Развитие познавательного интереса учащихся седьмых классов в процессе обучения ОБЖ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 23:04, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы — выявление условий для развития познавательного интереса у учеников 7 класса в курсе изучения ОБЖ.
Основные задачи работы:
изучить и проанализировать литературу по данной теме
выявить уровень познавательного интереса до и после педагогического эксперимента
определить условия развития познавательного интереса у школьников

Содержание работы

Введение…………………………………………………………3-6
Глава 1. Познавательный интерес с позиции современности…………7-25
1.1 Интерес к обучению в истории педагогической мысли…………………………………………………………………7-12
1.2 Формирование познавательного интереса………………………………………………………………13-20
1.3 Возрастные особенности учеников седьмого класса…………21-25
Вывод к 1 главе……………………………………………………………….26-27
Глава 2. Методики обучения, используемые для развития познавательного интереса на уроках ОБЖ ………………………………………………..28-41
2.1. Активные методы обучения …………………………………29-30
2.2. Урок-игра…………………………………………………………30-31
2.3. Уроки с использованием мультимедиа………………………31-41
Вывод к главе 2…………………………………………………………..42-44
Глава 3. Практическая часть……………………………………………45-53
3.1. Исследование мотивов учения у школьников………………45-49
3.2. Педагогический эксперимент………………………………....49-53
Вывод к главе 3…………………………………………………………….54-55
Заключение………………………………………………………………….57-61
Список литературы…………………………………………………………62-65
Приложения………………………………………………………………….66-97

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 352.89 Кб (Скачать файл)

Перерастание любопытства и  любознательность, по мысли К. Д. Ушинского, происходит на основе понимания ребенком внутренних| связей изучаемых явлении, поэтому он требовал от учителя раскрытия этик связей, ибо именно они могут увлечь ученика и сделать обучение обоюдоувлекательным процессом.

Он видел связь интереса с развитием и углублением "чувств ребенка, которые помогает формировать представление о предмете. Поэтому в развитии любопытства важно чувство удовольствия, делающее учение радостным.

Начиная с середины XIX века материалистическая позиция В. Г. Белинского и А. И. Герцена в решении проблем воспитания и обучения получила свое продолжение в трудах Н.Г. Чернышевского (1828 -1889) и Н.А. Добролюбова (1836-1861). В условиях реакционной школьной политики они отстаивали подлинно свободное развитие ребенка и формирование его истинной гражданственности. В совокупности их высказываний обнаруживаются и их взгляды на интерес.

Только воспитание, опирающееся  на разумную свободу ребенка, развивает его интересы и любознательность, укрепляет его ум и волю, восприимчивость к явлениям и потребностям той жизни, того общества, среди которых ему придется действовать.

Методическая мысль  была единодушна в том, что вызывать интерес к учению особенно важно на первоначальном его этапе. Так, Н.X.Вессель (1837—1906) писал; «Все, что окружает дитя и производит на него впечатление, доставляет материал для его развития, а внимание дитяти постоянно устремляется на окружающие предметы и явления... Дитя любопытно, оно желает учиться, оно хочет узнать то, что его окружает и что производит настоящее впечатление», Это стремление надо всячески поддерживать.

От учителя зависит  возбуждение интересов детей. Он должен наводить детей на всестороннее рассмотрение предметов. В его углубляющейся и постепенно усложняющейся работе заложена развивающаяся сила познавательной способности, пробуждающая в детях все большую и большую любознательность и желание учиться.

Как методист Н.X. Вессель в первую очередь обращал внимание на приемы, развисающие любопытство, главным образом связанные с наглядным обучением.

В зарубежной литературе Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.-Ж.Руссо и другие педагоги XVII - XVIII вв. рассматривали интерес как необходимое условие успешного обучения. И.Ф. Гербарт, один из крупнейших деятелей педагогической науки 1-й половины XIX в., постарался раскрыть сущность интереса, исходя из его природы, а также выполняемых им дидактических функций. Им была предложена возможная классификация интересов в их соотношении с содержанием познавательной деятельности. Он показал, что в интересе концентрируются деятельное начало, внутренняя активность, благодаря чему в интересе проявляются познавательная потребность, сосредоточенность и волевая, целенаправленная деятельность личности по усвоению нового.

Современная педагогика выводит на первое место  обучаемого, его ценности, его личную свободу и умение прогнозировать и контролировать свою собственную  жизнь. Главное в этом направлении  то, что оно устремлено в будущее  человека, утверждает, что все зависит  от его собственных усилий, собственной  активности. Основные подходы к изучению личности, позволяют раскрыть факторы, оказывающие влияние на формирование и развитие познавательных интересов, позволяют сделать вывод об их проявлении через творчество человека, посредством достижения высокого уровня активности, необходимости ее реализации. Совокупность педагогических условий, направленных на развитие творческой личности содействует гуманизации  образования в "обновленной" обучающей  среде, обеспечивающей многомерность  и многоцельность образовательного процесса.

Интересы  личности могут быть многообразными и классифицироваться по содержанию. В настоящее время усилия многих ученых, педагогических коллективов  и отдельных педагогов направлены на поиски наиболее эффективных форм и методов развития познавательного  интереса у школьников.

 

1.2.  Формирование познавательного интереса

Важнейшая область общего феномена интереса - познавательный  интерес. Его предметом  является отличительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной  ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении  человека к миру - в стремлении проникать  в его  многообразие, отражать в  сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Интересы, и особенно познавательные интересы, ученые изучают с различных  сторон, но любое исследование рассматривает  интерес как часть общей проблемы воспитания и развития.

Познавательный  интерес —  интегральное образование  личности. Он как общий феномен  интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные  психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и  объективные и субъективные связи  человека с миром, выраженные в отношениях. Одни исследователи изучают психологическую  природу интереса,  другие рассматривают  познавательный интерес как мотив  или как отношение личности. Ряд  исследователей изучают познавательный интерес как важное средство обучения. Эта же сторона познавательного  интереса рассматривается и во многих дидактических исследованиях, посвященных  проблеме активизации обучения.

С точки  зрения Г.И. Щукиной, познавательный интерес - это «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. 

Исследования в области формирования познавательных интересов вскрывают также единство познавательной и социальной их стимуляции, показывают, что интерес к учению (как, впрочем, и к любой деятельности) крепнет и развивается под влиянием общения, в котором происходит обмен информацией, осуществляется содружество, поддержка начинаний участников деятельности, создастся благоприятный тонус отношений.

Общеизвестно и то, что формирование познавательных интересов учащихся на уроках, в учебном процессе в целом содействует активности учащихся. И в учебном процессе происходит взаимодействие познавательной активности и интереса, поддерживающих и укрепляющих друг друга.

Разработка вопросов стимуляции познавательных интересов учащихся в обучении пролагает пути эффективности не только воспитанию интересов, но и учебному процессу в целом. Особо значима в этом проблема методов обучения, исследуемая под углом зрения использования внутренних ресурсов деятельности школьников. В этой связи весьма значимым вопросом современной дидактики является взаимообусловленность мотивационной и операционной сторон деятельности школьника. В области познавательных интересов исследования С, Л. Фокиной и Т. Н. Милушевой доказали, что интерес к учению формируется под влиянием обобщенных умений, а процесс овладения необходимыми умениями испытывает на себе влияние познавательного интереса. Эта тесная связь побуждений и умений и создает возможности успеха, ободряющего школьника в его притязаниях. Значительна роль познавательного интереса в проблемном обучении. Именно здесь, как доказано это исследованием В.Н.Максимовой, происходит, с одной стороны, актуализация и укрепление познавательного интереса, поскольку кульминацией проблемности является обострение противоречий между знаемым и непознанным, мобилизующим прошлый опыт и установку па приобретение новых знаний и способов; с другой — активные процессы, составляющие психологическую структуру познавательного интереса, способствуют решению поставленных проблем, выявляют зависимости и существенные связи». [Щукина]

Психологи также утверждают, что истоки интереса лежат в общественной жизни, что развивается и обогащается интерес в деятельности, в которой формируется и конкретное содержание интересов человека, т.е. источником познавательного интереса является жизнь, окружение человека. Однако в окружающем мире далеко не все и не в равной мере привлекает человека, не все он стремится исследовать, понять, познать. Познавательная направленность человека носит избирательный характер. Его познавательный интерес бывает, прежде всего, связан с тем, в чем он испытывает нужду, потребность, что для самой личности имеет особое значение, «особый жизненный смысл».

Другими исследователями [2,5] установлено, что основным источником познавательного интереса  является процесс  сосредоточенной, углубленной деятельности, направленной на решение познавательной задачи. Значительна взаимосвязь в структуре деятельности ее результата и познавательных интересов. Успешный результат всегда благотворен для интереса, а интерес к деятельности ведет к успешному результату. Следует отметить, что  вдумчивый анализ результатов деятельности со стороны учителя при активном участии в этом учащихся вырабатывает адекватность оценок своих результатов у каждого школьника, что способствует движению познавательного интереса, переводу его на новый, более высокий уровень развития, поскольку в этом процессе оценок и самооценок результатов деятельности и осуществляется воспитание ценностных ориентаций в познании и знаниях учащихся [6].

Исследования  показали, что источником самой сильной  стимуляции учения в глазах учащихся является не только содержание обучения и процесса учебной деятельности, сколько социальные стимулы (вера в  свои силы, воля, поощрение, отношения  и.т.п.), которые для личности обучающегося важнее и сильнее всех остальных. Социальные стимулы не выступают  обособленно от стимулов содержания и процесса деятельности, они, переплетаясь друг с другом, влияя друг на друга, побуждают познавательный интерес, оказывают воздействие на нравственное развитие личности [11].

Реализация  основных направлений модернизации образования потребовала переосмысления своего педагогического опыта, чтобы  понять, что же изменить в своей  деятельности с позиции развития познавательного интереса учащихся, каких знаний и умений  в современных  условиях уже недостаточно, какие современные средства обучения наиболее эффективны для развития данного качества личности.

Становление многих характеристик личности находится  в прямой зависимости от уровня сформированности познавательного интереса, который  рассматривается как интегральная характеристика личности, выражающая ее эмоционально-положительное отношение  к знаниям, процессу познания, к своим  интеллектуальным, эмоциональным и  коммуникативно-волевым возможностям в познании[1].

Познавательный  интерес может с различной  силой влиять на формирование различных  качеств личности, даже у школьников с одинаково высоким познавательным потенциалом. В одних случаях  он обращен к приложению приобретенных  знаний с целью получения ощутимых результатов. У других – лежит  у основания глубокой теоретической  направленности личности. У третьих  – уже может определять жизненные  планы. Таким образом, познавательный интерес способствует общей направленности ребенка, может играть роль в структуре  его личности. Влияние на формирование личности обусловливается условиями:

    • уровнем развития;
    • его характером (наличие глубокого интереса обеспечивает значительные сдвиги в развитии личности);
    • взаимосвязью познавательного интереса и других мотивов;
    • своеобразием интереса в познавательном процессе;
    • связью познавательного интереса с жизненными перспективами.

В. Г. Денисова выделяет две группы причин возникновения  познавательного интереса: внешние  и внутренние.

1. Внешние  по отношению к личности события:

а) …всё новое, неожиданное, неизведанное, проблематичное, всё то, что ставит задачу и требует  работу мысли;

б) «заражение»  чужими интересами: коллектива, близких  и знакомых;

в) «навязывание»  интереса другими людьми.

2. Внутренние  по отношению к личности процессы:

а) развивающиеся  потребности личности;

б) собственная  деятельность личности: источником познавательного  интереса является, главным образом, процесс сосредоточенной углубленной  деятельности, направленной на решение  познавательной задачи;

в) перерастание одного интереса в другой, путём  смены объекта, формирование новых  интересов на базе старых [2; с. 28].

В последние  годы утверждается тенденция рассматривать  несколько стадий интереса:

    • любопытство (элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, ситуативный интерес);
    • любознательность (стремление глубже ознакомиться с предметом, эмоциональное удивление);
    • познавательный интерес (стремление самостоятельно решить проблемные вопросы, познавательные задачи, установить причинно-следственные связи);
    • теоретический интерес (применение закономерностей на практике)[2].

Суть  познавательного интереса в том, что его объектом является сам  процесс познания, который характеризуется  стремлением проникать в сущность явлений (а не просто быть потребителем информации), познанием теоретических, научных основ определенной области  знаний, устойчивым стремлением к  постоянному глубокому и основательному их изучению[2].

Некоторые исследователи выделяют особый вид  интереса – интерес к учебному предмету. Интерес к учебному предмету – направленность личности на процесс  овладения знаниями, избирательно обращенная к определенному учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает  как разновидность, частный случай познавательного интереса, базирующегося  на специфической человеческой потребности  в новых впечатлениях, новой информации. Выделение интереса к учебному предмету как особого вида познавательного  интереса обусловлено спецификой учебной  деятельности, прежде всего, в среднем  и старшем звеньях школы[3].

Информация о работе Развитие познавательного интереса учащихся седьмых классов в процессе обучения ОБЖ