Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 12:33, курсовая работа
Цель: выявить содержание развития коммуникативных умений у младших школьников в процессе обучения.
Исходя из цели, решались следующие задачи:
1) проанализировать понятия «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения» и виды коммуникативных умений;
2) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста: теоретический аспект
1.1. Понятие и виды коммуникативных умений……………………………6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...14
1.3. Формы и методы развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..25
Глава 2. Исследование развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста
2.1. Диагностика развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста........................................................................................33
2.2. Комплекс методов в развитии коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в МКОУ ШГО «СОШ №45» п.г.т. Шаля................................................................................................................46
Заключение.............................................................................................................52
Список использованной литературы...................................................................56
Перечислим наиболее характерные отступления от критериев оценивания письменной речи:
· Использование предложений, в которых указаны лишь только предмет и действие, которое оно выполняет (у 27 % учащихся). Например: «Волк шел по дорожке. Волк встретил Красную Шапочку».
· Наличие слов-паразитов, таких как: ну, да вот, короче, вообще (у 10 % школьников).
· Нераспространенность
предложений (у 5 % младших школьников).
Все эти признаки свидетельствуют о средней
степени информативности рассказа.
Материалы диагностики подтвердили возможность выявления уровня развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с помощью предложенного методического инструментария. Результаты диагностики показали, что на среднем уровне коммуникативные умения развиты у 49% учащихся, высокий уровень составляет 40%, на низком уровне коммуникативные умения развиты у 11% обучающихся.
Для подведения общего результата исследования использовались таблица и диаграмма (Таблица 1).
Можно сделать вывод о том, что дети умеют взаимодействовать друг с другом в паре или группе, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, договариваться с одноклассниками, соблюдая правила речевого этикета, умеют взглянуть на ситуацию с иной позиции, находить общее решение, задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, умеют осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи, эмоциональное отношение к совместной деятельности позитивное, дети работали с удовольствием и интересом.
По результатам диагностического обследования нам удалось обнаружить стабильные результаты развития коммуникативных способностей детей младшего школьного возраста. Но в проявлении умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций обучающиеся показали низкий результат.
Учитывая полученные результаты, можно сделать вывод о присутствии целенаправленной систематической работы по развитию коммуникативных умений младших школьников.
2.2. Комплекс методов в развитии коммуникативных умений
у детей младшего школьного возраста
в МКОУ ШГО «СОШ №45» п.г.т. Шаля
Процесс общения младших школьников всегда протекает непросто. Это связано, прежде всего, с неумением принимать точку зрения другого, увидеть в нём личность, обладающую своими желаниями и потребностями.
Для развития коммуникативных умений педагоги используют:
Сюжеты таких игр представляют реальные и вымышленные ситуации общения. Детям предлагаются реальные жизненные ситуации: беседа двух попутчиков, покупатель обращается к продавцу за консультацией, в театре перед спектаклем, хозяин принимает гостей, общение с родителями, в библиотеке и т.д. Разбившись на несколько групп, участники игры инсценируют заданную учителем ситуацию так, как считают нужным. После каждой инсценировки проводится обсуждение и выявляются ошибки (если они были) или сразу делается вывод о правилах общения в каждой ситуации.
Аналогично строится работа в ходе сюжетно-ролевых игр с вымышленным сюжетом, где нужно прочитать по ролям предложенную сценку с участием известных сказочных героев и найти ошибки в их общении, инсценировать разговор двух героев произведения, придумать разговор героев произведения по телефону, инсценировать произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).
Ребята с удовольствием «вживаются в роль» и стараются передать основные черты своего героя. После импровизированного инсценирования мы с ребятами «оцениваем» работу артистов дружными аплодисментами.
Приобретенные младшими школьниками знания и умения ведения диалога закрепляются в процессе бесед «за круглым столом» с элементами сюжетно-ролевой игры: «Почему люди общаются?», «Ты - частичка человечества», «Я и Они», «Что имеем - не храним, потеряем - плачем».
Например, беседа «Что имеем - не храним, потеряем - плачем» проводится в форме суда над грубостью и лживостью. Ребятам предлагаются на выбор роли судей, присяжных, свидетелей. Роли обвиняемых в грубости и лживости детям не предлагаются, а соответствующие реплики озвучивает учитель.
Для развития речи детям с 1 класса предлагается работа над предложениями. Задания: «Расставь точки», «Вставь пропущенные слова»,
«Расскажи, о чем прочитали», «Из набора слов составить предложения по данной тематике», «Составление предложений по картинкам».
Основная задача учителя на уроке помимо работы над грамотностью устной и письменной речи, над её правильностью сформировать у детей способность свободно излагать свои мысли, полно, логично, не боясь показать их индивидуальность.
Работа по развитию речи осуществляется не только через уроки, но и внеклассные мероприятия (классные часы «Кто я и кто моя семья», «Эти незнакомые знакомые слова» и т.д.) и внеурочную деятельность.
Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами.
В малых группах дети работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.
Для личностного слушания предназначены специальные виды тренингов:
- Каждый
участник тренинга должен
Для развития выразительности речи используются следующие тренинги:
- Двое или более участников читают по ролям текст, причем каждый должен придерживаться определенной интонации (обвинять, уговаривать, подбадривать, упрашивать, извиняться и др.).
- Внимательно наблюдая за
- Выразить заданное
- Определить, где знак препинания, стоящий в конце предложения, не соответствует содержанию фразы: «Ура, мы едем домой?», «Где ты был!», «Как здесь красиво», и т.п.
Для овладения культурой пространственной организации общения учащимся предлагаются такие тренинги:
Обсудите в парах интересный фильм (важное событие или любую тему, интересующую обоих собеседников), располагаясь в разных концах класса, сидя рядом, напротив друг друга; выберите наиболее удобный вари ант расположения в данной ситуации.
При помощи расстояния и расположения между тобой и твоим собеседником дай ему понять, что ты обижен, недоволен, с удовольствием общаешься, заинтересован беседой и др.
- Попрактикуйтесь и из
Ребёнок учится сопоставлять работы с образцом; вырабатывать критерии оценки учебной работы; сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека; учится давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах; формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание).
Приведем пример поэтапного развития такого сложного коммуникативного умения, как умение внимательно слушать собеседника. В помощь учителю может быть предложена следующая памятка.
1. Объяснить младшим школьникам
необходимость овладения
2. Четко и ясно сформулировать правила, которым надо следовать. Например: «Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет внимательно слушать»; «Люди будут слушать тебя только после того, как ты выслушал их».
3. Показать на примерах, как выполняются
действия по овладению данным
умением. Например: 1) во время разговора
с собеседником не думай о
чем-то своем, иначе пропустишь
что-то важное из рассказа; 2) старайся
вникнуть в суть разговора, а
не слышать только то, что тебе
хочется; 3) не старайся казаться
умнее своего партнера по
4. Не стараться развивать сразу
несколько умений или качеств
личности. Определить, какие качества
органично сочетаются между
5. Проводить постоянный контроль
за развитием умения, который
должен сочетаться с
Успешность и интенсивность развития коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе [25].
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Проблема развития коммуникативных умений у младших школьников очень актуальна. Уровень развития коммуникативных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и становление личности в целом.
Решая первую задачу исследования, мы выяснили определение понятий «общение» и «коммуникативные умения». Б.Д. Парыгин, рассматривает общение как «сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга».
«Коммуникативные умения» – это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений.
Ученые выделяют различные классификации коммуникативных умений. Г.М. Андреева выделяет 3 группы умений, каждая из которых соответствует одной из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной).
Общение всегда направлено на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на критерии, выделенные Бодалевым А.А.
Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому человеку, без которого любое взаимодействие невозможно. Второй критерий - общение это всегда эмоциональное отношение к нему. Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер.
Рассматривая критерии общения выделяют и три основных его мотива: деловые мотивы, познавательные мотивы, личностные мотивы.
На основе анализа научно-педагогических исследований о сущности коммуникативных умений мы выявили структуру коммуникативных умений младших школьников, включающую компоненты: эмпатийный, креативно-деятельностный, оценочно-рефлексивный.
Информация о работе Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста