Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:16, дипломная работа
Итак, развитие музыкальных способностей у старших дошкольников возможно почти во всех видах детской музыкальной практики, что достигается при помощи музыкально – дидактических игр и упражнений.
И поэтому мы определили объектной областью методику музыкального развития, из чего следует, что объектом исследования являются средства развития музыкальных способностей. Предметом исследования является «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, содержащий музыкально-дидактические игры и упражнения как одно из средств развития музыкальных способностей старших дошкольников.
Общепедагогическое значение музыкального развития понятно хотя бы потому, что вне его, неполно общее сенсорное воспитание. Но процессы музыкального переживания отличаются большим своеобразием.
В зарубежной и советской литературе музыкальные способности понимаются как качество различения основных свойств музыкальных звуков. Строго говоря, эти качества даже нельзя назвать основными музыкальными способностями (Б. Теплов).[4, 83]
В современном музыкознании существует определение принципов художественного воздействия музыки (Л. Мазель) на слушателя.
Первый из этих принципов:
В основе музыкально-эстетического переживания лежит чувственная основа. Это обусловливается звуковой природой музыки. Лишь при мысленном чтении нотной записи может состояться знакомство с произведением не на чувственной основе, но это доступно немногим.
В музыкальном переживании трудно выделить его музыкальное звено, так как, по существу, начиная с простейших музыкальных звучаний и кончая развитием сложных музыкальных образов; музыка всегда чувственно воспринимаема. Поэтому о границах музыкально-эстетической зоны можно говорить весьма условно. Ведь музыкально-эстетическое переживание не может состояться вне сенсорных процессов. И наоборот, музыкальные процессы и развивающиеся при этом музыкальные способности характеризуются эстетической окрашенностью.
Однако в более широком смысле можно выделить общие и специальные группы музыкальных процессов.
Первые из них характеризуются целостностью восприятия, средства музыкальной выразительности выступают в разнообразных и сложных взаимосвязях, которые улавливаются воспринимающим субъектом. В этом случае речь идет о развитых формах музыкальных процессов.
Вторая группа объединяет более частные, локальные процессы, связанные с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков. В связи с темой данной главы нас интересует эта группа, так как нами изучаются особенности музыкального развития детей дошкольного возраста, а эти процессы для них существенны.
В основе музыкальной системы лежит музыкальный звук с его четырьмя основными свойствами: высотой, длительностью, тембром, силой. Общеизвестно, что в музыковедческой литературе звуковысотному и ритмическому слуху придаётся большое значение для музыкального развития субъекта. Меньшая роль отводится тембровому и динамическому слуху. Это соответствует объективному их значению. Отсюда различная степень их изучения. Но в целях всестороннего и гармоничного музыкального развития ребёнка нельзя упускать развитие восприятия им тембра и динамики звучания, тем более что в дальнейшем исполнительской деятельности, например в пении, ребёнок должен находить нужную силу звучания, его тембровую окраску.
Под музыкальными способностями понимается не только качество восприятия, позволяющее ребёнку различать отдельные компоненты музыкальных звуков: высоту, тембр, длительность, силу. Предполагается, что в структуру этих способностей входит качество активного вслушивания, музицирования, обследования детей музыкальных звуков в их выразительных отношениях, наглядно-действенное ознакомление с музыкальными эталонами.
Таким образом, в структуру музыкальных способностей входят следующие компоненты: различение не только свойств музыкальных звуков, и их выразительных соотношений и качество обследования музыкальных явлений.
Способ обследования музыкальных
явлений предполагает: вслушивание,
узнавание свойств музыкальных
звуков; сравнивание их по сходству
и контрасту; выделение из комплекса
других звуков; различение их выразительного
значения; их воспроизведения с
Итак, музыкальные акты, сопутствующие музыкальным переживаниям, не однородны на каждом этапе их развития: наиболее простые - различение свойства звуков в их простейших сочетаниях; сложные восприятия музыкальных образов. В своём исследовании мы исходим из предположения, что их формирования происходит не только в условиях целенаправленного восприятия (что само по себе очень существенно), но и в процессе проведения музыкально-дидактических игровых действий в связи с различными видами музыкальной деятельности. Роль восприятия видоизменяется не только от вида деятельности, но и от этапа, на котором находится процесс усвоения песни, пляски и т. д. Каждый из этих этапов характеризуется своими задачами целенаправленного восприятия.
1.2 Значение музыки в воспитании детей старшего дошкольного возраста
Гармоничность физического и умственного развития детей, их нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству связана с совершенствованием многих качеств и свойств личности. В старшем возрасте, когда полученные музыкальные впечатления остаются в памяти на всё жизнь, особенно большое значение имеет оптимальное соотношение всех воздействий на ребёнка. Нарушение постепенности процесса воспитания, излишества в том или ином виде музыкальной деятельности наносят порой неисправимый вред делу музыкального развития.
За дошкольный период дети проходят огромный путь развития. Ребёнок старшего дошкольного возраста с большим удовольствием включается в мир музыки: напевает, приплясывает, бегает. Но это ещё не исполнение песни, пляски, а лишь частичное включение в данный процесс. Исполнение ребёнка приблизительно. В основном музыка вызывает эмоционально-положительное состояние организма. Постепенно, под воздействием взрослого у ребёнка появляется опыт музыкальной деятельности. Формируется музыкальная память, а, следовательно, и возникает возможность обучаться.
В 5-6 лет ребёнок уже эмоционально - сознательно воспринимает музыку. Налаживается координация голоса и слуха, дифференцируются слуховые ощущения. Систематические занятия пением, разучивание движений под музыку, слушание её содействуют развитию музыкальной восприимчивости детей. Эмоции, вызванные музыкой, становятся более устойчивыми, интересы - более прочными.
В результате систематического обучения
у детей развиваются
В своей работе “ Музыкальное развитие ребёнка” Н.А. Ветлугина пишет о том, что музыкальное развитие- явление сложное и многосоставное. Между его компонентами устанавливаются различные взаимосвязи: между природными задатками и сформированными на их основе музыкальными способностями; внутренними процессами развития и опытом, который передаётся ребёнку извне; усвоением опыта и свершающимся при этом развитии. То есть происходит сочетание разнообразных внутренних процессов и высших влияний. [3, 48]
Музыкальное влияние детей 5-6 лет как педагогический процесс охватывает ход внутренних процессов и внешних влияний в их единстве, так как музыкальное развитие той или иной личности, протекающее по её внутренним законам, всегда подчиняется воздействиям извне.
Внешние воздействия, связанные с музыкой, вызывают реакцию всего организма, а не только слухового анализатора.
И.П. Павлов и В.М. Бехтерев показали,
что центральная нервная
Известно, что умелое использование музыки в различных процессах жизнедеятельности людей может регулировать их состояние. Следовательно, особенности строения и функции центральной нервной системы являются физиологической предпосылкой проявления эмоциональной отзывчивостью ребёнка на музыку. Музыкальные образы, оказывая эстетическое воздействие на ребёнка, в то же время содействуют укреплению его нервной системы, вызывать радостные переживания, формировать нравственные качества.
Конечно, в зависимости от художественного, мыслительного или среднего типа высшей нервной деятельности (по И.П. Павлову) музыка воспринимается детьми по-разному, но развитию подлежат даже такие особенности функциональной деятельности центральной нервной системы, как подвижность нервных процессов и быстрота образования временных связей. В любой исполнительской музыкальной деятельности формируются специальные способности, в основе которых лежат особые анатомо-физиологические задатки. Для пения важно качество строения голосового аппарата: подвижность нёба, длина и толщина голосовых связок и т.д. Музыкальные задатки в виде слухового анализатора и голосового аппарата выполняют свою функцию очень наглядно… благодаря своеобразию сочетания нёба, связок и т.д. Одни безголосы, другие прекрасные певцы. Но даже при наличии отдельных природных данных нужен немалый труд, чтобы сформировать певческий голос; функционирование моторно-двигательного аппарата также оказывает относительное влияние на его структуру на строение тела ребёнка, на его руку. Известны положительные результаты, достигаемые путём упражнений в танце, игре на инструментах, особенно в период, когда организм наиболее пластичен.
Итак, у каждого человека разнообразны сочетания внутренних органов и их функций, своеобразен путь их формирования. Но очевидно и их обусловленность внешними воздействиями”. Движущими силами музыкального развития является как воздействие воспитания и обучения, обстоятельства внешней жизни, так и качественные изменения в психологических процессах, вызываемых музыкальными переживаниями ребёнка. На основании накопленного опыта и предшествующего сформированного уровня развития способностей ребёнок сам активно участвует в процессе развития. Оно происходит как замена старого новым, как многосоставный ряд “ отрицаний “.
Процесс музыкального развития осуществляется не автоматически, поскольку его внешние и внутренние причины находятся в сложных взаимосвязях. Поэтому усвоение одного и того же музыкального материала детьми одинакового возраста происходит по-разному.
Обращая внимание на важность изучения индивидуальных различий в процессе музыкального развития детей, Б.М. Теплов указывает: «Способность не существует иначе как в движении, в развитии… Музыкальность человека зависит от его врождённых индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения».[17, 110]
Развития ребёнка происходит в процессе обучения определённым видам деятельности в определённой последовательности. При подготовке процесса обучения педагогу необходимо ясно представлять себя как источники возникновения у детей тех или иных свойств личности, черт характера, формирования умений и навыков, так и тот желательный уровень развития, которого он хочет достичь в результате своей деятельности.
Отсюда следует, что музыкальное развитие и воспитание взаимосвязаны и находятся во взаимодействии. Обучение способствует развитию, но и развитие определяет успешность обучения.
Музыкальное развитие - результат процесса музыкального воспитания и обучения, в свою очередь оно содействует всестороннему развитию личности, её эстетическому, умственному, нравственному и физическому совершенствованию.
Таким образом, в старшем дошкольном
возрасте, хотя и в самых простейших
формах, может закладываться основа
эстетического отношения к
1.3 Развитие способностей в музыкальной деятельности детей
Утверждение, что способности развиваются в деятельности, которая требует их проявления, стало общепринятым в педагогики и психологии. В каких видах деятельности развиваются музыкальные способности?
Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может бытъ развита во всех видах музыкальной деятельности - восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания следовательно, и его выражения (в исполнительской деятельности).
Эмоциональная отзывчивость на музыку, как было сказано (является в наибольшей степени в двух способностях: чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего, развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), а также в музыкально-ритмических движениях.
Эмоциональная отзывчивость на музыку
может развиваться и в других
видах исполнительской и
импровизациях.
Поскольку восприятие музыки - это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные и т. д.). Наряду с восприятием музыки именно музыкально-ритмические движения представляют собой вид деятельности, в котором наиболее успешно развита эта способность.
Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявляться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки - непроизвольными движениями, возгласами - и успокоенно, сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.