Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:33, дипломная работа
Цель: изучить особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности.
Задачи:
1. Изучить и литературу по проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать и обобщить классификацию методов и средств эстетического воспитания. Определить место искусства в системе эстетического воспитания
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания старших дошкольников
1.2 Задачи и методы эстетического воспитания старших дошкольников
1.3 Роль художественно - эстетической деятельности в системе эстетического воспитания дошкольников
1.4 Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности
2.1 Организация исследования и диагностика уровня эстетического развития старших дошкольников
2.2 Реализация экспериментальной методики эстетического воспитания старших дошкольников
2.3 Анализ результатов исследования
2.4 Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
искусство эстетический воспитание дошкольник
Организация исследования. На 1 этапе осуществлялся: анализ психолого-педагогических источников по теме исследования; На 2 этапе проводился подбор методик для диагностики уровня эстетического развития. На 3 этапе проводилась экспериментальная работа по эстетическому воспитанию. Обобщались и систематизировались материалы исследования.
В экспериментальном исследовании приняли участие 18 воспитанников старшей группы Доу№21 «Семицветик» г.Оренбург. Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе дети были поделены на две группы контрольную и экспериментальную (таблица 2).
Цель опытно-экспериментальной работы: изучить особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности.
Исходя из, цели нами были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:
1. Выявить уровень эстетического
развития детей старшего
2. Провести целенаправленную
работу по эстетическому
Таблица 2. - Список детей контрольной и экспериментальной групп
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Самир А. |
Алексей О. |
Виктория Б. |
Алекс П. |
Ильмир Г. |
Рушан Р. |
Юнир К. |
Олег Р. |
Владлена М. |
Полина С. |
Павел М. |
Диана С. |
Светлана Н. |
Анна Т. |
Ильмир Н. |
Виктор У. |
Алия Н. |
Артем Ф. |
Как отмечалось выше в области эстетического восприятия художественно – эстетической деятельности искусства и действительности дети должны:
Диагностические методики были разработаны в соответствии этим критериям.
Методика №1. Диагностика восприятия музыкальных произведений
Стоит обратить внимание на изменение характера музыки отметить момент изменения (ритм, темп, громкость звучания, регистр и др.) поднятием руки или хлопком. Контрастные части произведения ярко выражены.
Детям предлагалось прослушать несколько композиций из репертуара Прокофьева С. С.:
«Марш Бармалея»
«Дюймовочка»
После прослушивания детям было предложено посмотреть изображения (рис. 7, рис. 8) этих героев и соотнести их с ранее прослушанной музыкой.
В ходе наблюдения за ними оценивались следующие параметры:
1) * В полной мере имеет
простейшие навыки культуры
* В достаточной мере
имеет простейшие навыки
* Не имеет, в достаточной мере, простейшие навыки культуры слушания музыки, отсутствует слуховой самоконтроль – 1 балл;
2) * Легко умеет соотносить прослушанное с иллюстративным материалом. – 3 балла;
* Умеет соотносить прослушанное
с иллюстративным материалом
после наводящей подсказки
* Затрудняется в соотношении
прослушанного с
Параметры оценки:
5-6 балов – высокий уровень
3-4 баллов средний уровень
1-2 низкий уровень [6; 15].
Методика №2 Диагностика уровня познавательного интереса к музыкальным произведениям
Предварительная работа заключалась в наблюдении за детьми в ходе восприятия музыкальных произведений. Был задан ряд общих вопросов:
- Любишь ли ты слушать музыку?
- Какая музыка тебе больше нравится?
- Слушаешь ли ты музыку дома?
После этого детям предлагалось прослушать несколько произведений
Прокофьева С. С.: «Прогулка», «Сказочка»
Шостаковича Д. Д. из цикла танцы кукол: «Полька», «Вальс – шутка». После прослушивания были заданы следующие вопросы:
- Какая мелодия тебе больше всего понравилась?
- Что ты себе представляешь, когда ее слушаешь?
Параметры оценки:
* Проявляет познавательный
интерес к музыкальным
* Проявляет интерес к
музыке, довольно эмоционально
* Слабо проявляет интерес
к музыке, спокойно, малоэмоционально
реагирует на нее, затрудняется
в оценке характера
Методика №3. Диагностика восприятия художественных произведений
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
При общении с искусством у детей пробуждаются особые эмоции, совсем не похожие на те, которые они испытывают, когда радуются или грустят. Эти эмоции способны творить чудеса: они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и раздвигают горизонты сознания.
Очень часто понимание красоты к ребёнку приходит через вкусовые оценки взрослых, в процессе диалогического общения взрослого и ребёнка. Произведения для эстетического восприятия детей должны быть художественными, доставлять наслаждение своей красотой и передавать чувства, настроение, мысли, доступные детям.
Детям были предложено несколько репродукций картин (рис. 9-10)
«Большая вода» И.И. Левитана; «Грачи прилетели» А.К. Саврасова
Во время просмотра включалась музыка А. Вивальди из цикла «Времена Года» «Весна» в исполнении Лондонского Филармонического оркестра. После детям было задано несколько вопросов.
- Что за время года изображено?
- Как называется картина?
- Кто ее написал?
- Понравилась ли вам картина?
Параметры оценки:
Отвечает самостоятельно без помощи. Без затруднений отвечают на вопрос, почему понравилась картина, высказывают личные ассоциации, яркая речь, мимика. – 3 балла;
Отвечают с подсказкой взрослого. Объясняют, почему понравилось произведение, рассказывают какие ассоциации, настроение вызвала картина, но не проявляет особого желания поделиться впечатлениями, мимика и речь эмоционально не окрашены. – 2 балла;
Затрудняется и после подсказки. Выбор понравившейся картины не мотивируют или ограничивается определениями «красивая», «яркая», «веселая» – 1 балл.
Менее 6 баллов – низкий уровень.
От 7 – 12 – средний уровень.
От 13 до 18 высокий уровень [13; 12].
Анализ результатов детей экспериментальной и контрольной групп осуществленный на констатирующем этапе диагностики представлен в ниже (таблица 3-4).
Таблица 3. - Результаты диагностики уровня эстетического развития
детей экспериментальной группы на констатирующем этапе
диагностики
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Восприятие музыкальных произведений |
Восприятие произведений ИЗО |
Познавательный интерес к музыкальным произведениям |
Общий балл |
Общий уровень | |||
Балл |
Уровень |
Балл |
Уровень |
Балл |
Уровень | ||||
1 |
Самир А, |
2 |
Н |
10 |
С |
6 |
С |
18 |
С |
2 |
Виктория Б. |
3 |
С |
6 |
Н |
7 |
С |
16 |
С |
3 |
Ильмир Г. |
4 |
С |
11 |
С |
6 |
С |
21 |
С |
4 |
Юнир К. |
2 |
Н |
9 |
С |
3 |
Н |
14 |
Н |
5 |
Владлена М. |
3 |
С |
5 |
Н |
5 |
С |
13 |
Н |
6 |
Павел М. |
4 |
С |
8 |
С |
2 |
Н |
14 |
Н |
7 |
Светлана Н. |
6 |
В |
11 |
С |
6 |
С |
23 |
В |
8 |
Ильмир Н. |
3 |
С |
4 |
Н |
4 |
С |
11 |
Н |
9 |
Алия Н. |
6 |
В |
16 |
В |
5 |
С |
27 |
В |
Таблица 4. - Результаты диагностики уровня эстетического развития
детей контрольной группы на констатирующем этапе диагностики
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Восприятие музыкальных произведений |
Восприятие произведений ИЗО |
Познавательный интерес к музыкальным произведениям |
Общий балл |
Общий уровень | |||
Балл |
Уровень |
Балл |
Уровень |
Балл |
Уровень | ||||
1 |
Алексей О. |
2 |
Н |
5 |
Н |
6 |
С |
12 |
Н |
2 |
Алекс П. |
2 |
Н |
10 |
С |
5 |
С |
17 |
С |
3 |
Рушан Р. |
3 |
С |
9 |
С |
8 |
В |
19 |
С |
4 |
Олег Р. |
5 |
В |
12 |
С |
6 |
С |
22 |
С |
5 |
Полина С. |
2 |
Н |
11 |
С |
9 |
В |
22 |
С |
6 |
Диана С. |
3 |
С |
17 |
В |
9 |
В |
29 |
В |
7 |
Анна Т. |
4 |
В |
18 |
В |
5 |
С |
27 |
В |
8 |
Виктор У. |
2 |
Н |
11 |
С |
3 |
Н |
16 |
С |
9 |
Артем Ф. |
5 |
В |
9 |
С |
6 |
С |
21 |
С |
Таблица 5. - Сравнительные данные уровней эстетического развития
Группа |
Количество человек |
Восприятие музыкальных произведений |
Восприятие произведений ИЗО |
Познавательный интерес к музыкальным произведениям | ||||||
н |
с |
в |
н |
с |
в |
н |
с |
в | ||
Контрольная |
9 |
4 |
2 |
3 |
1 |
6 |
2 |
1 |
5 |
3 |
Экспериментальная |
9 |
2 |
5 |
5 |
3 |
5 |
1 |
2 |
7 |
0 |