Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и упражнений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 19:16, дипломная работа

Описание работы

Итак, развитие музыкальных способностей у старших дошкольников возможно почти во всех видах детской музыкальной практики, что достигается при помощи музыкально – дидактических игр и упражнений.
И поэтому мы определили объектной областью методику музыкального развития, из чего следует, что объектом исследования являются средства развития музыкальных способностей. Предметом исследования является «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, содержащий музыкально-дидактические игры и упражнения как одно из средств развития музыкальных способностей старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «МУЗЫКАЛЬНОГО БУКВАРЯ» Н.А. ВЕТЛУГИНОЙ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.doc

— 741.00 Кб (Скачать файл)

Общепедагогическое значение музыкального развития понятно хотя бы потому, что  вне его, неполно общее сенсорное  воспитание. Но процессы музыкального переживания отличаются большим  своеобразием.

В зарубежной и советской литературе музыкальные способности понимаются как качество различения основных свойств музыкальных звуков. Строго говоря, эти качества даже нельзя назвать основными музыкальными способностями (Б. Теплов).[4, 83]

В современном музыкознании существует определение принципов художественного воздействия музыки (Л. Мазель) на слушателя.

         Первый из этих принципов: музыка  воздействует наилучшим образом  в условиях одновременного совместного  воздействия нескольких средств  музыкальной выразительности (так  называемый принцип множественного и концентрированного воздействия или принцип комплексного воздействия).

В основе музыкально-эстетического  переживания лежит чувственная  основа. Это обусловливается звуковой природой музыки. Лишь при мысленном  чтении нотной записи может состояться знакомство с произведением не на чувственной основе, но это доступно немногим.

В музыкальном переживании трудно выделить его музыкальное звено, так как, по существу, начиная с простейших  музыкальных звучаний и кончая развитием сложных музыкальных образов; музыка всегда  чувственно воспринимаема. Поэтому о границах музыкально-эстетической зоны можно говорить весьма условно. Ведь музыкально-эстетическое переживание не может состояться вне сенсорных процессов. И наоборот, музыкальные процессы и развивающиеся при этом музыкальные способности характеризуются эстетической окрашенностью.

Однако в более широком смысле можно выделить общие и специальные  группы музыкальных процессов.

Первые из них характеризуются  целостностью восприятия, средства музыкальной выразительности выступают в разнообразных и сложных взаимосвязях, которые улавливаются воспринимающим субъектом. В этом случае речь идет о развитых формах музыкальных процессов.

Вторая группа объединяет более  частные, локальные процессы, связанные  с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков. В связи с темой данной главы нас интересует эта группа, так как нами изучаются особенности музыкального развития детей дошкольного возраста, а эти процессы для них существенны.

В основе музыкальной системы лежит музыкальный звук с его четырьмя основными свойствами: высотой, длительностью, тембром, силой. Общеизвестно, что в музыковедческой литературе звуковысотному и ритмическому слуху придаётся большое значение для музыкального развития субъекта. Меньшая роль отводится тембровому и динамическому слуху. Это соответствует объективному их значению. Отсюда различная степень их изучения. Но в целях всестороннего и гармоничного музыкального развития ребёнка нельзя упускать развитие восприятия им тембра и динамики звучания, тем более что в дальнейшем исполнительской деятельности, например в пении, ребёнок должен находить нужную силу звучания, его тембровую окраску.

Под музыкальными способностями понимается не только качество восприятия, позволяющее  ребёнку различать отдельные компоненты музыкальных звуков: высоту, тембр, длительность, силу. Предполагается, что в структуру этих способностей входит качество активного вслушивания, музицирования, обследования детей музыкальных звуков в их выразительных отношениях, наглядно-действенное ознакомление с музыкальными эталонами.

Таким образом, в структуру музыкальных  способностей входят следующие компоненты: различение не только свойств музыкальных  звуков, и их выразительных соотношений  и качество обследования музыкальных  явлений.

Способ обследования музыкальных  явлений предполагает: вслушивание, узнавание свойств музыкальных  звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; выделение из комплекса  других звуков; различение их выразительного значения; их воспроизведения с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, в игре на инструменте, в выразительных ритмических движениях; комбинирования звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.

Итак, музыкальные акты, сопутствующие музыкальным переживаниям, не однородны на каждом этапе их развития: наиболее простые - различение свойства звуков в их простейших сочетаниях; сложные восприятия музыкальных образов. В своём исследовании мы исходим из предположения, что их формирования происходит не только в условиях целенаправленного восприятия (что само по себе очень существенно), но и в процессе проведения музыкально-дидактических игровых действий в связи с различными видами музыкальной деятельности. Роль восприятия видоизменяется не только от вида деятельности, но и от этапа, на котором находится процесс усвоения песни, пляски и т. д. Каждый из этих этапов характеризуется своими задачами целенаправленного восприятия.

 

1.2 Значение музыки в воспитании детей старшего дошкольного возраста

 

 

Гармоничность физического и умственного развития детей, их нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству связана с совершенствованием многих качеств и свойств личности. В старшем возрасте, когда полученные музыкальные впечатления остаются в памяти на всё жизнь, особенно большое значение имеет оптимальное соотношение всех воздействий на ребёнка. Нарушение постепенности процесса воспитания, излишества в том или ином виде музыкальной деятельности наносят порой неисправимый вред делу музыкального развития.

За дошкольный период дети проходят огромный путь развития. Ребёнок старшего дошкольного возраста с большим удовольствием включается в мир музыки: напевает, приплясывает, бегает. Но это ещё не исполнение песни, пляски, а лишь частичное включение в данный процесс. Исполнение ребёнка приблизительно. В основном музыка вызывает эмоционально-положительное состояние организма. Постепенно, под воздействием взрослого у ребёнка появляется опыт музыкальной деятельности. Формируется музыкальная память, а, следовательно, и возникает возможность обучаться.

В 5-6 лет ребёнок уже эмоционально - сознательно воспринимает музыку. Налаживается координация голоса и слуха, дифференцируются слуховые ощущения. Систематические занятия пением, разучивание движений под музыку, слушание её содействуют развитию музыкальной восприимчивости детей. Эмоции, вызванные музыкой, становятся более устойчивыми, интересы - более прочными.

В результате систематического обучения у детей развиваются музыкальные  и творческие способности, совершенствуются певческие и музыкально-ритмические навыки. Для более интенсивного музыкального развития детей необходимо применять разнообразные виды музыкальной деятельности, использовать различные вспомогательные средства и приёмы.

В своей работе “ Музыкальное  развитие ребёнка” Н.А. Ветлугина пишет о том, что музыкальное развитие- явление сложное и многосоставное. Между его компонентами устанавливаются различные взаимосвязи: между природными задатками и сформированными на их основе музыкальными способностями; внутренними процессами развития и опытом, который передаётся ребёнку извне; усвоением опыта и свершающимся при этом развитии. То есть происходит сочетание разнообразных внутренних процессов и высших влияний. [3, 48]

Музыкальное влияние детей 5-6 лет  как педагогический процесс охватывает ход внутренних процессов и внешних влияний в их единстве, так как музыкальное развитие той или иной личности, протекающее по её внутренним законам, всегда подчиняется воздействиям извне.

Внешние воздействия, связанные с  музыкой, вызывают реакцию всего организма, а не только слухового анализатора.

И.П. Павлов и В.М. Бехтерев показали, что центральная нервная система  человека неодинаково реагирует  на различную по своему характеру  и средствам выразительности  музыку. В одних случаях происходит сокращение или расслабление мышц, учащение или замедление дыхания, в других возникает возбуждение или угнетённое состояние, смена настроений. П.Н. Анохин пишет по этому поводу: «… звуковые колебания, воспринимаемые органами слуха, воздействуют на определённую область подкорки головного мозга. Причём минорные музыкальные сочетания требуют от организма большей затраты, чем мажорные. Этот вывод, между прочим, подтверждает и тот установленный опытным путём факт, что условный рефлекс на минорные комбинации вырабатывается быстрее, чем на мажорные. Раздражение подкорки, вызванное звучание музыки, передаётся в кору головного мозга, пробуждая воспоминания обо всём прошлом опыте - печальные или радостные, в зависимости от характера музыки». [17, 68]

  Известно, что умелое использование музыки в различных процессах жизнедеятельности людей может регулировать их состояние. Следовательно, особенности строения и функции центральной нервной системы являются физиологической предпосылкой проявления эмоциональной отзывчивостью ребёнка на музыку. Музыкальные образы, оказывая эстетическое воздействие на ребёнка, в то же время содействуют укреплению его нервной системы, вызывать радостные переживания, формировать нравственные качества.

Конечно, в зависимости от художественного, мыслительного или среднего типа высшей нервной деятельности (по И.П. Павлову) музыка воспринимается детьми по-разному, но развитию подлежат даже такие особенности функциональной деятельности центральной нервной системы, как подвижность нервных процессов и быстрота образования временных связей. В любой исполнительской музыкальной деятельности формируются специальные способности, в основе которых лежат особые анатомо-физиологические задатки. Для пения важно качество строения голосового аппарата: подвижность нёба, длина и толщина голосовых связок и т.д. Музыкальные задатки в виде слухового анализатора и голосового аппарата выполняют свою функцию очень наглядно… благодаря своеобразию сочетания нёба, связок и т.д. Одни безголосы, другие прекрасные певцы. Но даже при наличии отдельных природных данных нужен немалый труд, чтобы сформировать певческий голос; функционирование моторно-двигательного аппарата также оказывает относительное влияние на его структуру на строение тела ребёнка, на его руку. Известны положительные результаты, достигаемые путём упражнений в танце, игре на инструментах, особенно в период, когда организм наиболее пластичен.

  Итак, у каждого человека разнообразны сочетания внутренних органов и их функций, своеобразен путь их формирования. Но очевидно и их обусловленность внешними воздействиями”. Движущими силами музыкального развития является  как воздействие воспитания и обучения, обстоятельства внешней жизни, так и качественные изменения в психологических процессах, вызываемых музыкальными переживаниями ребёнка. На основании накопленного опыта и предшествующего сформированного уровня развития способностей ребёнок сам активно участвует в процессе развития. Оно происходит как замена старого новым, как многосоставный ряд “ отрицаний “.

Процесс музыкального развития осуществляется не автоматически, поскольку его внешние и внутренние причины находятся в сложных взаимосвязях. Поэтому усвоение одного и того же музыкального материала детьми одинакового возраста происходит по-разному.

Обращая внимание на важность изучения индивидуальных различий в процессе музыкального развития детей, Б.М. Теплов указывает: «Способность не существует иначе как в движении, в развитии… Музыкальность человека зависит от его врождённых индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения».[17, 110]

Развития ребёнка происходит в  процессе обучения определённым видам  деятельности в определённой последовательности. При подготовке процесса обучения педагогу необходимо ясно представлять себя как источники возникновения у детей тех или иных свойств личности, черт характера, формирования умений и навыков, так и тот желательный уровень развития, которого он хочет достичь в результате своей деятельности.

Отсюда следует, что музыкальное  развитие и воспитание взаимосвязаны и находятся во взаимодействии. Обучение способствует развитию, но и развитие определяет успешность обучения.

Музыкальное развитие - результат процесса музыкального воспитания и обучения, в свою очередь оно содействует всестороннему развитию личности, её эстетическому, умственному, нравственному и физическому совершенствованию.

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте, хотя и в самых простейших формах, может закладываться основа эстетического отношения к жизни  и искусству. Всё, что получает ребёнок в том возрасте, на последующей школьной ступени расширяется и углубляется.   

1.3 Развитие способностей в музыкальной деятельности детей

Утверждение, что способности  развиваются в деятельности, которая  требует их проявления, стало общепринятым в педагогики и психологии. В каких видах деятельности развиваются музыкальные способности?

Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может  бытъ  развита во всех видах музыкальной деятельности - восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания следовательно, и его выражения (в исполнительской  деятельности).

Эмоциональная  отзывчивость на музыку, как было сказано (является в наибольшей степени в двух способностях: чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего, развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности),  а также в музыкально-ритмических движениях.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности  детей (пение, игра на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении,

импровизациях.

Поскольку восприятие музыки - это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные и т. д.).  Наряду с восприятием музыки именно музыкально-ритмические движения представляют собой вид деятельности, в котором наиболее успешно развита эта  способность.

Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявляться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки - непроизвольными движениями,  возгласами - и успокоенно, сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными.

Информация о работе Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр и упражнений