Развитие перцептивных способностей и их развития у детей раннего возраста средствами метода М. Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 13:09, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение перцептивных способностей детей раннего возраста и их развитие средствами метода М. Монтессори.
Объектом исследования являются перцептивные способности, предметом - развитие перцептивных способностей детей раннего возраста средствами метода М. Монтессори.
Гипотеза исследования: перцептивные способности детей раннего возраста наиболее успешно будут развиваться при использовании на занятиях метода М. Монтессори.

Файлы: 1 файл

развитие перцептивных способностей.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

 

    1. Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной диагностики

 

Экспериментальное исследование проводилось с целью изучения перцептивных способностей  и их развития у детей раннего возраста средствами метода М. Монтессори. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №22» города Ачинска Красноярского края во второй младшей группе №5 «Солнышко». Выборка представлена детьми в возрасте от 3 лет до 4 лет.

Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:

1. Первый этап (ноябрь 2014 г.) – первичная диагностика с целью исследования уровня перцептивных способностей у детей второй младшей группы № 5 «Солнышко» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №22» города Ачинска Красноярского края.

2. Второй этап    (январь 2015 г.) – разработка и применение цикла занятий для развития перцептивных способностей детей второй младшей группы № 5 «Солнышко» Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №22» города Ачинска Красноярского края с применением средств метода  М. Монтессори.

3. Третий этап (март 2015 г.) – заключительная диагностика уровня перцептивных способностей детей раннего возраста и сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики перцептивных способностей детей раннего возраста с целью определения эффективности цикла занятий с применением средств М. Монтессори.

В исследовании принимали участие 20 детей второй младшей группы №5 «Солнышко». В качестве диагностического материала были использованы методики из классических материалов, разработанных А.Р. Лурия: «Методика узнавания конфликтных изображений – нелепиц», «Методика узнавания реалистических изображении и «Методика складывания разрезных картинок» А.Н. Бернштейна. Стимульные материалы модифицированы в соответствии с современными исследованиями особенностей зрительного восприятия детей, полученными Н.М. Пылаевой и Т.В. Анухиной [22].

1. «Методика узнавания конфликтных изображений – нелепиц» (автор - А.Р. Лурия).

Цель: выявление актуального уровня развития перцептивных способностей детей раннего возраста

Анализируемые показатели:

- возможность узнавания конфликтных  изображений;

- стратегия восприятия (направление зрительного восприятия; тенденция работы слева направо или справа налево).

Ребёнку предлагается посмотреть на изображения и назвать предметы, которые он увидел (дверь – книга, самолёт – рыба, тарелка – ложка, зонтик – люстра, улитка – черепаха, лопата – хвост, трубка – кость, ручка кружки – ухо, вилка – ручка, кастрюля – шляпа, веник – букет).

Анализ результатов:

высокий уровень – если ребёнок узнал и назвал все предметы;

средний уровень – если ребёнок узнал и назвал больше половины предметов;

низкий уровень – если ребёнок узнал и назвал меньше половины предметов.

2. «Методика узнавания реалистичных изображений» изображений (автор - А.Р. Лурия).

Цель: выявление актуального уровня развития перцептивных способностей.

Анализируемые показатели:

- возможность узнавания предметов и соотнесение устаревших изображений с современными;

- отсутствие целостности восприятия (фрагментарность восприятия);

Ребёнку предъявляются реалистические изображения бытовых предметов. Он должен называть предъявляемые изображения и отдельные части этих предметов (скамейка, мухомор, ремень, фуражка, ведро, сундук, телефон, чемодан, шкаф, шуба, дерево, змея, велосипед, мяч, книга, очки).

Анализ результатов:

высокий уровень – если ребёнок узнал и назвал все предметы;

средний уровень – если ребёнок узнал и назвал больше половины предметов;

низкий уровень – если ребёнок узнал и назвал меньше половины предметов.

3. «Методика складывания разрезных картинок» (автор -                       А.Н. Бернштейн).

Цель: выявление актуального уровня развития перцептивных способностей.

Анализируемые виды стратегии деятельности:

- хаотическая, то есть не имеющая цели, манипулятивная деятельность ребёнка (без учёта результативности своих собственных попыток);

- метод «проб и ошибок», то  есть действия в наглядно –  действенном плане, с учётом проведённых проб и полученных ошибок;

- целенаправленное выполнение задания без предварительной программы в зрительно – пространственной оценке;

- выполнение в наглядно –  образном плане с предварительным  зрительным «примериванием», соотнесением  результата и образца.

Перед ребёнком на стол кладут эталонное изображение и детали такого же изображения, но разрезанного на две части. Инструкция  даётся, как правило, в словесной форме. Ребёнка просят сложить из кусочков, находящихся перед ним, точно такую же картинку, как эталонная. Вне зависимости от возраста целесообразно первой предъявить картинку, разрезанную таким образом, чтобы ребёнок смог сложить её без затруднений. Затем ребёнку предлагают другую картинку, разрезанную таким же образом, чтобы убедиться в доступности задания для выполнения, всего их четыре (мяч, варежка, кастрюля, пальто).

Анализ результатов:

высокий уровень – если ребёнок сложил все изображения правильно;

средний уровень – если ребёнок сложил больше половины изображений правильно;

низкий уровень – если ребёнок сложил меньше половины предметов правильно.

В ноябре 2014 года была проведен первичная диагностика уровня перцептивных способностей детей второй младшей группы №5 «Солнышко».

          Исходя из результатов первичной диагностики перцептивных способностей детей второй младшей группы №5 «Солнышко», представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что перцептивные способности недостаточно развиты. «Методика изображения конфликтных изображений – нелепиц» выявила, что 45% детей имеют средний уровень развития перцептивных способностей. Эти дети воспринимают более значимые детали объекта, не всегда могут выделить особенности того или иного предмета. Низкий уровень выявлен у 55% детей, это обусловлено тем, что эти дети выделяют только более значимые, наглядно выраженные детали предмета автономно, не могут воспринять более мелкие и незначительные детали и их совокупность. Высокий уровень не имеет ни один ребёнок, то есть дети не могут выявить в предмете более мелкие  характерные детали, их совокупность.

                                                                    Таблица 1

Результаты первичной диагностики развития перцептивных способностей во второй младшей группе №5 «Солнышко»

№п.п.

Фамилия,       имя ребёнка

«Методика изображения конфликтных изображений – нелепиц»

«Методика узнавания реалистичных изображений»

«Методика складывания разрезных картинок»

 

1

Аня М.

     средний

низкий

средний

средний

2

Катя Л.

средний

средний

средний

       средний

3

Вова Т.

низкий

низкий

низкий

       низкий       

4

Марина У.

средний

средний

средний

      средний

5

Маша П.

низкий

низкий

низкий

      низкий

6

Артем Ч.

      средний

низкий

средний

      средний

7

Кирилл А.

низкий

низкий

низкий

      низкий

8

Кирилл К.

низкий

низкий

          низкий

      низкий

9

Ева М.

средний

средний

средний

      средний

10

Вера М.

средний

низкий

низкий

      низкий

11

Дима Т.

низкий

низкий

низкий

      низкий

12

Аня Л.

низкий

низкий

низкий

     низкий

13

Кира С.

средний

низкий

средний

    средний

14

Вова Ф.

средний

низкий

средний

      средний

15

Вика К.

низкий

низкий

низкий

      низкий

    16

Коля М.

средний

средний

средний

      средний

    17

Полина Г.

низкий

низкий

низкий

      низкий

    18

Никита А.

низкий

низкий

средний

     низкий

    19

Семен Ш.

низкий 

низкий

средний

      низкий

    20

Даниил С.

низкий

средний

низкий

    низкий


 

       Анализируя показатели, полученные при диагностике детей с помощью «Методики узнавания реалистичных изображений», можно отметить, что 40% детей имеют средний уровень развития перцептивных способностей. Для них характерно узнавание и сравнение предметов, но не в полном объёме. Низкий уровень перцептивных способностей выявлен у 60% детей. Такие дети не могут выделить основные детали предмета, соотнести их с образами в памяти, то есть сравнить. Детей с высоким уровнем перцептивных способностей не выявлено.

         Обработав и проанализировав результаты, полученные по «Методике складывания разрезных картинок» можно сделать вывод, что для 60% детей характерен средний уровень перцептивных способностей. Они  выделяют более характерные детали предмета, не всегда могут соотнести их, объединить их в единый образ. Мы отмечаем, что 33% детей не  выделяют характерные детали предмета, не могут соотнести их в единый образ, имея низкий уровень перцептивных способностей. Высокий уровень перцептивных способностей не характерен ни для одного ребёнка.

        Анализируя результаты первичной диагностики перцептивных способностей у детей второй младшей группы №5 «Солнышко», представленных в таблице 1, можно сделать вывод, что перцептивные способности недостаточно развиты, чему свидетельствуют низкие данные, полученные по методикам.

          Проанализировав результаты «Методики изображения конфликтных изображений – нелепиц», мы отмечаем, что у 47% детей выявлен средний  уровень перцептивных способностей. Для них характерно восприятие более значимых деталей объекта, они не могут  выделить особенности того или иного предмета. Низкий уровень выявлен у 53% детей, которые выделяют только более значимые, наглядно выраженные детали предмета изолированно, не могут воспринять более мелкие и незначительные детали и их совокупность. Высокий уровень развития не выявлен ни у одного ребёнка.

 Обработав результаты, полученные при диагностике детей с помощью «Методики узнавания реалистичных изображений», делаем вывод, что 40% детей имеют средний уровень перцептивных способностей. Для них характерно узнавание и сравнение предметов, но не в полном объёме. У 60% детей выявлен  низкий уровень перцептивных способностей. Такие дети отличаются тем, что они могут   выделять основные детали предмета, соотносить их с образами в памяти. Высокий уровень не выявлен ни у одного ребёнка.

 

    1. Организация системы занятий с использованием средств метода Марии Монтессори

 

Анализируя результаты диагностики перцептивных способностей у детей раннего возраста, мы отмечаем, что нет детей, для которых характерен высокий уровень развития перцептивных способностей. Дети не вычленяют предмет из других предметов, не могут назвать характерные его черты, соотнести их с образами в памяти, соединить их в целое, всё это связано с недостаточным уровнем развития восприятия, это характеризуется низким и средним уровнем развития перцептивных способностей у детей раннего возраста.

           Исходя из  этого, была разработана система занятий, направленная на развитие перцептивных способностей у детей раннего возраста, план-сетка которой представлена в таблице 2. Сроки реализации системы занятий  - 4 месяца (ноябрь 2014 г. – март 2015 г.). Периодичность проведения занятий - один раз в неделю. Содержание программы  отвечает требованиям программы Борисовой О.Ф. «Образовательной программы по методу Монтессори». .

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

План – сетка системы занятий по развитию перцептивных способностей у детей раннего возраста средствами метода М. Монтессори

 

Месяц

Неделя

Общее приветствие

Пальчиковая гимнастика

Артикуляцион-ная гимнастика

Индивидуаль-ная работа (работа с материалами Монтессори)

Урок тишины

ноябрь

1 – 2

3 – 4

Приветствуем друг друга, в «кругу» по очереди.

«Мальчик с пальчик»

«В гости»

«Лопатка»

«Маляр»

«Грибочек»

«Лошадка»

«Собираем ягоды»

«Винтик, ещё винтик»

Выполнение движений под спокойную музыку.

Декабрь

1 – 2

3- 4

 

 

3 – 4

Приветствуем друг друга, в «кругу» по очереди

«Заготавлива-ем капусту»

 

 

«Месим тесто»

«Пароход гудит»

«Индюки болтают»

«Качели»

«Слоник пьёт»

«Выловим из воды»

 

 

«Открой – закрой»

Выполнение движений под спокойную музыку.

Январь

1-2

3-4

Приветствуем друг друга, в «кругу» по очереди

«Моем руки»

 

 

 

«Домик»

«Вкусное варенье» «Кошка сердится»

«Катушка» «Гармошка»

«Рамки с застёжками»

 

 

«Найди такую же»

Выполнение движений под спокойную музыку

февраль

1-2

3-4

Приветствуем друг друга, в «кругу» по очереди

«Деревья»

 

«Собака»

«Фокус»

«Барабанщик»

«Автомат»

«Почистим зубы»

«Чудесный мешочек»

«Упражнения с водой»

Выполнение движений под спокойную музыку

Информация о работе Развитие перцептивных способностей и их развития у детей раннего возраста средствами метода М. Монтессори