Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 13:09, дипломная работа
Цель исследования: изучение перцептивных способностей детей раннего возраста и их развитие средствами метода М. Монтессори.
Объектом исследования являются перцептивные способности, предметом - развитие перцептивных способностей детей раннего возраста средствами метода М. Монтессори.
Гипотеза исследования: перцептивные способности детей раннего возраста наиболее успешно будут развиваться при использовании на занятиях метода М. Монтессори.
11.Катушка
Цель: укрепление мышц языка, выработка подъёма спинки корня языка, их подвижности.
Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними резцами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперёд и убирается глубоко в рот. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол и нижняя челюсть были неподвижны.
12.Гармошка
Цель: укрепление мышц языка, удержание его в вертикальном положении, растяжение подъязычной связки.
Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык прижат к нёбу (спинка языка присасывается). Не отрывая спинку языка, раскрывать и закрывать рот, увеличивая амплитуду движений. Следить, чтобы при открывании рта губы улыбались, оставались неподвижными, язык не провисал, зубы были видны.
13.Фокус
Цель: удержание боковых краёв и кончика языка в поднятом состоянии, обучение направлению воздушной струи посередине языка.
Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края, и кончик языка прогибается вниз. Удерживая язык в таком положении сдуть ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не закрывали зубы, ватка летела строго вверх.
14.Барабанщик
Цель: выработка подъёма языка и точные дифферинцированные движения его кончика.
Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык поднят вверх к нёбу и, произносить поочерёдно отчётливо: д – д – д – д, затем: да – ды. При произнесении слога «да» язык отводится к центру нёба, при произнесении «ды» кончик языка перемещается к бугоркам за верхними резцами.
15.Автомат
Цель: выработка подъёма, гибкости и подвижности кончика языка.
Рот открыт, губы в улыбке. Напряжённым кончиком языка постучать в альвеолы (бугорки) за верхними зубами, многократно и отчётливо произносится: т – т – т – т. Сначала медленно, постепенно ускоряя темп. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, а звук «т» носил характер чёткого удара «не хлопал», кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая струя.
16.Почистим зубы
Цель: выработка подъёма языка, гибкости и подвижности кончика языка, умения управлять кончиком языка.
Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вверх – вниз. Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Занятия по развитию перцептивных способностей
с использованием средств метода М. Монтессори
Занятие 4
Тема: Открой - закрой.
Цель: развитие перцептивных способностей, мелкой моторики, координации движений руки у детей раннего возраста; закрепление названий основных цветов.
Материал: набор баночек с крышками.
Ход занятия:
Дети проходят и садятся в «круг».
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте поиграем с мячом и узнаем, кто сегодня пришёл на занятие.
Дети передают друг другу мяч и называют своё имя.
Педагог: Молодцы! А теперь поиграем с пальчиками!
Проводится пальчиковая игра «Месим тесто» (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Педагог: Очень хорошо, молодцы, пришло время поиграть вашему язычку.
Проводится артикуляционные гимнастики «Качели», «Слоник пьёт» (Приложение Б).
Педагог: Молодцы! Ребята, давайте подойдём к столу.
На столе разложены баночки закрытые крышечками.
Педагог: Ребята, нужно открыть баночки, а потом снова закрыть. Если крышки закручиваются, то вы подобрали их правильно.
После объяснения педагога дети начинают самостоятельно выполнять задание с материалом. Если крышки закручиваются, проследить, чтобы ребёнок крутил крышку, а не банку. После работы с Монтессори – материалом дети возвращаются на «круг», прослушивают спокойную музыку в удобном для них положении.
Педагог: Ребята, вы молодцы! Сегодняшнее наше занятие подошло к концу, приходите на следующей неделе.
Занятие 5
Тема: Рамки с застёжками.
Цель: развитие перцептивных способностей, умения застёгивать и расстёгивать пуговицы, крючки, кнопки, пряжки, координации движений руки у детей раннего возраста.
Материал: 15 рамок с различными застёжками.
Ход занятия:
Дети проходят и садятся в «круг».
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте поиграем с волшебной палочкой и узнаем, кто сегодня пришёл к нам в детский сад.
Дети передают друг другу палочку и называют своё имя.
Педагог: Молодцы! А теперь поиграем с пальчиками!
Проводится пальчиковая игра «Моем руки» (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Педагог: Очень хорошо играли ваши пальчики, пришло время поиграть вашему язычку.
Проводится артикуляционные гимнастики «Вкусное варенье», «Кошка сердится» (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
Педагог: Молодцы! Ребята, давайте подойдём к столу. Посмотрите, здесь лежат рамки с застёжками. Их нужно расстегнуть, а потом застегнуть.
Дети стоят вокруг стола, после объяснения педагога и показа дети начинают самостоятельно выполнять задание с материалом. При выполнении задания - меняются друг с другом. После работы с Монтессори – материалом дети возвращаются на «круг», прослушивают спокойную музыку в удобном для них положении.
Педагог: Ребята, вы сегодня были молодцы! Жду вас на следующей неделе.
Занятие 6
Тема: Найди такую же.
Цель: развитие осязания, умения узнавать поверхности различного качества, мелкой моторики.
Материал: парные дощечки 5 – 6 видов(гладкий – шершавый, бархатный – колючий и другие)
Ход занятия:
Дети проходят и садятся в «круг».
Педагог: Добрый день, ребята! Давайте поиграем с мячом и узнаем, кто сегодня пришёл на занятие.
Дети передают друг другу мяч и называют своё имя.
Педагог: Молодцы! А теперь поиграем с пальчиками!
Проводится пальчиковая игра «Домик» (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Педагог: Очень хорошо играли ваши пальчики, пришло время поиграть вашему язычку.
Проводится артикуляционные гимнастики «Катушка», «Гармошка» (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
Педагог: Молодцы! Ребята, давайте подойдём к столу и посмотрим, что там (стоим вокруг стола). У вас у каждого есть дощечка, проведите по ней пальчиком, определите, какая она: гладкая или шершавая?
После объяснения педагога дети начинают самостоятельно выполнять задание с материалом. Можно предложить детям с закртыми глазами определить и разложить дощечки попарно.
После работы с Монтессори – материалом дети возвращаются на «круг», прослушивают спокойную музыку в удобном для них положении.
Педагог: Ребята, вы молодцы! Сегодняшнее наше занятие подошло к концу, жду вас на следующей неделе.
Занятие 7
Тема: Чудесный мешочек.
Цель: развитие тактильных ощущений и чувства объёма, расширение словарного запаса.
Материал: мешочек, в котором лежат маленькие предметы (камешек, карандаш, монетка, шишка, тряпочка, бусинка, мячик, бумажная салфетка, бутылочка).
Ход занятия:
Дети проходят и садятся в «круг».
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте поиграем с мячом и узнаем, кто сегодня пришёл на занятие.
Дети передают друг другу мяч и называют своё имя.
Педагог: Молодцы! А теперь поиграем с пальчиками!
Проводится пальчиковая игра «Деревья» (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Педагог: Очень хорошо играли ваши пальчики, пришло время поиграть вашему язычку.
Проводится артикуляционные гимнастики «Фокус», «Барабанщик» (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
Педагог: Молодцы! Ребята, давайте подойдём к столу. Посмотрите, у меня в руках мешочек, но он не простой, он чудесный.
Педагог засовывает руку в мешочек и достаёт предмет, показывает его детям и называет. Ребёнок повторяет упражнение. После объяснения педагога дети начинают самостоятельно выполнять задание с материалом.
После работы с Монтессори – материалом дети возвращаются на «круг», прослушивают спокойную музыку в удобном для них положении.
Педагог: Ребята, вы молодцы! Сегодняшнее наше занятие подошло к концу, жду вас на следующей неделе.
Занятие 8
Тема: Упражнения с водой.
Цель: развитие перцептивных способностей, мелкой моторики, координации движений руки у детей раннего возраста, знакомство с различными объёмами сосудов.
Материал: поднос, кувшин, 15 стаканов, 15 воронок, губки.
Ход занятия:
Дети проходят и садятся в «круг».
Педагог: Здравствуйте, ребята! Давайте поиграем с мышкой и узнаем, кто сегодня пришёл на занятие.
Дети передают друг другу мышку и называют своё имя.
Педагог: Молодцы! А теперь поиграем с пальчиками!
Проводится пальчиковая игра «Собака» (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Педагог: Очень хорошо играли ваши пальчики, пришло время поиграть вашему язычку.
Проводится артикуляционные гимнастики «Автомат», «Почистим зубы» (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
Педагог: Молодцы! Ребята, давайте подойдём к столу. Посмотрите, на столе разные сосуды: большие и маленьткие. Мы сейчас будем переливать воду из одного сосуда в другой с помощью воронки. Если прольёте воду на стол, то нужно протереть стол губкой.
После объяснения педагога дети начинают самостоятельно выполнять задание с материалом.
После работы с Монтессори – материалом дети возвращаются на «круг», прослушивают спокойную музыку в удобном для них положении.
Педагог: Ребята, вы молодцы! Сегодняшнее наше занятие подошло к концу.
Таблица 2
Результаты первичной диагностики уровня перцептивных способностей в первой младшей группе №2 «Гномик»
№п.п. |
Фамилия, имя ребёнка |
«Методика изображения конфликтных изображений – нелепиц» |
«Методика узнавания реалистичных изображений» |
«Методика складывания разрезных картинок» |
1 |
Ваня Ю. |
средний |
низкий |
средний |
2 |
Олег Р. |
средний |
средний |
средний |
3 |
Роман А. |
низкий |
низкий |
низкий |
4 |
Лёша Б. |
средний |
средний |
средний |
5 |
Арсений Ч. |
низкий |
низкий |
низкий |
6 |
Максим Ю. |
средний |
низкий |
средний |
7 |
Лена С. |
низкий |
низкий |
низкий |
8 |
Аня В. |
низкий |
низкий |
низкий |
9 |
Арина В. |
средний |
средний |
средний |
10 |
Сергей И. |
средний |
низкий |
низкий |
11 |
Юля П. |
низкий |
низкий |
низкий |
12 |
Борис И. |
низкий |
низкий |
низкий |
13 |
Настя К. |
низкий |
низкий |
низкий |
14 |
Захар У. |
средний |
низкий |
средний |
15 |
Матвей Ц. |
низкий |
низкий |
низкий |
Анализируя результаты «Методики складывания разрезных картинок» мы выявили, что средний уровень перцептивных способностей имеют 35% детей. Эти дети выделяют более характерные детали предмета, не всегда могут соотнести их, объединить их в единый образ. У 65% выявлен низкий уровень перцептивных способностей. Эти дети не выделяют характерные детали предмета, не могут соотнести их в единый образ.
Таким образом, обобщая результаты исследования, мы пришли к выводу, что соотношение уровней перцептивных способностей детей раннего возраста, принявших участие в экспериментальном исследовании, представлено пропорционально, следовательно, в качестве экспериментальной группы обозначим вторую младшую группу №2 «Гномик», а в качестве контрольной – вторую младшую группу №1 «Солнышко». С целью развития перцептивных способностей детей раннего возраста мы разработали систему занятий с использованием средств метода М. Монтессори, которая представлена в следующем параграфе.
Рис. 1. Результаты повторной диагностики уровня перцептивных способностей детей раннего возраста (контрольная группа)
Исходя из анализа результатов, полученных с помощью «Методики узнавания реалистичных изображений», мы выявили, что 53% детей имеют средний уровень перцептивных способностей. Для этих детей характерно узнавание знакомых предметов, сопоставление их с образами в памяти, но не полном объёме. У 47% детей раннего возраста экспериментальной группы выявлен высокий уровень перцептивных способностей. Они выделяют характерные черты предмета, соотносят их с образами в памяти, детализируют предметы. Низкий уровень перцептивных способностей не выявлен.
Результаты повторной диагностики уровня перцептивных способностей детей второй младшей группы
№п.п. |
Фамилия, имя ребёнка |
«Методика изображения конфликтных изображений – нелепиц» |
«Методика узнавания реалистичных изображений» |
«Методика складывания разрезных картинок» |
|
1 |
Аня М. |
высокий |
средний |
средний |
средний |
2 |
Катя Л. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
3 |
Вова Т. |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
4 |
Марина У. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
5 |
Маша П. |
средний |
низкий |
средний |
средний |
6 |
Артем Ч. |
средний |
низкий |
средний |
средний |
7 |
Кирилл А. |
средний |
высокий |
средний |
средний |
8 |
Кирилл К. |
высокий |
средний |
средний |
средний |
9 |
Ева М. |
средний |
низкий |
средний |
средний |
10 |
Вера М. |
средний |
высокий |
средний |
средний |
11 |
Дима Т. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
12 |
Аня Л. |
средний |
средний |
высокий |
средний |
13 |
Кира С. |
средний |
средний |
средний |
средний |
14 |
Вова Ф. |
средний |
низкий |
средний |
средний |
15 |
Вика К. |
средний |
средний |
высокий |
средний |
16 |
Коля М. |
высокий |
средний |
высокий |
высокий |
17 |
Полина Г. |
низкий |
средний |
средний |
средний |
18 |
Никита А. |
средний |
низкий |
средний |
средний |
19 |
Семен Ш. |
низкий |
низкий |
средний |
низкий |
20 |
Даниил С. |
средний |
средний |
низкий |
средний |