деятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и эффективнее.

     Из  поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

- дать характеристику  теоретическим основам развития  детей старшего дошкольного возраста  продуктивной деятельности;

- проанализировать  уровень сформированности развития  детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности;

- рассмотреть  реализацию педагогических принципов   в развитие детей старшего  дошкольного возраста продуктивной  деятельности.

     Предметом данного исследования является продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста. Объектом - МДОУ №2.

Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме дипломной работы, наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, анализ творческих работ дошкольников.

Экспериментальной базой исследования являлось МДОУ №2 г. , 2 старшая группа (всего 40 детей).

Информация о работе Развитие детей старшего дошкольного возраста продуктивной деятельности