Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 13:09, дипломная работа
Цель исследования: изучение перцептивных способностей детей раннего возраста и их развитие средствами метода М. Монтессори.
Объектом исследования являются перцептивные способности, предметом - развитие перцептивных способностей детей раннего возраста средствами метода М. Монтессори.
Гипотеза исследования: перцептивные способности детей раннего возраста наиболее успешно будут развиваться при использовании на занятиях метода М. Монтессори.
Глаз, ухо, рука и другие органы чувств обеспечивают процесс восприятия с присущими ему свойствами:
Восприятие тесно связано с прошлым опытом человека и имеет индивидуальные особенности. И.В. Дубровина выделяет следующие виды восприятия:
- целостный тип – не придают значения деталям;
- детализирующий тип – ориентирован на детали, подробности.
2. По характеру отражения получаемой информации:
- описательный тип – ориентирован на фактическую сторону информации;
- объяснительный тип – поиск общего смысла информации
3. По характеру особенностей самой личности:
- объективный тип – ориентирован на точность восприятия,
- субъективный тип – восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается [10:112].
Требования к восприятию изменяются по мере овладения практическим действием. Познавательные задачи, которые обычно рассматриваются как задачи «на восприятие», могут выступать в разных формах, предъявляющих разные требования к перцепции. Разрешение восприятием задач отображательного типа становится возможным благодаря тому, что индивид овладевает средствами, опосредующими перцептивные процессы, позволяющими разобраться в потоке получаемой информации, упорядочить ее и соотнести с внешним источником.
Специфика человеческого восприятия заключается в применении, наряду с «индивидуальными», общественно выработанных средств осуществления перцептивных действий — систем сенсорных эталонов. Последние представляют собой не «среднюю тенденцию» каких-либо классов свойств или объектов, являются не «перцептивными - обобщениями», а нормативами, отражающими типичные, узловые характеристики свойств, лежащие в основе их систематизации.
Эти системы представляют собой весьма сложные образования, элементы которых связаны между собой по принципам сериации и классификации. Естественно, что ребенок не может усвоить их сразу: сенсорный опыт человечества противостоит ребенку так же, как ему противостоит система языка. И усваивается он столь же постепенно и противоречиво. Эта постепенность состоит как в том, что овладению общепринятыми эталонами предшествует формирование «индивидуальных» средств осуществления перцептивных действий, так и в том, что общепринятые системы эталонов усваиваются не сразу, а по отдельным элементам и звеньям.
При помощи перцептивных операций, представляющих собой «примеривание» эталона к обследуемым объектам. Возможность обнаружить принципиальную природу перцептивных операций дает изучение их аналогов, наблюдаемых у детей в случаях, когда действие по обследованию свойств предметов выполняется во внешней развернутой форме, еще не превратившись в перцептивное действие, и сенсорные эталоны выступают в виде материальных объектов.
Выполнение перцептивных операций — примеривание эталонов и построение моделей — предваряется и сопровождается ориентировкой в условиях осуществления перцептивных действий, которая включает:
а) выделение в практической или познавательной задаче собственно перцептивной задачи — выбор подлежащих обследованию свойств и отношений предметов,
б) подбор необходимых сенсорных эталонов и их смену в случае обнаружения непригодности для фиксации данного свойства [4:127].
Таким образом, под перцептивными действиями мы понимаем основные структурные единицы процесса восприятия, которые включают обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти, а умение обнаруживать объект восприятия и соотносить его с образами в памяти - перцептивными способностями. Развитие перцептивных способностей свидетельствует о том, что определяющим в процессе развития чувствительности является его биологическая значимость, то есть связь с жизнедеятельностью, с поведением, с приспособлением к среде. Воспринимая предметы и людей в условиях, в которых протекает жизнь, человек, осмысливает действия. Жизненная практика обеспечивает переход от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения и превращается в «теоретическую» деятельность. Данная деятельность наблюдения включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого.
1.2 Перцептивные способности детей раннего возраста
Восприятие ребенка раннего возраста изменяется и совершенствуется по мере овладения новыми перцептивными действиями и их системами, позволяющими решать новые, все более сложные перцептивные задачи. Изучение перцептивного развития не сводится к выявлению закономерностей формирования отдельных перцептивных действий или их систем, которые характеризуют не генетическое, а функциональное развитое восприятия. Перцептивные действия детей разного возраста показывают, что существует возрастной этап, на котором формирование еще не происходит, что для каждой возрастной ступени можно выделить характерный тип перцептивных действий, которыми они могут овладеть в ходе соответствующего обучения [4:123].
Анализаторы начинают функционировать сразу после рождения, в первые три месяца жизни происходит чрезвычайно интенсивное совершенствование движений глаз ребенка. В младенчестве ребёнок в связи с хватанием и манипулированием овладевает зрительными действиями, которые дают ему возможность определить некоторые свойства предметов и регулировать практическое поведение. Зрительные действия, при помощи которых дети раннего возраста воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования. Эти действия, прежде всего, направлены на такие свойства предметов, как форма и величина. Для того, чтобы восприятие предметов стало более полным и всесторонним, у ребёнка раннего возраста должны сложиться новые действия восприятия. Такие действия формируются в связи с овладением предметной деятельностью, особенно соотносящими (подбирание и соединение предметов в соответствии с их формой, величиной, цветом) и орудийными (подбор орудий для достижения поставленной задачи) действиями [20:125].
Первой формой осуществления перцептивных действий, отображающих пространственные параметры и свойства объекта, является движение, соответствующее этим параметрам и свойствам, движение потенциальное, «примериваемое» к объекту до его реального выполнения, которое может быть обозначено как «сенсомоторный предэталон». Представление о наиболее ранних формах перцептивного действия как об использовании сенсомоторных предэталонов, которые приспосабливаются к свойствам предметов.
Выражение каких-либо особенностей предметов в параметрах собственных движений начинается в раннем детстве и продолжает оставаться на протяжении всего дошкольного возраста одним из наиболее эффективных путей выделения этих особенностей.
Возникновение первых перцептивных действий является, одновременно и возникновением восприятия, т.е. отображения внешних свойств и отношений в форме образов, ориентирующих и регулирующих поведение. Перцептивное действие ребёнка раннего возраста, использующее сенсомоторные предэталоны, не производит всестороннего обследования объекта, выделяя в нем лишь те особенности, которые существенны с точки зрения выполнения двигательных актов. Поэтому образы предметов, формирующиеся на его основе, являются односторонними, в них отображены, стороны, которыми предмет обращен «к ребенку». Фиксация в образах отдельных «бросающихся в глаза» признаков предмета как характерная черта восприятия ребенка раннего возраста. Благодаря этой особенности образов восприятие в этот период выглядит чрезвычайно обобщенным, дети раннего возраста легко узнают предметы на контурных рисунках, подбирают к образцу предметы, напоминающие его только одним признаком [4:123].
В раннем детстве восприятие остаётся несовершенным. Ребёнок раннего возраста не может последовательно смотреть на предмет и выделять из него разные стороны. Он концентрирует восприятие на какой – то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнаёт предмет. Он одинаково хорошо опознаёт окрашенные и контурные объекты, а так же объекты, раскрашенные в необычные цвета. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребёнка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Непосредственная связь восприятий с действиями – характерная особенность и необходимое условие развития восприятия у детей раннего возраста. Ребёнок видит предмет, берёт его в руки и, манипулируя с ним, выделяет отдельные свойства и стороны. Эти действия с предметами имеют огромное значение для формирования правильного и детального восприятия их.
От соотнесения, сравнения свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий ребёнок раннего возраста возраста переходит к зрительному их соотнесению. Формируется новый тип действия восприятия: свойство одного предмета превращается для ребёнка в образец, при помощи которого он измеряет свойства других предметов: величина одного кольца приамидки становится меркой для всех остальных. Овладение новыми действиями восприятия обнаруживается в том, что ребёнок раннего возраста, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке. Он подбирает нужные предметы и их части на глаз и выполняет действия сразу правильно, предварительно не примеривая.
Освоение новых ориентировочных действий позволяет ребёнку раннего возраста выполнять задания, предполагающие выбор по образцу, который выступает при этом меркой. Такое задание для ребёнка является более сложным, чем простое узнавание, потому что он понимает, что существуют предметы, имеющие одинаковые свойства. Выбор по образцу затрудняется, если предложить малышу много разнородных или имеющих сложную форму, много частей и разнообразно раскрашенных предметов [29:179].
Дифференцировка комплексных раздражителей у детей раннего возраста ещё несовершенна и значительно отличается от дифференцировки, возникающей в более старшем возрасте. Для этих детей характерна малая детализированность восприятий и их большая эмоциональная насыщенность. Они, прежде всего, выделяют блестящие и движущиеся предметы, необычные звуки и запахи, то есть то, что вызывает у него эмоциональную реакцию. В связи с тем, что опыт его недостаточен, ребёнок дошкольного возраста не может отличать главные и второстепенные особенности объекта восприятия. Условно–рефлекторные связи, необходимые для этого, возникают лишь по мере действия с предметами в процессе игры и занятий. Дети сначала учатся подбирать предметы по форме, потом по величине, затем по цвету.
Восприятие пространственных свойств предметов составляет трудность для детей раннего возраста. Для их восприятия необходима связь зрительных, кинестезических и осязательных ощущений, которая образуется по мере практического знакомства с величиной и формой предметов, оперирования ими. Умение различать расстояния формируется, когда ребёнок начинает самостоятельно ходить и перемещаться на более или менее значительные расстояния.
Практика зрительно-двигательных связей у детей раннего возраста ещё несовершенна, абстрактные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) связываются в восприятии с формой определённых предметов (круг – колесо, квадрат – окно и др.). Трудностью для ребёнка такого возраста является восприятие времени, правильное употребление слов «вчера», «завтра», «раньше», «позже» и других.
Развитие восприятия у ребёнка раннего возраста зависит от речевого взаимодействия со взрослыми. Они знакомят ребёнка с окружающими предметами, помогают выделять их наиболее значимые характерные стороны, учат способам действия с ними, отвечают на многочисленные вопросы относительно этих предметов [20:167].
По мнению А.В. Запорожца, развитие восприятия вступает в принципиально новую фазу при переходе от раннего к дошкольному возрасту. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.
В настоящее время в отечественной психологии сложилось представление о развитии восприятия как о процессе развития и формирования перцептивных действий. Как считает Л.А. Венгер, в развитии перцептивных действий индивида в раннем возрасте можно выделить три основных этапа:
1. Первый этап
связан с формированием у
2. На втором
этапе перцептивными