Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить содержание развития коммуникативных умений у младших школьников в процессе обучения.
Исходя из цели, решались следующие задачи:
1) проанализировать понятия «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения» и виды коммуникативных умений;
2) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста: теоретический аспект
1.1. Понятие и виды коммуникативных умений……………………………6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...14
1.3. Формы и методы развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..25
Глава 2. Исследование развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста
2.1. Диагностика развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста........................................................................................33
2.2. Комплекс методов в развитии коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в МКОУ ШГО «СОШ №45» п.г.т. Шаля................................................................................................................46
Заключение.............................................................................................................52
Список использованной литературы...................................................................56

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 206.52 Кб (Скачать файл)

Рассматривая классификации коммуникативных умений, мы определили, что по своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные и аффективно-коммуникативные группы умений.

Решая вторую задачу, мы установили, что младший школьный возраст – это период важнейших новообразований, которые возникают во всех сферах развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Смена деятельности способствует перестройке всех психических процессов: мышления, восприятия, памяти, воображения. Они становятся более произвольными, управляемыми.

Также младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы познавательных мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью согласовывать свои действия со сверстниками, регулируя свои действия с общественными нормами поведения, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.

Решая третью задачу, мы рассмотрели формы, методы и средства развития коммуникативных умений младших школьников. В ходе исследования было установлено, что развивать коммуникативные умения и социальное поведение целесообразно используя игровые технологии, которые позволяют активизировать детей, поддерживают их интерес, развивают их речь, пополняя их словарный запас, заставляют корректно и внимательно относиться друг к другу.

Работа малыми группами является эффективной для установления дружеских связей у детей, развитие у них интереса к окружающему миру, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности.

Использование метода проектов повышает познавательную активность школьников, способствует расширению кругозора учащихся, способствует получению более глубоких знаний, развивает устную и письменную речь, умение творчески мыслить. Данный метод является эффективным средством повышения самостоятельности высокомотивированных учащихся.  

Использование форм и методов, обеспечивающих включение детей в деятельность коммуникативной направленности, достигается путем поэтапного развития коммуникативных умений школьников, на основе расширения их коммуникативных знаний, мотивов, потребностей и постепенно усложняющейся коммуникативной деятельности.

Решая четвертую задачу, мы провели исследование развития коммуникативных умений младших школьников. В исследовании были использованы адаптированные к возрасту 6,5-10 лет методики психологов, простые в применении, позволяющие определить уровень развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста.

Всего для исследования использовано 11 диагностических методик: «Левая и правая стороны», «Рукавички», «Узор под диктовку», «Ковёр», «Фигуры под диктовку», «Графический диктант», «Кто прав?», «Дорога к дому», Анкета «Умение слушать», Совместная сортировка», «Красная шапочка».

Определен комплекс методов оценки уровня развития коммуникативных умений: анкетирование, наблюдение, беседа, анализ сочинений учащихся, анализ результатов выполнения заданий.

Анализ проведенных методик показал, что 40% обучающихся имеют высокий уровень коммуникативных умений, 49% – средний уровень, низкий уровень – 11% (2 человека).

Выявленный уровень развития коммуникативных умений является основанием для определения форм и методов, с помощью которых можно проводить коррекцию определенных умений с целью наиболее успешного развития коммуникативных умений. Включение учащихся в практико-ориентированную коммуникативную деятельность осуществлялось в процессе организации следующих форм и методов работы с детьми: тренингов, направленных на развитие умений ведения диалога; бесед «за круглым столом»; сюжетно-ролевых игр с реальным и вымышленным сюжетом; игр-конкурсов, игр с правилами; метода проектов.

Успешность процесса развития коммуникативных умений младших школьников может быть обеспечена только при соблюдении комплекса

педагогических условий.

 

Список используемой литературы

 

1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] – М., 2006.

2. Алавидзе, Т. А. Социальная психология в современном мире. – М. , 2002.

3.     Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2004.-264 с.

4.   Бодалев, А. А. Психология общения [Текст] : избранные психологические труды. – М., 2002.

5. Бориснёв, С. В. Социология коммуникации: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 

6. Волков, Б. С. Возрастная психология [Текст] // В 2-х ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. Специальностям (ОПД.Ф.01-Психология) / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – М. : Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с.

7. Волков, Б. С. Как помочь школьнику учиться? Психологическая поддержка и сопровождение [Текст] : пособие для педагога-исследователя / Б. С. Волков. – СПб.: Питер, 2011. -304 с.: ил.

8. Гамезо, М. В., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология [Текст] : учебник / М. В. Гамезо, Л. М. Орлова. - М. : МГОПУ; АНОО НОУ, 1999.

9. Давыдов, В. В., Слободчиков, В. И., Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] // Вопросы психологии. – 2002. № 3-4. – с. 19.

10. Данилов, М. А. Дидактика [Текст]// под общей ред. Б. П. Компова. – М. : АПН РСФСР, 2007. – 518с.

11. Данилов, М. А. Умственное воспитание [Текст] // Советская педагогика. – 2004. – № 12. – с. 70-86.

12. Рабочая книга школьного психолога? [Текст] // И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова [и др] .; под. ред. И. В. Дубровиной. - М. : Просвещение, 1991. - 303 с.

13. Епишина, Л. В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности. // Начальная школа. - 2007. - №11. - С. 12-17.

14. Заваденко, Н. Н. Школьная дезадаптация: психоневрологическое и нейропсихическое исследование [Текст] // Петрухин, Манелис, Т. Ю. Успенская, Н. Ю. Суворинова [и др]. - 1996. - 421с.

15. Кабанова-Меллер, Е. Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся [Текст] // – М. : Просвещение, 2008. – 288с.

16. Ковалева, Л. М., Тарасенко, Н. Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников в школе? [Текст] // Начальная школа. – 1996. - №7.

17. Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Возрастная психология [Текст] // - М. : Творческий центр «Сфера». - 2001. - 462 с.

18. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст [Текст] // - М. : Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997.

19. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания/ А. В. Мудрик. – М.: Педагогическое общество России, 2001. 

20. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] : учебник / Л. Ф. Обухова. - М. : Тривола, 2001.

21. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 448 с.

22. Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] : Учеб. пособие. - Л. : ЛГУ. - 1990.

23. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.

24. Столяренко, Л. Д. «Основы психологии» [Текст] : - Изд. 19-е. - Ростов н/д, «Феникс», 2008. - 703 с.

Интернет-ресурсы:

25. Пути формирования коммуникативной  компетентности младших школьников [Электронный ресурс] // Библиофонд  Электронная библиотека [сайт].: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=653132

26. Развитие коммуникативных  умений младших школьников в  учебной и во внеучебной деятельности [Электронный ресурс] // dogend.ru/docs/index-414963.html

27. Формирование коммуникативной  компетентности младших школьников [Электронный ресурс] //Социальная  сеть работников образования  nsportal.ru [сайт].: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/metodicheskoe-posobie-formirovanie

28. Формирование коммуникативной  компетенции младших школьников  во внеурочной деятельности [Электронный  ресурс] // Пятифан [сайт].: http://5fan.ru/wievjob.php?id=38601

29. Формирование коммуникативных  умений школьников:

зачем,что, как? (статья для учителей) [Электронный ресурс] //

Социальная сеть работников образования narod.ru [сайт].:


http://www.psychoanalyst.ru/depression/hierarchy.htm.

30. Формирование коммуникативных  умений младших школьников

[Электронный ресурс] // Библиотека  авторефератов и диссертаций  по педагогике  [сайт].: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formirovanie-kommunikativnyh-umeniy-mladshih-shkolnikov


31. Формирование коммуникативных  навыков у младших школьников  в условиях досугового центра [Электронный ресурс] // Bestreferat.ru [сайт].: http://www.bestreferat.ru/referat-150309.html

32. Формирование коммуникативных  способностей младших школьников  в учебно-воспитательной деятельности  как основа их социальной адаптации

[Электронный ресурс] // Бесплатная  электронная библиотека [сайт].: http://www.emissia.org/offline/2011/1552.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 «Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997)

 

Цель: изучение уровня сформированности способности учитывать позиции собеседника (партнера) 

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка 

Метод оценивания: беседа

Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, задают вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия.

Материал: два хорошо знакомых детям (чтобы не привлекать их внимание) предмета, например, монета и карандаш.

 

Инструкция:

1.   «Покажи мне свою  правую руку. Левую. Покажи мне  правую ногу. Левую».

2.   «Покажи мне мою  левую руку. Правую. Покажи мне  мою левую ногу. Правую.  [Эти  вопросы ставятся взрослым, сидящим  или стоящим лицом к лицу  с ребенком.]»

Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи  левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой. 

3.   «[На столе перед  ребенком монета и карандаш: монета  с левой стороны от карандаша  по отношению к ребенку.] Карандаш  слева или справа? А монета?»

4. «[Ребенок сидит напротив  взрослого, у которого в правой  руке монета, а в левой руке  карандаш.] Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или  в правой руке? А карандаш?»

Критерии оценивания:

  • понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной,
  • соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

Показатели уровня выполнения задания:

  1. низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.
  2. средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.
  3. высокий уровень: на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.

 

Приложение 2

 

Задание  «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

 

Цель: изучение уровня сформированности умения согласовывать усилия  в процессе организации и осуществления сотрудничества.

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования,
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Информация о работе Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста