Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить содержание развития коммуникативных умений у младших школьников в процессе обучения.
Исходя из цели, решались следующие задачи:
1) проанализировать понятия «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения» и виды коммуникативных умений;
2) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста: теоретический аспект
1.1. Понятие и виды коммуникативных умений……………………………6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...14
1.3. Формы и методы развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..25
Глава 2. Исследование развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста
2.1. Диагностика развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста........................................................................................33
2.2. Комплекс методов в развитии коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в МКОУ ШГО «СОШ №45» п.г.т. Шаля................................................................................................................46
Заключение.............................................................................................................52
Список использованной литературы...................................................................56

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 206.52 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Формы и методы  развития коммуникативных умений  у детей младшего школьного  возраста

 

Высокая форма общения учеников между собой и с учителем, будет являться важнейшим фактором развития познавательной активности учащихся, так как общение – это определённое взаимодействие, в ходе которого происходит обмен информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития. В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.

Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что развивать коммуникативные умения и социальное поведение целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников.

В основу такой игры положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал.

Игра предполагает создание воображаемых (условных) ситуаций и их обыгрывание. Создание образов и их проигрывание (проживание) и является составными компонентами коммуникативной игры, которая используется для тренировки навыков и умений общаться и может проводиться в парной (диалог) или групповой (полилог) форме с последующим анализом речевых действий участников игры. Сюжеты таких игр представляют реальные и вымышленные ситуации общения.

Развитие коммуникативных умений в ходе ролевого общения учащихся осуществляется учителем поэтапно и заключается в следующем:

- раскрытие учащимся значения  коммуникативных умений; 

- ознакомление учащихся с содержанием  и структурой умений при распределении  ролей;

- включение учащихся в выполнение  совместных игровых заданий по  овладению коммуникативными умениями;

- совершенствование усвоенных  школьниками коммуникативных умений  в их творческой деятельности.

Игровые технологии способствуют развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников, позволяют активизировать детей, поддерживая их интерес, развивают их речь, пополняя их словарный запас, заставляя их корректно и внимательно относиться друг к другу.

Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь. Школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, чёткой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям, и это имеет существенное значение для формирования коммуникативных умений.

Свобода владения речью зависит от: обширности словарного запаса; образности и правильности речи; точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнёров своими словами; умения выделять из услышанного существо дела; конкретной постановки вопросов; краткости и точности формулировок; логичности построения и изложения высказывания. Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у учащихся не вырабатывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, на уроках.

Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгляд, более всего подходит организация работы малыми группами. Такая работа менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой.

Так, например, в число основных составляющих организации совместного действия входят (В.В. Рубцов):

1. Распределение начальных действий  и операций, заданное предметным  условием совместной работы.

2. Обмен способами действия, заданный  необходимостью включения различных  для участников моделей действия  в качестве средства для получения  продукта совместной работы.

3. Взаимопонимание, определяющее для  участников характер включения  различных моделей действия в  общий способ деятельности (путем  взаимопонимания устанавливается  соответствие собственного действия  и его продукта и действия  другого участника, включенного  в деятельность).

4. Коммуникация (общение), обеспечивающая  реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.

5. Планирование общих способов  работы, основанное на предвидении  и определении участниками адекватных  задаче условий протекания деятельности  и построения соответствующих  схем (планов работы).

6. Рефлексия, обеспечивающая преодоление  ограничений собственного действия  относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается  отношение участника к собственному  действию, благодаря чему обеспечивается  изменение этого действия в  отношении к содержанию и форме  совместной работы).

Первоклассники учатся объединяться сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения. Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения задания.

Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх и включаются в общую работу класса.

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10-15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.

Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.

Результаты работы каждой группы демонстрируются на доске. Дети учатся:

  • отстаивать  своё мнение;
  • представлять работу группы;
  • дискутировать;
  • слушать внимательно друг друга;
  • умение задавать вопросы;
  • выслушивать другого.

В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. В ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем.

На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер).

У школьников повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты общего труда, формируется  самооценка, оценка своих возможностей и способностей

Тренинги направлены на овладение экспрессивными (выразительность), кинетическими (подкрепление речи мимикой, пантомимикой, жестикуляцией), проксемическими (пространственная организация общения) умениями, а также на формирование навыков ведения диалога.

Выстраивая отношения, обучающиеся соблюдают правила  ведения диалога:

- Любое мнение ценно.

- Ты имеешь право на любую  реакцию, кроме невнимания.

- Повернись так, чтобы видеть  лицо говорящего.

- Хочешь говорить – подними  руку.

- Дай возможность другому высказать  свое мнение, а себе – понять  его.

- Обращение начинается с имени.

- Критика должна быть тактичной.

- Отсутствие результата – тоже  результат.

- Голос – твой божественный  дар, умей им владеть.

Однако можно привлекать другие формы, например проектная деятельность. Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата.  Использование метода проектов повышает познавательную активность школьников, способствует расширению кругозора учащихся, способствует получению более глубоких знаний, развивает устную и письменную речь, умение творчески мыслить. Данный метод является эффективным средством повышения самостоятельности высокомотивированных учащихся.  Учащиеся выступают  на школьных конференциях, представляя  защиту своей  работы.

В результате работы над проектом учащиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи [12].

Использование форм и методов, обеспечивающих включение детей в деятельность коммуникативной направленности, достигается путем поэтапного формирования коммуникативных умений школьников, на основе расширения их коммуникативных знаний, мотивов, потребностей и постепенно усложняющейся коммуникативной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Исследование развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста

 

2.1. Диагностика развития  коммуникативных умений у детей  младшего школьного возраста

 

Исследование проводилось на базе МКОУ ШГО «СОШ №45» п.г.т. Шаля в течение четырех лет (2011-2015 уч. годы).

Цель нашего исследования:

- разработать  методический инструментарий, позволяющий  выявить уровень развития коммуникативных  умений детей младшего школьного  возраста.

- проследить динамику уровня развития коммуникативных умений у учащихся младшего школьного возраста за период обучения в начальной школе;

- разработать  рекомендации по развитию отдельных  коммуникативных умений.

Испытуемые: учащиеся начальных классов, в состав группы входят 21 человека, из них 7 мальчиков, 14 девочек.

В исследовании были использованы адаптированные к данному возрасту методики психологов, простые в применении, позволяющие определить уровень развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста. Определен комплекс методов оценки уровня развития коммуникативных умений: анкетирование, наблюдение, беседа, анализ сочинений учащихся, анализ результатов выполнения заданий.

Формы работы: индивидуальная, в парах, групповая.

Методический инструментарий включает набор диагностических методик для детей 6,5-10 лет. 

Список методик для диагностики развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста

1 класс

  • «Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997) (Приложение 1)

Цель: изучение уровня развития способности учитывать позиции собеседника (партнера)

  • «Рукавички» (Г.А. Цукерман) (Приложение 2)

Цель: изучение уровня развития умения согласовывать усилия в процессе организации и осуществления сотрудничества.

  • «Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992) (Приложение 3)

Цель: изучение уровня развития умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру.

Информация о работе Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста