Развитие эстетического восприятия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:33, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности.
Задачи:
1. Изучить и литературу по проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать и обобщить классификацию методов и средств эстетического воспитания. Определить место искусства в системе эстетического воспитания

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания старших дошкольников
1.2 Задачи и методы эстетического воспитания старших дошкольников
1.3 Роль художественно - эстетической деятельности в системе эстетического воспитания дошкольников
1.4 Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности
2.1 Организация исследования и диагностика уровня эстетического развития старших дошкольников
2.2 Реализация экспериментальной методики эстетического воспитания старших дошкольников
2.3 Анализ результатов исследования
2.4 Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ универ.docx

— 197.44 Кб (Скачать файл)

 

Рис. 1. - Гистограмма сравнительных данных эстетического развития

старших дошкольников

 

Данные результаты переведем в проценты и получим что на:

Высоком уровне – 25%

Среднем – 50%

Низком – 25%

Как видно из таблицы 9 детей (55%) находятся на среднем уровне, 5 детей (25%) на низком уровне. С высоким уровнем 4 (20%) ребенка.

Анализируя отдельно каждый показатель, можно констатировать, что небольшое затруднение у детей вызвали задания на слушание музыкальных произведений. Так, при выполнении первого задания на восприятия музыкальных произведений у 7 детей (37,5%) диагностика показала низкий уровень. На высоком уровне 4 (25%), на среднем 7 (37,5%).

При определении особенностей восприятия художественных произведений стоит отметить, что в целом все дети принимали активное участие. Но 5 детей (27%) проявили незначительный интерес, что и показала диагностика – низкий уровень. У 11 (55%) детей диагностика вывела средний уровень. 2 (18%) детей активно принимали участие знали название репродукций картин правильно соотнесли их с музыкальным сопровождением легко и не принужденно отвечали на вопросы без помощи взрослого.

Что же касается познавательного интереса к музыке 4 (22,5%) детей на низком уровне, 3 (22,5%) детей на высоком уровне, 11 (55%) на среднем уровне.

 

Рис. 2. - Показатели эстетического развития детей контрольной группы

 

Рис. 3. - Показатели эстетического развития детей контрольной группы

 

На основании данных диагностики было определено, что у детей в контрольной и экспериментальной группах эстетическое развитие было примерно на одинаковых уровнях, распределение детей по уровням оценки внутри группы и между группами равнозначно.

 

2.2 Реализация экспериментальной методики эстетического

воспитания старших дошкольников

 

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, мы наметили для себя дальнейшую работу по развитию эстетического восприятия.

Для дальнейшей исследовательской деятельности мы разделили данную группу детей на две подгруппы, по 9 человек в каждой.

В начале формирующего эксперимента была сформулирована и поставлена цель дальнейшей работы.

Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилась разработка методики развития эстетических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия художественно-эстетической деятельности.

Характеризуя эстетические представления, надо рассмотреть те качества, наличие которых необходимо ребенку для выполнения конкретной деятельности. Такими способностями являются:

  1. Способность целостного восприятия произведения искусства (т.е. внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств выразительности);
  2. Способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии произведений искусства.

Восприятие произведений искусства вызывает сопереживание, сочувствие тому, что в ней выражено, рождает ассоциации, то можно говорить о творческом характере процесса восприятия.

Развивая эстетические представления у детей, мы стремились к тому, чтобы дети запоминали отдельные музыкальные произведения, запоминали имена композиторов; В восприятии художественных произведения запоминали имена художников узнавали их при показе.

Занятие №1

Цель: Сформировать умение выразить в пластике настроение музыки.

Развитие эстетических представлений.

Задачи:

Учить эмоционально откликаться на музыку.

Развивать музыкальные и творческие способности детей.

Развивать умения определять тот или иной образ.

Ход урока.

Дети слушают музыку которая им предлагалась во время проведения констатирующего эксперимента.

Педагог: Здравствуйте, дети! Вам понравилась музыка, которая встретила вас?

Дети: Да!

Педагог: А как вы думаете, какое настроение несёт эта музыка? Что вы чувствуете, когда она звучит?

Дети: Она плавная, нежная, красивая, лёгкая.

Педагог: А какие движения можно придумать под эту музыку?

Дети: Движения должны быть плавные, свободные, можно кружиться, мы как будто на балу.

Педагог: Попробуйте поимпровизировать….

Звучит “Вальс цветов”. Дети врассыпную придумывают движения.

Педагог: Молодцы, прекрасно! Главное – вы правильно уловили суть музыки и не делали резких скачков, а двигались плавно и мягко. А кто может сказать, как называется человек, который сочиняет музыку?

Дети: Композитор!

Педагог: Правильно, Эту музыку написал великий русский композитор П. Чайковский. А какие произведения этого композитора вы ещё знаете?

Дети: “Утренняя молитва”, “Болезнь куклы”.

Педагог: Молодцы! А как называются движения под музыку?

Дети: Танец!

Педагог: Конечно! А эта музыка называется “Вальс цветов”. И сейчас мы с вами станем частичками одного большого цветка.

Дети: Его лепестками!

Педагог: Итак, какой цветок будем изображать?

Дети: Розу! Ромашку!

Дети и педагог встают в круг лицом в центр, поднимают руки вверх, делают их свободными и мягкими, как лепестки. Нужно сделать 4 небольших шага в центр круга, сесть на корточки и опустить головы (“Бутон закрывается”), затем не спеша встать, сделать 4 шага назад, плавно поднимая руки (“Бутон распускается”), так сделать несколько раз под музыку П. Чайковского. Обязательное условие – одновременность и синхронность действий каждого.

Педагог: А сейчас – новая музыка! Послушайте! Каков её характер?

Звучит «Шествие кузнечиков» Прокофьева С. С.

Дети: Она задорная, весёлая, быстрая!

Педагог: Конечно! Её написал русский композитор Прокофьев. Какие произведения этого композитора мы еще знаем

Дети: «Дюймовочка», «Марш Бармалея».

Педагог: Правильно! Как же нам двигаться под эту музыку?

Дети: Наверное…прыжками!

Педагог: Хорошо. Тогда вначале мы будем двигаться, как кузнечики…

Дети: Будем прыгать!

Педагог: Прекрасно! Сегодня вы познакомились с некоторыми музыкальными образами. На следующем занятии мы продолжим нашу работу. До свидания! [7; 110].

Занятие №2.

Интегрированное занятие по музыке и ритмике "Древняя магия хоровода"

Цели:

учить детей слушать и слышать музыку;

эмоционально, выразительно исполнять песни, самостоятельно продумывая их исполнительский план в процессе двигательной импровизации;

развивать эстетические представления.

Задачи:

Воспитательные:

формировать у детей интереса изучать традицию и историю своего народа;

воспитывать любовь к народному танцу. Способствовать развитию творческих проявлений;

способствовать формированию у детей восприятия народной культуры как целостного мира, гармонично объединяющего в единый круг философию, труд, быт и праздник наших предков.

Образовательные:

развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);

формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;

развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей.

Оформление: предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетеные кружева, деревянные расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки, глиняные свистульки.

Ведущая (хозяюшка) в русском костюме обращается к детям.

Ход занятия

Вед. Здравствуйте, дети. Я рад встрече с вами. Вы знаете, когда я сегодня утром шла на работу, меня вдруг как будто подхватил ветер, и я отправилась в необыкновенное путешествие. А вы любите путешествовать? На чем?

Дети: На машине, самолете, пароходе.

Вед. Да, путешествовать можно по-разному. А я вас приглашаю в необычное путешествие: путешествие во времени. А помогут нам наше воображение, смекалка, фантазия и знания. Давайте встанем друг за другом, и представим, что мы все едем в поезде. Этот поезд не простой – волшебный.

(Под звуки поезда дети  изображают его движение)

Вед. Ребята, наш поезд перенес нас в удивительное прошлое, в те времена, когда в избах готовили вкусные блины прямо в печке, пряли пряжу на веретене, развлекали гостей игрой на ложках.

Ой, посмотрите, что мы видим? Это же русская изба. А кто же в ней живет?

Хозяюшка. Здравствуйте гости дорогие! Добро пожаловать!

Вед. Ребята, давайте споем хозяйке нашу песенку про гостей.

(“Игра в гости”)

Хозяюшка. Проходите гости дорогие, усаживайтесь поудобнее. Нравится вам моя изба?

 

Здесь и ложки расписные,

Занавески кружевные,

Тут стоит веретено

Здесь уютно и тепло.

 

В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивали полевые работы – собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице, “от скуки бери дело в руки”. Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки да плошки вытачивают.

Весело было! А чтобы работа у них спорилась – песню затягивали, да пританцовывали.

И сегодня вы собрались в моей горнице, мы и с песней русской народной познакомимся и потанцуем.

Вед. Ребята, давайте разучим с вами веселую русскую народную песню “Как у наших у ворот”. Я спою, а вы послушайте внимательно. (Учитель поет песню)

Понравилась вам песня?

Как вы думаете эта песня веселая или грустная?

(Разучивание песни)

 

“Как у наших у ворот”

Как у наших у ворот,

Как у наших у ворот.

Ай люли у ворот,

Ай люли, у ворот.

Стоял девок хоровод,

Стоял девок хоровод.

Ай люли хоровод,

Ай люли хоровод.

Молоденьких табунок,

Молоденьких табунок.

Ай люли, табунок,

Ай люли, табунок.

Меня девки кликали,

Меня девки кликали.

Ай люли, кликали,

Ай люли, кликали.

Молодушки манили,

Молодушки манили.

Ай люли, манили,

Ай люли, манили.

На улицу погулять,

На улицу погулять.

Ай люли, погулять,

Ай люли, погулять.

С ребятами поиграть,

С ребятами поиграть.

Ай люли, поиграть,

Ай люли, поиграть.

 

Хозяюшка. Ребятки, вы, наверное, засиделись. Наши деревенские мальчишки и девчонки очень любят играть в игру “Арина”. Так вы ее тоже знаете?! Давайте поиграем!

Песню вы, ребята хорошо спели. А в старые добрые времена пели, да еще и хороводы водили.

Сегодня мы будем водить хоровод. “Что ж тут сложного, – подумаете вы, – да это же для самых маленьких – ходить по кругу”. А вы знаете, что такое хоровод?

Дети. (Ответ детей).

Хозяюшка. Водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это еще и петь, и танцевать, и исполнять интересные роли. Хоровод принимает в себя всех. Хороводные движения бывают простыми и сложными.

(Приглашает детей в  круг, предлагает выполнять движения  вместе с ней).

Давайте, ребята все встанем и попробуем, взявшись за руки, плавно походить сначала в одну сторону, затем в другую. И это уже хоровод.

Но вот круг разомкнулся, внутри него образовался второй, поменьше. И кружатся они в разные стороны. Вот из двух кругов уже образовалась колонна, превратилась в две цепочки, а цепочки то сплетутся, то расплетутся. Привычного круга уже нет–но это тоже хоровод.

Хороводы бывают медленные, плавно скользящие, будто переливающиеся, и скорые, плясовые, когда словно вихрь подхватит вас и закружит в радостном движении. Скорые хороводы требуют быстроты и ловкости: нужно и ритм сохранить, и танцевальные движения выполнить – то внезапно повернуться, то проскочить в “воротики”.

Итак, хоровод – это музыка, танец и игра одновременно. Некоторые хороводные песни превращаются в целые сценки, изображающие чаще всего то, о чем поется в песне. И сейчас мы с вами попробуем завести хоровод под песню “Как у наших у ворот”.

Информация о работе Развитие эстетического восприятия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности