Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:04, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы — выявление условий для развития познавательного интереса у учеников 7 класса в курсе изучения ОБЖ.
Основные задачи работы:
изучить и проанализировать литературу по данной теме
выявить уровень познавательного интереса до и после педагогического эксперимента
определить условия развития познавательного интереса у школьников
Введение…………………………………………………………3-6
Глава 1. Познавательный интерес с позиции современности…………7-25
1.1 Интерес к обучению в истории педагогической мысли…………………………………………………………………7-12
1.2 Формирование познавательного интереса………………………………………………………………13-20
1.3 Возрастные особенности учеников седьмого класса…………21-25
Вывод к 1 главе……………………………………………………………….26-27
Глава 2. Методики обучения, используемые для развития познавательного интереса на уроках ОБЖ ………………………………………………..28-41
2.1. Активные методы обучения …………………………………29-30
2.2. Урок-игра…………………………………………………………30-31
2.3. Уроки с использованием мультимедиа………………………31-41
Вывод к главе 2…………………………………………………………..42-44
Глава 3. Практическая часть……………………………………………45-53
3.1. Исследование мотивов учения у школьников………………45-49
3.2. Педагогический эксперимент………………………………....49-53
Вывод к главе 3…………………………………………………………….54-55
Заключение………………………………………………………………….57-61
Список литературы…………………………………………………………62-65
Приложения………………………………………………………………….66-97
Также был проведен тест, направленный на изучение мотивационной сферы учащихся (М.В.Матюхина). (приложение 5)
Данная методика позволяет выявить ведущие, доминирующие мотивы в мотивационной сфере учащихся. Все мотивы, обозначенные в данной методике, можно разделить на:
• широкие
социальные (мотивы долга и ответственности,
самоопределения и
• узколичностные (благополучия и престижа),
• учебно-познавательные (связанные с содержанием и процессом учения),
• мотивы избегания неприятностей.
Эта методика так же является развивающей и помогает школьникам осознать собственные мотивы в учебе (Приложение 2).
Первая серия дает испытуемому большой простор для выбора. Вторая серия ставит испытуемого перед необходимостью более строгого отбора, поэтому он вынужден ограничить выбор. Это заставляет его лучше осознать свои побуждения и мотивы. Третья серия требует еще более глубокого осознания своего отношения к учению.
По результатам теста было выявлено, что у учеников 7 класса преобладает мотив самоопределения и самосовершенствования, на втором месте мотив содержания учения, на третьем мотив благополучия.
Рассмотрим подробнее сам познавательный интерес.
В качестве
диагностических критериев
1. Положительно-познавательные отношения учащихся к учебной и внеучебной работе, проявляющиеся:
а) в оценке по учебному предмету;
б) в вопросах, задаваемых учащимися, свидетельствующих об их умственной активности и направленности интереса;
в) в сосредоточенности произвольного внимания как показателя сосредоточенности мыслей на предмете интереса;
г) в характере деятельности учащихся: активность, самостоятельность;
д) добросовестность выбора более сложного задания.
2. Участие во внеурочной деятельности по предмету.
3. Чтение дополнительной литературы по предмету.
4. Эмоциональное
проявление в процессе
О наличии и особенности познавательного интереса можно судить только при учёте этих критериев [1].
Важнейшим показателем наличия и уровня познавательного интереса является мотивируемая им деятельность [2, 6]. В. Г. Денисова в этом отношении выделяет четыре уровня развития познавательного интереса:
• низкий уровень (характеризуется внешне привлекательной, простой, кратковременной деятельностью узнавания и воспроизведения);
• средний уровень познавательного интереса (характеризуется освоенной, алгоритмизированной (манипуляционной), более длительной деятельностью);
• высокий уровень познавательного интереса (характеризуется длительной, самостоятельной, частично-поисковой деятельностью);
• высший уровень познавательного интереса (характеризуется длительной, самостоятельной, сложной креативной деятельностью) [2; с. 84]. Для исследования была использована диагностика уровня развития познавательного интереса школьников (Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. – М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.)
Данная методика позволяет установить, какое место конкретные школьные предметы занимают в оценках учеников с точки зрения необходимости и интересности. На втором этапе обработки результатов исследуются причины, по которым ученики относят какой-либо конкретный предмет к числу необходимых и интересных предметов.
Результаты исследования в 7 классе (2011г.) приведены на диаграммах:
Как мы видим, ученики не считают ОБЖ как нужным, так и интересным предметом.
3.2. Педагогический эксперимент
В процессе практики нами был проведен педагогический эксперимент, он заключался в следующем:
Первый
этап. Был проведен тест, определяющий
уровень познавательного
Для определения уровня познавательной активности учащихся мы воспользовались опросником, разработанным лабораторией психологического обеспечения образования (приложение 7). В процессе стандартизации были получены кривые распределения результатов заполнения опросника и нормы отдельно для мальчиков и девочек (см. таблицу 2).
Таблица 2
№ |
Возраст |
Количество испытуемых |
Возрастные нормы в баллах |
1 |
13 лет |
Мальчики (12 чел) Девочки (15 чел) |
12-24 13-24 |
2 |
14 лет |
Мальчики (5 чел) Девочки (13 чел) |
12-24 13-25 |
Опросник изучения уровня познавательной активности учащихся позволяет определить уровень познавательной активности ученика и сравнить его с нормативными показателями для разных возрастных групп. Познавательная, умственная активность лежит в основе любой учебной деятельности школьника на всех возрастных этапах его развития. Познавательная активность — это мера умственного усилия, направленная на удовлетворение познавательного интереса и содержащая следующие составляющие:
Опросник состоит из 52 вопросов,
из которых 42 вопроса направлены
на изучение познавательной
Вопросы
для опросника подбирались
Результаты опроса:
высокий уровень: 7%
средний уровень: 50 %
низкий уровень: 43%
Так же был проведен опрос, содержащий следующие вопросы:
Люблю ОБЖ потому, что
Этот опрос показал, что дети считают ОБЖ занимательным и интересным предметом, но большинство все же ответило, что урок нравится потому, что его ведет интересный преподаватель.
Второй
этап. Были проведены уроки с
Третий
этап. На данном этапе мы снова проверили
уровень познавательного
После проведения повторного опроса, было видно, что результаты опросник изучения уровня познавательной активности учащихся практически не изменились, а вот во втором этапе было видно, что данный предмет стал для детей не только занимательным и интересным, но и полезным.
Из данного эксперимента можно сделать вывод:
Все педагогические средства могут стать реально действующими стимулами при условии, если ученик будет достигать успеха в познавательной деятельности. Таким образом, анализ результатов эксперимента приводит к выводу о необходимости отказаться от применения отрицательных стимулов учения. Они приводят ученика к безуспешной познавательной деятельности и угасанию интереса. Напротив, следует найти и закрепить те педагогические средства, которые действуют как положительные стимулы.
Важно уточнить, что для проявления познавательной активности недостаточно наличия познавательного интереса, существенную роль при этом играет также волевая регуляция [7]. Школьники со слабым уровнем развития воли проявляют достаточно устойчивую познавательную активность в изучении предмета только при наличии соответствующего интереса, а у школьников у которых ОБЖ является «нелюбимым» предметом высокая и устойчивая познавательная активность в нем проявлялась только при условии высокого уровня развития воли.
Так в нашем исследовании после объявления новой темы мы уделяли несколько минут разъяснению значения каждого слова в названии темы, что позволило учащимся понять суть нового материала.
В своем исследовании, мы так же обнаружили, что некоторые дети, пользуясь своим лидирующим положением уже «навязали» свои интересы другим ученикам. Для них интересы «активистов» уже стали своими собственными, и они также активно проявляли интерес к предметам, которые являются для лидеров значимыми. Этот факт демонстрирует возможность формирования познавательного интереса на основе не познавательной потребности, а например потребности в общении.
Как показывают наши наблюдения, особенно высоким потенциалом развития познавательного интереса подростков обладает их внеучебная деятельность, в которой они находят возможности для личностного самовыражения и самоутверждения. Причём внеклассная деятельность оказывает стимулирующее влияние на познавательный интерес учащихся различных уровней.
Вывод к главе 3
В заключительно главе мы выявили главные условия для развития познавательного интереса.
Мы провели тесты, определяющие, какие мотивы движут учениками в процессе обучения.
Далее в главе описан педагогический эксперимент, заключающийся в следующем:
Первый этап. Был проведен тест, определяющий уровень познавательного интереса у учеников 7 класса.
Второй этап.
Были проведены уроки с
Третий этап.
На данном этапе мы снова проверили
уровень познавательного
После мы описали результаты эксперимента.
Также мы выявили
условия развития познавательного
интереса.
Заключение
На современном этапе развития школьного образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение, в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Анализ проблемы интереса в истории русской педагогической мысли и в практике дореволюционной школы показал, что эта проблема была всегда актуальна.
В разные периоды развития школы проблема интереса выступала в различных характеристиках в зависимости от требований жизни и взглядов отдельных педагогов.
Во второй половине XVIII века в интересе видели лишь средство, способное приохотить ребенка к учению, облегчающее догматическое усвоение знаний в феодальной школе.
В условиях развивающегося промышленного капитализма в первой и особенно во второй половине XIX века усиливается тенденция рассмотрения интереса в связи с нравственным становлением личности. Все более глубокое обоснование получает связь интереса с психическими процессами, что было обусловлено развитием психологической науки.
К настоящему
времени в научно-методической литературе
накоплен большой объем ценного
психолого-педагогического
Учитывая психолого-педагогическое исследование, учащиеся среднего школьного возраста характеризуются, с одной стороны, некоторым снижением интереса к учению, с другой - повышением внимания к своей личности, активным процессом самосознания. Это определяет особую важность формирования у детей личностно значимого учебно-познавательного интереса.
Работа
учителя, прямо направленная на упрочнение
и развитие мотивационной сферы,
включает в себя следующие виды воздействия:
актуализация уже сложившихся у
школьника ранее позитивных мотивационных
установок, которые надо укрепить и
поддержать; создание условий для
появления новых мотивационных
установок (новых мотивов, целей) и
появление у них новых качеств,
устойчивости, осознанности, действенности,
коррекция дефективных
При этом необходимо учитывать индивидуальный подход в обучении, который состоит в обеспечении самораскрытия ребёнка, помощи ему в использовании своих возможностей, склонностей, способностей, интересов, избегать пробелов в знаниях, развивать познавательный интерес, индивидуальность ребенка, смягчать недостатки семейного воспитания.
Возникновение устойчивого уровня мотивации способствует возможности включения ребенка в такие виды учебной деятельности, где он может достичь успеха и вместе с тем, где возникает ощущение преодоления трудностей и препятствий. Учителю необходимо на уроке постоянно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, для этого надо укреплять уверенность ученика в своих силах, снижать отрицательное влияние стресса во время контрольных работ, всевозможных помех и усталости; создавать ситуацию успеха, что возможно при отношениях сотрудничества учителя и ученика и взаимоуважении.