Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного центра развития ребе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 10:40, творческая работа

Описание работы

Раннее и дошкольное детство являются периодом наиболее интенсивного умственного развития. Именно в эти годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия, направленные на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем.

Файлы: 1 файл

проект дцрр.docx

— 37.25 Кб (Скачать файл)

Управление образования  Могилевского облисполкома

Отдел образования администрации  Ленинского района  г. Могилева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ 

Развитие исследовательской  активности

детей старшего дошкольного  возраста в образовательном процессе дошкольного центра развития ребенка

 

Сроки реализации проекта: 2009-2011г.г.

 

 

Педагогический коллектив  ГУО  «Дошкольный центр развития ребенка №1 г. Могилева»

 

Заведующий: Швецова Татьяна  Юрьевна

 

Адрес: г. Могилев, пер. Карьерный, д. 2, тел. 24-17-77, 24-04-96, 24-15-90.

 

 


2011

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснование актуальности и целесообразности осуществления образовательного проекта

 

В современном  обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности.

Раннее и  дошкольное детство являются периодом наиболее интенсивного умственного развития. Именно в эти годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия, направленные на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем.

В современных  исследованиях (А.Н.Поддьяков, А.И.Савенков, А.М. Матюшкин, Т.И.Бабаева и др.) [11] подчеркивается, что в настоящее время необходима иная система организации познавательной деятельности детей, качественно более высокого уровня, ориентированная на становление исследовательской позиции ребенка в образовательном процессе, развитие его мотивационной направленности на самостоятельный поиск и получение новых знаний путем активного взаимодействия с миром в процессе познавательно-исследовательской и практической деятельности.  

Актуальной  задачей  учреждений дошкольного образования является создание условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и исследовательской активности каждого ребенка с учетом его индивидуальности и темпа развития. 

Возникновение у ребенка-дошкольника устойчивой исследовательской активности является одним из важных условий его дальнейшего  творческого развития, его успешного  обучения в школе (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, А.И. Савенков Н.Б. Шумакова др.) [11]. Как показывают исследования Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, Л.М. Маневцовой, О.В.Киреевой, В.В. Смирновой [11] именно в старшем дошкольном возрасте создаются предпосылки для целенаправленного развития исследовательской деятельности детей.

Понятие  «исследовательская  активность» (A.M. Матюшкин) [7] связано с рядом близких понятий, образующих единое семантическое поле: «исследовательское поведение» (Д. Берлайн), «познавательная активность» (М.И. Лисина) [6], «любознательность» (Е.П. Торенс, Д. Берлайн) [11], «исследовательская инициативность» (А.Н. Поддьяков) [9], «интеллектуальная активность» (Д.Б. Богоявленская), «исследовательская деятельность» (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец и др.). [11]

Исходя из общих характеристик активности, исследовательская активность определяется учеными как активная, инициативная, самостоятельная деятельность, направленная на поиск решения значимой для субъекта проблемы с помощью определенной системы методов, приемов и средств.  

Исследовательская активность побуждает субъекта к  приобретению необходимых исследовательских  навыков и умений, формирует исследовательский  тип мышления, обеспечивая становление  исследовательской позиции, которая  проявляется в стремлении «искать  и находить ранее неизведанное» (Савенков А.И. [13]) .

Исследовательская активность реализуется ребенком в разных формах: в наблюдениях, опытах, экспериментах, моделировании и др. Разнообразие форм проявления исследовательской активности способствует накоплению ценного исследовательского опыта детей дошкольного возраста и обеспечивает успешность их познавательного развития. Следовательно, развитие исследовательской активности ребенка, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного дошкольного образования.

Однако  в  практике работы центра развития ребенка  наблюдалось противоречие между  имеющимся педагогическим потенциалом  и недостаточным его использованием в развитии исследовательской активности детей.

Внедрение образовательного проекта позволит:

  1. поддержать  исследовательское   поведение детей старшего дошкольного возраста  как средство развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности;
  2. сформировать исследовательские умения и навыки у детей старшего дошкольного возраста;
  3. обогатить субъектный опыт ребенка;
  4. повысить профессиональную компетентность педагогов и осведомленность родителей в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

Цель  данного проекта:

Повысить  эффективность реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе дошкольного центра развития ребенка посредством развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:                                                      

• изучение теоретических основ и практики работы по развитию исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста;

• определение педагогических условий развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования;

• выявление и использование эффективных средств развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста;

• определение и апробация форм организации исследовательской деятельности.

Этапы реализации образовательного проекта:

Проект рассчитан  на 2 года: 2009-2011 г.г.

I этап – диагностико-прогностический – январь-май 2009г.

Изучение  состояния теории и практики организации  исследовательской деятельности в  учреждениях дошкольного образования. Фиксация исходного состояния образовательного процесса в соответствии с определенными  критериями и показателями.  Диагностика  готовности и мотивации к участию  в образовательном проекте.

II этап – организационный май-сентябрь 2009г.

Разработка  образовательного проекта, плана реализации образовательного проекта [приложение 1]. Создание комплекса условий (организационно-деятельностных, информационно-методических, кадровых, материально - технических, мотивационно - психологических), обеспечивающих  эффективность и качество организации исследовательской деятельности.

III этап – реализационный – октябрь 2009г. – май 2011г.

Организация работы по реализации плана образовательного проекта. Внедрение методики исследовательского обучения А.И.Савенкова [13], методики развития детского экспериментирования [8]. Определение эффективных форм развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста. [Приложение 2]. Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста. [Приложение 3]. Методическая поддержка участников образовательного проекта, самообразование по теме проекта и механизмам его реализации.

IV этап – рефлексивно-аналитический – июнь-декабрь 2011г.

Изучение, интерпретация  и обобщение результатов организации  исследовательской деятельности в  дошкольном центре развития ребенка. Анализ эффективности использованных форм и методов, направленных на развитие исследовательской активности детей  старшего дошкольного возраста. Оформление материалов, накопленных в ходе реализации образовательного проекта, подготовка их к публикации.

Критерии и показатели

эффективности образовательного проекта

Критерии

Показатели

Развитие познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста

  • проявление познавательного интереса, сформированность познавательной активности, стремление овладеть новыми источниками информации;
  • использование доступных средств познания при получении информации;
  • сформированность элементарной учебной деятельности;

Развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного  возраста

  • умение видеть проблемы;
  • умение задавать вопросы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение классифицировать;
  • умение наблюдать;
  • умения и навыки проведения экспериментов;
  • умение делать выводы и умозаключения;
  • умение структурировать материал;
  • умение доказывать и защищать свои идеи;

Профессиональная компетентность педагогов  в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста

  • осознание значимости и овладение средствами развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста;
  • умение создавать условия для развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста;
  • выбор эффективных методов и приемов, стимулирующих исследовательскую активность детей старшего дошкольного возраста.

Психолого-педагогическая осведомленность родителей в развитии исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста

  • осознание значимости и овладение средствами развития исследовательской активности детей в семье;
  • умение создавать условия для развития исследовательской активности дошкольников в семейном воспитании;
  • активное участие  родителей в образовательном процессе учреждения дошкольного образования.

Ресурсное обеспечение  проекта:

- кадры: воспитатели, имеющие первую и высшую квалификационную категорию, высокий творческий потенциал, желание участвовать в образовательном проекте.

- нормативно-правовая база: закон Республики Беларусь «Об образовании» с изменениями и дополнениями от 29 марта 2002 г.; Положение об учреждении, обеспечивающем получение дошкольного образования от 9.11.2004г.; Образовательный стандарт «Дошкольное образование. Готовность к школе».

- научно-методическое обеспечение проекта:

  1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – Москва: Педагогика, 1991. – 480 с.
  2. Годовикова, Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников / Д.Б. Годовикова // Вопросы психологии. – 1984. – № 1. – с. 34 – 35.
  3. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает / О.М. Дьяченко, Н.Е.Веракса. – Москва: Знание, 1994. – 160 с.
  4. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом / О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина – Москва: Сфера, 2001. – 192 с.
  5. Крупнов, А.И. Психологические проблемы исследования активности человека  / А.И. Крупнов // Вопросы психологии. – 1984. – №3. – с. 25 – 32.
  6. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии.- 1982.- № 4. – с. 25 – 29.
  7. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М.Матюшкин. – Москва: МПСИ, 2003. – 720 с.
  8. Михайлова, З.А. Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста / З.А.Михайлова, М.Н. Полякова // Педагогика детства: Петербургская научная школа. СПб.- 2005, с. 347 – 363.
  9. Поддьяков, А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей / А.Н. Поддьяков.– Москва: Психология, 1998. – 85 с.
  10. Поддьяков, А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию / А.Н. Поддьяков. // Вопросы психологии. – 1991. – №4. – с. 29 – 34.
  11. Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета: сб. науч. ст. – СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – 599 с.
  12. Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания / А.И.Савенков. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.
  13. Савенков, А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников /А.И. Савенков. – СПб: Питер, 2004. – 272 с.
  14. Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании /А.И. Савенков // Дошкольное воспитание. – 2005. – №12. – с. 3 – 11.
  15. Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании / А.И. Савенков // Дошкольное воспитание. – 2006. – №1. – с. 21– 30.   
  16. Тугушева, Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие / Г.П. Тугушева, А.Е.Чистякова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 128 с.

- материально-техническое обеспечение: материально-техническая база ГУО «Дошкольный центр развития ребенка №1 г. Могилева».

Информация о работе Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе дошкольного центра развития ребе