Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить содержание развития коммуникативных умений у младших школьников в процессе обучения.
Исходя из цели, решались следующие задачи:
1) проанализировать понятия «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения» и виды коммуникативных умений;
2) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста: теоретический аспект
1.1. Понятие и виды коммуникативных умений……………………………6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...14
1.3. Формы и методы развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..25
Глава 2. Исследование развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста
2.1. Диагностика развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста........................................................................................33
2.2. Комплекс методов в развитии коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в МКОУ ШГО «СОШ №45» п.г.т. Шаля................................................................................................................46
Заключение.............................................................................................................52
Список использованной литературы...................................................................56

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 206.52 Кб (Скачать файл)

1) низкий уровень –  задание вообще не выполнено  или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться  или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют  или игнорируют друг друга;

2) средний уровень –  задание выполнено частично: правильно  выделены фишки, принадлежащие каждому  ученику в отдельности, но договориться  относительно четырех общих элементов  и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания  трудности детей связаны с  неумением аргументировать свою  позицию и слушать партнера;

3) высокий уровень –  в итоге фишки разделены на  четыре кучки: 1) общую, где объединены  элементы, принадлежащие одновременно  обоим ученикам, т.е. красные и  желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и  желтыми овалами,  ромбами  и  квадратами одного ученика (6 фишек) и  3)  кучка с синими, белыми  и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними»  элементами, которые не принадлежат  никому (9 фишек – белые, синие  и зеленые квадраты, овалы и  ромбы). Решение достигается путем  активного обсуждения и сравнения  различных  возможных вариантов  распределения фишек; согласия относительно  равных «прав» на обладание  четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 11

 

Методика «Интерпретация содержания сказки  «Красная Шапочка»»

 

Цель: выявление   уровня сформированности умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций.

Возраст: ступень начальной школы

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка 

Метод оценивания: наблюдение за процессом деятельности и анализ результата.

Описание задания: Учащимся предлагается интерпретировать содержание сказки "Красная Шапочка" от имени волка и записать полученный текст. Время написания не ограничивается.

Критерии оценивания:

- особенности фразовой  речи;

- степень информативности  рассказа. Полнота отображения предмета  речи (раскрытия темы);

- наличие информативных  элементов и их характер (простое  описание предмета, действия или  их детализация;

- наличие и характер  аграмматизмов. 

Показатели  уровня сформированности коммуникативных умений:

1) высокий уровень - в тексте  отображены все основные признаки  предмета, дано указание на его  функции или назначение.

Создаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа, используются различные средства письменной характеристики предмета. Текст построен в соответствии с грамматическими нормами языка.

2) средний уровень –  текст достаточно информативен, отличается логической завершенностью, в нем отражена большая часть  основных свойств и качеств  предмета. Отмечаются единичные  случаи нарушения логической  последовательности (перестановка  или смещение рядов последовательности), смысловая незавершенность одной-двух  микротем, отдельные недостатки  в лексико-грамматическом оформлении.  
3) недостаточный уровень – текст составлен с помощью отдельных побуждающих и наводящих вопросов, недостаточно информативен. Отмечаются: незавершенность ряда микротем, отображение предмета в большой части текста носит неупорядоченный характер. Выявляются заметные лексические затруднения, недостатки в грамматическом оформлении предложений. 
4) низкий уровень – текст составлен с помощью повторных наводящих вопросов, указаний на детали предмета. Нет логически обусловленной последовательности текста: простой пересказ известной сказки. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения.  

 

 

Таблица 1

 
Мониторинг уровня развития коммуникативных умений

класс

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

итог

уровни

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

 

8%

52%

40%

7%

37%

56%

12%

50%

38%

17%

57%

26%

11%

49%

40%


 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста