Развитие эстетического восприятия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:33, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности.
Задачи:
1. Изучить и литературу по проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать и обобщить классификацию методов и средств эстетического воспитания. Определить место искусства в системе эстетического воспитания

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания старших дошкольников
1.2 Задачи и методы эстетического воспитания старших дошкольников
1.3 Роль художественно - эстетической деятельности в системе эстетического воспитания дошкольников
1.4 Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности
2.1 Организация исследования и диагностика уровня эстетического развития старших дошкольников
2.2 Реализация экспериментальной методики эстетического воспитания старших дошкольников
2.3 Анализ результатов исследования
2.4 Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ универ.docx

— 197.44 Кб (Скачать файл)

Важным условием художественной деятельности детей являются их самостоятельные действия, которые, в свою очередь, находятся во взаимосвязи с действиями взрослых. Нужно обеспечить такую систему приемов, которая позволила бы ребенку самому справляться с заданием. Различают два вида приемов воздействия на формирование восприятия, воспроизведения, исполнительства.

Первый. Педагог побуждает детей к самостоятельным высказываниям по поводу содержания, характера, выразительных средств произведения, к оценке выполнения задания своего и своих сверстников, к различным сопоставлениям, сравнениям, проводимым самими детьми.

Второй. Дети выполняют задание без помощи воспитателя, в более сложных условиях, например поют без фортепьянного сопровождения, двигаются без предварительных напоминаний, рисуют по собственному замыслу. Самостоятельные действия проявляются и в более легких условиях, когда воспитатель подсказывает, что надо сделать, и ребенок получает задание самостоятельно исправить недочеты своего исполнения, прибегнув к самоконтролю [9; 11].

Овладев способами самостоятельных действий на занятиях, ребенок применяет их в иных условиях без посторонней помощи.

Эстетическое воспитание предусматривает специальные приемы для развития творческих способностей, включающих качество восприятия и воспроизведения; различение сочетаний цвета, формы, объема; соотношение музыкальных звуков по их высоте, длительности, тембру, динамике; музыкальный, поэтический слух, художественный вкус и т. д. Методические приемы (поскольку они относятся к области художественного; воспитания) должны предусматривать сочетание эмоционального начала, осознания учебной цели, упражнений тренировочного характера и самостоятельных действий. Эта работа начинается в раннем детстве и последовательно углубляется по возрастным ступеням [24; 12].

Практическое применение методов и приемов находится в прямой зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей и строится дифференцированно, с учетом продвинутости всего коллектива и каждого ребенка в отдельности. У детей рано выявляются способности к пению, танцам, чтению стихов, рисованию, лепке. Изучая их склонности, нужно разрабатывать методику, учитывающую выполнение заданий различной трудности.

В дошкольном детстве широко применяются игровые методические приемы. Ребенок успешнее усваивает разнообразную деятельность, если воспитатель создает игровые ситуации, если художественный материал представлен в увлекательной форме, если между детьми возникают игровые соревнования [26; 21].

Отдельные методы носят противоречивый характер. Но приемы, их составляющие, как бы дополняют друг друга. Вот некоторые из них:

  • слово воспитателя (пояснения, указания) и наглядные методы, заключающиеся в демонстрации произведений искусства, показе приемов исполнения;
  • приемы развития сознательного отношения, умения анализировать, сопоставлять и приемы, побуждающие к эмоциональным переживаниям;
  • показ действий, которым надо точно следовать, и приемы, формирующие способы самостоятельных действий;
  • приемы, направленные на упражнение, тренировку в навыках, и творческие задания, предполагающие оригинальность, своеобразие исполнения, выдумку, вариативность [49; 21].

 

    1. Роль искусства художественно – эстетической деятельности в системе эстетического воспитания

дошкольников

 

Важность художественно – эстетической деятельности в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность художественно – эстетической деятельности как средства воспитания заключается в том, что в художественно – эстетической деятельности "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". Его содержание должно охватывать изучение и приобщение детей к различным видам и жанрам искусства – музыке, изобразительному искусству. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека [6; 110].

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания средствами художественно – эстетической деятельности является его направленность на личностное развитие дошкольников. Оно должно охватывать следующие стороны этого развития:

1. Прежде всего необходимо  формировать у дошкольников эстетические  потребности в области художественно – эстетической деятельности, в постижении художественных ценностей общества.

Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении с различными видами художественно – эстетической деятельности, приучение их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям.

2. Важнейшим элементом  содержания эстетического воспитания  является развитие у учащихся  художественных восприятий.

Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений.

3. Существенным компонентом  эстетического воспитания является  овладение знаниями, связанными  с пониманием художественно – эстетической деятельности и умением выражать свои суждения, взгляды по вопросам художественного отражения действительности.

В художественных произведениях различных видов художественно – эстетической деятельности люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. "В художественно – эстетической деятельности отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы". художественно – эстетической деятельности дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни» [13; 25].

В процессе общения ребенка с явлениями художественно – эстетической деятельностью, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических, впечатлений.

Художественно – эстетическая деятельность оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Художник, создавая свое произведение, глубоко изучает жизнь, вместе с героями любит, ненавидит, борется, побеждает, гибнет, радуется и страдает.

Любое произведение вызывает наше ответное чувство. И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, "художником", переживая жизнь как бы "душой автора" того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение".

Встреча с явлением искусства не делает ребенка сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и ребенку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции.

Художественно – эстетическая деятельность может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни [20; 23].

Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Существует несколько видов художественно – эстетической деятельности: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. О воздействии живописи на человека можно судить по конкретному примеру.

Каждый вид художественно – эстетической деятельности вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды художественно – эстетической деятельности. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом. [23; 41].

Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание.

Это, конечно, вовсе не значит, что человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам художественно – эстетической деятельности. Полноценное воспитание невозможно без восприятия человеком и без воздействия на него всей системы . Тем самым духовные силы ребенка будут развиваться более или менее равномерно» [23; 52].

Рассмотрим специфику каждого вида художественно – эстетической деятельности. Музыка – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний. Музыкальное воспитание в работе с детьми дошкольного уже давно выделилось в самостоятельный предмет. Это воспитание культурных или хотя бы музыкально грамотных слушателей [1; 3].

Музыкальное воспитание – это процесс развития музыкальности не только как способности понять, но и глубоко пережить, почувствовать музыку, как если бы она была создана самим слушающим. Только тогда музыка надолго останется в эмоциональной памяти ребенка, сказываясь на его мироощущении и поведении.

Только при таком глубоком восприятии художественно – эстетической деятельности, в данном случае музыка, раскрывает свою художественно-эстетическую ценность, осуществляет свои подлинные задачи [11; 23].

Только устремленность к такому развитию музыкальности позволяет нам смотреть на музыкальное воспитание как на процесс глубоко важный и нужный развития эстетических представлений. В этом процессе надо не только дать им полезные музыкальные навыки и знания; прежде всего, необходимо развить как раз все то, развивается медленно и с трудом.

При такой целевой установке занятия музыкой оказывается одним из самых эффективных методов развития эстетических представлений – методом, основанным на психологической реакции на музыку, свойственной любому ребенку [2; 101].

Каждый день жизни выдвигает новые задачи в деле эстетического воспитания подрастающего поколения. Решение этих задач будет способствовать всестороннему развитию детей.

Задача музыки в эстетическом воспитании – формировать у детей умение слушать, воспринимать, оценивать музыку, развивать у них любовь к музыке и потребность в ней, готовить из них чутких слушателей и любителей музыки, черпающих в ней вдохновение, радость, поддержку, пробуждать в них художников.

Музыка помогает воспитывать музыкальное восприятие детей, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкальный образ. Кроме того, каждое из них имеет свою специальную задачу (одно помогает в усвоении определенного двигательного навыка; другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки и т.п.) [12; 32].

Шацкий С.Т. центральное место в эстетическом воспитании детей педагог отводил музыке. Основой для проведения музыкальной работы он сделал исследования интересов и вкусов детей, а также изучение музыкальной культуры народа. Коллеги С.Т. Шацкого под его руководством проводили вместе с детьми большую работу по сбору и анализу песен, который пели в народе, а затем дети исполняли эти песни в семьях и на улице, изучали пути распространения песен, знакомились с их текстами и популярными мелодиями. Педагоги при этом выясняли, в чем состоит привлекательность и доступность народных песен для детей. Крайне интересными, были способы изучения восприятия музыкальных произведений детьми, разработанные С.Т. Шацким и его коллегами, а также анализ детских впечатлений от прослушивания художественных произведений. Во время концертов, выступлений артистов и детских творческих коллективов педагоги наблюдали за поведением детей, фиксировали те моменты концерта, которые вызывали наибольший интерес, эмоции, а также – к чему дети оставались равнодушными. Результаты исследований продуктивно использовались для анализа понимания детьми музыкальных произведений и планирования дальнейших программ музыкального образования. «Все это способствовало активизации музыкальных интересов детей, побуждало их к осмыслению прослушанного», - писала В.Н. Шацкая. [48; 94].

Как и другие виды духовной деятельности человека, музыка – это средство познания мира, данное человеку, чтобы он научился понимать самого себя, видеть красоту Вселенной и постигать смысл жизни. «Музыка – язык чувств», – сказал Роберт Шуман. Но выражению чувств музыка начала учиться только на излете эпохи Возрождения, на рубеже XVI–XVII веков. Это было время, когда человек осознал себя личностью, способной мыслить, чувствовать и творить, когда расцвело светское искусство и родилась опера. Выражение человеческих страстей-аффектов стало первостепенной задачей музыкального искусства в XVIII веке, а в эпоху романтизма мир эмоций и ощущений становится основной сферой, к которой обращаются композиторы в поисках тем, образов и даже средств выражения [13; 89].

Изобразительному искусству с давних времен уделялось огромное внимание в воспитательном процессе личности. В Древней Греции, например, обучение рисованию считали главным условием общего образования и воспитания. Важность изобразительной деятельности для формирования всесторонне развитого человека мы отмечаем у Я.Коменского, который считал, что занятия изобразительным искусством позволяют развить чувство прекрасного, учат «подмечать правильности и стройности в предметах», иными словами, формируют потребность наслаждаться красотой природы и произведениями искусства. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д.

Информация о работе Развитие эстетического восприятия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности