Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:16, дипломная работа
Итак, развитие музыкальных способностей у старших дошкольников возможно почти во всех видах детской музыкальной практики, что достигается при помощи музыкально – дидактических игр и упражнений.
И поэтому мы определили объектной областью методику музыкального развития, из чего следует, что объектом исследования являются средства развития музыкальных способностей. Предметом исследования является «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, содержащий музыкально-дидактические игры и упражнения как одно из средств развития музыкальных способностей старших дошкольников.
Введение
Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению.
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.
На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (зарубежной и отечественной), также и в настоящее время в разработке теоретических, а следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы, имеются разночтения в определении важнейших понятий.
Разработанные психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей (А. Усова, А. Запорожец) носят общетеоретический характер, позволяющий применять их к конкретным видам детской деятельности. Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему развития музыкальных способностей у детей.[17, 18]
Итак, развитие музыкальных способностей у старших дошкольников возможно почти во всех видах детской музыкальной практики, что достигается при помощи музыкально – дидактических игр и упражнений.
И поэтому мы определили объектной областью методику музыкального развития, из чего следует, что объектом исследования являются средства развития музыкальных способностей. Предметом исследования является «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, содержащий музыкально-дидактические игры и упражнения как одно из средств развития музыкальных способностей старших дошкольников.
В ходе работы над темой, нами была обозначена проблема: как использование «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной способствует развитию музыкальных способностей старших дошкольников.
Проблема развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста актуальна по следующим причинам:
во-первых, потому, что до сих пор проблемой остаются сами музыкальные способности, структура музыкальности человека;
во-вторых, музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природного (врожденного), социального и индивидуального;
в-третьих, потому, что проявление способностей всегда индивидуально, что должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов;
в-четвертых, существующие диагностики требуют в одних случаях уточнения, а в других и поиска новых адекватных диагностических методов.
С учетом актуальности темы, мы выдвигаем следующую гипотезу исследования: если мы на занятиях будем использовать «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, то это будет способствовать:
- усвоению способов различения отдельных звуковысотных, ритмических, тембровых, динамических отношений;
- развитию творческого воображения в процессе восприятия музыки;
- обогащению представлений
старших дошкольников об
- формированию певческих умений и навыков;
- умению подбирать, импровизировать, комбинировать различные сочетания звуков в их гармоничном звучании.
Для решения и подтверждения проблемы и гипотезы была сформулирована следующая цель: доказать положения, что использование «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной будет способствовать развитию музыкальных способностей старших дошкольников.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме;
- спланировать и организовать исследовательскую работу по развитию музыкальных способностей старших дошкольников средствами музыкально-дидактических игр и упражнений;
- выявить уровень развития
музыкальных способностей
- систематизировать музыкально-
- разработать тематический
план и основное содержание
работы по развитию
- разработать рекомендации для воспитателя группы по развитию музыкальных способностей детей.
Методологической основой
В работе был использован комплекс методов исследования.
Теоретические:
- изучение и анализ теоретической литературы;
- моделирование;
- анализ и обобщение
материала, полученного в
Эмпирические:
- наблюдение;
- беседа;
- опытно-практическая работа.
Научно-исследовательская
На этапе планирования был определен вид работы – опытно-практическая, ее структура; место проведения – ДОУ №41 «Малышок»; установлены сроки проведения – четыре недели; определены участники – дети старшего дошкольного возраста в количестве двадцати человек.
База и этапы исследования:
Во второй части предложена опытно-практическая работа по развитию музыкальных способностей у старших дошкольников, в которой мы описываем проведенную диагностику по развитию музыкальных способностей. У детей старшего дошкольного возраста нам удалось выявить трудности, связанные с усвоением способов вслушивания при различении тембровых, ритмических, звуковысотных, динамических отношений.
Опытно-практическая работа состоит из трех этапов:
На первом этапе была проведена входная диагностика (январь 2013г.). Выявление уровня развития музыкальных способностей у старших дошкольников. Использование музыкальных упражнений позволили нам выявить общий уровень музыкальных способностей у детей.
Целью второго этапа, проводившегося с февраля по март 2013 года, являлось доказательство влияния музыкально-дидактических игр на развитие музыкальных способностей старших дошкольников. Для достижения данной цели проводились музыкально-дидактические игры из методического пособия «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной.
Третий этап – контрольная диагностика развития музыкальных способностей у старших дошкольников. Цель – выявление уровня развития музыкальных способностей. Обследование проходило с использованием музыкально-дидактических игр, разработанных Н.А. Ветлугиной.
Основные положения, выносимые на защиту:
Музыкальное развитие ребенка рассматривается как особая область в структуре воспитательно-образовательной работе в ДОУ, включающая решение следующих задач:
- развитие музыкальных способностей как одно из форм приобщения детей к музыкальной культуре, активизации творческих проявлений;
- формирование музыкального мышления детей средствами музыкально-дидактических игр и упражнений;
- развитие потребностей в новых музыкальных впечатлениях и стремление детей к сотворчеству с педагогом.
Подойти более грамотно к вопросам о развитии музыкальных способностей у дошкольников, в процессе музыкальной деятельности, нам помогло учебное пособие Ветлугиной Н. А. «Музыкальное развитие ребёнка». В данной книге описываются взгляды известных педагогов и психологов о музыкальных способностях детей в дошкольном возрасте. Например, таких психологов и педагогов как, Выгодский Л.С., Теплов Б.М., Запорожец А.В., Венгер Л.А. и многие другие.
Ещё одним интересным и полезным источником было пособие Метлова Н.А. «Музыка детям: книга для воспитателей и музыкального руководителя детского сада».
В книгу Чичериной Н.А.« Формирование предпосылок музыкального вкуса у детей 5-6 лет» также входят описания взглядов многих учёных и их исследования о связи музыкальных способностей и воображения у детей дошкольного возраста.
Из учебного пособия Цыпина Г.М. «Психология музыкальной деятельности» определены три показателя музыкальных способностей, характеризующие отношения, интересы, способности детей; способы творческих действий; качество детской продукции. Данные показатели можно взять за основу при определении критериев оценки музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
1 Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей
1.1 Видные теоретики о развитии музыкальных способностей
Современное состояние теории дошкольной
педагогики характеризуется интенсивной
разработкой психолого-
Процесс познания ребёнком объективного мира включает чувственное и рациональное начало. Они находятся в органических взаимосвязях. Развитие ощущений и восприятий - предпосылка к более сложным процессам умственного, эстетического воспитания. В этом их большое воспитательное значения.
Сложившаяся в теории и практике методическая система музыкального воспитания, уже не может удовлетворять современным требованиям. Традиционное понимание музыкального воспитания сводилось преимущественно к установлению задач последовательного развития способностей различения отдельных качеств предметов и явлений: формы, цвета, величины и т.д. Система дидактических упражнений, направленная на развития этих способностей, была мало связана с содержательной деятельностью.
Современное понимание сущности музыкального воспитания далеко от этих традиционных взглядов.
Музыкальное развитие - не самостоятельный и изолированный процесс, оно является продуктом и умственного и эстетического воспитания. Этим сфера его расширяется, становится многосторонней. Ведущий путь музыкального воспитания - педагогическая организация восприятия ребёнком предметов, явлений, их различных свойств, их разнообразных соотношений.
Общественный опыт любой области человеческой деятельности располагает выработанными нормами, эталонами (например, в музыке - нотной системой), которые ребёнок усваивает в виде определённых знаний в более старшем возрасте. Но уже в дошкольном детстве возможно научится соотносить свой эмпирически накопленный опыт с какими-то простейшими нормами знаний и умений, установленными в данной деятельности. По утверждению А. П. Усовой, надо стремиться ликвидировать формализм, присущий существующей методике, надо, «чтобы чувственный опыт ребёнка подвергался обработке, необходимой для формирования обобщенных знаний и обеспечения свободной ориентировки в многообразии свойств реальных предметов, которая требуется для различных видов познавательной и практической деятельности».[1, 71]
Эти общие положения имеют
непосредственное отношение к
любому виду деятельности
В педагогических