Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:33, дипломная работа
Цель: изучить особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности.
Задачи:
1. Изучить и литературу по проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать и обобщить классификацию методов и средств эстетического воспитания. Определить место искусства в системе эстетического воспитания
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания старших дошкольников
1.2 Задачи и методы эстетического воспитания старших дошкольников
1.3 Роль художественно - эстетической деятельности в системе эстетического воспитания дошкольников
1.4 Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности
2.1 Организация исследования и диагностика уровня эстетического развития старших дошкольников
2.2 Реализация экспериментальной методики эстетического воспитания старших дошкольников
2.3 Анализ результатов исследования
2.4 Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Индивидуальная динамика результативности контрольной диагностики в контрольной и экспериментальной группах представлена на рисунке 4 и 5.
Рис. 4. - Индивидуальная динамика результатов контрольной
диагностики детей экспериментальной группы
Рис. 5. - Индивидуальная динамика результатов контрольной
диагностики у детей контрольной группы
Как видно из гистограмм в экспериментальной группе произошли изменения. Особенно улучшились результаты у 4 детей (40%). У четверых детей (40%) результат увеличился на 2 балла, у троих детей (30%) результат улучшился на один 3 бала. Самое не значительное увеличение произошло еще у одного ребенка 10% на 3 бала. У одного же результат увеличился на 5 баллов.
Анализируя индивидуальные изменения в контрольной группе можно заключить, что у двоих детей 22% результаты увеличились на 1 балл, у четверых 44% осталось на прежнем уровне. Стоит отметить что у троих 34% результат был хуже на 1 балл чем на констатирующем этапе эксперимента.
Общую картину распределения детей контрольной и экспериментальной групп по уровням эстетического развития можно увидеть в таблице 8 и в таблице 9.
Таблица 8. - Результаты контрольной диагностики в
экспериментальной группе
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Общий балл |
Общий уровень |
1 |
Самир А. |
23 |
В |
2 |
Виктория Б. |
19 |
С |
3 |
Ильмир Г. |
23 |
В |
4 |
Юнир К. |
16 |
С |
5 |
Владлена М. |
15 |
С |
6 |
Павел М. |
17 |
С |
7 |
Светлана Н. |
25 |
В |
8 |
Ильмир Н. |
15 |
С |
9 |
Алия Н. |
28 |
В |
Таблица 9. - Результаты контрольной диагностики в контрольной
группе
№ п/п |
Имя, фамилия ребенка |
Общий балл |
Общий уровень |
1 |
Алекс П. |
20 |
С |
2 |
Рушан Р. |
19 |
С |
3 |
Олег Р. |
22 |
С |
4 |
Полина С. |
23 |
В |
5 |
Диана С. |
29 |
В |
6 |
Анна Т. |
26 |
В |
7 |
Виктор У. |
15 |
С |
8 |
Артем Ф. |
20 |
С |
Алексей А. |
15 |
С |
В экспериментальной группе трое детей переместились на высокий уровень, пятеро детей с низкого на средний ребенок улучшил свои результаты до высокого уровня. Двое детей остались по-прежнему на высоком уровне, но у них произошли изменения в результатах отдельных показателей эстетического развития.
В контрольной произошли следующие изменения: один ребенок перешел со среднего на высокий уровень, (незначительные изменения в показателях). У троих детей результат был хуже чем на констатирующем этапе диагностики.
Распределение детей по уровням эстетического развития по итогам контрольной диагностики в экспериментальной группе можно увидеть на рисунке 6.
Рис. 6. - Распределение детей экспериментальной группы по уровням
эстетического развития
Из вышесказанного можно сделать вывод об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента.
Таким образом закончив экспериментальное исследование можно сделать вывод о проделанной работе. На 1 этапе осуществлялся: анализ психолого-педагогических и социально-педагогических исследований по теме исследования. На 2 этапе проводился подбор методик для диагностики уровня развития познавательных процессов. На 3 этапе проводилась экспериментальная работа по развитию эстетических представлений. Обобщались и систематизировались материалы исследования.
Диагностировались следующие критерии:
- восприятие музыки дети
должны были видеть и отмечать
красоту произведений
- восприятие произведений
художественного искусства
- Уровень познавательного
интереса к произведениям
На формирующем этапе эксперимента была подобранна серия интегрированных занятий на эстетическое развитие.
После была проведена контрольная диагностика. Дети были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В экспериментальной группе произошли следующие изменения особенно улучшились результаты у 4 детей (40%). У четверых детей (40%) результат увеличился на 2 балла, у троих детей (30%) результат улучшился на один 3 бала. Самое не значительное увеличение произошло еще у одного ребенка 10% на 3 бала. У одного же результат увеличился на 5 баллов.
Анализируя индивидуальные изменения в контрольной группе можно заключить, что у двоих детей 22% результаты увеличились на 1 балл, у четверых 44% осталось на прежнем уровне. Стоит отметить, что у троих 34% результат был хуже на 1 балл, чем на констатирующем этапе эксперимента.
Что же касается распределения по уровням то в экспериментальной группе трое детей переместились на высокий уровень, пятеро детей с низкого на средний ребенок улучшил свои результаты до высокого уровня. Двое детей остались по-прежнему на высоком уровне, но у них произошли изменения в результатах отдельных показателей эстетического развития.
В контрольной произошли следующие изменения: один ребенок перешел со среднего на высокий уровень, (незначительные изменения в показателях). У троих детей результат был хуже, чем на констатирующем этапе диагностики. Таким образом, можно сказать что работа по эстетическому развитию была проведена успешно, что доказывают результаты диагностики.
В ходе исследовательской работы нами была изучена научная сущность эстетического воспитания. Были определены психолого-педагогические основы содержания эстетических представлений. Была рассмотрена классификация методов и приемов эстетического воспитания. Были определены критерии эстетического воспитания. Было определено место искусства в системе эстетического воспитания.
В процессе опытно-экспериментальной работы были выявлены особенности эстетического развития у детей контрольной и экспериментальной групп, а также подобрана серия интегрированных занятий по развитию эстетических представлений детей экспериментальной группы. На контрольном этапе нашего исследования была проведена диагностика, В экспериментальной группе произошли следующие изменения особенно улучшились результаты у 4 детей (40%). У четверых детей (40%) результат увеличился на 2 балла, у троих детей (30%) результат улучшился на один 3 бала. Самое не значительное увеличение произошло еще у одного ребенка 10% на 3 бала. У одного же результат увеличился на 5 баллов.
Анализируя индивидуальные изменения в контрольной группе можно заключить, что у двоих детей 22% результаты увеличились на 1 балл, у четверых 44% осталось на прежнем уровне. Стоит отметить что у троих 34% результат был хуже на 1 балл чем на констатирующем этапе эксперимента.
Что же касается распределения по уровням то в экспериментальной группе трое детей переместились на высокий уровень, пятеро детей с низкого на средний ребенок улучшил свои результаты до высокого уровня. Двое детей остались по-прежнему на высоком уровне, но у них произошли изменения в результатах отдельных показателей эстетического развития.
В контрольной произошли следующие изменения: один ребенок перешел со среднего на высокий уровень, (незначительные изменения в показателях). У троих детей результат был хуже, чем на констатирующем этапе диагностики.
Все знания и умения, все то, новое, что открывает детский сад детскому уму, должны приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир вскрывался перед ними и, чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни. И этому может сильнее всего помочь художественно – эстетическая деятельность.
Произведения искусства дети примут и полюбят только тогда, если они подойдут к ним просто, не в виде чего-то изобретенного взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.
В данном исследовании обнаружена роль художественно – эстетической деятельности, как основы способствующей эмоционально-эстетическому развитию и определены потенциальные возможности художественно – эстетической деятельности как педагогического фактора формирования эстетических качеств личности.
Художественно – эстетической деятельности развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость – одна из важнейших функций.
Исходя из, вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель, поставленная в начале исследовательской работы достигнута, а гипотетическое положение о том, что эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если: педагогический процесс строится с учётом имеющегося эстетического опыта воспитанников; реализована методика эстетического воспитания старших дошкольников, средствами художественно – эстетической деятельности; восприятию подтвердилось. Можно сказать что работа проделана успешно.
Размещено на Allbest.ru