Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить содержание развития коммуникативных умений у младших школьников в процессе обучения.
Исходя из цели, решались следующие задачи:
1) проанализировать понятия «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения» и виды коммуникативных умений;
2) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста: теоретический аспект
1.1. Понятие и виды коммуникативных умений……………………………6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...14
1.3. Формы и методы развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..25
Глава 2. Исследование развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста
2.1. Диагностика развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста........................................................................................33
2.2. Комплекс методов в развитии коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в МКОУ ШГО «СОШ №45» п.г.т. Шаля................................................................................................................46
Заключение.............................................................................................................52
Список использованной литературы...................................................................56

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 206.52 Кб (Скачать файл)

Перечислим наиболее характерные отступления от критериев оценивания письменной речи:  

·  Использование предложений, в которых указаны лишь только предмет и действие, которое оно выполняет (у 27 % учащихся). Например: «Волк шел по дорожке. Волк встретил Красную Шапочку».

·  Наличие слов-паразитов, таких как: ну, да вот, короче, вообще (у 10 % школьников).

·  Нераспространенность предложений (у 5 % младших школьников).  
Все эти признаки свидетельствуют о средней степени информативности рассказа.

Материалы диагностики подтвердили возможность выявления уровня развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с помощью предложенного методического инструментария. Результаты диагностики показали, что на среднем уровне коммуникативные умения развиты у 49% учащихся, высокий уровень составляет 40%, на низком уровне коммуникативные умения развиты у 11% обучающихся.

Для подведения общего результата исследования использовались таблица и диаграмма (Таблица 1).

Можно сделать вывод о том, что дети умеют взаимодействовать друг с другом в паре или группе, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, договариваться с одноклассниками, соблюдая правила речевого этикета, умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции, находить общее решение, задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, умеют осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи, эмоциональное отношение к совместной деятельности позитивное, дети работали с удовольствием и интересом.

По результатам диагностического обследования нам удалось обнаружить стабильные результаты развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. Но в проявлении умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций обучающиеся показали низкий результат.

Учитывая полученные результаты, можно сделать вывод о присутствии целенаправленной систематической работы по развитию коммуникативных умений младших школьников.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Комплекс методов в развитии коммуникативных умений

у детей младшего школьного возраста

в МКОУ ШГО «СОШ №45» п.г.т. Шаля

 

Процесс общения младших школьников всегда протекает непросто. Это связано, прежде всего, с неумением принимать точку зрения другого, увидеть в нём личность, обладающую своими желаниями и потребностями.

Для развития коммуникативных умений педагоги используют:

  • Игры, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими, желания совместного взаимодействия с ними.

Сюжеты таких игр представляют реальные и вымышленные ситуации общения. Детям предлагаются реальные жизненные ситуации: беседа двух попутчиков, покупатель обращается к продавцу за консультацией, в театре перед спектаклем, хозяин принимает гостей, общение с родителями, в библиотеке и т.д. Разбившись на несколько групп, участники игры инсценируют заданную учителем ситуацию так, как считают нужным. После каждой инсценировки проводится обсуждение и выявляются ошибки (если они были) или сразу делается вывод о правилах общения в каждой ситуации.

Аналогично строится работа в ходе сюжетно-ролевых игр с вымышленным сюжетом, где нужно прочитать по ролям предложенную сценку с участием известных сказочных героев и найти ошибки в их общении, инсценировать разговор двух героев произведения, придумать разговор героев произведения по телефону, инсценировать произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).

Ребята с удовольствием «вживаются в роль» и стараются передать основные черты своего героя. После импровизированного инсценирования мы с ребятами «оцениваем» работу артистов дружными аплодисментами.

Приобретенные младшими школьниками знания и умения ведения диалога закрепляются в процессе бесед «за круглым столом» с элементами сюжетно-ролевой игры: «Почему люди общаются?», «Ты - частичка человечества», «Я и Они», «Что имеем - не храним, потеряем - плачем».

Например, беседа «Что имеем - не храним, потеряем - плачем» проводится в форме суда над грубостью и лживостью. Ребятам предлагаются на выбор роли судей, присяжных, свидетелей. Роли обвиняемых в грубости и лживости детям не предлагаются, а соответствующие реплики озвучивает учитель.

  • Творческие работы, мини-сочинения, работу с пословицами и фразеологизмами с целью развития речи младших школьников на уроках русского языка.

Для развития речи детям с 1 класса предлагается работа над предложениями. Задания: «Расставь точки», «Вставь пропущенные слова»,

«Расскажи, о чем прочитали», «Из набора слов составить предложения по данной тематике», «Составление предложений по картинкам».

Основная задача учителя на уроке помимо работы над грамотностью устной и письменной речи, над её правильностью сформировать у детей способность свободно излагать свои мысли, полно, логично, не боясь показать их индивидуальность.

Работа по развитию речи осуществляется не только  через уроки,  но и внеклассные мероприятия (классные часы «Кто я и кто моя семья», «Эти незнакомые знакомые слова» и т.д.) и внеурочную деятельность.

  • Работу в парах, групповую работу, которая даёт огромные возможности для осуществления совместной деятельности обучающихся, умению вести диалог соблюдая правила речевого этикета (пересказ, слушание, беседа, спор, рассуждения, рассказ соседу по парте).

Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами.

В малых группах дети работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.

  • Тренинги

Для личностного слушания предназначены специальные виды тренингов:

- Каждый  участник тренинга должен выслушать  рассказ собеседника (о каком-нибудь  произошедшем с ним случае, об  интересном фильме и т.д.), соблюдая  следующие правила: быть внимательным, не перебивать, стараться понять  смысл рассказа, поддерживать говорящего  мимикой, жестами, репликами. После  тренинга дети делают вывод  о том, что гораздо легче общаться  с собеседником, когда он активно  слушает, проявляя интерес к сказанному.

Для развития выразительности речи используются следующие тренинги:

- Двое или более участников  читают по ролям текст, причем  каждый должен придерживаться  определенной интонации (обвинять, уговаривать, подбадривать, упрашивать, извиняться и др.).

- Внимательно наблюдая за жестами  учителя, определить, соответствует  ли жестикуляция интонации, с  которой учитель произносит фразу (например, фраза произносится с  недоумением, а учитель сопровождает  ее угрожающими жестами; фраза  произносится с грустью, но сопровождается  жестами удивления и др.).

- Выразить заданное эмоциональное  состояние (восхищение, недоверие, насмешку, раздражение, радость и др.) интонационно  и соответствующими жестами, мимикой.

- Определить, где знак препинания, стоящий в конце предложения, не соответствует содержанию  фразы: «Ура, мы едем домой?», «Где  ты был!», «Как здесь красиво», и т.п.

Для овладения культурой пространственной организации общения учащимся предлагаются такие тренинги:

Обсудите в парах интересный фильм (важное событие или любую тему, интересующую обоих собеседников), располагаясь в разных концах класса, сидя рядом, напротив друг друга; выберите наиболее удобный вари ант расположения в данной ситуации.

При помощи расстояния и расположения между тобой и твоим собеседником дай ему понять, что ты обижен, недоволен, с удовольствием общаешься, заинтересован беседой и др.

- Попрактикуйтесь и из предложенных  вариантов расположения собеседников (лицом к лицу, сидя в пол-оборота, рядом) выберите те, которые соответствуют  следующим ситуациям общения: деловой  беседе, непринужденной дружеской  беседе, выполнению совместной работы, задания.

  • Метод проектов, способствует развитию умения презентовать себя (составление рефератов, докладов, выступление на школьных конференциях, олимпиадах участие в литературных конкурсах.  Свободное владение речью приводит к тому, что у учащихся вырабатывается уверенность, раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, на уроках.
  • Оценивание друг друга и себя.

Ребёнок учится сопоставлять работы с образцом; вырабатывать критерии оценки учебной работы; сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека; учится давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах; формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание).

Приведем пример поэтапного развития такого сложного коммуникативного умения, как умение внимательно слушать собеседника. В помощь учителю может быть предложена следующая памятка.

1. Объяснить младшим школьникам  необходимость овладения умением  внимательно слушать собеседника, вежливо отвечать на вопросы.

2. Четко и ясно сформулировать  правила, которым надо следовать. Например: «Лучший собеседник не  тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет внимательно  слушать»; «Люди будут слушать  тебя только после того, как  ты выслушал их».

3. Показать на примерах, как выполняются  действия по овладению данным  умением. Например: 1) во время разговора  с собеседником не думай о  чем-то своем, иначе пропустишь  что-то важное из рассказа; 2) старайся  вникнуть в суть разговора, а  не слышать только то, что тебе  хочется; 3) не старайся казаться  умнее своего партнера по общению, выслушай все, что он хочет  сказать; 4) наибольшее внимание проявляй  при разговоре с близкими тебе  людьми, так как раскрепощенность  в общении с близкими влечет  за собой невнимательность по  отношению к ним; 5) учись не  только слушать, но и слышать.

4. Не стараться развивать сразу  несколько умений или качеств  личности. Определить, какие качества  органично сочетаются между собой - например, умения внимательно слушать  собеседника и вежливо реагировать  на вопросы; соотносить свои действия, мнения, привычки с интересами  партнеров по общению; выражать  согласие (несогласие), одобрение (неодобрение).

5. Проводить постоянный контроль  за развитием умения, который  должен сочетаться с самоконтролем [3].

Успешность и интенсивность развития коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе [25].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Проблема развития коммуникативных умений у младших школьников очень актуальна. Уровень развития коммуникативных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и становление личности в целом.

Решая первую задачу исследования, мы выяснили определение понятий «общение» и «коммуникативные умения». Б.Д. Парыгин, рассматривает общение как «сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга».

«Коммуникативные умения» – это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

Ученые выделяют различные классификации коммуникативных умений. Г.М. Андреева выделяет 3 группы умений, каждая из которых  соответствует одной из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной).

Общение всегда направлено на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на критерии, выделенные Бодалевым А.А.

Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому человеку, без которого любое взаимодействие невозможно. Второй критерий - общение это всегда эмоциональное отношение к нему. Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер.

Рассматривая критерии общения выделяют и три основных его мотива: деловые мотивы, познавательные мотивы, личностные мотивы.

На основе анализа научно-педагогических исследований о сущности коммуникативных умений мы выявили структуру коммуникативных умений младших школьников, включающую компоненты: эмпатийный, креативно-деятельностный, оценочно-рефлексивный.

Информация о работе Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста