Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 10:40, творческая работа
Раннее и дошкольное детство являются периодом наиболее интенсивного умственного развития. Именно в эти годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия, направленные на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем.
Управление образования Могилевского облисполкома
Отдел образования администрации Ленинского района г. Могилева
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
Развитие исследовательской активности
детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного центра развития ребенка
Сроки реализации проекта: 2009-2011г.г.
Педагогический коллектив ГУО «Дошкольный центр развития ребенка №1 г. Могилева»
Заведующий: Швецова Татьяна Юрьевна
Адрес: г. Могилев, пер. Карьерный, д. 2, тел. 24-17-77, 24-04-96, 24-15-90.
2011
Обоснование актуальности и целесообразности осуществления образовательного проекта
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности.
Раннее и дошкольное детство являются периодом наиболее интенсивного умственного развития. Именно в эти годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия, направленные на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем.
В современных
исследованиях (А.Н.Поддьяков, А.И.Савенков,
А.М. Матюшкин, Т.И.Бабаева и др.) [11]
подчеркивается, что в настоящее время
необходима иная система организации
познавательной деятельности детей, качественно
более высокого уровня, ориентированная
на становление исследовательской позиции
ребенка в образовательном процессе, развитие
его мотивационной направленности на
самостоятельный поиск и получение новых
знаний путем активного взаимодействия
с миром в процессе познавательно-
Актуальной задачей учреждений дошкольного образования является создание условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и исследовательской активности каждого ребенка с учетом его индивидуальности и темпа развития.
Возникновение
у ребенка-дошкольника
Понятие «исследовательская активность» (A.M. Матюшкин) [7] связано с рядом близких понятий, образующих единое семантическое поле: «исследовательское поведение» (Д. Берлайн), «познавательная активность» (М.И. Лисина) [6], «любознательность» (Е.П. Торенс, Д. Берлайн) [11], «исследовательская инициативность» (А.Н. Поддьяков) [9], «интеллектуальная активность» (Д.Б. Богоявленская), «исследовательская деятельность» (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец и др.). [11]
Исходя из
общих характеристик
Исследовательская активность побуждает субъекта к приобретению необходимых исследовательских навыков и умений, формирует исследовательский тип мышления, обеспечивая становление исследовательской позиции, которая проявляется в стремлении «искать и находить ранее неизведанное» (Савенков А.И. [13]) .
Исследовательская активность реализуется ребенком в разных формах: в наблюдениях, опытах, экспериментах, моделировании и др. Разнообразие форм проявления исследовательской активности способствует накоплению ценного исследовательского опыта детей дошкольного возраста и обеспечивает успешность их познавательного развития. Следовательно, развитие исследовательской активности ребенка, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного дошкольного образования.
Однако в
практике работы центра развития ребенка
наблюдалось противоречие между
имеющимся педагогическим потенциалом
и недостаточным его
Внедрение образовательного проекта позволит:
Цель данного проекта:
Повысить эффективность реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе дошкольного центра развития ребенка посредством развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• изучение теоретических основ и практики работы по развитию исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста;
• определение педагогических условий развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования;
• выявление и использование эффективных средств развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста;
• определение и апробация форм организации исследовательской деятельности.
Этапы реализации образовательного проекта:
Проект рассчитан на 2 года: 2009-2011 г.г.
I этап – диагностико-прогностический – январь-май 2009г.
Изучение
состояния теории и практики организации
исследовательской деятельности в
учреждениях дошкольного
II этап – организационный май-сентябрь 2009г.
Разработка
образовательного проекта, плана реализации
образовательного проекта [приложение
1]. Создание комплекса условий (организационно-
III этап – реализационный – октябрь 2009г. – май 2011г.
Организация работы по реализации плана образовательного проекта. Внедрение методики исследовательского обучения А.И.Савенкова [13], методики развития детского экспериментирования [8]. Определение эффективных форм развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста. [Приложение 2]. Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста. [Приложение 3]. Методическая поддержка участников образовательного проекта, самообразование по теме проекта и механизмам его реализации.
IV этап – рефлексивно-аналитический – июнь-декабрь 2011г.
Изучение, интерпретация
и обобщение результатов
Критерии и показатели
эффективности образовательного проекта
Критерии |
Показатели |
Развитие познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста |
|
Развитие исследовательских |
|
Профессиональная |
|
Психолого-педагогическая осведомленность родителей в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста |
|
Ресурсное обеспечение проекта:
- кадры: воспитатели, имеющие первую и высшую квалификационную категорию, высокий творческий потенциал, желание участвовать в образовательном проекте.
- нормативно-правовая база: закон Республики Беларусь «Об образовании» с изменениями и дополнениями от 29 марта 2002 г.; Положение об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования от 9.11.2004г.; Образовательный стандарт «Дошкольное образование. Готовность к школе».
- научно-методическое обеспечение проекта:
- материально-техническое обеспечение: материально-техническая база ГУО «Дошкольный центр развития ребенка №1 г. Могилева».