Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и упражнений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:16, дипломная работа

Описание работы

Итак, развитие музыкальных способностей у старших дошкольников возможно почти во всех видах детской музыкальной практики, что достигается при помощи музыкально – дидактических игр и упражнений.
И поэтому мы определили объектной областью методику музыкального развития, из чего следует, что объектом исследования являются средства развития музыкальных способностей. Предметом исследования является «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, содержащий музыкально-дидактические игры и упражнения как одно из средств развития музыкальных способностей старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «МУЗЫКАЛЬНОГО БУКВАРЯ» Н.А. ВЕТЛУГИНОЙ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)


Введение

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.

Дошкольное детство  – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное  развитие оказывает ничем не заменимое  воздействие на общее развитие: формируется  эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

Современные научные  исследования свидетельствуют о  том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной  культуры нужно начинать с дошкольного  возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.

На разных исторических этапах становления музыкальной  психологии и педагогики (зарубежной и отечественной), также и в  настоящее время в разработке теоретических, а следовательно, и  практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы, имеются разночтения в определении важнейших понятий.

Разработанные психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей (А. Усова, А. Запорожец) носят общетеоретический  характер, позволяющий применять их к конкретным видам детской деятельности. Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему развития музыкальных способностей у детей.[17, 18]

Итак, развитие музыкальных способностей у старших дошкольников возможно почти во всех видах детской музыкальной практики, что достигается при помощи музыкально – дидактических игр и упражнений.

И поэтому мы определили объектной областью методику музыкального развития, из чего следует, что объектом исследования являются средства развития музыкальных способностей. Предметом исследования является «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, содержащий музыкально-дидактические игры и упражнения как одно из средств развития музыкальных способностей старших дошкольников.

В ходе работы над темой, нами была обозначена проблема: как использование «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной способствует развитию музыкальных способностей старших дошкольников.

Проблема развития музыкальных  способностей у детей старшего дошкольного  возраста актуальна по следующим  причинам:

во-первых, потому, что  до сих пор проблемой остаются сами музыкальные способности, структура музыкальности человека;

во-вторых, музыкальные  способности представляют собой  сложное сочетание природного (врожденного), социального и индивидуального;

в-третьих,  потому, что  проявление способностей всегда индивидуально, что должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов;

в-четвертых, существующие диагностики требуют в одних  случаях уточнения, а в других и поиска новых адекватных диагностических  методов.

С учетом актуальности темы, мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: если мы на занятиях будем использовать «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, то это будет способствовать:

- усвоению способов  различения отдельных звуковысотных, ритмических, тембровых, динамических отношений;

- развитию творческого воображения в процессе восприятия музыки;

- обогащению представлений  старших дошкольников об эмоциях  и чувствах посредством музыки;

- формированию певческих  умений и навыков;

- умению подбирать, импровизировать, комбинировать различные сочетания звуков в их гармоничном звучании.

Для решения и подтверждения  проблемы и гипотезы была сформулирована следующая цель: доказать положения, что использование «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной будет способствовать развитию музыкальных способностей старших дошкольников.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

- изучить и проанализировать  психолого-педагогическую литературу по теме;

- спланировать и организовать исследовательскую работу по развитию музыкальных способностей старших дошкольников средствами музыкально-дидактических игр и упражнений;

- выявить уровень развития  музыкальных способностей старших  дошкольников при помощи «Музыкального  букваря» Н.А. Ветлугиной.

- систематизировать музыкально-дидактические  игры и упражнения, направленные на развитие звуковысотного, тембрового, ритмического, динамического слуха;

- разработать тематический  план и основное содержание  работы по развитию музыкальных  способностей детей на один  учебный год;

- разработать рекомендации  для воспитателя группы по развитию музыкальных способностей детей.

Методологической основой исследования являются психолого-педагогические труды Д.Б.Кабалевского, О.П.Радыновой, Н.А.Ветлугиной, А.П.Усовой, Л.А.Безбородовой, Н.Г.Кононова.[3, 46]

В работе был использован комплекс методов исследования.

Теоретические:

- изучение и анализ  теоретической литературы;

- моделирование;

- анализ и обобщение  материала, полученного в результате  исследования.

Эмпирические:

- наблюдение;

- беседа;

- опытно-практическая  работа.

Научно-исследовательская работа по развитию музыкальных способностей старших дошкольников средствами музыкально-дидактических  игр и упражнений проводилось  в три этапа:

  1. Планирование исследовательской работы по развитию музыкальных способностей средствами «Музыкального букваря»Н.А.Ветлугиной.
  2. Описание работы по развитию музыкальных способностей старших дошкольников.
  3. Анализ результатов опытно -практической работы.

На этапе планирования был определен вид работы –  опытно-практическая, ее структура; место  проведения – ДОУ №41 «Малышок»; установлены сроки проведения – четыре недели; определены участники – дети старшего дошкольного возраста в количестве двадцати человек.

База и этапы исследования:

Во второй части предложена опытно-практическая работа по развитию музыкальных способностей у старших дошкольников, в которой мы описываем проведенную диагностику по развитию музыкальных способностей. У детей старшего дошкольного возраста нам удалось выявить трудности, связанные с усвоением способов вслушивания при различении тембровых, ритмических, звуковысотных, динамических отношений.

Опытно-практическая работа состоит из трех этапов:

На первом этапе была проведена входная диагностика (январь 2013г.). Выявление уровня развития музыкальных способностей у старших дошкольников. Использование музыкальных упражнений позволили нам выявить общий уровень музыкальных способностей у детей.

Целью второго этапа, проводившегося с февраля по март 2013 года, являлось доказательство влияния музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей старших дошкольников. Для достижения данной цели проводились музыкально-дидактические игры из методического пособия «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной.

Третий этап – контрольная  диагностика развития музыкальных  способностей у старших дошкольников. Цель – выявление уровня развития музыкальных способностей. Обследование проходило с использованием музыкально-дидактических игр, разработанных Н.А. Ветлугиной.

Основные положения, выносимые на защиту:

           Музыкальное развитие ребенка рассматривается как особая область в структуре воспитательно-образовательной работе в ДОУ, включающая решение следующих задач:

           - развитие музыкальных способностей как одно из форм приобщения  детей к музыкальной культуре, активизации творческих проявлений;

           - формирование музыкального мышления детей средствами музыкально-дидактических игр и упражнений;

           - развитие потребностей в новых музыкальных впечатлениях  и стремление детей к сотворчеству с педагогом.

           Подойти более грамотно к вопросам о развитии музыкальных способностей у дошкольников, в процессе музыкальной деятельности, нам помогло учебное пособие Ветлугиной Н. А. «Музыкальное развитие ребёнка». В данной книге описываются взгляды известных педагогов и психологов о музыкальных способностях детей в дошкольном возрасте. Например, таких психологов и педагогов как, Выгодский Л.С., Теплов Б.М., Запорожец А.В., Венгер Л.А. и многие другие.

            Ещё одним интересным и полезным источником было пособие Метлова Н.А. «Музыка детям: книга для воспитателей и музыкального руководителя детского сада».

            В книгу Чичериной Н.А.« Формирование предпосылок музыкального вкуса у детей 5-6 лет» также входят описания взглядов многих учёных и их исследования о связи музыкальных способностей и воображения у детей дошкольного возраста.

Из учебного пособия  Цыпина Г.М. «Психология музыкальной деятельности» определены три показателя музыкальных способностей, характеризующие отношения, интересы, способности детей; способы творческих действий; качество детской продукции. Данные показатели можно взять за основу при определении критериев оценки музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

 

1 Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей

1.1 Видные теоретики о развитии музыкальных способностей

 

Современное состояние теории дошкольной педагогики характеризуется интенсивной  разработкой психолого-педагогических основ музыкального развития детей (А. Усова, А.Запорожец). Разработанные ими положения носят общетеоретический характер, позволяющий применить их к конкретным видам детской деятельности. [17, 31]

Процесс познания ребёнком объективного мира включает чувственное и рациональное начало. Они находятся в органических взаимосвязях. Развитие ощущений и  восприятий - предпосылка к более сложным процессам умственного, эстетического воспитания. В этом их  большое воспитательное значения.

Сложившаяся в теории и практике методическая система музыкального воспитания, уже не может удовлетворять современным требованиям. Традиционное понимание музыкального воспитания сводилось преимущественно к установлению задач последовательного развития способностей различения отдельных качеств предметов и явлений: формы, цвета, величины и т.д. Система дидактических упражнений, направленная на развития этих способностей, была мало связана с содержательной деятельностью.

Современное понимание сущности музыкального воспитания далеко от этих традиционных взглядов.

  Музыкальное развитие - не самостоятельный и изолированный процесс, оно является продуктом и умственного и эстетического воспитания. Этим сфера его расширяется, становится многосторонней. Ведущий путь музыкального воспитания - педагогическая организация восприятия ребёнком предметов, явлений, их различных свойств, их разнообразных соотношений.

Общественный опыт любой области  человеческой деятельности располагает  выработанными нормами, эталонами (например, в музыке - нотной системой), которые ребёнок усваивает в виде определённых знаний в более старшем возрасте. Но уже в дошкольном детстве возможно научится   соотносить свой эмпирически накопленный опыт с какими-то простейшими нормами знаний и умений, установленными в данной деятельности. По утверждению А. П. Усовой, надо стремиться ликвидировать формализм, присущий существующей методике, надо, «чтобы чувственный опыт ребёнка подвергался обработке, необходимой для формирования обобщенных знаний и обеспечения свободной ориентировки в многообразии свойств реальных предметов, которая требуется для различных видов познавательной  и практической деятельности».[1, 71]

           Эти общие положения имеют  непосредственное отношение к  любому виду деятельности детей,  в том числе и музыкальной.

           В педагогических исследованиях  группа сотрудников, лаборатории  эстетического воспитания уделили внимание вопросам развития музыкального слуха. Изучались особенности музыкального восприятия детей различных возрастов в дошкольном детстве (И. Дзержинская), формирование восприятия средств музыкальной выразительности (С. Шоломович); устанавливались связи между развитием голоса и слуха (Р. Минич), особенности проявления слуха у детей раннего возраста (Л. Багирова, К. Козырёва), взаимодействия музыкального восприятия с творческой деятельностью в игре (Р.Плавник). В одном из исследований было изучено взаимодействие между накоплением детьми чувственного слухового опыта и пояснениями педагога, направленными на анализ музыкальных явлений. Позднее было предпринято изучение развития восприятия звуковысотных и ритмических отношений в процессе обучения детей пению. [4, 180]

Информация о работе Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и упражнений