Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить содержание развития коммуникативных умений у младших школьников в процессе обучения.
Исходя из цели, решались следующие задачи:
1) проанализировать понятия «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения» и виды коммуникативных умений;
2) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста: теоретический аспект
1.1. Понятие и виды коммуникативных умений……………………………6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...14
1.3. Формы и методы развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..25
Глава 2. Исследование развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста
2.1. Диагностика развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста........................................................................................33
2.2. Комплекс методов в развитии коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в МКОУ ШГО «СОШ №45» п.г.т. Шаля................................................................................................................46
Заключение.............................................................................................................52
Список использованной литературы...................................................................56

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 206.52 Кб (Скачать файл)

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень –  в узорах явно преобладают  различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться  или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень –  сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные  отличия;

3) высокий уровень –  рукавички украшены одинаковым  или весьма похожим узором; дети  активно обсуждают возможный  вариант узора; приходят к согласию  относительно способа раскрашивания  рукавичек; сравнивают способы действия  и координирую их, строя совместное  действие; следят за реализацией  принятого замысла. 

 

 

Приложение 3

 

«Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992)

 

Цель: изучение уровня сформированности умения  выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру.

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами 

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу. 

Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров (рис. 3), экран (ширма).

 

     
     



 

     
     



 

     
     



 

     
     




 

 

 

                                                            Рис. 3

Инструкция:  «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — фишки (квадраты), из которых этот узор надо выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй — выполнять его инструкции. Можно  задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;
  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;
  • умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности; 
  • способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

 

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень –  узоры не построены или не  похожи на образцы; указания не  содержат необходимых ориентиров  или формулируются непонятно; вопросы  не по существу или формулируются  непонятно для партнера;

2) средний уровень –  имеется хотя бы частичное  сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых  ориентиров; вопросы и ответы  позволяют получить недостающую  информацию; частичное взаимопонимание;

3) высокий уровень –  узоры соответствуют образцам; в  процессе активного диалога дети  достигают взаимопонимания и  обмениваются необходимой и достаточной  информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией  принятого замысла и  соблюдением  правил. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Методика «Ковёр»

 

      Цель: изучение уровня сформированности навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи

Возраст: младшие школьник  

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе  группами

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата

Описание задания:

Проводится коллективно на уроке художественного труда. Проведение в урочное время связано с тем, что на уроке дети наиболее адекватно принимают на себя социальную роль «ученика» и чувствуют ответственность за выполнение определённого задания.

Учитель делит детей на 4 произвольные команды, которые работают за отдельными столами. На каждом столе имеются совершенно одинаковые  набором всевозможных фигур, выполненных из цветной бумаги. Это позволяет создать равноценные условия работы для всех групп.

Далее каждой команде предлагается изготовить один, общий ковёр. При этом педагог демонстрирует образцы нескольких готовых ковров. На основе анализа этих образцов коллективно с детьми устанавливаются общие признаки любого ковра, которые одновременно для учеников являются правилами выполнения работы и средствами контроля:

а) наличие центрального рисунка;

б) одинаковое оформление углов;

в) симметричное расположение деталей относительно центра. (С понятием симметричности дети знакомятся в доступной форме на предыдущих уроках)

Инструкция: “Для того, чтобы сделать такие же красивые ковры, надо работать дружно и слаженно.”

Критерии оценивания

  1. продуктивность совместной деятельности оценивается по степени замысла узора и его реализации узора на ковре;
  2. умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  3. взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  4. взаимопомощь по ходу составления узора,
  5. эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

 

 

 

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень –  в узорах явно преобладают  расхождения или вообще нет  общего замысла; дети не пытаются  договориться или не могут  придти к согласию, настаивают  на своем;

2) средний уровень –  частичная реализация плана: отдельные  признаки (цвет или форма некоторых  деталей) совпадают, но имеются и  заметные отличия;

3) высокий уровень –  узор в соответствии с установленными  правилами; дети активно обсуждают  возможный вариант узора; приходят  к согласию относительно способа  реализации узора; сравнивают способы  действия и координируют их, строя  совместное действие; следят за  реализацией принятого замысла.

 

Успех совместной деятельности зависит от того, насколько умело дети смогут соорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой. Время выполнения для всех одинаково.

По окончанию работы организуется выставка ковров, в ходе которой дети анализируют свою деятельность. Проводится групповое обсуждение, цель которого организация рефлексивно-содержательного анализа совместного действия. Команды обсуждают, что удалось, а что не удалось и степень соответствия продукта их деятельности поставленной задаче.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

 

 «Фигуры  под  диктовку» 

 

Цель: изучение уровня сформированности умения   выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру.

Возраст: младшие школьники.

Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами 

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу. 

Материал: набор геометрических фигур (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами, экран (ширма).

Инструкция:  «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — фигуры, из которых этот узор надо выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй — выполнять его инструкции. Можно  задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».

 

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;
  • способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;
  • умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности; 
  • способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

 

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень –  узоры не построены или не  похожи на образцы; указания не  содержат необходимых ориентиров  или формулируются непонятно; вопросы  не по существу или формулируются  непонятно для партнера;

2) средний уровень –  имеется хотя бы частичное  сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых  ориентиров; вопросы и ответы  позволяют получить недостающую  информацию; частичное взаимопонимание;

3) высокий уровень –  узоры соответствуют образцам; в  процессе активного диалога дети  достигают взаимопонимания и  обмениваются необходимой и достаточной  информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией  принятого замысла и  соблюдением  правил.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

«Графический диктант»

 

Цель: изучение уровня сформированности умения   выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру.

Возраст: ступень начальной школы

Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами 

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец графического диктанта на карточке, другому — лист бумаги в клетку, на котором  надо изобразить рисунок под диктовку. Первый ребенок диктует, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на рисунок. После выполнения задания дети меняются ролями, изображая новый рисунок того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и изобразить один рисунок по образцу.

Информация о работе Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста