Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 16:19, курсовая работа
Цель исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу о развитии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи (III уровень).
2. Выявить особенности развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития фонематического восприятия у дошкольников……………………………………………………...7
1.1. Физиологические аспекты развития фонематического восприятия….7
1.2. Закономерности развития фонематического восприятия у дошкольников
с нормальным речевым развитием в онтогенезе……………………………...15
1.3. Особенности развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………………..…...………………..20
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………...26
2.1. Организация педагогического эксперимента…………………………26
2.2. Методика обследования уровня фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………...30
2.3. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровень)………..32
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников и литературы………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет начального, дошкольного и специального образования
Кафедра специальной педагогики
Изучение развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень)
Курсовая работа
по направлению 050100.62 Специальное (дефектологическое) образование,
профиль Логопедия
(подпись)
старший преподаватель
« » 20
(подпись)
Омск, 2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы
развития фонематического восприятия
у дошкольников………………………………………………
1.1. Физиологические аспекты развития фонематического восприятия….7
1.2. Закономерности развития фонематического восприятия у дошкольников
с нормальным речевым
1.3. Особенности развития фонематического
восприятия у дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………………..…...
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня развития фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………...26
2.2. Методика обследования уровня фонематического восприятия у старших дошкольников с ОНР (III уровень)…………………………………...30
2.3. Проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня развития фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровень)………..32
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………...47
Приложения……………………………………………………
Введение
Речь является одной из важнейших высшей психической функцией человека. Речевое общение создает специфически человеческую способность социального взаимодействия между людьми, что помогает в приобретении и развитии культурно – исторического наследия человечества. Речь, являясь формой мышления, содействует развитию обобщенного познания действительности.
Нарушения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка, что выражается в уклонении от социальных контактов, которые существенным образом влияют на развитие познавательных процессов, а также на овладение чтением, письмом и других школьных навыков и знаний.
Профилактика и коррекция речевых нарушений способствуют гармоничному развитию личности, ее социальной и индивидуальной направленности.
При общем недоразвитии речи у ребенка наблюдаются нарушения и в фонетико - фонематическом оформлении речи, и в лексико - грамматическом.
Для формирования у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи большое значение имеет изучение развития и формирование фонематического восприятия (Л.С. Выготский, Д.Б.Эльконин, Р.Е Левина, Н.Х Швачкин, А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, Г.Л. Розенгард-Пупко и др.).
Как подчеркивают отечественные психологи, педагоги, от развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью.
А.В. Семенович считает, «чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) следует обучить его звуковому анализу и синтезу» [31, с.92].
В свою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Ребёнок с хорошим фонематическим восприятием даже при наличии нарушения звукопроизношения, в чужой речи правильно его узнаёт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает [14].
На важность и необходимость своевременного формирования фонематического восприятия у детей с речевой патологией указывали многие исследователи: Л.Ф. Спирова, А.В Ястребова, Г.И.Жаренкова, Г.А.Каше, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др.
Актуальность проведения нашей работы обусловлена тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и на письменную речь.
Цель исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу о развитии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи (III уровень).
2. Выявить особенности развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
3. Провести констатирующий
Объект исследования – фонематическое восприятие и пути его развития у детей с ОНР (III уровень).
Предмет исследования – процесс и уровень развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень).
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть различные точки зрения на изучаемый нами вопрос и определить основные понятия: фонематическое восприятие, общее недоразвитие речи.
2. На основе анализа научной психолого-педагогической литературы определить онтогенез развития фонематического восприятия и его значение для развития детей дошкольного возраста в норме и при патологии (на примере детей с ОНР (III уровень)).
3. Изучить особенности фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровень).
4. Изучить диагностические методы для выявления уровня развития фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровень).
5. Отобрать диагностический инструментарий для изучения состояния фонематического восприятия у дошкольников с речевым недоразвитием третьего уровня.
6. Экспериментальным путем выявить состояние фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Методологическую базу исследования составили:
Учения о закономерностях формирования условно – рефлекторной деятельности, о динамической локализации психических функций (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.Р. Лурия); исследования детской речи в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, Н.Х. Швачкин и др.); исследования форм речевой патологии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.); методика исследования состояния речи (О.Б. Иншакова, Н.И. Дьякова, Т.А. Фотекова).
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ, сравнение, наблюдение, беседа, изучение документации, констатирующий эксперимент, анализ литературы.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе КОУ «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №292 V вида» города Омска.
Контингент испытуемых представлен детьми старшей группы с логопедическим диагнозом общее недоразвитие речи третьего уровня в количестве 10 человек.
Работа включает в себя две главы, в которых раскрываются основные вопросы, касающиеся особенностей фонематического восприятия у детей с ОНР (III уровень). Первая глава представляет теоретико-методологические основы особенностей фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Вторая глава раскрывает экспериментальное изучение уровня сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования фонематического восприятия у дошкольников
1.1. Физиологические аспекты формирования фонематического восприятия
Нарушение речи нередко являются следствием нарушения деятельности нервной системы, благодаря которой возможно развитие мышления, сознания и речи.
Для полноценного развития речи необходимы следующие составляющие:
- сохранность анализаторных
- сохранность речевого аппарата;
- достаточный уровень развития интеллекта, памяти, произвольного внимания [27].
Наличие всего вышесказанного обеспечивается деятельностью головного мозга и других отделов нервной системы.
Согласно учению И.П. Павлова, И.М. Сеченова развитие речи происходит в ходе взаимодействия первой и второй сигнальных систем [28, 32].
Деятельность первой сигнальной системы характеризуется работой органов чувств. Первая сигнальная система отражает образное, предметное, эмоциональное мышление, возникающее под влиянием несловесных воздействий внешнего мира и внутренней среды организма.
Вторая сигнальная система, обладает способностью создавать условные связи на сигналы первой системы и образовывать наисложнейшие взаимоотношения организма с окружающей средой. Основным импульсом для деятельности второй сигнальной системы является слово.
Становление второй сигнальной системы происходит благодаря развитию в коре головного мозга разных корковых отделов, отвечающих за формирование различных компонентов речевой деятельности.
Ученые, приверженцы локализационной теории обнаружили, что при нарушении лобных отделов, а именно задней трети нижней лобной извилины грубо нарушается экспрессивная речь, при этом понимание речи, движения губ и языка остаются сохранными, страдает «центр моторных образов слов» (П. Брока, 1861г.).
При поражении задней трети верхней височной извилины левого полушария нарушается понимание слышимой речи при относительной сохранности моторной речи, страдает центр «понятия слова» (К. Вернике, 1874г.) [23].
При нарушении теменных долей, отсутствует анализ и синтез речевых звуков, информация о положении органов речевого аппарата в момент речи [27].
А. Р. Лурия в своих работах доказал, что психические процессы человека являются сложными функциональными системами и осуществляются благодаря совместной работе отдельных зон головного мозга [24].
Центры Вернике и Брока расположены в доминантном полушарии головного мозга (у правшей в левом), в своем развитии обнаруживают тесную взаимосвязь. Они не функционируют изолированно, а связаны с остальными отделами коры, таким образом, совершается одновременная функция всей коры головного мозга.
То, что условные рефлексы приобретаются на комплексный раздражитель утверждал И.М. Сеченов: «…у новорожденного не может быть собственно и речи, но ничто не говорит и против того, чтобы возбуждение чувствующих снарядов не отражалось в его сознании ощущениями со всеми основными дифференциальными характерами их, присущими тому или иному чувствующему снаряду (качественные раздражения боли, света, звука и проч.); ощущения эти не могут, однако, не быть слитными, потому что новорожденный не умеет ни смотреть, ни слушать, ни осязать и проч.» [32, с. 258].
Совокупную работу всех анализаторов И.П. Павлов назвал динамическим стереотипом. Он утверждал, что речевые рефлексы приобретаются ребенком в результате одновременной деятельности слуховых, зрительных, двигательных, кинестетических, кожных, вибрационных анализаторов, одновременная деятельность которых образует уравновешенную систему внутренних процессов или динамический стереотип [29].
И. П. Павлов в своих работах выделил, что для выработки и закрепления правильных динамических речевых стереотипов необходимо формирование нормированного звукопроизношения совместно с обучением звуковому анализу, который развивает умение слышать отдельные звуки в слове и определять их последовательность.