Развитие эстетического восприятия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:33, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности.
Задачи:
1. Изучить и литературу по проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать и обобщить классификацию методов и средств эстетического воспитания. Определить место искусства в системе эстетического воспитания

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания старших дошкольников
1.2 Задачи и методы эстетического воспитания старших дошкольников
1.3 Роль художественно - эстетической деятельности в системе эстетического воспитания дошкольников
1.4 Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности
2.1 Организация исследования и диагностика уровня эстетического развития старших дошкольников
2.2 Реализация экспериментальной методики эстетического воспитания старших дошкольников
2.3 Анализ результатов исследования
2.4 Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ универ.docx

— 197.44 Кб (Скачать файл)

 

Глава II. Экспериментальное изучение проблемы эстетического

воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности

 

2.1 Организация исследования и  диагностика уровня эстетического

развития старших дошкольников

искусство эстетический воспитание дошкольник

Организация исследования. На 1 этапе осуществлялся: анализ психолого-педагогических источников по теме исследования; На 2 этапе проводился подбор методик для диагностики уровня эстетического развития. На 3 этапе проводилась экспериментальная работа по эстетическому воспитанию. Обобщались и систематизировались материалы исследования.

В экспериментальном исследовании приняли участие 18 воспитанников старшей группы Доу№21 «Семицветик» г.Оренбург. Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе дети были поделены на две группы контрольную и экспериментальную (таблица 2).

Цель опытно-экспериментальной работы: изучить особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности.

Исходя из, цели нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:

1. Выявить уровень эстетического  развития детей старшего дошкольного  возраста;

2. Провести целенаправленную  работу по эстетическому воспитанию у детей старшего дошкольного возраста, в процессе приобщения детей к художественно – эстетической деятельности;

 

Таблица 2. - Список детей контрольной и экспериментальной групп

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Самир А.

Алексей О.

Виктория Б.

Алекс П.

Ильмир Г.

Рушан Р.

Юнир К.

Олег Р.

Владлена М.

Полина С.

Павел М.

Диана С.

Светлана Н.

Анна Т.

Ильмир Н.

Виктор У.

Алия Н.

Артем Ф.


 

Как отмечалось выше в области эстетического восприятия художественно – эстетической деятельности искусства и действительности дети должны:

  • видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);
  • знать имена и некоторые произведения 2 – 3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;
  • знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства художественно – эстетической деятельности: в музыке – ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве – линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации – мимика, жесты, движения, поза, голос;

Диагностические методики были разработаны в соответствии этим критериям.

 

 

 

Методика №1. Диагностика восприятия музыкальных произведений

Стоит обратить внимание на изменение характера музыки отметить момент изменения (ритм, темп, громкость звучания, регистр и др.) поднятием руки или хлопком. Контрастные части произведения ярко выражены.

Детям предлагалось прослушать несколько композиций из репертуара Прокофьева С. С.:

«Марш Бармалея»

«Дюймовочка»

После прослушивания детям было предложено посмотреть изображения (рис. 7, рис. 8) этих героев и соотнести их с ранее прослушанной музыкой.

В ходе наблюдения за ними оценивались следующие параметры:

1) * В полной мере имеет  простейшие навыки культуры слушания  музыки, слуховой самоконтроль – 3 балла;

* В достаточной мере  имеет простейшие навыки культуры  слушания музыки, имеет недостаточный  слуховой самоконтроль – 2 балла;

* Не имеет, в достаточной  мере, простейшие навыки культуры  слушания музыки, отсутствует слуховой  самоконтроль – 1 балл;

2) * Легко умеет соотносить  прослушанное с иллюстративным  материалом. – 3 балла;

* Умеет соотносить прослушанное  с иллюстративным материалом  после наводящей подсказки взрослого  – 2 балла;

* Затрудняется в соотношении  прослушанного с иллюстративным  материалом после одной подсказки  взрослого – 1 балл.

Параметры оценки:

5-6 балов – высокий  уровень

3-4 баллов средний уровень

1-2 низкий уровень [6; 15].

Методика №2 Диагностика уровня познавательного интереса к музыкальным произведениям

Предварительная работа заключалась в наблюдении за детьми в ходе восприятия музыкальных произведений. Был задан ряд общих вопросов:

- Любишь ли ты слушать  музыку?

- Какая музыка тебе  больше нравится?

- Слушаешь ли ты музыку  дома?

После этого детям предлагалось прослушать несколько произведений

Прокофьева С. С.: «Прогулка», «Сказочка»

Шостаковича Д. Д. из цикла танцы кукол: «Полька», «Вальс – шутка». После прослушивания были заданы следующие вопросы:

- Какая мелодия тебе  больше всего понравилась?

- Что ты себе представляешь, когда ее слушаешь?

Параметры оценки:

* Проявляет познавательный  интерес к музыкальным произведениям  разного жанра, как на занятиях, так и в свободное время, отзывчиво  и эмоционально реагирует на  нее, способны чувствовать не  только общее настроение произведения, но и отдельные контрастные  его части, активно отвечает на  вопросы о прослушанном – 7-9 баллов;

* Проявляет интерес к  музыке, довольно эмоционально реагирует  на нее, способен чувствовать  характер музыкального произведения, не достаточно активен в аналитической  беседе о ней – 4-6 баллов;

* Слабо проявляет интерес  к музыке, спокойно, малоэмоционально  реагирует на нее, затрудняется  в оценке характера прослушанной  музыки, не имеет желания к  аналитическому восприятию музыкального  произведения – менее 3 баллов.

Методика №3. Диагностика восприятия художественных произведений

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

При общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Эти эмоции способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.

Очень часто понимание красоты к ребёнку приходит через вкусовые оценки взрослых, в процессе диалогического общения взрослого и ребёнка. Произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям.

Детям были предложено несколько репродукций картин (рис. 9-10)

«Большая вода» И.И. Левитана; «Грачи прилетели» А.К. Саврасова

Во время просмотра включалась музыка А. Вивальди из цикла «Времена Года» «Весна» в исполнении Лондонского Филармонического оркестра. После детям было задано несколько вопросов.

- Что за время года  изображено?

- Как называется картина?

- Кто ее написал?

- Понравилась ли вам  картина?

Параметры оценки:

Отвечает самостоятельно без помощи. Без затруднений отвечают на вопрос, почему понравилась картина, высказывают личные ассоциации, яркая речь, мимика. – 3 балла;

Отвечают с подсказкой взрослого. Объясняют, почему понравилось произведение, рассказывают какие ассоциации, настроение вызвала картина, но не проявляет особого желания поделиться впечатлениями, мимика и речь эмоционально не окрашены. – 2 балла;

Затрудняется и после подсказки. Выбор понравившейся картины не мотивируют или ограничивается определениями «красивая», «яркая», «веселая» – 1 балл.

Менее 6 баллов – низкий уровень.

От 7 – 12 – средний уровень.

От 13 до 18 высокий уровень [13; 12].

Анализ результатов детей экспериментальной и контрольной групп осуществленный на констатирующем этапе диагностики представлен в ниже (таблица 3-4).

 

Таблица 3. - Результаты диагностики уровня эстетического развития

детей экспериментальной группы на констатирующем этапе

диагностики

№ п/п

Имя, фамилия ребенка

Восприятие музыкальных произведений

Восприятие произведений ИЗО

Познавательный интерес к музыкальным произведениям

Общий балл

Общий уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень

1

Самир А,

2

Н

10

С

6

С

18

С

2

Виктория Б.

3

С

6

Н

7

С

16

С

3

 Ильмир Г.

4

С

11

С

6

С

21

С

4

Юнир К.

2

Н

9

С

3

Н

14

Н

5

Владлена М.

3

С

5

Н

5

С

13

Н

6

Павел М.

4

С

8

С

2

Н

14

Н

7

Светлана Н.

6

В

11

С

6

С

23

В

8

Ильмир Н.

3

С

4

Н

4

С

11

Н

9

 Алия Н.

6

В

16

В

5

С

27

В


 

Таблица 4. - Результаты диагностики уровня эстетического развития

детей контрольной группы на констатирующем этапе диагностики

№ п/п

Имя, фамилия ребенка

Восприятие музыкальных произведений

Восприятие произведений ИЗО

Познавательный интерес к музыкальным произведениям

Общий балл

Общий уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень

1

Алексей О.

2

Н

5

Н

6

С

12

Н

2

Алекс П.

2

Н

10

С

5

С

17

С

3

Рушан Р.

3

С

9

С

8

В

19

С

4

Олег Р.

5

В

12

С

6

С

22

С

5

Полина С.

2

Н

11

С

9

В

22

С

6

Диана С.

3

С

17

В

9

В

29

В

7

Анна Т.

4

В

18

В

5

С

27

В

8

Виктор У.

2

Н

11

С

3

Н

16

С

9

Артем Ф.

5

В

9

С

6

С

21

С


 

 

Таблица 5. - Сравнительные данные уровней эстетического развития

Группа

Количество человек

Восприятие музыкальных произведений

Восприятие произведений ИЗО

Познавательный интерес к музыкальным произведениям

н

с

в

н

с

в

н

с

в

Контрольная

9

4

2

3

1

6

2

1

5

3

Экспериментальная

9

2

5

5

3

5

1

2

7

0

Информация о работе Развитие эстетического восприятия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности