Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 13:09, дипломная работа
Цель исследования: изучение перцептивных способностей детей раннего возраста и их развитие средствами метода М. Монтессори.
Объектом исследования являются перцептивные способности, предметом - развитие перцептивных способностей детей раннего возраста средствами метода М. Монтессори.
Гипотеза исследования: перцептивные способности детей раннего возраста наиболее успешно будут развиваться при использовании на занятиях метода М. Монтессори.
3. На третьем этапе перцептивные действия становятся ещё более скрытыми, свёрнутыми, сокращёнными. Внешние звенья исчезают, а само восприятие начинает казаться пассивным процессом, не имеющим внешних проявлений, но это не так. Восприятие по–прежнему остаётся активным процессом, только оно полностью выполняется во внутреннем плане, то есть полностью становится элементом и задачей психической деятельности ребёнка раннего возраста [4:187].
Развитие перцептивных действий происходит значительно быстрее и с большей эффективностью, если ребёнок раннего возраста имеет возможность сопоставлять воспринимаемые объекты с перцептивными эталонами. Такими эталонами, например, при восприятии формы являются геометрические фигуры. Однако, ребёнок раннего возраста не может самостоятельно сопоставлять эталон с воспринимаемым предметом, для этого ему необходима помощь взрослого в форме игры.
Таким образом, в связи с овладением предметными предэталонами перцептивные действия ребенка раннего возраста приобретают четкую структуру: операции отделяются от средств осуществления действий и подчиняются объективной логике межпредметных отношений. Возникает «примеривание» предэталонов к свойствам обследуемого объекта путем пространственно-временных «совмещений», усваиваются критерии идентичности, позволяющие констатировать соответствие средства обследуемому объекту.
1.3 Метод М. Монтессори как средство развития перцептивных способностей у детей раннего возраста
В основу своей педагогической системы Монтессори положила биологическую предпосылку – любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребёнок обладает врождённой потребностью в свободе и самопроизвольности. Метод Монтессори основан на наблюдении за ребёнком в естественных условиях и принятии его таким, каков он есть. Суть метода заключается в том, что в уникальной системе самовоспитания и саморазвития детей раннего возраста основное внимание уделяется, развитию чувств (зрения, обоняния, вкуса и др.), мелкой моторики и воспитанию самостоятельности. Каждый ребёнок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребёнок раннего возраста приобретает уверенность в собственных силах, накапливает сенсорный опыт.
Монтессори отказывалась видеть суть воспитания в формирующем воздействии на ребенка раннего возраста, а ставила проблему организации среды для сенсорного воспитания. Она требовала одного – предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Дисциплину трактовала как активность, которая контролируется и регулируется самим ребенком и предполагает действия, определяемые им самим, а не налагаемые извне педагогом, что способствует гармоничному развитию личности [23, 34].
Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную предметную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой предметной средой. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, развиваться; и все это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, то он ее получает. Педагог организует сенсорную среду для ребенка раннего возраста, в которой он движется сам – это основной принцип метода Монтессори [19:147].
Она впервые увидела, что дети с ограниченными возможностями, после приёма пищи ползают по полу, собирают хлебные крошки и лепят из них шарики. Эти дети были предоставлены сами себе и никто не спорсобствовал продвижению их вперёд. Монтессори решила, что необходима специальная развивающая среда, в которой будут все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, то есть сенсорные эталоны. В рамках, определенных педагогом, ребенок раннего возраста может выбирать деятельность, которая нравится ему и соответствует его внутренним интересам. Он свободно и спонтанно упражняется в развитии перцептивных способностей в окружающей его среде с сенсорными эталонами [23,34].
Дети раннего возраста любят повторения и прекращают занятия тогда, когда обследуют предмет, при этом они в равной мере тренирует свою моторику и сенсорику. Развитие перцептивных способностей заключается в том, что производится эксперимент при помощи соответствующего дидактического материала и затем ожидается непосредственная, самопроизвольная реакция ребёнка. Это то же самое, что делает и психолог, давая испытуемому различные раздражения и наблюдая реакции испытуемого на эти раздражения.
В школе М. Монтессори большое значение придается организации специально подготовленного учебного пространства. Основные требования для организации пространства для занятий по методу Монтессори:
- надо выбирать такой материал, который бы вызвал активность, соответствующие предметы должны быть устроены так, чтобы давать возможность ребёнку раннего возраста замечать и исправлять свои ошибки самостоятельно;
- посредством повторных упражнений происходило постепенное утончение различающего восприятия, например, детям раннего возраста предлагают разместить по порядку цвета, что даёт ребёнку знание чувственно воспринимаемых явлений;
- изолирование ощущения, если это возможно, например, упражнения со слуховыми ощущениями проходят гораздо успешнее, если будут не только тишина, но и мрак, поэтому для воспитания ощущений надо завязывать ребёнку глаза;
- надо начинать упражнения с немногих резко контрастирующих предметов, цветов, затем постепенно переходить к множеству стимулов, причём разница между ними становится всё более тонкой и незаметной [9, 10].
Между этим занятием, его сутью, есть аналогия с принципом обучения, который используют педагоги со своими воспитанниками. Это три ступени или этапа единого целого, прохождение этих ступеней может занять самое различное по продолжительности время.
1 ступень – это ступень знания.
Здесь ребенку даются новые знания, понятия. Педагог говорит ребенку названия предметов, свойств или количеств: «Это - ... (например, красное, это – синее)». Педагог говорит, указывая на соответствующую табличку – ребенок видит и слышит, работает слуховое и зрительное восприятие. Чтобы у ребенка закрепилось это знание.
2 ступень – это уровень опыта.
Здесь ребенок практически учится. Через опыт усваивает знания, полученные на 1 ступени. На этой ступени педагог дает ребенку задания типа: «Дай мне…Покажи мне…». Выполняя задания, ребенок не просто пассивно созерцает предметы, но активно действует с ними. Это практическое выполнение. При этом педагог не предполагает, что ребенок сможет выразить свое действие словами, он только покажет. На этом уровне ребенок усваивает, у него появляется пассивное знание - он знает, но не говорит. Если малыш путает данные понятия, например, красное и синее, учитель возвращается к первому уровню, и снова называет: «Это – красное, это – синее», а не говорит, что это неправильно.
Эта ступень самая важная, так как на ней происходит обучение. Она самая длительная и может длиться на протяжении года. Пока учитель не поймет, что ребенок понял и усвоил знания, он не может перейти к третьей ступени.
3 ступень – проверка переданных знаний, их усвоения.
На этой ступени новые термины и понятия переходят из пассивного словаря в активный словарь. Чтобы способствовать этому, учитель указывает на предмет и задает вопрос: «Что это?» или «Какой это?». Здесь ребенок уже должен сказать, что это. Он отвечает, а не только показывает. Важный момент - педагог не дает ребенку этот тест, пока не будет уверен, что он справится [12, 28].
Трехступенчатое занятие проводится, как правило, с не более чем тремя новыми предметами или понятиями. Ребенок раннего возраста действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы постепенно шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Он манипулирует сенсорными эталонами в окружающей его подготовленной среде, развивая при этом перцептивные способности. Подготовленной эта среда является потому, что имеет четкую логику построения и до мелочей продуманное содержание, соответствующее естественным психологическим потребностям ребенка раннего возраста. Так называемая подготовленная среда состоит из пяти зон развития, которые ребенок раннего возраста последовательно осваивает за время пребывания в группе:
Для развития перцептивных способностей детей раннего возраста необходимы занятия в зоне упражнений практической жизни и зоне сенсорного развития. В зоне упражнений практической жизни ребёнок выполняет действия с реальными предметами: стирает тряпочки мылом в тазу, чистит ботинки кремом и щёткой и т. д., а в сенсорной зоне – выполняет манипуляции с сенсорными эталонами [27:189].
Материалы, находящиеся
в среде – это специально
отобранные материалы, которые выдержали
испытание временем: все они возникли
в результате многолетних
Монтессори считала, что ребенок раннего возраста учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори – это не обязательно какие-то специальные игрушки, предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и другие. К специальным классическим Монтессори-материалам относится Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и другие. М. Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали бы развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.
Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели - прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т.д.), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т.д.). Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её, следуя логике и порядку выбранного материала. Таким образом, ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
Основные правила использования Монтессори – материалов:
2) подготовка материала и рабочего места;
3) выполнение действий;
4) контроль ошибок;
5) завершение работы, расположение материала на исходное место.
Все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что характерной особенностью и необходимым условием развития перцептивных способностей у детей раннего возраста является непосредственная связь восприятий с действиями. Ребёнок видит предмет, берёт его в руки и, манипулируя с ним, выделяет отдельные свойства и стороны. Такие действия с предметами имеют огромное значение для формирования правильного и детального восприятия их. Метод М. Монтессори основан на организации сенсорной среды для ребенка, в которой он движется сам и выполняет определённые действия с предметами (вкладывает, соединяет, переливает, застёгивает, перемещает и другие), что обеспечивает развитие у детей раннего возраста перцептивных способностей.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРЦЕПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ МЕТОДА М.МОНТЕССОРИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА