Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и упражнений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:16, дипломная работа

Описание работы

Итак, развитие музыкальных способностей у старших дошкольников возможно почти во всех видах детской музыкальной практики, что достигается при помощи музыкально – дидактических игр и упражнений.
И поэтому мы определили объектной областью методику музыкального развития, из чего следует, что объектом исследования являются средства развития музыкальных способностей. Предметом исследования является «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, содержащий музыкально-дидактические игры и упражнения как одно из средств развития музыкальных способностей старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «МУЗЫКАЛЬНОГО БУКВАРЯ» Н.А. ВЕТЛУГИНОЙ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

2. Музыкальное воспитание  отличается социальной направленностью. Его результаты – это определенный уровень музыкального развития детей, позволяющим им более эмоционально, сознательно относиться к музыке, отражающей жизненные явления, чувствовать красоту и ее звучание в единстве с мыслями и чувствами, выраженными в ней.

3. Развитие музыкальных  способностей происходит наиболее  успешно, если будут учтены  возрастные особенности детей  дошкольного возраста.

4. Усвоение детьми  способов по развитию музыкальных  способностей при правильной  их организации приводит к активизации музыкального переживания ребенка.

5. Развитие музыкальных  способностей возможно почти  во всех видах детской музыкальной  практики.

6. Эксперимент подтвердил  возможность перспективных линий  формирования звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического слуха при помощи музыкально-дидактических игр и упражнений.

Работа проведенная в Малиновоозерском ДОУ № 5 в течение нескольких недель, сочетает в себе многие условия, которые особо благоприятствуют развитию музыкальных способностей детей. Ее содержание, структура, занятия с использованием музыкально-дидактических игр и упражнений, направлены на то, чтобы помочь развитию у ребенка музыкальных способностей. В основу их классификации положены задачи формирования умений различать, сопоставлять названные свойства музыкальных звуков.

По ходу изложения теоретического и экспериментального материалов неоднократно подчеркивалось, что развитие музыкальных  способностей происходит в процессе самой разнообразной музыкальной  практики. Но для этой практики характерны не только процессы восприятия. Границы ее шире – она связана и с воспроизведением  и с эстетическим переживанием. На этой основе выстраивается сложная структура музыкального развития детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Арисменди, А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание: учебное пособие /  А.Л. Арисменди. - М.: Просвещение, 1989. - 96 с.
  2. Бурышлинский, А.В. Проблемы  психологии субъекта: учебное пособие / А.В. Бурышлинский. - М.: Просвещение, 1994. - 122 с.
  3. Ветлугина, Н.А., Дзержинская, И.Л.  Музыкальные занятия в детском саду: учебное пособие / Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская. - М.: Просвещение, 1984. – 134 с.
  4. Ветлугина, Н.А.  Музыкальное развитие ребенка: учебное пособие / Н.А.Ветлугина. - М.: Просвещение,  1968. – 225 с.
  5. Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь: учебное пособие / Н.А.Ветлугина. - М.: Просвещение, 1989. – 411 с.
  6. Ветлугина, Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебное пособие / Н.А.Ветлугина, А.В. Кенеман. - М.: Просвещение, 1983. -  385 с.
  7. Дранков, В.Л. Многогранности способностей как общий критерий художественного таланта:  учебное пособие / В.Л. Дранков. - М.: Просвещение, 1983. - 405 с.
  8. Занков, Л.В. Обучение и развитие: учебное пособие / Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 1975. – 316 с.
  9. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: книжка о музыке. / Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1984. – 375 с.
  10. Киященко, Н.И. Эстетика жизни: учебное пособие / Н.И. Киященко. - М.: Просвещение,  2000. – 428 с.
  11. Кленов, А.С.  Там, где музыка живет: учебное пособие / А.С. Кленов. - М.: Просвещение, 1985. – 269 с.
  12. Кононова, Н.Г.  Музыкально-дидактические игры для дошкольников: учебное пособие / Н.Г. Кононова. - М.: Просвещение,  1982 . – 223 с.
  13. Мартынов, И.И. О музыке и ее творцах: учебное пособие / И.И. Мартынов. - М.: Просвещение, 1980. – 337 с.
  14. Метлов, Н.А. Музыка детям: книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада./ Н.А. Метлов. - М.: Просвещение, 1985. – 250 с.
  15. Тельчарова, Р.А. Музыкальный вкус как объект эстетического анализа: учебное пособие / Л.В. Занков. - М.: Просвещение, 1979. – 330 с.
  16. Тютюнникова, Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К.Орфа: учебное пособие / Т.Э. Тютюнникова. - М.: Просвещение,  2000. – 411 с.
  17. Цыпина, Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: учебное пособие / Г.М. Цыпина. - М.: Просвещение,  2003. – 289 с.
  18. Чичерина, Н.А. Формирование предпосылок музыкального вкуса у детей 5-6 лет: учебное пособие / Н.А. Чичерина. - М.: Просвещение,  1987. – 197 с.
  19. Шелепенко, А.И.  Формирование первоначальных знаний о музыке у детей 6-7 лет: учебное пособие / А.И. Шелепенко. - М.: Просвещение,  1981. – 163 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение А

Рекомендации  для воспитателя ДОУ

Для того, чтобы в ДОУ  проводилась систематическая работа по развитию музыкальных  способностей у детей старшего дошкольного возраста нами были определены следующие этапы:

     1. накопление впечатлений;

  1. спонтанное (самопроизвольное) выражение творческого начала в зрительных, моторных, речевых направлениях;
  2. импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;
  3. сочинение собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического и др.;

Яворский считал, что  в процессе творческих проявлений ребенка  необходимо раскрывать следующие свойства музыкального искусства: ладовую организацию, ритмику, динамику (силу и темп), динамику развития образа, штрихи, жанровые связи, фактуру изложения. Большое внимание развитию навыков импровизации - ритмических, мелодических, инструментальных, пластических - уделяется в современных методиках развития музыкального слуха (П.Вейс, И.Микита, Н.Долматов, М.Котляревская-Крафт и другие), а также в методиках обучения игре на фортепиано начинающих (Л.Баренбойм).

Какие же виды импровизаций можно рекомендовать для использования на занятиях музыки в ДОУ? Практика показывает, что их несколько. Это импровизации речевые, инструментальные (чаще всего ритмические) и вокальные. Все они способствуют музыкально-творческим способностям.

 

Речевые импровизации

  Подготовительный этап к участию детей старшего дошкольного возраста к речевым импровизациям - поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т.п., а также интонационно-осмысленное чтение текста песен при их исполнении и разучивании. Следующий этап речевых импровизаций - сочинение окончаний к стихотворным строкам. Эту работу можно проводить с детьми на музыкальных занятиях. Приведем здесь примеры:

1. В  небе звездочки горят

В речке струйки говорят,

К нам в окно луна глядит,

……………………………                Малым детям спать велит

                    (А.Блок)

2. - Мышка, мышка, что  не спишь?

Что соломкою шуршишь?

- Я боюсь уснуть, сестрица,

……………………………                 Кот усатый мне приснится.

          (Детская народная песенка)

        3. Журавли летят, курлычат,

           Шлют последнее «Прощай!».

           За собою лето кличут,

        ……………………………….            Улетают в дальний край

                            (М. Познанская)

4. Автобусы, автобусы 
Бегут по переулку, 
Нам весело, нам весело,

………………………Мы едем на прогулку                          (В.Викторов)

5. Бедный ежик, 
Бедный ежик, - 
По ночам не спит! 
Весь в иголках, 
Лечь не может,

……………………………   Сядет и сидит

(В.Осеева)

6. Левой, правой! Левой, правой! 
На парад идет отряд!

На парад  идет отряд, Барабанщик очень рад. Барабанит, барабанит

                                                              Полтора часа подряд!

…………………………..

(А. Барто) 

7. В лесу  на опушке 

Стрекозы-подружки

Знакомых  позвали на бал,

В траве под  сурдинку

Скрипач-невидимка

Старинные вальсы играл.

(Н.Саконская)

Параллельно с заданием досочинить рифмованную строчку  в конце стиха можно уже  на первоначальном этапе предлагать ребятам продумывать и то, какими интонациями - маршевыми, песенными или танцевальными - можно озвучить данное стихотворение. «Песенные» стихи рекомендовать детям исполнять нараспев, «танцевальные» - с характерными для танца движениями рук, ног, корпуса, подчеркивая речевыми интонациями акценты, «маршевые» - с соответствующими этому жанру призывными интонациями, изображая шаги на воображаемых барабанах или «маршируя» пальцами по столу. Таким образом, уже первые опыты речевых импровизаций можно связать с воспитанием у детей чувства жанровой принадлежности стиха, ощущения его музыкальности.

Инструментальные  импровизации

К пластическим импровизациям  примыкают импровизации, связанные с использованием простейших музыкальных инструментов. Если в группе имеются только ударные инструменты, то нужно использовать их при подборе свободного ритмического сопровождения к пьесам, песням, музыкальным сказкам, речевым импровизациям. Если в группе имеются инструменты со звуковысотной основой - металлофоны, триолы и др., то можно учить детей подбирать подголоски к исполняемым мелодиям песен, находить «остинатные» повторяющие звуки основных гармонических функций - тоники, субдоминанты и доминанты для сопровождения некоторых произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Тематический  план и основное содержание работы по развитию музыкальных способностей дошкольников

 

Наименова-ние тем

Усвоение способов обследования свойств музыкальных звуков

Виды творческих заданий

Музыкаль- ные игры

Музыкальные занятия

I. Развитие звуковысот-ного  слуха

1. Песенки на одном  звуке.

 «Тетка- богатка».

 «Андрей-воробей»

«Музыкаль - ная лесенка»

«Звуки весны. Капель. Насекомые».

2. Песенки на двух  звуках.

 «Петя-булочник»

 «Два кота»

«Озорное эхо».

«Музыкальный регистр: высоко и низко».

3. Песенки на трех  звуках

 «Колокольца-бубенцы».

 «Патока с имбирем».

 

«Музыкальное пространство нотного стана».

4. Песенки на четырех  звуках.

 «Как под горкой»

 «Пушистая песенка»  Вини-Пуха.

«Нарисуй мелодию».

«Восходящая мелодическая линия».

5. Песенки на пяти  звуках.

 «Ой вставала я  ранешенько».

 «Пошла Галя за водой»

 

«Песни птиц: звукоподража- тельная импровизация».

II. Развитие тембрового  слуха.

Усвоение способов игры на детских музыкальных инструментах:

- металлофоне;

- баяне;

- нианино;

- свирели;

- бубне;

- флейте;

- ложках.

Исполнение пьес «Во  саду ли, в огороде», «Во поле береза стояла», «Ах вы сени…», «Из под дуба».

«Колокольцы-бубенцы», «Музыкаль- ный домик», «Угадай инструмент», «Музыкаль-ное лото».

«Стеклянные звуки», «Деревянные  звуки», «Шуршащие звуки», «Ветер, шелест листьев», «Музыкальный тембр и образ».

III. Развитие динамичес-кого  слуха.

Различение на слух динамических оттенков p, pp,mp, mf, f, ff.

Исполнение пьес на детских  музыкальных инструментах с использова-нием контрастных динамических оттенков.

«Тихо-громко», «Игра  с платочками», «Колобок», «Найди щенка»

«Металлические звуки», «Гроза, гром, молния», «Музыкальное пространство: далеко и близко», «Мелодические  волны»

IV. Развитие чувства ритма.

Различение и воспроизведение  ритма по прямому подражанию:

- различение ритма  только по слуху;

- с использованием  дирижера;

- ускоряя или замедляя  темп.

«Тетка-богатка», «Андрей-воробей», «Петя-булочник», «Два кота», «Колокольцы-бубенцы», «Патока с имбирем», «Как под горкой», «Ой, вставала я ранешенько», «Пошла Галя за водой».

«Шаг и бег», «Придумай имя и животное», «Прочитай карточку», «Ритмическое эхо», «Перевозчик», «Угадай мелодию», «Ритмический оркестр».

«Песня с ритмическим  аккомпанементом», «Ритмические игры», «Дождик накрапывает. Ливень», «Гроза, гром, молния», «Часы».


 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

Музыкально-дидактические  игры из «Музыкального букваря» Н.А. Ветлугиной

Игра «Музыкальная лесенка»

Цель игры: дать детям представление о постепенном восходящем и нисходящем движении мелодии.

Музыкальный материал: песенка «Про лесенку» (до-мажорный звукоряд).

Дидактический материал: восьмиступенчатая лесенка и фигурка (животного, героя мультфильма и т. д.).

Методика организации  игры

  • Педагог беседует с детьми об известных им в окружающей жизни ступеньках и лесенках.
  • Опираясь на опыт детей, педагог рассказывает им об особенной музыкальной лесенке, которую нельзя ни увидеть, ни потрогать руками, т. к. ее ступеньки — музыкальные звуки — можно только услышать.
  • Детям предлагается прослушать движение звука вверх и вниз по ступенькам музыкальной лесенки (педагог поет песенку «Про лесенку», сопровождая свое пение движением ладони по воображаемым ступеням.

Сту-пень-ки-зву-ки вверх  и-дут,

За-тем о-ни нас вниз све-дут.

  • Упражнение повторяется несколько раз вместе с детьми.
  • Для закрепления представлений детей о поступенчатом движении мелодии вверх и вниз педагог использует наглядность (например, 8-ступенчатую лесенку из кубиков и фигурку, которая перемещается по ней вверх и вниз).

Игра «Озорное эхо»

Цель игры: развитие звуковысотного слуха в сочетании с чувством лада.

Музыкальный материал: короткие фразы, содержащие имена детей, и слова, определяющие настроение.

Дидактический материал: мячик, разрисованный символическим изображением эха — с одной стороны веселая гримаса, окруженная словами, например: «Ау», «Солнышко», «Здравствуй», с другой - грустная гримаса, окруженная словами: «Дождик», «Тучка», «Ослик».

Методика организации  игры

Дети стоят, образуя  круг, в центре которого находится  педагог с мячиком-эхом. Бросая мячик-эхо  кому-либо из играющих, педагог пропевает его имя или слово-настроение. Ребенок должен вернуть мяч, интонационно точно повторяя музыкальную фразу, пропетую педагогом.

Примечания:

  1. Можно использовать как обычную, так и ласкательную форму имени, усложняя фразы и таким образом развивая музыкальный слух ребенка (Таня - Танечка, Лена - Леночка).
  2. В продолжение работы над игрой можно выкладывать собственное имя, используя ступеньки игры «Музыкальная лесенка».

Информация о работе Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и упражнений