Развитие эстетического восприятия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 19:33, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучить особенности эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности.
Задачи:
1. Изучить и литературу по проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать и обобщить классификацию методов и средств эстетического воспитания. Определить место искусства в системе эстетического воспитания

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности
1.1 Понятие и содержание эстетического воспитания старших дошкольников
1.2 Задачи и методы эстетического воспитания старших дошкольников
1.3 Роль художественно - эстетической деятельности в системе эстетического воспитания дошкольников
1.4 Выводы по первой главе
Глава II. Экспериментальное изучение проблемы эстетического воспитания старших дошкольников средствами художественно – эстетической деятельности
2.1 Организация исследования и диагностика уровня эстетического развития старших дошкольников
2.2 Реализация экспериментальной методики эстетического воспитания старших дошкольников
2.3 Анализ результатов исследования
2.4 Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ универ.docx

— 197.44 Кб (Скачать файл)

С эстетическим идеалом, как части эстетической воспитанности, неразрывно связан художественный вкус. Он представляет собой также общественное явление и испытывает на себе влияние социально-классовых отношений. Художественный вкус есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни. Как и эстетический идеал, художественный вкус может присутствовать у школьников на разных уровнях, в значительной мере определяя тем самым уровень эстетической воспитанности [37; 201].

Выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

  • эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
  • эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
  • воспитание творческих потребностей и способностей [38; 12].

В «Программе воспитания в детском саду» сформулированы основные задачи развития эстетического отношения к окружающей действительности, интересов, способностей детей. Указан объем знании, представлений, навыков и умений, которые должен усвоить ребенок с учетом его возрастных возможностей. Воспитание эстетического отношения к окружающему способствует формированию многих качеств личности ребенка. Это сложный и длительный процесс, в котором трудно четко фиксировать возрастные этапы.

Программа же художественного воспитания, которое ведется на занятиях, может быть сформулирована довольно четко. На основе научных исследований удалось определить объем знаний и навыков по каждому виду художественной деятельности, а также уровень развития способностей и воспитанности детей различных возрастных групп.

Одна из важных задач воспитания в детском саду – подготовка ребенка к школе. Поэтому содержание работы в подготовительной к школе группе (дети шести-семи лет) строится таким образом, чтобы в ней учитывались требования современной школы и перспективы ее развития. Подготовленность ребенка к школе проявляется не только в накоплении им необходимых знаний и навыков, но и в умении свободно ориентироваться и действовать в новой ситуации. Хорошие результаты достигаются в том случае, если на каждом этапе обучения и воспитания педагог опирается на уже усвоенное детьми и ориентируется на то новое, что ждет ребенка на более высокой, ступени [23; 56].

Для того чтобы правильно организовать работу по эстетическому воспитанию, целесообразно наметить его примерное содержание, определить конкретные требования, соответствующие общим задачам воспитания, для детей каждой возрастной группы. Это позволит избежать случайностей, стихийности, односторонности в отборе средств и методов эстетического воспитания, поможет педагогам-практикам планировать работу, располагать материал в определенной последовательности, видеть ее конечные цели.

Эстетическое воспитание направлено на формирование восприятия, воображения, памяти и на развитие интересов, чувств, склонностей и способностей, которые содействуют возникновению активного отношения к жизни. Проявление этих качеств и их развитие труднее проследить, чем конкретные результаты обучения знаниям и навыкам, Важно определить последовательность этого развития. Эстетическое воспитание – процесс сложный. Поэтому стоит придерживаться таких формулировок, как «приучать детей эмоционально воспринимать», «испытывать удовольствие», «любить и стремиться», «проявлять способности» и т. д., конкретизируя, однако, в чем именно это проявляется. Например, возникает требование «проявлять музыкальный и поэтический слух», и тут же поясняется, как можно это проверить и что требуется от детей: «чисто интонировать, определять на слух, правильно ли спета песня, различать высокие и низкие звуки, их силу и высоту, смену темпа в пении, чтении стихов» [6; 18].

Эстетическое воспитание не является изолированным от общего педагогического процесса. Пронизывая многие стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей и реализуется в основных формах: организации их деятельности: в игре, занятиях, быту, труде, на праздниках и в развлечениях. В числе программных требований названы также навыки культурного поведения – аккуратно одеваться и раздеваться, следить за чистотой и внешним видом и т. д. Эти требования относятся и к физическому развитию, приобретению культурно-гигиенических навыков. Но разве мыслимо эстетическое воспитание ребенка без овладения элементарными нормами поведения? И разве не естественно считать эти скромные и обыденные проявления зарождением эстетических качеств? Впоследствии они позволят подвести ребенка к более глубоким нравственным переживаниям.

Органическое сочетание эстетического и этического наиболее наглядно проявляется в отношении к труду, к общественной жизни.

В дошкольном детстве эстетическое отношение к окружающему проявляется в своеобразных формах, постепенно, порой малозаметно. Например, если трехлетние малыши вступают в сюжетную игру по инициативе воспитателя и играют с его помощью, то детям четырех лет воспитатель предлагает играть самостоятельно, и они могут даже придумать сюжет, пятилетним предлагается самостоятельно найти сюжет и развернуть действия, а старшие делают это и по собственной инициативе [46; 96].

Начиная с доступных и простых, постепенно требования усложняются. Так, в младшей группе дети, играя со строительным материалом, расставляют кубики ровно, один к другому. Старшие расставляют кубики симметрично по форме и цвету, укладывая их аккуратно и красиво. Некоторые отклоняются от симметрии, проявляя инициативу и выдумку в сочетании линий и красок. Таким образом, в результате выполнения самых простых требований у детей раннего возраста формируется чувство ритма, формы, цвета. [27; 14].

Критерии сформированности эстетических представлений старших дошкольников:

К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны достигнуть определённого уровня культуры личности.

В области эстетического восприятия искусства и действительности:

  • видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);
  • знать имена и некоторые произведения 2–3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;
  • знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке – ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве – линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации – мимика, жесты, движения, поза, голос;
  • знать и называть произведения народного искусства: 2 – 3 народные песни, заклички; загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки;

В области художественно-творческой деятельности:

  • у детей должен быть сформирован интерес к художественно-творческой деятельности в одном или нескольких видах искусства, эмоционально положительное отношение к предложениям педагога заниматься изобразительной, музыкальной, художественно-речевой деятельностью, а также к предложению рассматривать произведения изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного, архитектуры; уметь слушать музыку и пересказывать произведения детской литературы и фольклора;
  • у детей следует сформировать разнообразные умения создавать собственные произведения в любом виде художественной деятельности;
  • следует также сформировать желание и умение делать, что возможно, своими руками (игрушку в подарок другу, младшим братишкам и сестренкам, поздравительную открытку родителям, воспитателям, оформить праздник, изготовить дидактическую или настольно-печатную игру и т. п.

К концу пребывания в дошкольном учреждении дети должны уметь эстетически оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников, по возможности аргументировать эту оценку. Дети должны стремиться к общению друг с другом по поводу и в процессе художественной деятельности.

В области музыки:

В начальный период обучения музыке:

  • проявлять интерес к музыке, желание слушать музыку, петь спокойно, естественным голосом, отчетливо произносить слова, между короткими музыкальными фразами брать дыхание. Петь с инструментальным сопровождением и без него; прислушиваться к голосу других, согласовывать свои действия с другими;
  • проявлять интерес к русской народной песне;
  • выражать желание слушать русские народные песни и петь их;
  • выделять выразительные средства музыки: различать динамические оттенки музыки (громкая – тихая), высоту звука (высокий – низкий), ритм.

На уровне старшего дошкольного возраста:

  • эмоционально положительно отзываться на музыку разного характера (маршевую, плясовую и др.);
  • проявлять творческую активность в пении, в движении под музыку;
  • различать веселую и грустную мелодии;
  • проявлять интерес к народной и классической музыке;
  • знать русских композиторов-классиков (П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Прокофьева С.С.) и зарубежных композиторов (Моцарта, Шопена);
  • проявлять желание слушать разную музыку и определять ее характер (спокойная, веселая, грустная, торжественная, песенная, танцевальная, маршевая);
  • уметь петь выразительно, напевно, легко, брать дыхание между музыкальными фразами и удерживать его до конца фразы, отчетливо произносить слова, петь согласованно в хоре;
  • уметь петь под музыку и без сопровождения, сохраняя темп, ритм музыкального произведения;
  • знать ноты, как знаки, обозначающие звуки, понимать взаимосвязь расположения нотных знаков на нотном стане с высотой звука;
  • уметь исполнять несложные мелодии на детских музыкальных инструментах [30; 101].

 

 

    1. Задачи и методы эстетического воспитания старших

дошкольников

 

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами [34; 21].

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества [8; 101].

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации. Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определённые условий (таблица 1).

 

 

 

Таблица 1. - Условия и средства эстетического воспитания

Средства эстетического воспитания

Развивающая среда

Природа

Искусство

Художественная деятельность

Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей значимости вряд ли может сравнится с другими. Если обстановка эстетична, красива. Если ребенок видит красивые взаимоотношения между людьми, слышит красивую речь, такой ребенок с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы будет вызывать у него не приятие. Детали эстетики быта:

- Обстановка

- Красота отношений между людьми

- Внешний вид человека

Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты разнообразие красок, форм звуков, в их сочетании. Сама по себе природа это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средство она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее воспитательные возможности и делает ее наглядной.

(Музыка, изобразительное  искусство) Мир музыки особенно  привлекателен для ребенка. Вне  всякого сомнения это самый  первый вид искусства на который  реагирует ребенок. Влияние музыки  на эмоциональную сферу личностно  бесспорно поэтому детей необходимо  познакомить с лучшими образцами  народной и классической музыки

Воспитание ребенка в деятельности – одна из закономерностей воспитания. Деятельность связанная непосредственно с видами искусства – художественная деятельность. В художественной деятельности присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактории творческий. Оба они необходимы взаимосвязаны – ребенок не может творить не научившись воспроизводить

Информация о работе Развитие эстетического восприятия у детей среднего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности