Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 12:33, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить содержание развития коммуникативных умений у младших школьников в процессе обучения.
Исходя из цели, решались следующие задачи:
1) проанализировать понятия «общение», «коммуникация», «коммуникативные умения» и виды коммуникативных умений;
2) рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младшего школьного возраста;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста: теоретический аспект
1.1. Понятие и виды коммуникативных умений……………………………6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста…………………………………………………………………………...14
1.3. Формы и методы развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..25
Глава 2. Исследование развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста
2.1. Диагностика развития коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста........................................................................................33
2.2. Комплекс методов в развитии коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста в МКОУ ШГО «СОШ №45» п.г.т. Шаля................................................................................................................46
Заключение.............................................................................................................52
Список использованной литературы...................................................................56

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.docx

— 206.52 Кб (Скачать файл)

2 класс

  • «Ковёр» (Приложение 4)

Цель: изучение уровня развития навыков группового взаимодействия учащихся в ситуации предъявленной учебной задачи

  • «Фигуры под диктовку» (Приложение 5)

Цель: изучение уровня развития умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передать их партнеру.

  • «Графический диктант» (Приложение 6)

Цель: изучение уровня развития умения выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру.

3 класс

  • «Кто прав?» (Приложение 7)

Цель: выявление уровня развития умения различать и понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, умение обосновывать собственное, проявлять доброжелательность.

  • «Дорога к дому» (Приложение 8)

Цель: выявление уровня развития навыков взаимодействия учащихся с помощью речевых указаний, умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру.

4 класс

  • Анкета «Умение слушать» (Приложение 9)

Цель: выявление уровня развития основных слагаемых коммуникативного умения: внимание к партнеру, дружелюбие и активность.

  • «Совместная сортировка» (Приложение 10)

Цель: выявление уровня развития умения договариваться, находить общее решение; умения аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

  • «Красная шапочка» (Приложение 11)

Цель: выявление уровня развития умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций.

Показателями уровня развития коммуникативных умений являются уровни: низкий, средний и высокий.

1 класс

«Левая и правая сторона» (Пиаже, 1997)

Высокий уровень – 32% (6 чел.) на все вопросы во всех четырех пробах ребенок отвечает правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.

Средний уровень – 58% (11 чел.) правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от своей.

Низкий уровень – 10% (2 чел.) не могут определить сторону своей позиции и не учитывают сторону партнера.

На основании данных проведенной диагностики можно сделать вывод, что у 90% обучающихся развиты способности учитывать позиции собеседника (партнера) «Рукавички».

Высокий уровень – 32% (6 чел.) рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; в процессе работы дети активно обсуждали возможный вариант узора; приходили к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивая способы действия и координируя их,

строя совместное действие; следили за реализацией принятого замысла.

Средний уровень – 58% (11 чел.) сходство частичное: отдельные признаки, но имеются и отличия;

Низкий уровень – 10% (2 чел.) не смогли договориться и придти к согласию, настаивая на своем;

Анализ результатов данной методики позволил сделать вывод о том, что у обучающихся развиты умения согласовывать усилия в процессе организации и осуществления сотрудничества.

«Узор под диктовку».

Высокий уровень показали 56% (11 чел) – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.

Средний уровень– 39% (7 чел) – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание;

Низкий уровень – 5% (1 чел) – узоры не похожи на образцы; указания не формулируются непонятно; вопросы формулируются не по существу или формулируются непонятно для партнера;

Результаты диагностики показывают, что высокий уровень продемонстрировали 40% учащихся, 52% первоклассников показали средний уровень развития данного вида коммуникативных умений, 8% первоклассников не умеют работать в парах, договариваться и осуществлять сотрудничество. Подавляющее большинство детей стремятся к сотрудничеству, умеют слушать и понимать речь других, передавать ориентиры действия партнеру, учитывать позиции собеседника, умеют взаимодействовать с одноклассниками, согласовывать усилия в процессе организации и осуществления сотрудничества, соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

2 класс

«Ковер»

Анализируя полученные результаты, было выявлено

Высокий уровень – 72% (13 чел) смогли соорганизоваться, распределить обязанности и договориться между собой.

Средний уровень – 28% (5 чел) сумели частично реализовать план.

Низкий уровень – нет.

Можно сделать вывод о высоком уровне развития у детей умения группового взаимодействия в ситуации предъявленной учебной задачи.

«Фигура под диктовку»

Анализируя полученные результаты, было выявлено

- 7 учащихся  – 39%, уровень выполнения характеризуется  как высокий;

- 9 учащихся  – 50%, средний уровень выполнения  задания;

- 2 учащихся  – 11%, низкий уровень.

Таким образом, 89% (16 чел) показали умение выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру.

«Графический диктант»

Анализируя полученные результаты, выявилось

- 10 учащихся  – 56%, уровень выполнения характеризуется  как высокий;

- 6 учащихся  – 33%, средний уровень выполнения  задания;

- 2 учащихся  – 11%, низкий уровень.

Таким образом, у 89% (16 чел) рисунки соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигли взаимопонимания; проявили умение выделять и отображать в речи существенные ориентиры действия, а также передавать (сообщать) их партнеру.

Результаты диагностики показали, что на низком уровне коммуникативные умения развиты у 7% учащихся, на среднем уровне у 37% учащихся, высокий уровень составляет 56%.

В основном дети умеют взаимодействовать друг с другом, задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, умеют осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи, эмоциональное отношение к совместной деятельности позитивное, дети работали с удовольствием и интересом.

3 класс.

«Кто прав?».

Анализируя полученные результаты, было выявлено

- 7 учащихся  – 33%, уровень выполнения характеризуется  как высокий;

- 11 учащихся  – 53%, средний уровень выполнения  задания;

- 3 учащихся  – 14%, низкий уровень.

Таким образом, 86% (18 чел) показали умение различать и понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, умение обосновывать собственное, проявлять доброжелательность.

«Дорога к дому».

Анализируя полученные результаты, было выявлено

- 9 учащихся  – 42%, уровень выполнения характеризуется  как высокий: узоры соответствуют  образцам; в процессе активного  диалога дети достигают взаимопонимания  и обмениваются необходимой и  достаточной информацией для  построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов  точек, через которые пролегает  дорога; в конце по собственной  инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.

- 10 учащихся  – 48%, средний уровень выполнения  задания: указания отражают часть  необходимых ориентиров; вопросы  и ответы формулируются расплывчато  и позволяют получить недостающую  информацию лишь отчасти; достигается  частичное взаимопонимание;

- 2 учащихся  – 10%, низкий уровень: узоры не  построены или не похожи на  образцы; указания не содержат  необходимых ориентиров или формулируются  непонятно; вопросы не по существу  или формулируются непонятно  для партнера.

Таким образом, 90% (19 чел) показали умение взаимодействия учащихся с помощью речевых указаний, умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру.

Результаты диагностики показали, что на среднем уровне коммуникативные умения развиты у 50% учащихся, высокий уровень составляет 38%, низкий уровень у 12% учащихся. В основном дети умеют различать и понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, обосновывать собственное, проявлять доброжелательность, взаимодействовать друг с другом с помощью речевых указаний, задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, умеют осуществлять взаимный контроль по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи, эмоциональное отношение к совместной деятельности позитивное, дети работали с удовольствием и интересом.

4 класс

Анкета «Умение слушать».

Анализируя полученные результаты, было выявлено:

- 8 учащихся  – 45%, высокая степень развития  умения слушать;

- 6 учащихся  – 33% являются хорошими слушателями;

- 4 учащихся  – 22%, низкий уровень.

Таким образом, 78% (14 чел) показали хороший уровень развития умения слушать.

«Совместная сортировка».

Анализируя полученные результаты, было выявлено

- 1 учащихся  – 5%, уровень выполнения характеризуется  как высокий: в итоге фишки  разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие  одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и  треугольники (4 фишки); 2) кучка с  красными и желтыми овалами, ромбами  и квадратами одного ученика (6 фишек) и 3) кучка с синими, белыми  и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними»  элементами, которые не принадлежат  никому (9 фишек – белые, синие  и зеленые квадраты, овалы и  ромбы). Решение достигается путем  активного обсуждения и сравнения  различных возможных вариантов  распределения фишек; согласия относительно  равных «прав» на обладание  четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.

- 20 учащихся  – 95%, средний уровень выполнения  задания: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику  в отдельности, но договориться  относительно четырех общих элементов  и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания  трудности детей связаны с  неумением аргументировать свою  позицию и слушать партнера;  
- учащихся с низким уровнем, когда задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга.

Таким образом, 100% (21 чел) показали умение договариваться, находить общее решение; умения аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.

«Красная шапочка».

Анализ «Интерпретация содержания сказки «Красная Шапочка».

При анализе выполнения задания обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной и текстовой опоры. Синтаксическая расстановка слов и их сочетаемость предполагает сформированность следующих механизмов: языковая установка, догадка, но только как реализация в речевой деятельности чувства языка, имеющегося речевого опыта. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, которые несут ту или иную информацию по данной теме. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия или их развернутое описание) позволяет оценить, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.

Как показал анализ результатов проведенного эксперимента.

Высокий уровень – 29% (6 чел) сформировано умение оформлять свои мысли в письменной речи с учетом учебных ситуаций. Текст изложен логично, последовательно, в соответствии с грамматическими нормами языка.

Средний уровень – 42% (9 чел) текст достаточно информативен, отличается логикой изложения, присутствуют отдельные недостатки в лексико-грамматическом оформлении.

Низкий уровень – 29% (6 чел) нет логически обусловленной последовательности текста: простой пересказ известной сказки. Отмечаются выраженные лексико-грамматические нарушения.  

Анализ новообразованных рассказов показал, что наиболее распространенной ошибкой в текстах учащихся было составление его от слов автора, а не от слов волка, как это было указано в задании (ошибка у 19 % учащихся). Например: «Волк бродил по лесу и искал еду. Он встретил Красную Шапочку».

Наличие тавтологии – еще одна из распространенных ошибок в текстах (у 48 % школьников). К примеру, «И тут Красная Шапочка хотела съесть бабушку, и тут в двери раздался звонок. И тут вошел волк». 
Отметим также смешение в одном тексте разных авторов, как от слов третьего лица, так и от слов первого лица, то есть самого волка (у 5 % младших школьников). «Волк был всё ближе и ближе к бабушке. И вот я был у самого дома».

Информация о работе Развитие коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста