Развитие эстетического восприятия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:33, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности.
Задачи:
1. Изучить и литературу по проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать и обобщить классификацию методов и средств эстетического воспитания. Определить место искусства в системе эстетического воспитания

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания старших дошкольников
1.2 Задачи и методы эстетического воспитания старших дошкольников
1.3 Роль художественно - эстетической деятельности в системе эстетического воспитания дошкольников
1.4 Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности
2.1 Организация исследования и диагностика уровня эстетического развития старших дошкольников
2.2 Реализация экспериментальной методики эстетического воспитания старших дошкольников
2.3 Анализ результатов исследования
2.4 Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ универ.docx

— 197.44 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности

1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания старших дошкольников

1.2 Задачи и методы  эстетического воспитания старших  дошкольников

1.3 Роль художественно - эстетической деятельности  в системе эстетического воспитания дошкольников

1.4 Выводы по первой  главе

Глава II. Экспериментальное изучение проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности

2.1 Организация исследования  и диагностика уровня эстетического  развития старших дошкольников

2.2 Реализация экспериментальной  методики эстетического воспитания  старших дошкольников

2.3 Анализ результатов  исследования

2.4 Выводы по второй  главе

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире приводит к необходимости гуманизации образования и предпочтения ценностей художественно-эстетического развития личности. Однако на практике все еще наблюдается явный приоритет интеллектуального развития над эмоциональным в ущерб последнему и, в конечном итоге, в ущерб развитию личности ребенка в целом. Необходимыми условиями формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовной культуры, интеллектуальная свобода, высокий нравственный потенциал, хороший эстетический вкус, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Основными задачами на современном этапе являются формирование духовной сферы личности детей, воспитание ее нравственных и эстетических качеств с учетом общечеловеческого, конкретно-исторического и национального. Развитие этих качеств невозможно без создания эффективной системы обучения и воспитания. В этой связи актуализируется поиск новых подходов к организации обучения и воспитания, в частности, реализации воспитывающей функции обучения [4; 110].

 Работа считается  актуальной т. к. в практике эстетического  воспитания детей имеется ряд  противоречий: между необходимостью  работы по обеспечению адаптации  и социализации детей и представлениями  о механизмах её реализации  в процессе эстетического воспитания; между научным подходом к осуществлению  работы по эстетическому воспитанию  и интеллектуальным развитием  детей. Указанные противоречия и  отсутствие научных исследований  в данном направлении актуализируют  разработку проблемы эстетического  воспитания детей средствами художественно-эстетической деятельности.

Цель: изучить особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности.

Объект исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами художественно – эстетической деятельности.

Гипотеза исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если:

  • Педагогический процесс строится с учётом имеющегося эстетического опыта воспитанников
  • реализована методика эстетического воспитания старших дошкольников, средствами художественно – эстетической деятельности.

Задачи:

  1. Изучить и литературу по проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Проанализировать и обобщить классификацию методов и средств эстетического воспитания. Определить место искусства в системе эстетического воспитания
  3. Разработать и апробировать экспериментальную методику эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно– эстетической деятельности.
  4. Обработать результаты исследования с помощью методов математической статистики и сформулировать выводы.

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент, наблюдение, статистическая обработка результатов исследования с помощью математических методов.

Методологическую основу исследования составляют: теория эстетического воспитания Д.Б. Лихачева, методика музыкального воспитания Ветлугиной Н.А., теория художественно – эстетического воспитания Бочкаревой О.А., а также работы Шацкой В.Н., Теплова Б.М., Маркевич И.Д., Комаровой Т.С. Ковалицкой Л.М., Бочкаревой О.А., Королевой Т.В.

Теоретическая значимость заключается в выявлении особенностей эстетического воспитания детей средствами художественно – эстетической деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения; в обосновании, необходимости и возможности использования, воспитывающих и развивающих функций художественно – эстетической деятельности, способствующих развитию эстетической отзывчивости, способности личности ребёнка сопереживать действительности, чувствам других людей; развитию элементарного художественно-эстетического творчества; в выявлении уровневых показателей эстетического развития личности воспитанников.

Практическая значимость заключается в разработке и экспериментальной проверке методики эстетического развития старших дошкольников средствами искусства художественно – эстетической деятельности, которая может найти применение в практике дошкольных образовательных учреждений.

База исследования: Доу №21«Семицветик» г.Оренбург старшая группа.

Структура работы: работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список.

 

 

Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического

воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности

 

    1. Понятие и содержание эстетического воспитания старших

дошкольников

 

Термин «эстетика» происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед обществом. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах педагогов и психологов. Среди них Д.Н. Джола, Д.Б. Кабалевский, Д.Б. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, И.Д. Маркевич и другие. [42; 105]

В использованной литературе имеется множество различных подходов к определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них. По мнению В.Н. Шацкой предлагается формулировка: «Отечественная педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности – в природе, в общественной жизни, труде, выявлениях искусства» [48; 74].

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве». В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. [33;44].

Д.Б. Лихачев определяет эстетическое воспитание – как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и художественно–эстетической деятельности, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому, же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.Б. Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [18; 98].

Существует множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, – развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного. Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. Поэтому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания. В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать.

Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель:

"Эстетическое воспитание  служит формированию… способности  активного эстетического отношения  учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное  участие в создании прекрасного  в искусстве, труде, в творчестве  по законам красоты". Из определения  видно, что автор важное место  в эстетическом воспитании отводит  искусству. Искусство – это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" [48; 75].

Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического" видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко. Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания". Главное – воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие [49; 64].

Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания. Рукавицын М. М., который считает: "Конечная цель (эстетического воспитания) – гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства". Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса. [49; 75].

Эстетическая воспитанность предполагает, прежде всего, наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества. Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика), труда (техническая эстетика, дизайн) [39; 46].

Информация о работе Развитие эстетического восприятия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности