Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 12:33, курсовая работа
Цель: выявить содержание развития коммуникативных умений у младших школьников в процессе обучения.
Исходя из цели, решались следующие задачи:
1) проанализировать понятия «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения» и виды коммуникативных умений;
2) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста: теоретический аспект
1.1. Понятие и виды коммуникативных умений……………………………6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...14
1.3. Формы и методы развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..25
Глава 2. Исследование развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста
2.1. Диагностика развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста........................................................................................33
2.2. Комплекс методов в развитии коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в МКОУ ШГО «СОШ №45» п.г.т. Шаля................................................................................................................46
Заключение.............................................................................................................52
Список использованной литературы...................................................................56
2 класс
Цель: изучение уровня развития навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи
Цель: изучение уровня развития умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передать их партнеру.
Цель: изучение уровня развития умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру.
3 класс
Цель: выявление уровня развития умения различать и понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, умение обосновывать собственное, проявлять доброжелательность.
Цель: выявление уровня развития навыков взаимодействия учащихся с помощью речевых указаний, умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру.
4 класс
Цель: выявление уровня развития основных слагаемых коммуникативного умения: внимание к партнеру, дружелюбие и активность.
Цель: выявление уровня развития умения договариваться, находить общее решение; умения аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
Цель: выявление уровня развития умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций.
Показателями уровня развития коммуникативных умений являются уровни: низкий, средний и высокий.
1 класс
«Левая и правая сторона» (Пиаже, 1997)
Высокий уровень – 32% (6 чел.) на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.
Средний уровень – 58% (11 чел.) правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.
Низкий уровень – 10% (2 чел.) не могут определить сторону своей позиции и не учитывают сторону партнера.
На основании данных проведенной диагностики можно сделать вывод, что у 90% обучающихся развиты способности учитывать позиции собеседника (партнера) «Рукавички».
Высокий уровень – 32% (6 чел.) рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; в процессе работы дети активно обсуждали возможный вариант узора; приходили к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивая способы действия и координируя их,
строя совместное действие; следили за реализацией принятого замысла.
Средний уровень – 58% (11 чел.) сходство частичное: отдельные признаки, но имеются и отличия;
Низкий уровень – 10% (2 чел.) не смогли договориться и придти к согласию, настаивая на своем;
Анализ результатов данной методики позволил сделать вывод о том, что у обучающихся развиты умения согласовывать усилия в процессе организации и осуществления сотрудничества.
«Узор под диктовку».
Высокий уровень показали 56% (11 чел) – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.
Средний уровень– 39% (7 чел) – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание;
Низкий уровень – 5% (1 чел) – узоры не похожи на образцы; указания не формулируются непонятно; вопросы формулируются не по существу или формулируются непонятно для партнера;
Результаты диагностики показывают, что высокий уровень продемонстрировали 40% учащихся, 52% первоклассников показали средний уровень развития данного вида коммуникативных умений, 8% первоклассников не умеют работать в парах, договариваться и осуществлять сотрудничество. Подавляющее большинство детей стремятся к сотрудничеству, умеют слушать и понимать речь других, передавать ориентиры действия партнеру, учитывать позиции собеседника, умеют взаимодействовать с одноклассниками, согласовывать усилия в процессе организации и осуществления сотрудничества, соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
2 класс
«Ковер»
Анализируя полученные результаты, было выявлено
Высокий уровень – 72% (13 чел) смогли соорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой.
Средний уровень – 28% (5 чел) сумели частично реализовать план.
Низкий уровень – нет.
Можно сделать вывод о высоком уровне развития у детей умения группового взаимодействия в ситуации предъявленной учебной задачи.
«Фигура под диктовку»
Анализируя полученные результаты, было выявлено
- 7 учащихся
– 39%, уровень выполнения
- 9 учащихся – 50%, средний уровень выполнения задания;
- 2 учащихся – 11%, низкий уровень.
Таким образом, 89% (16 чел) показали умение выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру.
«Графический диктант»
Анализируя полученные результаты, выявилось
- 10 учащихся
– 56%, уровень выполнения
- 6 учащихся – 33%, средний уровень выполнения задания;
- 2 учащихся – 11%, низкий уровень.
Таким образом, у 89% (16 чел) рисунки соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигли взаимопонимания; проявили умение выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру.
Результаты диагностики показали, что на низком уровне коммуникативные умения развиты у 7% учащихся, на среднем уровне у 37% учащихся, высокий уровень составляет 56%.
В основном дети умеют взаимодействовать друг с другом, задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, умеют осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи, эмоциональное отношение к совместной деятельности позитивное, дети работали с удовольствием и интересом.
3 класс.
«Кто прав?».
Анализируя полученные результаты, было выявлено
- 7 учащихся
– 33%, уровень выполнения
- 11 учащихся – 53%, средний уровень выполнения задания;
- 3 учащихся – 14%, низкий уровень.
Таким образом, 86% (18 чел) показали умение различать и понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, умение обосновывать собственное, проявлять доброжелательность.
«Дорога к дому».
Анализируя полученные результаты, было выявлено
- 9 учащихся
– 42%, уровень выполнения
- 10 учащихся
– 48%, средний уровень выполнения
задания: указания отражают часть
необходимых ориентиров; вопросы
и ответы формулируются
- 2 учащихся
– 10%, низкий уровень: узоры не
построены или не похожи на
образцы; указания не содержат
необходимых ориентиров или
Таким образом, 90% (19 чел) показали умение взаимодействия учащихся с помощью речевых указаний, умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру.
Результаты диагностики показали, что на среднем уровне коммуникативные умения развиты у 50% учащихся, высокий уровень составляет 38%, низкий уровень у 12% учащихся. В основном дети умеют различать и понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, обосновывать собственное, проявлять доброжелательность, взаимодействовать друг с другом с помощью речевых указаний, задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, умеют осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи, эмоциональное отношение к совместной деятельности позитивное, дети работали с удовольствием и интересом.
4 класс
Анкета «Умение слушать».
Анализируя полученные результаты, было выявлено:
- 8 учащихся – 45%, высокая степень развития умения слушать;
- 6 учащихся – 33% являются хорошими слушателями;
- 4 учащихся – 22%, низкий уровень.
Таким образом, 78% (14 чел) показали хороший уровень развития умения слушать.
«Совместная сортировка».
Анализируя полученные результаты, было выявлено
- 1 учащихся
– 5%, уровень выполнения
- 20 учащихся
– 95%, средний уровень выполнения
задания: правильно выделены фишки,
принадлежащие каждому ученику
в отдельности, но договориться
относительно четырех общих
- учащихся с низким уровнем, когда задание
вообще не выполнено или фишки разделены
произвольно, с нарушением заданного правила;
дети не пытаются договориться или не
могут придти к согласию, настаивают на
своем, конфликтуют или игнорируют друг
друга.
Таким образом, 100% (21 чел) показали умение договариваться, находить общее решение; умения аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
«Красная шапочка».
Анализ «Интерпретация содержания сказки «Красная Шапочка».
При анализе выполнения задания обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Синтаксическая расстановка слов и их сочетаемость предполагает сформированность следующих механизмов: языковая установка, догадка, но только как реализация в речевой деятельности чувства языка, имеющегося речевого опыта. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, которые несут ту или иную информацию по данной теме. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия или их развернутое описание) позволяет оценить, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.
Как показал анализ результатов проведенного эксперимента.
Высокий уровень – 29% (6 чел) сформировано умение оформлять свои мысли в письменной речи с учетом учебных ситуаций. Текст изложен логично, последовательно, в соответствии с грамматическими нормами языка.
Средний уровень – 42% (9 чел) текст достаточно информативен, отличается логикой изложения, присутствуют отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении.
Низкий уровень – 29% (6 чел) нет логически обусловленной последовательности текста: простой пересказ известной сказки. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения.
Анализ новообразованных рассказов показал, что наиболее распространенной ошибкой в текстах учащихся было составление его от слов автора, а не от слов волка, как это было указано в задании (ошибка у 19 % учащихся). Например: «Волк бродил по лесу и искал еду. Он встретил Красную Шапочку».
Наличие
тавтологии – еще одна из распространенных
ошибок в текстах (у 48 % школьников). К примеру, «И
тут Красная Шапочка хотела съесть бабушку,
и тут в двери раздался звонок. И тут вошел
волк».
Отметим также смешение в одном тексте
разных авторов, как от слов третьего лица,
так и от слов первого лица, то есть самого
волка (у 5 % младших школьников). «Волк был
всё ближе и ближе к бабушке. И вот я был
у самого дома».
Информация о работе Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста