Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:04, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы — выявление условий для развития познавательного интереса у учеников 7 класса в курсе изучения ОБЖ.
Основные задачи работы:
изучить и проанализировать литературу по данной теме
выявить уровень познавательного интереса до и после педагогического эксперимента
определить условия развития познавательного интереса у школьников
Введение…………………………………………………………3-6
Глава 1. Познавательный интерес с позиции современности…………7-25
1.1 Интерес к обучению в истории педагогической мысли…………………………………………………………………7-12
1.2 Формирование познавательного интереса………………………………………………………………13-20
1.3 Возрастные особенности учеников седьмого класса…………21-25
Вывод к 1 главе……………………………………………………………….26-27
Глава 2. Методики обучения, используемые для развития познавательного интереса на уроках ОБЖ ………………………………………………..28-41
2.1. Активные методы обучения …………………………………29-30
2.2. Урок-игра…………………………………………………………30-31
2.3. Уроки с использованием мультимедиа………………………31-41
Вывод к главе 2…………………………………………………………..42-44
Глава 3. Практическая часть……………………………………………45-53
3.1. Исследование мотивов учения у школьников………………45-49
3.2. Педагогический эксперимент………………………………....49-53
Вывод к главе 3…………………………………………………………….54-55
Заключение………………………………………………………………….57-61
Список литературы…………………………………………………………62-65
Приложения………………………………………………………………….66-97
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.И. ГЕРЦЕНА»
Факультет безопасности жизнедеятельности
Кафедра методики изучения ОБЖ
Развитие познавательного интереса учащихся седьмых классов в процессе обучения ОБЖ
Выпускная квалификационная работа
Студентки 4 курса Чугуновой М.В.
Научный руководитель/доцент кафедры методики обучения, кандидат педагогических наук,
Попова Р.И.
Рецензент/ Альтуфьева А.А.
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Познавательный
интерес с позиции
1.1 Интерес
к обучению в истории
1.2 Формирование
познавательного интереса………………
1.3 Возрастные особенности учеников седьмого класса…………21-25
Вывод к 1 главе……………………………………………………………….
Глава 2. Методики обучения, используемые для развития познавательного интереса на уроках ОБЖ ………………………………………………..28-41
2.1. Активные методы обучения …………………………………29-30
2.2. Урок-игра………………………………………………………
2.3. Уроки с использованием мультимедиа………………………31-41
Вывод к главе 2…………………………………………………………..42-44
Глава 3. Практическая часть……………………………………………45-53
3.1. Исследование
мотивов учения у школьников………
3.2. Педагогический
эксперимент………………………………....49-
Вывод к главе 3…………………………………………………………….54-55
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
На современном
этапе реформирования всего общества
усиливается значение школы, призванной
вооружать учащихся не только определенным
объемом знаний, но и формировать
у них умение самостоятельно добывать
знания и оперировать ими. Новый
подход к образовательному процессу
способствует разработке эффективных,
более совершенных методов
Современная педагогика выводит на первое место обучаемого, его ценности, его личную свободу и умение прогнозировать и контролировать свою собственную жизнь. Главное в этом направлении то, что оно устремлено в будущее человека, утверждает, что все зависит от его собственных усилий, собственной активности. Основные подходы к изучению личности, позволяют раскрыть факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие познавательных интересов, позволяют сделать вывод об их проявлении через творчество человека, посредством достижения высокого уровня активности, необходимости ее реализации. Совокупность педагогических условий, направленных на развитие творческой личности содействует гуманизации образования в "обновленной" обучающей среде, обеспечивающей многомерность и многоцельность образовательного процесса. Под "обновленной" обучающей средой понимается использование новых информационных технических средств.
Становление
многих характеристик личности находится
в прямой зависимости от уровня сформированности
познавательного интереса, который
рассматривается как
Познавательный
интерес может с различной
силой влиять на формирование различных
качеств личности, даже у школьников
с одинаково высоким
Для развития у школьников устойчивого познавательного интереса к урокам ОБЖ перед учителем стоит задача: сделать урок интересным, насыщенным, занимательным, и в то же время понятным для учеников разного уровня. С другой стороны современное общество характеризуется стремительным увеличением объема знаний. Всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблем. Решение этих задач традиционными средствами на уроках ОБЖ затруднительно, так как преподавание связано с дефицитом наглядных пособий и их моральным устареванием.
Актуальность темы определяется тем, что в настоящий момент становится проблема перехода от системы образования, ориентированной в основном на репродуктивное усвоение знаний, к системе, ориентированной на образование и воспитание активной творческой личности, обладающей способностью к самостоятельному познанию нового и подготовленной к осознанному и обоснованному выбору своего дальнейшего жизненного пути в различных видах личностно и общественно значимой деятельности. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится об ориентации образования на развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей и предъявляются высокие требования к овладению учащимися современными ключевыми компетенциями: системой универсальных знаний, умений и навыков, опытом самостоятельной деятельности и личной ответственности. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от «17» декабря 2010 г. № 1897) ставит целью школы формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Каждый учебный предмет играет определенную роль в развитии познавательного интереса учеников. Основы безопасности жизнедеятельности со своими законами, нормами, стилем, эмоционально-образной выразительностью обладает значительным потенциалом для развития познавательного интереса учащихся, так как открывает перед ними новый мир творчества, научных проблем и понятий, гипотез и раздумий.
Цель выпускной квалификационной работы — выявление условий для развития познавательного интереса у учеников 7 класса в курсе изучения ОБЖ.
Основные задачи работы:
Объект исследования — учебный процесс.
Предмет исследования — развитие познавательного интереса у учащихся седьмых классов в процессе обучения ОБЖ.
Методы исследования — анализ литературы, анкетирование, беседы, элементы педагогического эксперимента.
Глава 1. Познавательный интерес на современном этапе.
Вопросы развития познавательных интересов у школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения, как деятельности, зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Значение познавательного интереса утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.
Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
Проведенный анализ научной литературы свидетельствует, что проблеме познавательного интереса учащихся, вопросам его формирования и развития посвящено значительное количество исследований.
1.1. Интерес к обучению в истории педагогической мысли
Проблема
интереса к учению в истории русской
педагогической мысли и в практике
обучения выкристаллизовывалась
Во второй половине 18 века стало особенно ощутимым, что схоластические знания уже не отвечали потребностям общественно-экономического развития России. Становление капитализма требовало грамотных людей. Назрела необходимость в создании системы образования. Расширение контингента учащихся требовало не индивидуального обучения, господствовавшего ранее, а иных организационных форм.
Идеи
Бецкого создать сословные
Ф. И. Янкович видел, что нужно избавить учеников от «жалостного мучения», от зубрежки, угроз и наказаний, что учение следует облегчить. Как и мы в своем исследовании он ратовал за использование в обучении элементов занимательности, игры, оживляющих занятия. Он впервые увидел связь интереса к учению с нравственностью, считал, что привлекательность учения нужна для того, чтобы чтением увеселительных повестей вызывать у детей охоту подражать добрым примерам, которые в них скрываются.
Психологический подход В.Ф. Одоевского позволил впервые ограничить любопытство от любознательности. Он считал, что свойственное детям любопытство при надлежащем руководстве может перерасти в любознательность, в страсть к познанию, развивающую умственную самостоятельность. Таким образом, он сделал значительный шаг в понимании сущности интереса, его психологической природы.
Иной
поворот к проблеме интереса был
сделан представителями революционно-
Белинский видел, что интересный детям материал привлекает их образами, красками, звуками, поэтичностью, что вместе с интересом развивается и их воображение, внимание, чувствительность и дети становятся жадными слушателями. Содержанием знаний вызвать интерес к жизни – в этом революционеры-демократы видели воспитывающего и развивающего обучения. Именно поэтому в своих уроках мы старались как моно больше использовать образы, звуки и так далее.
Интерес – стимул овладения знаниями об окружающем мире и систематизации их, он обогащает личность, воспитывает ее в духе преданности «высоким интересам». Такая личность, по высказыванию А.И. Герцена, и в практическом мире толпы выше толпы.
К середине 19 века полуфеодальная система образования зашла в тупик. Даже буржуазные историки педагогики это признавали, и, тем не менее, передовая педагогическая мысль в решении вопросов воспитания и обучения не обходила стороной проблему интереса в обучении, не смотря на то, что специальных последователей по этой проблеме все еще не было.
Представитель
либерально-буржуазного
Связывая
интерес с нравственным становлением
личности, признавая в этом силу
самой науки, Н.И. Пирогов обращался
и к методике обучения. Через методику
раскрывается содержание науки, открывается
ученикам личность учителя – носителя
науки, а все вместе способствует
нравственно-духовному развитию ученика,
пробуждая в нем
Обстоятельно,
в контексте своей
Психологические наблюдения К. Д. Ушинского за связью между любопытством и любознательностью представляют определенный интерес. Он подметил, что любопытство, обязательно побуждающее к вопросам, постепенно создает ориентировку ребенка в окружающем мире и, сосредоточивая умственную деятельность на интересующей его области, перерастает в любознательность. Любопытства – первооснова любознательности.. Однако если оно не реализует желания ребенка разрешить возникшие вопросы, то не перерастает в любознательность и может привести к душевной пустоте, оставить человека без серьезного увлечения делом.