Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 13:09, дипломная работа
Цель исследования: изучение перцептивных способностей детей раннего возраста и их развитие средствами метода М. Монтессори.
Объектом исследования являются перцептивные способности, предметом - развитие перцептивных способностей детей раннего возраста средствами метода М. Монтессори.
Гипотеза исследования: перцептивные способности детей раннего возраста наиболее успешно будут развиваться при использовании на занятиях метода М. Монтессори.
Дипломная работа
Развитие перцептивных способностей и их развития у детей раннего возраста средствами метода М. Монтессори.
ВВЕДЕНИЕ
В книге «Впитывающее сознание» М. Монтессори пишет: «Самый важный период в жизни – не время обучения в университете, а самый ранний, от рождения до шести лет. Потому что этот возраст, в котором формируется интеллект человека, его важнейшее орудие. И не только интеллект, но и все возможности его психики … ни в каком другом возрасте ребёнок так не нуждается в интеллигентной, квалифицированной помощи. И любое препятствие, мешающее его творческой продуктивной работе, снижает его шансы достичь совершенства» ») [31].
Уже в раннем возрасте ребенок переходит от различения впечатлений к предметному восприятию, что является результатом овладения простейшими действиями: хватанием, удерживанием предметов, манипулированием ими, передвижением в пространстве. Происходит развитие перцептивных способностей - ребенок раннего возраста овладевает способами действий восприятия, позволяющими сравнивать свойства воспринимаемых предметов с усвоенными образцами. Обеспечение усвоения детьми раннего возраста представлений о свойствах предмета происходит в сенсорном воспитании. Сенсорное воспитание осуществляется при организации предметных действий, требующих учёта свойств предмета и перехода к зрительному сопоставлению. В ходе сенсорного воспитания дети получают представления о том, что форма, цвет, величина – это признаки разнообразных предметов, по которым эти предметы можно узнавать и отличать друг от друга.
М. Монтессори придавала огромное значение сенсорному воспитанию детей раннего возраста, основное внимание уделяется развитию чувств (зрения, обоняния, вкуса и др.) и мелкой моторики. Каждый ребёнок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. Ребёнок раннего возраста сам выбирает, чем ему заняться в тот или иной момент, а педагог лишь направляет его.
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время жизнь, во всех её проявлениях, становится многообразнее и требует от человека не шаблонных действий, а восприятие изменяющейся действительности и самостоятельную постановку целей и решение задач. Метод Монтессори направлен на индивидуальную траекторию развития перцептивных способностей ребёнка раннего возраста.
Исследования психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, доказывают, что ранний возраст является сензитивным периодом для развития перцептивных способностей. Поэтому задачу развития перцептивных нужно решать уже в работе с детьми раннего возраста.
Цель исследования: изучение перцептивных способностей детей раннего возраста и их развитие средствами метода М. Монтессори.
Объектом исследования являются перцептивные способности, предметом - развитие перцептивных способностей детей раннего возраста средствами метода М. Монтессори.
Гипотеза исследования: перцептивные способности детей раннего возраста наиболее успешно будут развиваться при использовании на занятиях метода М. Монтессори.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования, поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого–
2. Выявить уровень перцептивных способностей детей раннего возраста.
3. Разработать и реализовать систему занятий с использованием средств метода М. Монтессори с целью развития перцептивных способностей детей раннего возраста.
4. Определить
эффективность системы занятий
с использованием средств
Методы исследования:
Этапы исследования
1. Первый этап (ноябрь 2014 г.) – изучение теоретических аспектов по проблеме исследования, постановка цели, задач, объекта и предмета исследования, первичная диагностика с целью исследования уровня перцептивных способностей у детей второй младшей группы №5 «Солнышко» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №22» города Ачинска Красноярского края.
2. Второй этап (январь 2015 г.) – разработка и применение цикла занятий для развития перцептивных способностей детей второй младшей группы № 5 «Солнышко» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №22» города Ачинска Красноярского края с применением средств метода М. Монтессори.
3. Третий этап (март 2015 г.) – повторная диагностика уровня перцептивных способностей детей раннего возраста и сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики уровня перцептивных способностей детей раннего возраста с целью определения эффективности цикла занятий с применением средств М. Монтессори, оформление выпускной квалификационной работы.
База исследования: Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального образовательного дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида №22» г. Ачинска Красноярского края. В исследовании принимали участие дети 3 - 4 лет в количестве 20 человек.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что нами был изучен и обобщён материал по проблеме развития перцептивных способностей у детей раннего возраста средствами метода М. Монтессори. Полученные данные могут использоваться педагогами и психологами в практической деятельности. Разработанная система занятий может быть применена педагогами для развития перцептивных способностей у детей раннего возраста.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из реферата, введения, теоретической главы, включающей 3 параграфа, экспериментальной главы, состоящей из 3 параграфов, заключения, списка литературы и 3 приложений. В работе содержится 3 таблиц, 1 рисунк. Общий объем выпускной квалификационной работы 53 страницы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
С момента рождения человек постоянно получает информацию об окружающем его мире. Этот процесс обеспечивается психикой человека, проявления которой весьма разнообразны. На первых этапах доминируют психические процессы, связанные с приобретением им чувственного опыта. К этой категории психических познавательных процессов относятся ощущение и восприятие [7:136].
Термин восприятие имеет следующие значения:
1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»);
2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс») [14:128].
3. Отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств [10:106].
Мы будем придерживаться второго определения термина. И.П. Павлов показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, временные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира, при этом рецепторы выступают в качестве комплексных раздражителей. Анализ обеспечивает выделение объекта восприятия из фона, на его основе все свойства объекта восприятия объединяются в целостный образ. Этот образ включает в себя комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу.
Все виды ощущений возникают в результате воздействия соответствующих стимулов – раздражителей на органы чувств. Однако, ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит определённое время, которое называется латентным периодом. Во время латентного периода происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и неспецифическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой. По длительности латентного периода можно судить об афферентных структурах центральной нервной системы, через которые, прежде чем попасть в кору головного мозга, проходят нервные импульсы.
Человек живёт не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живёт в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, воспринимая, он имеет дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. В результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.
Основные структурные единицы процесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти называется перцептивными действиями. Отсюда, перцептивные способности – это умение обнаруживать объект восприятия и соотносить его с образами в памяти [7:135].
Перцептивное действие является действием в полном и точном смысле этого слова. Это не просто активность, включающая движения рецепторных систем, но активность, направленная на решение определенных задач. Осуществлению перцептивного действия предшествует ориентировка в задаче, приводящая к отбору средств и операций, необходимых в каждом конкретном случае для построения образа. Задачи, разрешаемые перцептивными действиями, могут быть разделены на задачи поиска, обнаружения, различения и идентификации воздействий и задачи отображения их собственной природы.
Перцепция всегда включена в контекст более широкой деятельности, которую она ориентирует и регулирует. Реально перед индивидом возникает не перцептивная, а комплексная практическая или познавательная задача, собственно же перцептивные задачи выступают в виде требований, предъявляемых к перцепции со стороны этой комплексной задачи.
По мнению Л.А. Венгера, при анализе практических задач в качестве момента, определяющего требования к восприятию тех или иных свойств и отношений предметов, выступает отношение этих свойств к самому практическому действию. Свойства предметов могут являться специфическими или неспецифическими по отношению к действию. Неспецифические свойства соотносятся с мотивационно-целевой стороной действия (ребенок пытается схватить привыкающую его яркую, блестящую игрушку), специфические же свойства подлежат специальному учету при осуществлении операционной стороны (чтобы схватить и надежно удержать игрушку, необходимо производить хватательное действие в соответствии с направлением, расстоянием, формой величиной, весом) [4:129].
Человек, воспринимая, не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, когда он смотрит - он рассматривает и всматривается, а когда он слушает – он прислушивается. Для восприятия характерно единство целого и частей, единство анализа и синтеза, то есть оно является очень сложным и активным процессом, требующим значительной аналитико – синтетической работы. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информационные точки, проговаривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока), поэтому его можно обозначить как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.
Восприятие – это специфическая познавательная деятельность сопоставления, соотнесения возникающих в нём чувственных качеств предмета, это форма познания действительности. Наглядный образ, возникающий в процессе восприятия, приобретает предметное значение, то есть относится к определённому предмету, который определён понятием, закреплённым в слове. Возникновение в индивидуальном сознании сопоставления, сличения, сверки образа с предметом, содержание, свойства и признаки которого зафиксированы в значении, является звеном восприятия как познавательной деятельности [21:235].
В зависимости от того, какой анализатор осуществляет преобладающую роль, И.В. Дубровина выделяет следующие виды восприятия:
- зрительное восприятие;
- слуховое восприятие;
- осязательное восприятие;
- обонятельное восприятие;
- вкусовое восприятие.
Важную роль во всех видах восприятия играют двигательные (кинестезические) ощущения, но ощущения не всегда отчётливо осознаются человеком. Зрительное восприятие, помимо зрительных ощущений (цвета, света и т.д.), включает в себя кинестезические ощущения, которые возникают при движении глаз. Значимую роль кинестезические ощущения играют в осязательном восприятии. Во вкусовом восприятии большую роль играют движения языка, а в обонятельном – движения органов дыхания. Процесс слухового восприятия сопровождается слабыми движениями артикуляционного аппарата. Движения, которые включает в себя акт восприятия, имеют значение в процессе анализа воздействующих раздражителей, уточнения ощущений, их синтезе в целостный образ предмета и его пространственно – временной локализации [10:205].
Сочетание, комбинации различных видов восприятия представляют сложные виды восприятия, такие как восприятие пространства и восприятие времени. Основу восприятия пространства, то есть удалённость предметов от нас и друг от друга, составляет совокупность зрительных, слуховых, кожных и двигательных ощущений. Воспринимая время, человек основывается не только на слуховые и зрительные ощущения, но и на двигательные и внутренние ощущения») [5].