Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 12:33, курсовая работа
Цель: выявить содержание развития коммуникативных умений у младших школьников в процессе обучения.
Исходя из цели, решались следующие задачи:
1) проанализировать понятия «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения» и виды коммуникативных умений;
2) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста: теоретический аспект
1.1. Понятие и виды коммуникативных умений……………………………6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...14
1.3. Формы и методы развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..25
Глава 2. Исследование развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста
2.1. Диагностика развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста........................................................................................33
2.2. Комплекс методов в развитии коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в МКОУ ШГО «СОШ №45» п.г.т. Шаля................................................................................................................46
Заключение.............................................................................................................52
Список использованной литературы...................................................................56
Рассматривая классификации коммуникативных умений, мы определили, что по своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.
Решая вторую задачу, мы установили, что младший школьный возраст – это период важнейших новообразований, которые возникают во всех сферах развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Смена деятельности способствует перестройке всех психических процессов: мышления, восприятия, памяти, воображения. Они становятся более произвольными, управляемыми.
Также младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы познавательных мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью согласовывать свои действия со сверстниками, регулируя свои действия с общественными нормами поведения, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.
Решая третью задачу, мы рассмотрели формы, методы и средства развития коммуникативных умений младших школьников. В ходе исследования было установлено, что развивать коммуникативные умения и социальное поведение целесообразно используя игровые технологии, которые позволяют активизировать детей, поддерживают их интерес, развивают их речь, пополняя их словарный запас, заставляют корректно и внимательно относиться друг к другу.
Работа малыми группами является эффективной для установления дружеских связей у детей, развитие у них интереса к окружающему миру, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности.
Использование метода проектов повышает познавательную активность школьников, способствует расширению кругозора учащихся, способствует получению более глубоких знаний, развивает устную и письменную речь, умение творчески мыслить. Данный метод является эффективным средством повышения самостоятельности высокомотивированных учащихся.
Использование форм и методов, обеспечивающих включение детей в деятельность коммуникативной направленности, достигается путем поэтапного развития коммуникативных умений школьников, на основе расширения их коммуникативных знаний, мотивов, потребностей и постепенно усложняющейся коммуникативной деятельности.
Решая четвертую задачу, мы провели исследование развития коммуникативных умений младших школьников. В исследовании были использованы адаптированные к возрасту 6,5-10 лет методики психологов, простые в применении, позволяющие определить уровень развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.
Всего для исследования использовано 11 диагностических методик: «Левая и правая стороны», «Рукавички», «Узор под диктовку», «Ковёр», «Фигуры под диктовку», «Графический диктант», «Кто прав?», «Дорога к дому», Анкета «Умение слушать», Совместная сортировка», «Красная шапочка».
Определен комплекс методов оценки уровня развития коммуникативных умений: анкетирование, наблюдение, беседа, анализ сочинений учащихся, анализ результатов выполнения заданий.
Анализ проведенных методик показал, что 40% обучающихся имеют высокий уровень коммуникативных умений, 49% – средний уровень, низкий уровень – 11% (2 человека).
Выявленный уровень развития коммуникативных умений является основанием для определения форм и методов, с помощью которых можно проводить коррекцию определенных умений с целью наиболее успешного развития коммуникативных умений. Включение учащихся в практико-ориентированную коммуникативную деятельность осуществлялось в процессе организации следующих форм и методов работы с детьми: тренингов, направленных на развитие умений ведения диалога; бесед «за круглым столом»; сюжетно-ролевых игр с реальным и вымышленным сюжетом; игр-конкурсов, игр с правилами; метода проектов.
Успешность процесса развития коммуникативных умений младших школьников может быть обеспечена только при соблюдении комплекса
педагогических условий.
Список используемой литературы
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] – М., 2006.
2. Алавидзе, Т. А. Социальная психология в современном мире. – М. , 2002.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004.-264 с.
4. Бодалев, А. А. Психология общения [Текст] : избранные психологические труды. – М., 2002.
5. Бориснёв, С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
6. Волков, Б. С. Возрастная психология [Текст] // В 2-х ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. Специальностям (ОПД.Ф.01-Психология) / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с.
7. Волков, Б. С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение [Текст] : пособие для педагога-исследователя / Б. С. Волков. – СПб.: Питер, 2011. -304 с.: ил.
8. Гамезо, М. В., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебник / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. - М. : МГОПУ; АНОО НОУ, 1999.
9. Давыдов, В. В., Слободчиков, В. И., Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] // Вопросы психологии. – 2002. № 3-4. – с. 19.
10. Данилов, М. А. Дидактика [Текст]// под общей ред. Б. П. Компова. – М. : АПН РСФСР, 2007. – 518с.
11. Данилов, М. А. Умственное воспитание [Текст] // Советская педагогика. – 2004. – № 12. – с. 70-86.
12. Рабочая книга школьного психолога? [Текст] // И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова [и др] .; под. ред. И. В. Дубровиной. - М. : Просвещение, 1991. - 303 с.
13. Епишина, Л. В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. // Начальная школа. - 2007. - №11. - С. 12-17.
14. Заваденко, Н. Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование [Текст] // Петрухин, Манелис, Т. Ю. Успенская, Н. Ю. Суворинова [и др]. - 1996. - 421с.
15. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся [Текст] // – М. : Просвещение, 2008. – 288с.
16. Ковалева, Л. М., Тарасенко, Н. Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе? [Текст] // Начальная школа. – 1996. - №7.
17. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Возрастная психология [Текст] // - М. : Творческий центр «Сфера». - 2001. - 462 с.
18. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст [Текст] // - М. : Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997.
19. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания/ А. В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
20. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] : учебник / Л. Ф. Обухова. - М. : Тривола, 2001.
21. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.
22. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] : Учеб. пособие. - Л. : ЛГУ. - 1990.
23. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
24. Столяренко, Л. Д. «Основы психологии» [Текст] : - Изд. 19-е. - Ростов н/д, «Феникс», 2008. - 703 с.
Интернет-ресурсы:
25. Пути формирования
26. Развитие коммуникативных
умений младших школьников в
учебной и во внеучебной
27. Формирование коммуникативной
компетентности младших
28. Формирование коммуникативной
компетенции младших
29. Формирование коммуникативных умений школьников:
зачем,что, как? (статья для учителей) [Электронный ресурс] //
Социальная сеть работников образования narod.ru [сайт].:
http://www.psychoanalyst.ru/
30. Формирование коммуникативных умений младших школьников
[Электронный ресурс] // Библиотека
авторефератов и диссертаций
по педагогике [сайт].: http://nauka-pedagogika.com/
31. Формирование коммуникативных
навыков у младших школьников
в условиях досугового центра
[Электронный ресурс] // Bestreferat.ru [сайт].: http://www.bestreferat.ru/
32. Формирование коммуникативных
способностей младших
[Электронный ресурс] // Бесплатная
электронная библиотека [сайт].: http://www.emissia.org/
Приложение 1
«Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997)
Цель: изучение уровня сформированности способности учитывать позиции собеседника (партнера)
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка
Метод оценивания: беседа
Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия.
Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета, например, монета и карандаш.
Инструкция:
1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую».
2. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую. [Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком.]»
Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой.
3. «[На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от карандаша по отношению к ребенку.] Карандаш слева или справа? А монета?»
4. «[Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой руке карандаш.] Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или в правой руке? А карандаш?»
Критерии оценивания:
Показатели уровня выполнения задания:
Приложение 2
Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Цель: изучение уровня сформированности умения согласовывать усилия в процессе организации и осуществления сотрудничества.
Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.
Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».
Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.
Критерии оценивания:
Информация о работе Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста