Развитие эстетического восприятия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:33, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности.
Задачи:
1. Изучить и литературу по проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать и обобщить классификацию методов и средств эстетического воспитания. Определить место искусства в системе эстетического воспитания

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания старших дошкольников
1.2 Задачи и методы эстетического воспитания старших дошкольников
1.3 Роль художественно - эстетической деятельности в системе эстетического воспитания дошкольников
1.4 Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности
2.1 Организация исследования и диагностика уровня эстетического развития старших дошкольников
2.2 Реализация экспериментальной методики эстетического воспитания старших дошкольников
2.3 Анализ результатов исследования
2.4 Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ универ.docx

— 197.44 Кб (Скачать файл)

 

Индивидуальная динамика результативности контрольной диагностики в контрольной и экспериментальной группах представлена на рисунке 4 и 5.

 

Рис. 4. - Индивидуальная динамика результатов контрольной

диагностики детей экспериментальной группы

 

Рис. 5. - Индивидуальная динамика результатов контрольной

диагностики у детей контрольной группы

 

Как видно из гистограмм в экспериментальной группе произошли изменения. Особенно улучшились результаты у 4 детей (40%). У четверых детей (40%) результат увеличился на 2 балла, у троих детей (30%) результат улучшился на один 3 бала. Самое не значительное увеличение произошло еще у одного ребенка 10% на 3 бала. У одного же результат увеличился на 5 баллов.

Анализируя индивидуальные изменения в контрольной группе можно заключить, что у двоих детей 22% результаты увеличились на 1 балл, у четверых 44% осталось на прежнем уровне. Стоит отметить что у троих 34% результат был хуже на 1 балл чем на констатирующем этапе эксперимента.

Общую картину распределения детей контрольной и экспериментальной групп по уровням эстетического развития можно увидеть в таблице 8 и в таблице 9.

 

Таблица 8. - Результаты контрольной диагностики в

экспериментальной группе

№ п/п

Имя, фамилия ребенка

Общий балл

 Общий уровень

1

Самир А.

23

В

2

Виктория Б.

19

С

3

Ильмир Г.

23

В

4

Юнир К.

16

С

5

Владлена М.

15

С

6

Павел М.

17

С

7

 Светлана Н.

25

В

8

Ильмир Н.

15

С

9

Алия Н.

28

В


 

Таблица 9. - Результаты контрольной диагностики в контрольной

группе

№ п/п

Имя, фамилия ребенка

Общий балл

Общий уровень

1

Алекс П.

20

С

2

Рушан Р.

19

С

3

Олег Р.

22

С

4

Полина С.

23

В

5

 Диана С.

29

В

6

Анна Т.

26

В

7

Виктор У.

15

С

8

Артем Ф.

20

С

 

Алексей А.

15

С


 

В экспериментальной группе трое детей переместились на высокий уровень, пятеро детей с низкого на средний ребенок улучшил свои результаты до высокого уровня. Двое детей остались по-прежнему на высоком уровне, но у них произошли изменения в результатах отдельных показателей эстетического развития.

В контрольной произошли следующие изменения: один ребенок перешел со среднего на высокий уровень, (незначительные изменения в показателях). У троих детей результат был хуже чем на констатирующем этапе диагностики.

Распределение детей по уровням эстетического развития по итогам контрольной диагностики в экспериментальной группе можно увидеть на рисунке 6.

 

Рис. 6. - Распределение детей экспериментальной группы по уровням

эстетического развития

 

Из вышесказанного можно сделать вывод об эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента.

 

 

2.4 Выводы по второй главе

 

Таким образом закончив экспериментальное исследование можно сделать вывод о проделанной работе. На 1 этапе осуществлялся: анализ психолого-педагогических и социально-педагогических исследований по теме исследования. На 2 этапе проводился подбор методик для диагностики уровня развития познавательных процессов. На 3 этапе проводилась экспериментальная работа по развитию эстетических представлений. Обобщались и систематизировались материалы исследования.

Диагностировались следующие критерии:

- восприятие музыки дети  должны были видеть и отмечать  красоту произведений музыкального  искусства, выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание слушать.

- восприятие произведений  художественного искусства дети  должны знать имена и некоторые  произведения 2-3 художников название  их работ, эмоционально отзываться  на их демонстрацию.

- Уровень познавательного  интереса к произведениям искусства

На формирующем этапе эксперимента была подобранна серия интегрированных занятий на эстетическое развитие.

После была проведена контрольная диагностика. Дети были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. В экспериментальной группе произошли следующие изменения особенно улучшились результаты у 4 детей (40%). У четверых детей (40%) результат увеличился на 2 балла, у троих детей (30%) результат улучшился на один 3 бала. Самое не значительное увеличение произошло еще у одного ребенка 10% на 3 бала. У одного же результат увеличился на 5 баллов.

Анализируя индивидуальные изменения в контрольной группе можно заключить, что у двоих детей 22% результаты увеличились на 1 балл, у четверых 44% осталось на прежнем уровне. Стоит отметить, что у троих 34% результат был хуже на 1 балл, чем на констатирующем этапе эксперимента.

Что же касается распределения по уровням то в экспериментальной группе трое детей переместились на высокий уровень, пятеро детей с низкого на средний ребенок улучшил свои результаты до высокого уровня. Двое детей остались по-прежнему на высоком уровне, но у них произошли изменения в результатах отдельных показателей эстетического развития.

В контрольной произошли следующие изменения: один ребенок перешел со среднего на высокий уровень, (незначительные изменения в показателях). У троих детей результат был хуже, чем на констатирующем этапе диагностики. Таким образом, можно сказать что работа по эстетическому развитию была проведена успешно, что доказывают результаты диагностики.

 

 

Заключение

 

В ходе исследовательской работы нами была изучена научная сущность эстетического воспитания. Были определены психолого-педагогические основы содержания эстетических представлений. Была рассмотрена классификация методов и приемов эстетического воспитания. Были определены критерии эстетического воспитания. Было определено место искусства в системе эстетического воспитания.

В процессе опытно-экспериментальной работы были выявлены особенности эстетического развития у детей контрольной и экспериментальной групп, а также подобрана серия интегрированных занятий по развитию эстетических представлений детей экспериментальной группы. На контрольном этапе нашего исследования была проведена диагностика, В экспериментальной группе произошли следующие изменения особенно улучшились результаты у 4 детей (40%). У четверых детей (40%) результат увеличился на 2 балла, у троих детей (30%) результат улучшился на один 3 бала. Самое не значительное увеличение произошло еще у одного ребенка 10% на 3 бала. У одного же результат увеличился на 5 баллов.

Анализируя индивидуальные изменения в контрольной группе можно заключить, что у двоих детей 22% результаты увеличились на 1 балл, у четверых 44% осталось на прежнем уровне. Стоит отметить что у троих 34% результат был хуже на 1 балл чем на констатирующем этапе эксперимента.

Что же касается распределения по уровням то в экспериментальной группе трое детей переместились на высокий уровень, пятеро детей с низкого на средний ребенок улучшил свои результаты до высокого уровня. Двое детей остались по-прежнему на высоком уровне, но у них произошли изменения в результатах отдельных показателей эстетического развития.

В контрольной произошли следующие изменения: один ребенок перешел со среднего на высокий уровень, (незначительные изменения в показателях). У троих детей результат был хуже, чем на констатирующем этапе диагностики.

Все знания и умения, все то, новое, что открывает детский сад детскому уму, должны приходить детям в живом виде, таким, каким все это приходит к нам в жизни. Надо, чтобы, вникая в эти незнакомые еще уму вещи, чувство детей раскрывалось для жизни как можно полнее, чтобы широкий, многозвучный мир вскрывался перед ними и, чтобы они, через эти новые знания, входили в него всем своим жизненным существом, радуясь жизни. И этому может сильнее всего помочь художественно – эстетическая деятельность.

Произведения искусства дети примут и полюбят только тогда, если они подойдут к ним просто, не в виде чего-то изобретенного взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.

В данном исследовании обнаружена роль художественно – эстетической деятельности, как основы способствующей эмоционально-эстетическому развитию и определены потенциальные возможности художественно – эстетической деятельности как педагогического фактора формирования эстетических качеств личности.

Художественно – эстетической деятельности развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость – одна из важнейших функций.

Исходя из, вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель, поставленная в начале исследовательской работы достигнута, а гипотетическое положение о том, что эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет эффективно, если: педагогический процесс строится с учётом имеющегося эстетического опыта воспитанников; реализована методика эстетического воспитания старших дошкольников, средствами художественно – эстетической деятельности; восприятию подтвердилось. Можно сказать что работа проделана успешно.

 

Список литературы

 

  1. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. – М.: Инфра-М, 2000.
  2. Беляева-Экземплярская С.Н. О психологии восприятия музыки. – М.: «Дрофа», 2001. – 125 с.
  3. Берхин Н.Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений. // Вопросы психологии (электронное издание www.psylib.ru) – 155-160 с.
  4. Бечак Б.А. Воспитание искусством. – М.: Просвещение, 1981 – 280 с.
  5. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. – Академический проект 2005 – 240 с.
  6. Бочкарева. О.А. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию. Подготовительная группа – Корифей. 2007. – 96 с.
  7. Бочкарева. ДОУ. Художественная литература. Нестандартные занятия. Старшая группа. – Корифей. 2007. – 116 с.
  8. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. – ЛГУ, 1964. – 194 с.
  9. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой. – М.: 1991 – 50 с.
  10. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с.
  11. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989 – 270 с.
  12. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. – М.: Музыка, 1999 – 256 с.
  13. Волынкин В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию – ВАКО, 2007 г. – 208 с.
  14. Г. Ганзбург. Ваш ребенок и музыка. – Харьков, 2006.
  15. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
  16. Гофман Э. Мысли о высоком значении музыки. // Иск-во в школе. – 1992. – №2. – 51-54 с.
  17. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников – М.: Просвещение, 2001 – 160 с.
  18. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» – М.: Педагогика, 2002 – с. 183.
  19. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 4-е изд. – Н.: Просвещение, 2001. – 204 с.
  20. Калашникова С.А Таинство Восхождения, учебник нравственно-этического воспитания. – Издательство: Амрита-Русь, 2007. – 272 с.
  21. Занятия по рисованию с детьми: Пособие для педагогов ДОУ, родителей. / Королева Т.В. – М.: Сфера, 2009. - 80 с.
  22. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания – Мозаика-Синтез, 2002. – 352 с.
  23. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа: планирование, конспекты, методические рекомендации: методическое пособие для специалистов ДОУ. / Лыкова И.А. – Издательство: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009. – 143 с.
  24. Ковалицкая Л.М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ. – Издательство: Аркти, 2008 – 74 с.
  25. Левашова Г.Я. Музыка и музыканты. – Л.: Детская литература, 1969. – 150 с.
  26. Маркевич, И.Д. Эстетическое воспитание детей с двигательными нарушениями средствами музыкально-ритмической деятельности: метод. рекомендации. – Мурманск: МОИПКРО, 2006. – 29 с.
  27. Музыкально-ритмическая деятельность как средство социальной адаптации и интеграции детей с особыми образовательными потребностями с общество / И.Д. Маркевич // Сб. научн. статей. – Мурманск, 2006. – Ч. 2. – С. 22–27.
  28. Маркевич, И.Д. Эстетическое воспитание детей средствами музыкально-ритмической деятельности / И.Д. Маркевич // Вестник Поморского университета. – Архангельск: АПУ, 2006. – №6. – С. 65–69.
  29. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева. – СПб.: Музыка, 1996. – 340 с.
  30. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. – М.: Музыка, 2002. – 254 с.
  31. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М.: Музыка, 1972. – 383 с.
  32. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. – М.:, 2002. – 286 с.
  33. Общие вопросы эстетического воспитания / Под редакцией В.Н. Шацкой.
  34. О проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский – М., Просвещение. 2005 – с. 67.
  35. Петрушин В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии (электронное издание). – 1986. – №1. – 102-104 с.
  36. Д. Петров, И. Степанова. История русской музыки. – Выпуск 2. Книга 1 – Издательство: Музыка, 2009. – 440 стр.
  37. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Издательство: РПА, 2006 – 608 с.
  38. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду – Мозаика-Синтез. 2007. – 80 с.
  39. Полунина В.Н. Искусство и дети – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.
  40. О.П. Радынова «Музыкальное развитие детей» в двух частях. – М. «Владос». 1997.
  41. Радынова О.П. Слушаем музыку. – М.: Просвещение, 2000. – 158 с.
  42. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд. – М.: Музыка, 1972. – 168 с.
  43. Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. – М.: Музыка, 2004. – 367 с.
  44. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
  45. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2003 – 379 с.
  46. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / Избр. труды в 2 т. – М., 1985.
  47. Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм. Учебное пособие – Лань, 2010. – 368 с.
  48. Шацкая В.Н. Музыкальная работа и быт детей // Этапы новой школы. – М.: Работник просвещения (электронное издание), 1923 – С. 98.
  49. Эстетическое воспитание школьников» / Под ред. Л.П. Печко – М., 1984 – с. 138.
  50. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1984.
  51. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьников. – М.: Просвещение, 2002.

Размещено на Allbest.ru

 

 


Информация о работе Развитие эстетического восприятия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности