Развитие перцептивных способностей и их развития у детей раннего возраста средствами метода М. Монтессори

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 13:09, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучение перцептивных способностей детей раннего возраста и их развитие средствами метода М. Монтессори.
Объектом исследования являются перцептивные способности, предметом - развитие перцептивных способностей детей раннего возраста средствами метода М. Монтессори.
Гипотеза исследования: перцептивные способности детей раннего возраста наиболее успешно будут развиваться при использовании на занятиях метода М. Монтессори.

Файлы: 1 файл

развитие перцептивных способностей.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

 

Изучив результаты повторной диагностики перцептивных способностей детей второй младшей группы, мы пришли к выводу, что система занятий с использованием средств метода М. Монтессори ведёт к успешному развитию перцептивных способностей детей раннего возраста. Этому свидетельствуют результаты проанализированных методик, представленные в таблице .

Анализ результатов «Методики изображения конфликтных изображений – нелепиц» выявил, что 60% детей имеют средний уровень перцептивных способностей. Эти дети выявляют характерные черты предмета, сличают их с образами в памяти, но не в полном объёме. У 40% детей отмечен высокий уровень  перцептивных способностей, для них характерно выявление характерных черт предмета, сличение их с образами в памяти, детализированность восприятия.  Низкий уровень развития перцептивных способностей выявлен не был.

 

 

Рис. 2. Результаты повторной диагностики уровня перцептивных способностей детей второй младшей группы.

 

Проанализировав результаты, полученные в ходе проведения «Методики складывания разрезных картинок» делаем вывод, что у 67% детей

выявлен средний уровень перцептивных способностей. Для этих детей характерна детализированность восприятия, соотнесение предметов с образами в памяти, но не в полном объёме. У 33% детей выявлен высокий уровень перцептивных способностей. Такие дети характеризуются выделением мелких деталей предмета, соотнесением их с образами в памяти, выделением целостности образа. Низкий уровень перцептивных способностей по данной методике не выявлен.

        Анализ полученных данных показывает, что при повторной диагностике у детей второй младшей группы был выявлен более высокий уровень перцептивных способностей. Данный факт свидетельствует о том, что специально организованная работа с использованием средств метода М. Монтессори, направленная на развитие перцептивных способностей детей раннего возраста, эффективна. Следовательно, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главной целью развития ребёнка М. Монтессори считала развитие интеллекта и познавательное развитие, которое начинается уже в раннем детстве посредством восприятия. В сенсорном материале Монтессори представлены самые разные воспринимаемые качества вещей: форма, цвет, размер, температура, вес, гладкость или шероховатость поверхности, запахи, звуки и т.д. Данные качества очищены и изолированы от предметов. Таким образом, достигается изоляция определённого качества, которая способствует развитию перцептивных способностей детей раннего возраста и формированию ясных представлений о свойствах и характерных особенностях предмета в сознании ребёнка.  

Под перцептивными действиями мы понимаем основные структурные единицы процесса восприятия, которые включают обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти, а умение обнаруживать объект восприятия и соотносить его с образами в памяти - перцептивными способностями. Развитие перцептивных способностей  свидетельствует о том, что определяющим в процессе развития чувствительности является его биологическая значимость, то есть связь с жизнедеятельностью, с поведением, с приспособлением к среде. Воспринимая предметы и людей в условиях, в которых протекает жизнь, человек, осмысливает действия.

В ходе исследования была изучена психолого–педагогическая литература по проблеме перцептивных способностей и их развития у детей раннего возраста средствами метода М.Монтессори. Необходимым условием развития перцептивных способностей у детей раннего возраста является непосредственная связь восприятий с действиями. Ребёнок видит предмет, берёт его в руки и выделяет отдельные свойства и качества предмета.

С целью изучения  перцептивных  способностей детей раннего  возраста и их развития средствами метода М. Монтессори нами было организовано экспериментальное исследование на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №22» города Ачинска Красноярского края. 

При первичной диагностике перцептивных способностей мы выявили, что у 41% детей исследуемой выборки средний уровень перцептивных  способностей, у 59% низкий  уровень перцептивных способностей, высокого уровня перцептивных способностей выявлено не было.

Анализ полученных данных показывает, что при повторной диагностике у детей второй младшей группы был выявлен более высокий уровень перцептивных способностей. Таким образом, результаты исследования показали, что перцептивные способности  детей раннего  возраста наиболее успешно будут развиваться  при использовании на занятиях метода М. Монтессори.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Афанасьева, Т.И. Учить по Монтессори (из опыта работы). -  М.: МЦМ, 2006. – 48 с.
  2. Баканова, Е. Монтессори – педагоги – кто они? // Монтессори клуб. – 2007. – № 6 - 7. – С.15.
  3. Борисова, О.Ф. Образовательная программа для групп 3-6 лет по методу Монтессори. – СПб., 2002. – 54 с.
  4. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2005. – 336 с.
  5. Выготский, Л.С. Психология. – М.: Эксмо – пресс, 2000. – 999 с.
  6. Гаков, В. Детский мир М. Монтессори // Монтессори клуб. – 2007. – № 1. – С.10.
  7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Л.М. Орлова, Е.А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  8. Гребенников, Л.Р. Работа на линии в Монтессори-группе. – М.: МЦМ, 2006. – 72 с.
  9. Дичковская, И.Н Воспитание для жизни / И.Н. Дичковская,       Т.И. Пониманская – М.: МЦМ, 2006 – 116 с.
  10. Дубровина, И.В. Психология / Е.Е. Данилова, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан. – М.: Академия, 2006. – 464 с.
  11. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. – СПб., 1997. – 457 с.
  12. Кеда, Е., Метод Монтессори в России / Е. Кеда // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С.38-39.
  13. Любина, Г. Монтессори – материалы./ Г. Любина // Ребёнок в детском саду. –  2002. – № 4. – С.33.
  14. Мещеряков, Б. Большой психологический словарь / В. Зинченко, Б. Мещеряков – М.: Сфера, 2004. – 732 с. 
  15. Монтессори, М. Впитывающий разум ребенка. – СПб.: Благотворительный фонд «ВОЛОНТЕРЫ», 2009. – 320 с.
  16. Монтессори, М. Дети – другие. – М.: Издат. дом «Карапуз», 2004. – 336 с.
  17. Монтессори, М. Метод научной педагогики / М. Монтессори // Монтессори клуб. –  2007. – № 8. – С.6.
  18. Монтессори, М. О своём методе / М. Монтессори // Монтессори клуб.  –  2007.  – №.3 – С.5.
  19. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому. – М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с.
  20. Мухина, В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2003. –   456 с.
  21.   Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии.  - СПб.: Питер, 2000. – 720 с.
  22.   Семаго, Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 235 с.
  23. Сорокова, М.Г. Математика по методу Монтессори /                  М.Г. Сорокова // Ребёнок в детском саду. –  2003. – №.1. – С.35
  24. Сорокова, М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика.- М.: Академия, 2003. – 384 с.
  25. Сумнительный, К.Е. Педагогическая система М. Монтессори / К.Е. Сумнительный // Мама и малыш. – 2004. – №9. – С.7-30.
  26. Танникова, Е.Б. Монтессори – группы в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 80 с.
  27. Таубман, В.В. Теория и практика детского сада Монтессори / В.В. Таубман, Ю.И. Фаусек. - М.: Мысль, 2003. – 133 c.
  28. Фаусек, Ю.И. Педагогика М. Монтессори. – М.: Гензис, 2007. – 240 с.
  29. Черникова, М.А. Сборник упражнений для использования на «круге» Монтессори / О.О. Перминова, М.А. Черникова – Новосибирск: 2007. – 26 с.
  30. Эльконин, Д.Б. Детская психология. – М.: Просвящение, 2004. – 436 с.

 

Электронные ресурсы:

  1. Особенности педагогики Монтессори [Электронный ресурс]: электрон. журнал. - Режим доступа: http://metodika-montessory.narod.ru/
  2. Систем а Марии Монтессори [Электронный ресурс]: электрон. журнал. - Режим доступа: http://shkola7gnomov.ru.
  3. Восприятие детей раннего возраста [Электронный ресурс]: электрон. журнал. - Режим доступа: http://psyera.ru.
  4. Ранний возраст [Электронный ресурс]: электрон. журнал. - Режим доступа: http://www.childpsy.ru.
  5. Умственное развитие в раннем детстве ( с 1 года до 3 лет): как ему способствовать [Электронный ресурс]: электрон. журнал. - Режим доступа: http://www.vseodetishkax.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Пальчиковые гимнастики

1.Мальчик с пальчик

Мальчик с пальчик,                       

Где ты был?  

(пальцы собраны в кулак, выпрямляем и сгибаем большой палец)

Где ты с братцами ходил?

С этим я в снегу валялся,

С этим с горочки катался,            

С этим по лесу гулял,

С этим я в снежки играл.

(поочерёдно массируем пальцы, начиная с указательного пальца)

          Все мы пальчики друзья,              

Где они,                                           

Там и я!            

(сжимаем и разжимаем пальцы, показываем раскрытую ладонь, затем             пальцы сжимаем в кулак)

2. В гости

В гости к пальчику большому    

(пальцы сжать  в кулачки, поднять вверх большие  пальцы обеих рук)

         Приходили прямо к дому

          (две ладони сомкнуть под углом  – «крыша»)  

Указательный и средний,

Безымянный и последний

(называемые пальцы каждой руки по очереди соединяются с большим    пальцем)

И мизинчик – малышок

(все пальцы сжаты  в кулак, мизинцы выставить вверх)

Сам забрался на порог.

(постучать кулачками  друг о друга)

Вместе пальчики – друзья.

(ритмично сжимать  пальчики в кулачки и разжимать)

Друг без друга им нельзя.

(соединить руки  в «замок»)

3.Заготавливаем капусту

Мы капусту рубим, рубим!

(прямыми, напряжёнными  ладонями имитируем движения  топора:         вверх  – вниз)

Мы капусту режем, режем!

(энергичные движения  прямыми ладонями вперёд – назад)

Мы капусту солим, солим!

(пальцы собраны  «щёпотью», имитируем «посолку капусты»)

Мы капусту жмём, жмём!

(энергично сжимаем  пальцы в кулаки то на двух  руках, то поочерёдно)

Мы морковку трём, трём!

(пальцы одной  руки сжаты в кулак и совершают ритмичные движения вверх – вниз по ладони другой руки, затем меняем руки)

4. Месим тесто

Тесто мнём, мнём, мнём!

Тесто жмём, жмём, жмём!

(очень энергично  сжимаем и разжимаем руки в  кулачки: одновременно и поочерёдно)

Пироги мы испечём!

(руками совершаем движения, как будто лепим снежки)

5. Моем руки

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

(ритмично потираем  ладошки, имитируя мытьё рук)

Брызги – вправо, брызги влево – влево!

Мокрым стало наше тело!

(пальцы  сжать  в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку)

Полотенчиком пушистым

Вытираем ручки очень быстро.

(энергичные движения  имитируют поочерёдное вытирание каждой руки полотенцем)

6.Домик

     Раз, два, три, четыре, пять –

     (пальцы сжаты в кулачок, поочерёдно разжимаем пальчики, начиная с   большого)

    Вышли пальчики гулять.

   (ритмично сжимаем и разжимаем пальцы)

    Раз, два, три, четыре, пять –

   (сгибаем все пальцы в кулак по очереди, начиная с мизинца)

   В домик спрятались опять.

   (ритмично разжимаем и сжимаем пальцы в кулачок)

7.Деревья

    В поле  дерево стоит,

    Ветер  ветки шевелит.

    (покачиваем  руками из стороны в сторону)

    Дует  ветер нам в лицо,

    Закачалось  деревцо!

    (покачивать  руками вниз – вверх, не сгибая  пальцы)

 8.Собака

    Шла собака через мост,

    Четыре  лапы, пятый хвост.

    Если  мост обвалился,

    То собака  свалится.

     (указательный  палец и мизинец поднять вверх, остальные пальцы выпрямить и  собрать в щёпоть, имитируя собачью пасть).

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Артикуляционные гимнастики

1.Лопатка

Цель: укрепление мышц языка, выработка подъёма языка и подвижности кончика языка, умение управлять кончиком языка.

Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прижимать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком отрввать. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, потом  быстрее. Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, работал только язык.

2.Маляр

Цель: укрепление мышц языка, выработка подъёма языка, развитие подвижности кончика языка, умения им управлять.

Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка проводить поглаживающие движения по нёбу (назад – вперёд) от резцов в глубину рта и обратно. Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности зубов и не выходил за пределы рта, губы не закрывали зубы, нижняя челюсть не двигалась.

3.Грибочек

Цель: укрепление мышц языка, выработка движений языка вверх, растяжение подъязычной уздечки.

Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык прижат к нёбу (спинка языка присасывается). Не отрывая спинку языка, раскрывать и закрывать рот, увеличивая амплитуду движений. Следить, чтобы при открывании рта губы улыбались, оставались неподвижными, язык не провисал, зубы были видны.

4.Лошадка

Цель: укрепление мышц языка, развитие точечных движений кончика языка.

Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и с щелчком отрывать. Упражнение выполнять качественно, постепенно ускоряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Кончик языка не должен загибаться внутрь и выходить за пределы рта.

5.Пароход гудит

Цель: выработка подъёма спинки корня языка, укрепление мышц языка.

Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка опущен и оттянут назад, спинка языка выгнута к нёбу. Длительно произносить звук «ы» («как гудит пароход»). Следить, чтобы кончик языка приподнимался и находился в глубине рта, спинка хорошо выгибалась, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

6.Индюки болтают

Цель: развитие гибкости и подвижности кончика языка.

Рот открыт, губы в улыбке, производить широким кончиком языка облизывающие движения по верхней губе вперёд – назад, стараясь не отрывать язык от губы. Темп постепенно увеличивать и добавить голос – послышатся звуки: бл – бл. Следить, чтобы язык не сужался (он должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперёд), губы не натягивались, нижняя челюсть не двигалась.

7.Качели

Цель: укрепление мышц языка, выработка подъёма языка, развитие подвижности и гибкости кончика языка, умения им управлять.

Рот открыт, губы в улыбке, широкий край языка поднимается к носу, затем опускается вниз к подбородку. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

8.Качели (усложнённый вариант)

Цель: осуществление быстрой смены положения языка, развитие гибкости и точности движений его кончика.

Рот открыт, губы в улыбке, положить широкий язык за нижние зубы внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

9.Вкусное варенье

Цель: укрепление мышц языка, развитие его подвижности, выработка подъёма широкой передней части языка.

Рот открыт, губы в улыбке, широкий передний край языка облизывает верхнюю губу, делая движения сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по верхним коренным зубам, нижняя челюсть не поднимает язык вверх, она должна быть неподвижной.

10.Кошка сердится

Цель: укрепление мышц языка, выработка подъёма его спинки.

Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка прогибается вверх, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол за нижними резцами, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

Информация о работе Развитие перцептивных способностей и их развития у детей раннего возраста средствами метода М. Монтессори