Развитие эстетического восприятия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:33, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности.
Задачи:
1. Изучить и литературу по проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать и обобщить классификацию методов и средств эстетического воспитания. Определить место искусства в системе эстетического воспитания

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания старших дошкольников
1.2 Задачи и методы эстетического воспитания старших дошкольников
1.3 Роль художественно - эстетической деятельности в системе эстетического воспитания дошкольников
1.4 Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности
2.1 Организация исследования и диагностика уровня эстетического развития старших дошкольников
2.2 Реализация экспериментальной методики эстетического воспитания старших дошкольников
2.3 Анализ результатов исследования
2.4 Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ универ.docx

— 197.44 Кб (Скачать файл)

Дети стоят в общем кругу, разбившись на тройки.

На запев идут, взявшись тройками за руки, образуя маленькие кружочки.

С концом фразы первый и третий ребенок разрывают руки, и “тройки” разворачиваются лицом в общий круг. Одновременно первый и второй ребенок образуют “воротики”, подняв сцепленные руки.

На припев третий идет в “воротики”, проводя в них и второго, с которым тут же образует вторые “воротики”.

Первый ребенок проходит во вторые “воротики”, ведя за собой второго.

На второй запев дети двигаются в общем кругу, взявшись за руки.

На припев движения повторяются.

На четвертый куплет мальчики идут в центр круга, начинается перепляс.

С концом пятого куплета мальчики возвращаются на свои места.

На шестой и седьмой куплеты повторяются движения первых двух куплетов.

Вед. Засиделись мы, заигрались. Вечер поздний. Пора нам возвращаться в настоящее время. А хозяюшке скажем спасибо за угощение и за теплый прием.

Хозяюшка. В добрый путь! Заходите на мой огонек еще раз.

(Вед. с детьми уезжают  на “поезде” в “настоящее”  время).

Вед. Ребята, понравилось вам в гостях?

Какую песню мы с вами выучили?

Что нового узнали? [6; 18].

Занятие №3

"Путешествие  во времена года. Весна"

Цель:

закреплять умение слушать музыку и понимать характер музыкального произведения;

развивать творческое мышление и воображение при придумывании сюжета для рисования;

закреплять навыки работы с гуашью;

Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения, ориентироваться на окончание слов при согласовании существительных и прилагательных в роде;

активизировать словарный запас, упражнять в подборе определений;

развивать внимание;

упражнять в прямом счете, сравнении групп предметов;

уточнять представления детей о характерных признаках весны: увеличение светового дня, таяние снега, набухание почек, появление цветов, возвращение перелетных птиц;

закреплять знания о перелетных и зимующих птицах;

воспитывать коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес, любовь к природе, эмоциональное восприятие.

Предварительная работа:

1) наблюдение примет наступающей  весны в природе;

2) дидактические игры  “Телефон”, “Запомни, назови” на  закрепление названий ранних  весенних цветов;

3) игры и упражнения  “Улетают – не улетают”, “Кто, где и как зимует” (различие  зимующих и перелетных птиц).

Словарная работа: закрепить термины – фон, теплые и холодные цвета.

Материал: фонограмма П.И.Чайковского из цикла “Времена года” “Подснежник” (апрель); фонограмма пения птиц; карточки с изображением цветов, птиц; 2 мольберта; эмблемы (снежинка, весенняя проталинка); “следы” весны; тонированный рулон обоев для рисования; гуашь; “печатки”; кисти; мокрые тряпочки.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал. Их встречает воспитатель.

- Здравствуйте, ребята! Я  рада встрече с вами! Мне очень  нужна ваша помощь. Смотрите, чей-то  след! Но вот я никак не пойму, кто же его оставил? Прислушайтесь. Вы ничего не слышите?

 

Кто прошел так тихо-тихо?

Ну, конечно, не слониха,

И, конечно, бегемот

Тихо так пройти не мог.

И никто из вас не слышал,

Как листок из почки вышел,

И услышать не могли вы,

Как зеленые травинки,

Сняв зеленые ботинки,

Тихо вышли из земли.

И подснежник тихо вышел.

И повсюду тишина.

Это значит, это значит:

Тише всех пришла…(Весна).

 

- Так вот, кто след оставил! Ребята, давайте присядем на весеннюю  полянку.

Дети садятся вокруг “полянки”. Звучит фонограмма: пение птиц.

- Слышите: птицы шумят, поют, хлопочут.

- О чем? (О весне, о солнышке, о гнездах)

- Весна. Какая она? (Нежная, радостная, звонкая…)

- Что за чудеса происходят  весной, когда пригревает солнышко? (Тает снег, бегут ручьи, прилетают  птицы, расцветают цветы)

- Чем пахнет весна? (Цветами, талым снегом)

- Отгадайте: из-под снега  расцветает, раньше всех весну  встречает? (подснежник)

- Какие еще весенние  цветы вы знаете?

Проводится дидактическая игра “Весенние цветы”. Воспитатель показывает иллюстрации, дети называют. Цветы – карточки выкладываются на “поляну”.

Как называется этот цветок?

- Подсчитайте, сколько весенних  цветов на поляне?

- Сколько на проталинке  подснежников?

- Подснежников много, потому  что они самые первые, ранние, весенние цветы.

- Дети, кто весну на  крыльях приносит? (Птицы)

- Как называются эти  птицы? (Перелетные)

- Почему их называют  перелетными?

- А как называют птиц, которые не улетают? (Зимующие)

Физминутка. Подвижная игра “Зимующие и перелетные”.

- Давайте поиграем, становитесь  в круг. Если я назову перелетную  птицу – “летите” и “машите крыльями”. Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.

Дети поют: “Друг за другом мы идем, дружно, весело поем. Надо думать, не зевать, только верно показать”.

- Молодцы, хорошо знаете  птиц. Садитесь на стулья.

- Собрались все птицы  на полянке и не разобрать  – где перелетные, где зимующие. Давайте их разделим. На одну  полянку нужно поместить перелетных  птиц, на другую – зимующих.

Стоят два мольберта. На одном эмблема – снежинка, на другом – весенняя проталинка. Задание выполняют 2-4 ребенка.

Пока дети выполняют задание, показывается репродукция картины Левитана «Март».

- Что изображено на  этой картине?

Кто ее написал?

Какие картины вы еще знаете где изображена весна?

Ответы: «Весна. Большая вода» Левитана, «Грачи прилетели» Сурикова и т. д.

(Проверить задание на мольбертах).

- Сколько зимующих птиц?

- Сколько перелетных?

- Каких птиц больше?

- На сколько?

- Что нужно сделать, чтобы  перелетных птиц стало столько, сколько зимующих? (Ответы детей)

Дети сидят на стульчиках.

- Весна – время удивительных  перемен: природа пробуждается, все  вокруг становится светлым, чистым, прозрачным. Появляются насекомые. А давайте поиграем и расскажем, какие насекомые? Выходите на  полянку.

Физкультурная минутка “Пчела”.

 

Прилетела к нам вчера полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелек.

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

 

Машут ладошками.

На каждое название насекомого загибают один пальчик.

Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.

Машут ладошками. Роняют ладони на стол.

- Молодцы, ребята! Мы сегодня  с вами нарисуем картину о  весне. А помогут нам в этом  краски, в которых спрятаны и  солнышко, и ручеек, и голубое  небо… Мы должны их освободить. Кого можно освободить из коричневой  краски? (Воробья, муравья) А из желтой? (Одуванчик) и т.д. Пофантазируем, добавим  чуточку любви – и сказка  оживет.

Пол застелен газетами. Поверх их лежит тонированный рулон обоев для рисования. Разведены гуашевые краски в тарелочках. Сделаны “печатки” из картофеля, есть кисти, мокрые тряпочки.

Дети приступают к рисованию картины. Работают все вместе над одной картиной (10-12 мин.).

- Чем мы нарисовали  нашу картину? (Дети перечисляют)

Звучит фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского из цикла “Времена года” – “Подснежник” (апрель). – Ребята, вы узнали это музыкальное произведение?

- Какая музыка по характеру?

- Как музыка рассказывает  о природе?

Тихонько в зал входит Весна. Читает стихотворение.

 

Я, Весна – красна!

Бужу землю ото сна.

Набухайте на веточках почки,

Распускайтесь неслышно листочки.

Снег, побыстрей в ручейки превращайся,

Травка-муравка, вставай, поднимайся!

 

 

- Дети, вы сегодня дружно, хорошо работали, старались. Ребята, приглашайте гостью на выставку  и расскажите о своей картине.

Весна хвалит детей и приглашает в хоровод народной закличкой “Матушка – Весна”.

 

Идет Матушка – Весна,

Открывайте ворота,

Первый март пришел –

Всех детей привел,

А за ним и апрель –

Отвори окно и дверь.

А уж как пришел май –

Сколько хочешь гуляй.

Дети уходят в группу

[13; 101].

 

На этом работа на формирующем этапе эксперимента была закончена и мы приступили к заключительной диагностике в ходе контрольного эксперимента.

 

2.3 Анализ результатов исследования

 

С целью определения эффективности разработанной методики эстетического развития в процессе восприятия произведений искусства был проведен контрольный эксперимент, который проводился с экспериментальной и контрольной группами.

Задачи контрольного эксперимента:

  1. Выявить динамику эстетического развития старших дошкольников;
  2. Определить эффективность разработанной методики эстетического развития старших дошкольников.

На данном этапе использовался тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе эксперимента.

Результаты контрольной диагностики в экспериментальной и контрольной группах приведены в таблице 6 и таблице 7.

 

Таблица 6. - Результаты контрольной диагностики в

экспериментальной группе

№ п/п

Имя, фамилия ребенка

Восприятие музыкальных произведений

Восприятие произведений ИЗО

Познавательный интерес к музыкальным произведениям

Общий балл

Общий уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень

1

Самир А.

2

Н

12

С

8

В

23

В

2

Виктория Б.

3

С

7

С

9

В

19

С

3

Ильмир Г.

4

С

11

С

8

В

23

В

4

Юнир К.

3

С

9

С

4

С

16

С

5

Владлена М.

4

С

5

Н

6

С

15

С

6

Павел М.

5

В

8

С

4

С

17

С

7

Светлана Н.

6

В

13

В

6

С

25

В

8

Ильмир Н.

3

С

7

С

5

С

15

С

9

Алия Н.

6

В

16

В

6

С

28

В


 

Таблица 7. - Результаты контрольной диагностики в контрольной

группе

п/п

Имя, фамилия ребенка

Восприятие музыкальных произведений

Восприятие произведений ИЗО

Познавательный интерес к музыкальным произведениям

Общий балл

Общий уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень

1

Алекс П.

2

Н

10

С

9

В

20

С

2

Рушан Р.

5

С

9

С

8

В

19

С

3

Олег Р.

5

В

12

С

6

С

22

С

4

Полина С.

2

Н

12

С

9

В

23

В

5

Диана С.

3

С

17

В

9

В

29

В

6

Анна Т.

4

В

18

В

4

С

26

В

7

Виктор У.

2

Н

11

 С

3

Н

15

С

8

Артем Ф.

4

С

9

С

6

С

20

С

9

 Алексей О.

3

С

7

С

6

С

15

С

Информация о работе Развитие эстетического восприятия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности