Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и упражнений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:16, дипломная работа

Описание работы

Итак, развитие музыкальных способностей у старших дошкольников возможно почти во всех видах детской музыкальной практики, что достигается при помощи музыкально – дидактических игр и упражнений.
И поэтому мы определили объектной областью методику музыкального развития, из чего следует, что объектом исследования являются средства развития музыкальных способностей. Предметом исследования является «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, содержащий музыкально-дидактические игры и упражнения как одно из средств развития музыкальных способностей старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «МУЗЫКАЛЬНОГО БУКВАРЯ» Н.А. ВЕТЛУГИНОЙ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

2.2 Развитие музыкальных способностей детей с использованием «Музыкального букваря» Н.А Ветлугиной.

 На втором этапе нашего исследования была проведена работа, целью которой являлось развитие музыкальных способностей детей при помощи «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной (См. Приложение В).

Таким образом, музыкальное воспитание связанно с широкой сферой воздействия на ребенка. Формирование зачатков музыкальности выявило значение его для развития способностей воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаться на нее, воспроизводить в хлопках простейшие ритмические рисунки мелодии, пения попевок. Жизнь ребенка обогащается – он способен уже пережить и выразить разнообразные, доступные ему чувства в разных видах музыкальной деятельности.

2.3 Выявление уровня развития музыкальных способностей детей с использованием «Музыкального букваря» Н.А Ветлугиной.

 На третьем этапе проводилась работа по выявлению уровня развития музыкальных способностей детей с использованием «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной. 

1-я  тема.   Усвоение   способов  вслушивания при различении   звуковысотных  отношений

 

Серия заданий по первой теме

Задачи упражнения и оборудование

Объяснение, задание и условия проведения исследования в группе

Дополнительные задания  в группе

1. Выявить   особенности  различения     направления мелодии         вверх (до, ре,   ми,    фа, соль)   и    вниз    в нисходящем    движении. Использу-ется музыкальная лесенка

Объяснение: «Ты   знаешь,  что   куколка   может   ходить вверх     по      лесенке (раздаются        звуки: до, ре, ми,   фа, соль) и вниз (соль, фа, ми, ре,   до)}»

Задание:      «Отвернись,   послушай   и скажи,   куда     пошла куколка  —  вверх или вниз?»

Условие     проведения:     задание предъявляется       два раза,

направление мелодии   постоянно   меняется

1) «Возьми куколку, 
посмотри на нее, пусть 
она пойдет вверх... Теперь вниз, послушай, как звучат     ступеньки».

2) «Когда куколка 
идет вверх, пой вместе 
с ней: топ, топ, топ, топ, 
топ, топ, топ, топ, топ, 
топ»

3) «А теперь сама поведи куколку, куда хочешь-   вверх,  вниз»

2.Выявить особен-ности различения отрезка звукоряда. Исполь-зуется музыкаль-ная лесенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснение:

«Кукла может прыгать на одной ступеньке (показ: до, до, до; соль, соль). Или прыгать с одной ступеньки на другую (показ: до, ре, ми; фа, соль)».

 

Задание:

«Узнай, прыгает ли она на одной сту-пеньке или ходит по разным?»

Условие     проведения:

Задание предъявляется только  два раза: одно – на различение звучания примы, другое – на различение звукоряда.

1) «Возьми куклу, и покажи, как она прыгает на одной ступеньке, с одной на другую».

2) «Если кукла прыгает на одной ступеньке, то нарисуй так:__ __ __,

 

Если вверх идет, то так:

                        __     

                    __     

                ___   

            __     

если вниз, то так:

        ___

                ___

                       ___           

                         

3. Выявить особен-ности различения трех звуков по вы-соте. Используют-ся колокольчики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание:

«Вот тебе 3 колокольчика: первый звенит низко, второй – средне, третий – высоко. И у меня будут  три таких колокольчика. Я буду звенеть каким-нибудь из своих колокольчиков, а ты должен найти среди своих и позвенеть тем же колокольчиком, которым звеню я». Каждое задание предъявляется по одному разу.

1)«Позвони колокольчи-ками от самого низкого звука и вверх до самого высокого» (колокольчи-ки на подставке).

2) «Найди колокольчик, который звучит выше всех (колокольчики сняты с подставки), теперь найди тот, который звучит ниже всех».

3) «Поиграй на коло-кольчиках,  как хочешь».


 

Дети должны были выполнять  задания по различению звуковысотных отношений. От них требовались незамедлительные и чаще всего очень краткие ответы, предполагающие или утверждение, или отрицание. Как происходит этот внутренний процесс дифференциации, каковы его механизмы, судить очень трудно.

Различение звуковысотных отношений  детям дается не сразу. Следует отметить, что детей затрудняют отвлеченные понятия: «низкие», «высокие» звуки.  Дети получают отчетливое, наглядное представление о восходящем, нисходящем движении мелодии, о высоких и низких звуках-ступеньках, по которым расхаживает матрешка. И хотя их не учат определенным знаниям, но они прекрасно различают нужные соотношения звуков. В этом одна из особенностей музыкального развития детей, столь необходимая и для более сложной и комплексной музыкальной деятельности.

В результате проведения исследования получены следующие данные.

Результаты исследования (в %)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценки выполнения заданий:

  • 3 балла – ребенко полностью справился с заданием без особых затруднений;
  • 2 балла – ребенок частично справился с заданием, путался, отвечал не на все вопросы;
  • 1 балл – ребенок не справился с заданием.

Баллы суммируются, и  делается вывод о развитии звуковысотного слуха детьми:

  • 3-4 – низкий уровень;
  • 5-7 – средний уровень;
  • 8-9 – высокий уровень.

 

2-я  тема.   Усвоение способов вслушивания при различении ритмических  отношений

 

Задача данной серии исследования - выявить у детей особенности различения и воспроизведения ритмических отношений. В данной серии заданий, так же как и в предыдущей, дети получают определенные задания. 1-е задание - различение и воспроизведение ритма по прямому подражанию.  Ребенок исполняет на своем металлофоне ритмический рисунок, только что исполненный педагогом на другом металлофоне. Ритм исполняется на одной и той же ноте - пластинке инструмента. Ребенок слушает и следит за движением рук педагога, затем   сам   выполняет   ритм.

 2-е задание - различение ритма только по слуху. Педагог исполняет на металлофоне ритмический рисунок. Ребенок не видит движение рук педагога и складывает по слуху ритмический рисунок из карточек, изображающих долгие и короткие звуки. Первым соответствуют широкие карточки, вторым - узкие (пособие из приложения   к  книге   «Музыкальный  букварь»). Получили следующие результаты:

 

 

 

 

 

 

 

 

Итак, восприятие ритмических соотношений и наглядное представление о них совершенствуется наилучшим образом, если оно связано со многими видами музыкальной деятельности. В этом случае ритм выполняет разнообразные выразительные функции. Постепенно дети привыкают различать его в комплексе других средств музыкальной выразительности, и этим у них вырабатывается обобщенный способ музыкального анализа в его простейшей   форме.

 

3-я  тема.   Усвоение способов вслушивания при различении тембровых  отношений

 

Задача - выяснить, какому инструменту отдают предпочтение дети при первоначальном ознакомлении.

Исполняется одна и та же мелодия поочередно на металлофоне, колокольчиках, пианино, баяне. Дается описание внешнего вида инструментов и словесная характеристика тембров каждого инструмента, например: «Звуки у металлофона звонкие, прозрачные, как капельки, а баян звучит как человек поет.

Задача 2-задания - выявить особенности тембрового слуха путем узнавания тембров инструментов, с характером звучания которых дети познакомились ранее.

На столе перед детьми лежат семь инструментов. Второй комплект этих же инструментов находится за ширмой Детям играем одну и ту же мелодию на каждом из инструментов, а так как он также находится за ширмой, то дети не видят, на чем он играет. Дети должны узнать, на каком инструменте была исполнена мелодия, показав при этом на соответствующий инструмент,  лежащий  перед   ними.

Дети быстрее различают тембр, чем запоминают название инструмента. Опыт был построен так, чтобы дети узнавали инструмент по слуху, не видя, на чем играют за ширмой.

 

 

 

 

 

Получили следующие  результаты:

 

 

 

 

 

 

 

Итак, дети различают тембры разных инструментов. Этот факт имеет практическое значение, так как является обоснованием для широкого применения их в детской деятельности.

 

4-я  тема.   Усвоение способов вслушивания при различении динамических  отношений

 

Задача  - выявить особенности   различения  контрастных динамических   оттенков:

а) очень тихо - умеренно громко - очень громко;

б) очень  тихо - тихо - умеренно громко.

Используется  образец дидактического пособия типа баяна с пятью кнопками, при нажатии на которые воспроизводятся звуки одной высоты и тембра, но разной силы звучности. Детям поясняется, что на баяне звучит один и тот же звук, но он звучит то тише, то громче («один баянист играет тихо, другой присоединяется - звук стал громче, третий...» и т. д.).

Специально для данного опыта был использован баян, что позволило очень точно выделить изучаемое свойство звука - его динамические оттенки.Дети определяли как звучит звук тихо или громко .Затем детям было предложено послушать две пьесы Д.Кабалевского « Тихо-громко»Дети определяли динамические оттенки данных пьес. В результате можно было получить ясное представление о качестве динамического слуха у детей, так как им приходилось иметь дело с локально выраженным динамическим свойством звука. Получили следующие результаты:


 

 

 

 

 

 

Итак, динамический слух, как и тембровый, выявляется   рано  и  хорошо  поддается   развитию.

В конце нашей работы мы составили итоговую таблицу, где были выявлены уровни развития музыкальных способностей у старших дошкольников средствами музыкально-дидактических игр, направленных на развитие звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического слуха.

Ф.И. ребенка 

Различение звуковысотных  отношений

Различение ритмических  рисунков

Различение на слух тембров  музыкальных инструментов

Различение на слух динамических оттенков

1

Стёпа.

В

С

В

В

2

Ангелина.

С

В

В

С

3

Миша.

С

Н

С

С

4

Миша В.

Н

С

С

Н

5

Кирилл.

С

С

Н

Н

6

Женя.

Н

С

В

С

7

Кирилл Р.

В

Н

В

С

8

Ксюша.

С

Н

С

Н

9

Артём.

В

В

В

В

10

Артём К.

Н

С

Н

С

11

Дима.

С

Н

Н

С

12

Настя.

В

В

В

В

13

Катя.

В

С

С

Н

14

Настя М.

Н

Н

Н

Н

15

Даша.

С

В

С

В

16

Катя Ж.

В

С

С

С

17

Саша.

Н

С

Н

Н

18

Руслан.

С

Н

С

С

19

Сергей.

С

С

Н

С

20

Лёша.

Н

С

С

С


 

Исследование показало, что уровень  музыкального развития детей  повысился. Причиной этого повышения явилось использование «Музыкального букваря» Н.А Ветлугиной, в который  вошли   музыкально-дидактические игры и упражнений, развивающие музыкальные способности детей.

Так,  различение звуковысотных  отношений детьми изменилось следующим образом: высокий уровень увеличился на 10%, средний уменьшился на 10%, а низкий остался прежним.

Различение ритмических  рисунков: высокий уровень увеличился на 5%, средний увеличился на 5%, низкий уменьшился на 10%.

Различение на слух тембров  музыкальных инструментов: высокий уровень остался прежним, средний увеличился на 10%, низкий уменьшился на 10%.

Различение на слух динамических оттенков: высокий уровень остался  прежним, средний уровень увеличился на 5%, низкий уменьшился на 5%.

Таким образом, в результате использования «Музыкального букваря» Н.А Ветлугиной результатом применения музыкально-дидактических игр явилось качественное улучшение музыкальных способностей. Повысилась координация восприятия и воспроизведения. Дети научились контролировать слухом качество своего исполнения во время практической деятельности, научились сопоставлять сходные и контрастные сочетания свойств музыкальных звуков из общего их комплекса, слышать динамические, ритмические, тембровые и другие изменения.

 

Заключение

 

Анализ исследований по вопросу развития музыкальных способностей  у детей дошкольного возраста подтверждает актуальность и значимость для современной дошкольной образовательной практики, рассматриваемой проблемы.

Музыкально-дидактические игры и  упражнения прочно вошли в арсенал по развитию музыкальных способностей старших дошкольников. Этому средству придается широкое значение и в области общего, и в области специального музыкального воспитания.

Сегодня мы рассматриваем эту работу, как итог своеобразного педагогического эксперимента по развитию музыкальных способностей, где основным предназначением данной работы является развитие этих способностей у дошкольников, раскрепощения индивидуальности, творческих сил, развития природной музыкальности.

     Подводя итог, нами проделанной работы, можно сказать, что мы удовлетворены ее результатом. Изучив и проанализировав результаты экспериментальной работы в ДОУ, мы подтвердили выдвинутую гипотезу и тем самым выявили следующее:

1. Результаты работы  свидетельствуют о тех сдвигах, которые произошли в развитии музыкальных способностей детей. Это уже первые зачатки воображения, так как только на его основе, возможно, было переработать жизненные впечатления и выразить их в музыкальных звуках.

Информация о работе Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и упражнений